Файл: Станис Л.Я. Движение, пространство, время и теория относительности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
превратилась в скульптуру, нужен скульптор. Для все общей, единой материальной субстанции, неизменной в своей основе, нужен был такой талантливый и могучий «скульптор», который бы постоянно создавал и пересо здавал в пространстве и времени бесконечное и удиви тельно многообразное сочетание всего совершенного и несовершенного в природе. Для движения инертной ма терии — материала — нужна была активная сила движе ния. У Аристотеля, например, это — чистая форма, она причина изменений; формой всех форм у него был бог. Аристотель решал этот вопрос идеалистически. Вместе с тем линия Аристотеля на активность формы благодаря диалектическим тенденциям в его взглядах получила как бы свое продолжение в разработке идей о неоднородных пространствах Римана — Эйнштейна.
Последовательными идеалистами вопрос о связи ма терии с движением по видимости решался легко, по существу же совершенно б е с п л о д н о , — все от бога, причина движения материи — вне материи.
При всей ограниченности естественнонаучного мате
риала |
и человеческой практики античная философия |
д а л а |
нам г е н и а л ь н ы е своей постановкой общие |
решения многих проблем, над которыми наука билась еще много веков спустя.
Гераклит, например, преодолевая отмеченную труд ность, выбрал такое «первовещество», которое само по себе не нуждалось во внешней силе движения. Субстан ция мира по Гераклиту — вечно живой огонь. Его изре чение «Мир, единый из всего, не создан никем из лю дей и никем из богов, был, есть и будет вечно живым огнем, мерно воспламеняющимся и мерно угасающим» В. И. Ленин оценил как хорошее изложение начал диалектического материализма. Гениальность выбора Ге раклита состояла в том, что его «огонь» в качестве суб
26
станции олицетворял собою самодвижение, постоянное беспокойство и изменение. Огонь неотделим от горения, материя — от движения. Субстанция движущаяся, дви жение субстанционально, неуничтожимо и несотворимо. Образно,’ метафорично, наивно, но по-настоящему гени-> ально, очень глубоко! Материальное движение, движу щаяся материя — вот что из себя представляет Мир
в целом.
Несмотря на всю глубину постановки вопроса Герак литом о связи материи с движением, его образ огня це мог надолго удовлетворить пытливую человеческую мысль, пошедшую по пути все более детального иссле дования объективной действительности. С помощью та кого обобщенного образа нельзя было объяснить беско нечное многообразие видов и форм движущейся материи. Эту задачу по-своему гениально решал другой античный философ — Демокрит, который впервые отчетливо, в полную силу поставил проблему пространства. В каче стве субстанции Мира он берет а т о м ы как неизменные, наипростейшие и неделимые далее первокирпичики мироздания, различающиеся лишь по форме и величине. Аналогично тому как из ограниченного разнообразия букв алфавита можно складывать бесконечный калейдо скоп сочетаний в словах, предложениях, умозаключе ниях, гипотезах, теориях и т. д., так из ограниченно-раз- личающихся по форме и величине атомов у Демокрита возможным оказывается их бесконечно-многообразное сочетание, дающее реальное бесконечное многообразие качественных образований материального мира.
Наряду с атомистической гипотезой строения вещест ва, скорее даже в результате ее появления, возникала новая проблема — проблема обоснования и понимания пространства, которую ставит и решает Демокрит. При чем решает так, что его пространственная картина мира
27
в физике, например, по существу держалась вплоть до возникновения теории относительности и занимала в ней господствующее положение (ньютоново абсолютное про странство по сути дела оставалось демокритовым про странством). Демокриту потребовалось представление о пустом пространстве для того, чтобы атомы могли раз личным образом соединяться и разъединяться при обра зовании и взаимодействии тел. В противном случае на битые, как детские кубики в коробке или как сельди в бочке, плотно, без всяких зазоров, атомы оказались бы неподвижными. Демокрит вводит пустое пространство как необходимое, объективное условие движения ма терии.
