Файл: Совершенствование открытых разработок марганцевых руд УССР..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

разрезной траншеи. Перемещение фронта работ на протя­ жении всего периода эксплуатации параллельное. Проек­ том принята комбинированная система разработки, вклю­ чающая транспортную и транспортно-отвальную сис­ темы.

Мощность вскрышных пород передового уступа изме­ няется от 0 до 40 м., составляя в среднем 25 м. Передо­ вой уступ будет отрабатываться роторным экскаватором

ЭРГ-1600 > Ново-Краматорского завода с транспорти­

ровкой породы во внутренние отвалы ленточными конвейе­

рами (см. рис. 12).

Укладку вскрышных пород в отва­

лы предполагается

производить

отвалообразователями

ОШ-90/4500.

 

 

Схема работы комплекса машин непрерывного действия

следующая. Роторный экскаватор

отработанную породу

с передового уступа через свой разгрузочный конвейер передает на забойный ленточный конвейер. С забойного конвейера порода поступает на наклонный конвейер, обо­ рудованный железнодорожным ходом и установленный в торце карьера. Максимальная высота подъема породы 27 м. С наклонного конвейера порода поступает на соеди­ нительный конвейер и им передается на отвальные конвей­ еры, которые через разгрузочную тележку передают породу на отвалообразователь с верхней и нижней отсыпкой.

Недостатком отвалообразователя является наличие цик­ личного хода. При шагании отвалообразователь нарушает процесс непрерывности. Однако имеющаяся на отвалообразователе телескопичность консоли, величина которой равна 20—25 м, позволяет избегать частых нарушений производ­ ственного процесса. Благодаря телескопичности отвало­ образователь может изменять свое местоположение только один раз в смену. Исходя из условий верхней отсыпки от­ валообразователя, с целью обеспечения минимальной высо­

6*

83

ты подъема породы наклонным конвейером, а также для создания транспортной бермы в торце карьера с минималь­ ными объемами земляных работ, горизонт стояния отвалообразователя располагается так, что верхняя отсыпка со­ ставляет 25 и нижняя — 20 м.

Ширина заходки роторного экскаватора ЭРГ-1600 yjj 31

принята равной 50 м, шаг передвижки забойных и отваль­ ных конвейеров — 50 м. Отвалообразователь отсыпает заходку шириной 50 м\ полную отсыпку отвала на эту вели­ чину он осуществляет за два прохода, работая вначале с верхней, а затем с нижней отсыпкой. При ширине заходки 50 м и длине фронта работ 2,2 км передвижки конвейеров осуществляются в среднем около трех раз в год, причем одна из них может быть произведена в зимний период. В первом году эксплуатации отвалообразование произво­ дится на внешних отвалах, затем отвалообразователь пере­ водится на внутренние отвалы.

Нижний вскрышной уступ (высотой 35 м) предпола­ гается отрабатывать транспортно-отвальным мостом, за­ проектированным УкрНИИпроектом и выпущенным сов­ местно Днепропетровским заводом металлургического оборудования и заводом металлоконструкций им. Бабуш­ кина. Краткая техническая характеристика транспортно­ отвального моста следующая:

Производительность в целике, м3/ ч ........................

3750

Общая конструктивная масса, т ............................

2220

Установленная мощность токоприемников, кет

3645

Ширина лент, мм:

1900

основных конвейеров................................................

питательных конвейеров........................................

2000

Скорость движения конвейерных лент, м/сек

3,5—5,44

Расстояние между опорами моста, м ................

115±5

Вылет консоли, м ........................................................

145

Напряжение основных токоприемников, в . .

. 6000/380

84


Экскаваторная опора моста располагается на кровле рудного пласта, отвальная опора — на предотвале. Кон­ струкция моста позволяет осуществлять повороты его (в плане) на угол ±20° от нормального положения. Для управления отвалами на отвальной консоли предусмотрены две дополнительные станции разгрузки породы. Отсыпка предотвала осуществляется через разгрузочную станцию, расположенную в пролете моста. Добычу марганцевой руды намечено производить роторными экскаваторами на железнодорожный транспорт. Роторный экскаватор отра­ батывает заходку блоками. Отработка блока на всю высоту уступа производится с двух стоянок моста. Ширина заходки принята равной 25 м.