В р е м я как форма существования материи осваи вается, пожалуй, труднее1. В античной философии время связывалось со сменой событий и рассматривалось как объективное условие их последовательности, как необ ходимое условие изменений в природе. В одну и ту же реку, говорил Гераклит, нельзя войти дважды. Все течет, все изменяется, поэтому имеет место время. Идеалист Парменид, наоборот, утверждал, что последняя субстан ция мира вневременна, совершенна и неизменна. В от личие от Парменида Аристотель, например, видел во времени неотъемлемую сторону «становления», с его точки зрения мир имеет временную структуру. Эту идею он, однако, ограничивает существованием особой, боже ственной сферы, которая не нуждается ни в дальнейшем совершенствовании, ни в изменении, ни в становлении. На основе эмпирически наблюдаемой картины движения Солнца, Луны, звезд и планет Аристотель в отличие от представлений Демокрита о бесконечно протяженном и
1 По данному вопросу полезно познакомиться с книгой Дж Уитроу «Естественная философия времени». М., 1964.
28
движущемся в однородном пустом пространстве мире выдвинул схему неподвижного и неоднородного про странства с центром (Землей) и границами (самыми дальними небесными сферами движения звезд), с вечной системой естественных мест для каждого тела. Каждое тело под влиянием местного движения других тел, выби тое из своего естественного места, стремится в свое ме сто как шар в свою лузу, под влиянием от века сущест вующей, неизменной, богом предначертанной системы мест.
На космологические идеи Аристотеля опиралась Пто лемеева геоцентрическая система мироздания. Она века ми поддерживалась церковью. Период средних веков отличался господством религиозной идеологии, на многие века отбросившей назад пытливую человеческую мысль. Из взглядов Аристотеля церковью канонизировалось лишь то, что помогало ей держать человека в тисках религиозного мракобесия. Движение материи было ото двинуто на задворки, на первый план выступил покой, богом предопределенная неизменная гармония мира. Любая свежая мысль душилась самым беспощадным и жестоким образом, последним аргументом в доказатель стве божественной «истины» оказывались зачастую пыт ка и костер.
Величайший гений своего времени Джордано Бруно поплатился жизнью за свои взгляды, в частности за свою идею о множественности Миров, которые, с его точки зрения, как и н'аш мир, находятся в вечном и неустанном движении. Его постановка вопроса о субстанции мира имела глубоко диалектический, хотя и не до конца по следовательный материалистический характер. Она как бы нашла свое продолжение и последовательное диалек тико-материалистическое решение лишь в марксистской философии, в частности в ленинском определении мате
29
рии и в марксистской разработке закона единства и борьбы противоположностей, как сути, как ядра диалек тики. По Бруно, общей субстанцией многообразных тел,
причиной единого |
и тождественного в них является |
в е с ь бесконечный |
материальный мир в его отношении |
к каждому отдельному предмету. Все частные формы бытия материи (вода или огонь, апейрон или атомы и т. п.), по мнению Бруно, «являются вещами, имеющими начало, но не началом» ’.
«...Все вещи находятся во вселенной и вселенная — во всех вещах, мы — в ней, она — в нас. Так все сходится в совершеннейшем единстве»12. Или: «...мы доходим, на конец, до первичной и всеобщей субстанции, тождест венной со всем, которая называется сущим, основанием всех видов и различных форм»3. Он полностью солида ризируется с изречением Гераклита, утверждавшего, что вещи суть единое, благодаря изменчивости все в себе заключающее4. Причину движения, изменения Бруно видит в т о ж д е с т в е п р о т и в о п о л о ж н о с т е й и противоречивом взаимодействии максимума и минимума, всеобщего и единичного, целого и части. «Подводя ито ги,— пишет он, — кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей. Глу бокая магия заключается в умении вывести противопо ложность, предварительно найти точку объединения»5.