Одновременно с проведением работ по созданию спе­ циальных площадок для монтажа горнотранспортного обо­ рудования непрерывного действия проводились работы по проходке разрезной траншеи и добыче марганцевой руды. Вскрышные породы были разделены на три уступа. Верх­ ние два уступа высотой 8—12 м разрабатывались экскава­ торами ЭКГ-4 и СЭ-3 на автомобильный транспорт. Порода вывозилась на внутренние отвалы для отсыпки трассы под отвальные ленточные конвейеры. Нижний вскрышной уступ высотой 18 м разделялся на два подуступа: верхний высотой 7 ж и нижний высотой 11 м. Этот уступ до 1961 г. отрабаты­ вался экскаватором ЭШ-14/65 с перевалкой породы во внутренние отвалы. При отсыпке породы в отвал высотой 22—23 м наблюдались регулярные оползни отвала, поро­ дой засыпалась марганцевая руда и перекрывался доступ к добычному забою. Поэтому имели место случаи, когда вскрытая экскаватором ЭШ-14/65 руда разрабатывалась этим же экскаватором и складировалась на рабочей пло­ щадке второго уступа. Добыча руды производилась экскава­ торами Э-1004 на автомобильный транспорт. После круп­ ного оползня рабочего борта, произошедшего в 1961 г. и пе­

85

ревалившего разрезную траншею, экскаватор ЭШ-14/65 был переведен на прирезку Чкаловского участка, а добычные работы на Шевченковском участке были приостановлены.

Одновременно

с работами

на Шевченковском участке с

с 1960 г.

проводятся

горные работы на

прирезке Чкалов­

 

 

Таблица 14

ского участка. Вскрышные по­

 

 

роды мощностью от 5 до 15 м

Показатели

работы вскрышных

разрабатываются экскаватора­

экскаваторов (тыс. ж3) на

 

ми ЭШ-4/40

и ЭШ-6/60

с ук­

Шевченковском карьере

 

 

 

 

 

 

 

ладкой породы

на нерабочий

 

 

Время работы

 

борт траншеи. На границе

Экскаватор

 

1960 г.

8 меся-

примыкания

участков,

 

где

 

 

цев

мощность

вскрышных

пород

 

 

 

1961

г.

достигает 30 м, вскрышные

ЭШ-4/40 № 55

902,7

104,8

работы производятся экскава­

торами ЭКГ-4 на автотранс­

ЭШ-4/40№ 136

597,2

309,7

ЭШ-4/40 № 233

665,9

 

порт. Здесь из-за недостаточной

ЭШ-14/65 № 2

1584,4

2101,9

растяжки уступов и отсутст­

ЭШ-6/60 № 32

724,8

вия осушительных работ

на­

ЭШ-6/60 № 35

297,9

блюдаются оползни борта.

В

ЭКГ-4 № 7

 

572,0

424,2

ЭКГ-4 № 17

51,9

381,7

настоящее

время на Шевчен­

ЭКГ-4 № 11

 

631,0

___

ковском карьере

в основном

ЭКГ-4 № 23

 

332,2

закончена нарезка передового

 

 

 

 

 

уступа по всему фронту карье­

И т о г о

5005,1

4677,2

ра, на его рабочей площадке

 

 

 

 

 

монтируют ленточные конве­

площадке

производится

 

йеры.

На верхней монтажной

монтаж

роторных

экскаваторов

и отвалообразователей, на специальной монтажной пло­ щадке — транспортно-отвального моста.

Для создания фронта работ транспортно-отвальному мосту разрезную траншею расширяют экскаваторами ЭКГ-4 на автомобильный транспорт.

Показатели работ вскрышных экскаваторов в 1960 г.

8 6


иза 8 месяцев 1961 г. приведены в табл. 14. Себестоимость разработки 1 м3 вскрыши по' карьеру за 1960 г. составила 19,8 коп. и за первое полугодие 1961 г.— 15 коп. Себестои­ мость добычи 1 т марганцевой руды за 1960 г. составила 4,77 руб. и за первое полугодие 1961 г.— 3,33 руб.

Богдановский карьер рудоуправления им. Орджоникид­ зе расположен в 5—6 км западнее Шевченковского карьера. Вскрышные породы представлены лессовидными суглин­ ками, глинами и песками. Средняя мощность покрываю­ щих пород 63 м. Средняя мощность рудного пласта 1,96 м. Средний коэффициент вскрыши 18,5 м3/т. В геологическом разрезе карьера наблюдаются три водоносных горизонта. Карьерное поле вскрыто центральной наклонной выездной траншеей с внешним заложением (рис. 20). Примыкание выездной траншеи и разрезной центральное. По торцам карьера для доступа к марганцевой руде дополнительно предусмотрены фланговые выездные траншеи, поддерживае­ мые во внутренних отвалах. Вскрышу вывозят с верхних уступов на отвалы через парные фланговые траншеи.

Карьер подразделяется на два участка. .Восточный уча­ сток находится в эксплуатации. На западном участке завер­ шаются горнокапитальные работы и производится попутная добыча руды. На восточном участке вскрышные породы раз­ делены на четыре уступа. Верхние три уступа высотой по 10 м каждый разрабатываются экскаваторами СЭ-3, ЭКГ-4

иЭКГ-8 на железнодорожный транспорт. Вскрышную породу с этих уступов вывозят на внешние экскаваторные отвалы. До 1961 г. отработка верхних уступов производи­ лась на автомобильный транспорт с вывозкой пород на внешние отвалы. Из-за высокой стоимости автомобильных перевозок и большой зависимости автомобильного транс­ порта от атмосферных условий он был заменен железно­ дорожным. Нижний вскрышный уступ высотой 33 м раз­ рабатывается двумя экскаваторами ЭШ-14/75 с перевалкой

87

вскрыши во внутренние отвалы, по схеме, разработанной рудоуправлением им. Орджоникидзе (см. рис. 11). Вскрыш­ ной экскаватор располагается на промежуточном горизон­ те, разделяющем этот уступ на два подуступа. Верхний подуступ высотой 12 м разрабатывается вскрышным экска­ ватором верхним черпанием, а верхняя часть (высотой 10 м) нижнего подуступа общей высотой 21 м отрабатывается нижним черпанием. При разгрузке породы во внутренний отвал вскрышной экскаватор производит отсыпку первич­ ного отвала. Перевалочный экскаватор располагается на первичном отвале на отметке +17 м относительно почвы пласта и, кроме работ по переэкскавации, производит от­ работку нижней части (высотой 11 м) нижнего подуступа. По мере подвигания по фронту работы перевалочный экс­ каватор, переваливая в основной отвал оставшуюся часть вскрыши и породы первичного отвала, вскрывает пласт марганцевой руды. Ширина заходки по этой схеме принята равной 28 м, угол откоса уступа 40° и угол откоса отвала 30°. Коэффициент переэкскавации равен 0,3.

Для выполнения вспомогательных работ, таких как перелопачивание оползших отвалов, отработка отдельных участков и т. п., а также для подмены одного из экскавато­ ров ЭШ-14/75 в случае ремонта, задалживается один из экскаваторов ЭШ-6/60. Добыча марганцевой руды произ­ водится экскаваторами ЭКГ-4 и Э-652. Вывозка руды из добычных забоев к пункту перегрузки на железнодорожный транспорт, расположенному в карьере, осуществляется авто­ самосвалами.

На западном участке горнокапитальные работы на верх­ них вскрышных уступах производят экскаваторами типа «прямая лопата» на автомобильный транспорт. Породу вывозят на внешние отвалы. Проходку разрезной траншеи по нижнему вскрышному уступу осуществляют экскава­ торами ЭШ-6/60, ЭШ-15/90 и ЭШ-25/100 (табл. 15). Себе-

8 8


89

стоимость разработки 1 ж3 вскрыши по карьеру за 1960 г. составила 25 коп. и за 8 месяцев 1961 г.— 31 коп. Себестои­ мость добычи 1 т марганцевой руды за 1960 г. составила

5,53 руб. и за 8 месяцев 1961 г. — 9,01 руб.

Таблица 15

Показатели работы вскрышных экскаваторов на Богдановском карьере

 

 

Время

работы

 

Экскаватор

1960 г.

 

8 месяцев

1961 г.

Количество

Объем,

Количество

Объем,

 

 

экскаваторов,

тыс. м3

экскаваторов,

ТЫС. ЛІ3

 

шт.

 

шт.

 

ЭШ-14/75 № 22

1

3240,1

1

1915,4

ЭШ-14/75 № 24

1

3581,0

1

2645,5

ЭШ-6/60 . . .

2

916,8

3

743,0

ЭКГ-4 . . . .

9

5125,6

14

7232,9

ЭКГ-8 . . . .

2

603,3

2

692,6

ЭШ-4/40 . . .

1

8,4

1

315,7

ЭШ-15/90 . . .

1

76,3

ЭШ-25/100 . .

1

1066,8

И т о г о

18

13575,2

27

16210,6

Грушевский карьер Грушевского рудоуправления рас­ положен в южной части Грушевско-Басанского участка. Почти посредине карьерного поля в направлении с северовостока на юго-запад проходит балка Грушевская, имею­ щая постоянный водосток шириной 5—8 м и глубиной 1 м. Кроме этой балки, на участке карьерного поля имеется ряд других балок, которые значительно усложняют рельеф местности и обусловливают крайне неравномерное распре­ деление вскрыши в границах карьера.

Вскрышные породы являются, в основном, рыхлыми. Сверху залегают лессовидные суглинки мощностью от 0 до 19 м при среднем значении 6,8 м. Ниже их залегают

90