Словом, с у б с т а н ц и я |
мира — это |
не строитель |
||||||
ный материал |
и не отдельные |
виды вещества, субстан |
||||||
ция —■это Мир |
в целом |
по |
отношению |
к отдельному |
||||
1 |
Д. Б р у н о. |
О причине, |
начале и едином. М., |
1934, стр. 182. |
||||
2 |
Т а м |
ж е, |
|
стр. |
194. |
|
|
|
3 |
Т а м |
же, |
стр. |
197, |
|
|
|
|
4 |
См. т а м |
же, стр. 198. |
|
|
|
|||
5 |
Т а м |
же, |
стр. |
210. |
|
|
|
30
предмету, это, как писал Бруно, в с е во всем, это в с е
-по отношению к нечто, бесконечное по отношению к конечному. «Всякая вещь, какую только ни взять во все ленной,, имея в себе то, что является всем благодаря всему, заключает в своем модусе всю душу мира хотя и
не целиком» '.
Ленин, давая определение материи, характеризует, в каком отношении объективная реальность находится к
человеку с его свойством мыслить, как она отражается человеческими ощущениями, определяя их объективное содержание, существуя вне и независимо от них. Иначе говоря, берется отношение мира в целом в отношении к такому его наиболее высоко организованному продук ту, как мыслящий человек, и показывается, как человек при помощи мозга отражает этот мир (по Бруно, то, как бесконечное, всеобщее отражается в конечном, отдель ном). И в отношении к камню, к столу, к дому, к Земле Мир в целом будет такой же субстанцией, материей. Дру гое дело, что каждый предмет отражает Мир (несет в себе душу мира, как говорил Бруно) далеко не целиком, а главное по-разному, соответственно своей особой внут ренней сущности и структуре. Сущность человеческого сознания определяется общественно-исторической прак тикой, благодаря чему оно отличается от всех других форм отражения. Останавливаемся на этом вопросе здесь потому, что в популярной литературе смысл ленинского определения материи нередко обедняется и упрощается.
Как ни изощрялась церковь в своем преследовании передовой научной мысли, абсолютный характер движе ния, которому подчиняется и сам процесс мышления, сло мал все преграды на своем пути. В эпоху становления новой, капиталистической формации, сопровождавшейся1
1 Д. Б р у н о. О причине, начале и едином, стр. 195.
31
бурным развитием науки и техники, с новой силой вста ли вопросы мировоззрения, а также методологические проблемы науки, новое звучание приобрели и такие из вечные проблемы науки, как вопросы движения, про странства и времени. Кроме Джордано Бруно, достаточ но вспомнить такие имена, как Николай Кузанский, Ко перник, Кеплер, Декарт, Спиноза, Ньютон, Лейбниц, Ломоносов и другие, чтобы представить тот мощный поток, который смывал на своем пути преграду за пре градой, несмотря на исключительно трудные условия для творчества. Особенно большое, всепроникающее значе ние приобрела классическая механика Галилея и Ньюто на, которая непосредственно вытекала из решения тео ретических и практических задач наступавшей в эпоху восходящего капитализма технической революции. Вме сте с тем она наложила отпечаток на весь склад мышле ния своей эпохи, занимая в нем господствующее положе ние более двух столетий.
Подлинный переворот во взглядах на природу движе ния совершил в первую очередь Галилей. Сущность нового подхода заключалась в обосновании Галилеем за
кона и н е р ц и а л ь н о г о |
д в и ж е н и я тел |
(закона |
|
инерции) и вытекающего |
из |
него п р и н ц и п а |
о т н о |
с и т е л ь н о с т и . |
|
первым большим |
успехом |
«Закон инерции является |
в физике, фактически ее действительным началом»1. Галилей отверг необходимость внешней причины и
вообще первопричины для сохранения телом равномер ного движения без ускорения, для движения по инерции.
Тело, на которое не действует никакая |
внешняя |
сила,1 |
|
1 А. |
Э й н ш т е й н и Л. И н ф е л ь д . |
Эволюция |
физики. |
М,—Л., |
1948, стр. 199. |
|
|
32