Файл: Совершенствование открытых разработок марганцевых руд УССР..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
разрезной траншеи. Перемещение фронта работ на протя жении всего периода эксплуатации параллельное. Проек том принята комбинированная система разработки, вклю чающая транспортную и транспортно-отвальную сис темы.
Мощность вскрышных пород передового уступа изме няется от 0 до 40 м., составляя в среднем 25 м. Передо вой уступ будет отрабатываться роторным экскаватором
ЭРГ-1600 > Ново-Краматорского завода с транспорти
ровкой породы во внутренние отвалы ленточными конвейе
рами (см. рис. 12). |
Укладку вскрышных пород в отва |
|
лы предполагается |
производить |
отвалообразователями |
ОШ-90/4500. |
|
|
Схема работы комплекса машин непрерывного действия |
||
следующая. Роторный экскаватор |
отработанную породу |
с передового уступа через свой разгрузочный конвейер передает на забойный ленточный конвейер. С забойного конвейера порода поступает на наклонный конвейер, обо рудованный железнодорожным ходом и установленный в торце карьера. Максимальная высота подъема породы 27 м. С наклонного конвейера порода поступает на соеди нительный конвейер и им передается на отвальные конвей еры, которые через разгрузочную тележку передают породу на отвалообразователь с верхней и нижней отсыпкой.
Недостатком отвалообразователя является наличие цик личного хода. При шагании отвалообразователь нарушает процесс непрерывности. Однако имеющаяся на отвалообразователе телескопичность консоли, величина которой равна 20—25 м, позволяет избегать частых нарушений производ ственного процесса. Благодаря телескопичности отвало образователь может изменять свое местоположение только один раз в смену. Исходя из условий верхней отсыпки от валообразователя, с целью обеспечения минимальной высо
6* |
83 |
ты подъема породы наклонным конвейером, а также для создания транспортной бермы в торце карьера с минималь ными объемами земляных работ, горизонт стояния отвалообразователя располагается так, что верхняя отсыпка со ставляет 25 и нижняя — 20 м.
Ширина заходки роторного экскаватора ЭРГ-1600 yjj 31
принята равной 50 м, шаг передвижки забойных и отваль ных конвейеров — 50 м. Отвалообразователь отсыпает заходку шириной 50 м\ полную отсыпку отвала на эту вели чину он осуществляет за два прохода, работая вначале с верхней, а затем с нижней отсыпкой. При ширине заходки 50 м и длине фронта работ 2,2 км передвижки конвейеров осуществляются в среднем около трех раз в год, причем одна из них может быть произведена в зимний период. В первом году эксплуатации отвалообразование произво дится на внешних отвалах, затем отвалообразователь пере водится на внутренние отвалы.
Нижний вскрышной уступ (высотой 35 м) предпола гается отрабатывать транспортно-отвальным мостом, за проектированным УкрНИИпроектом и выпущенным сов местно Днепропетровским заводом металлургического оборудования и заводом металлоконструкций им. Бабуш кина. Краткая техническая характеристика транспортно отвального моста следующая:
Производительность в целике, м3/ ч ........................ |
3750 |
Общая конструктивная масса, т ............................ |
2220 |
Установленная мощность токоприемников, кет |
3645 |
Ширина лент, мм: |
1900 |
основных конвейеров................................................ |
|
питательных конвейеров........................................ |
2000 |
Скорость движения конвейерных лент, м/сек |
3,5—5,44 |
Расстояние между опорами моста, м ................ |
115±5 |
Вылет консоли, м ........................................................ |
145 |
Напряжение основных токоприемников, в . . |
. 6000/380 |
84
Экскаваторная опора моста располагается на кровле рудного пласта, отвальная опора — на предотвале. Кон струкция моста позволяет осуществлять повороты его (в плане) на угол ±20° от нормального положения. Для управления отвалами на отвальной консоли предусмотрены две дополнительные станции разгрузки породы. Отсыпка предотвала осуществляется через разгрузочную станцию, расположенную в пролете моста. Добычу марганцевой руды намечено производить роторными экскаваторами на железнодорожный транспорт. Роторный экскаватор отра батывает заходку блоками. Отработка блока на всю высоту уступа производится с двух стоянок моста. Ширина заходки принята равной 25 м.
Одновременно с проведением работ по созданию спе циальных площадок для монтажа горнотранспортного обо рудования непрерывного действия проводились работы по проходке разрезной траншеи и добыче марганцевой руды. Вскрышные породы были разделены на три уступа. Верх ние два уступа высотой 8—12 м разрабатывались экскава торами ЭКГ-4 и СЭ-3 на автомобильный транспорт. Порода вывозилась на внутренние отвалы для отсыпки трассы под отвальные ленточные конвейеры. Нижний вскрышной уступ высотой 18 м разделялся на два подуступа: верхний высотой 7 ж и нижний высотой 11 м. Этот уступ до 1961 г. отрабаты вался экскаватором ЭШ-14/65 с перевалкой породы во внутренние отвалы. При отсыпке породы в отвал высотой 22—23 м наблюдались регулярные оползни отвала, поро дой засыпалась марганцевая руда и перекрывался доступ к добычному забою. Поэтому имели место случаи, когда вскрытая экскаватором ЭШ-14/65 руда разрабатывалась этим же экскаватором и складировалась на рабочей пло щадке второго уступа. Добыча руды производилась экскава торами Э-1004 на автомобильный транспорт. После круп ного оползня рабочего борта, произошедшего в 1961 г. и пе
85
ревалившего разрезную траншею, экскаватор ЭШ-14/65 был переведен на прирезку Чкаловского участка, а добычные работы на Шевченковском участке были приостановлены.
Одновременно |
с работами |
на Шевченковском участке с |
||||||||||
с 1960 г. |
проводятся |
горные работы на |
прирезке Чкалов |
|||||||||
|
|
Таблица 14 |
ского участка. Вскрышные по |
|||||||||
|
|
роды мощностью от 5 до 15 м |
||||||||||
Показатели |
работы вскрышных |
|||||||||||
разрабатываются экскаватора |
||||||||||||
экскаваторов (тыс. ж3) на |
|
ми ЭШ-4/40 |
и ЭШ-6/60 |
с ук |
||||||||
Шевченковском карьере |
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
ладкой породы |
на нерабочий |
||||||
|
|
Время работы |
|
борт траншеи. На границе |
||||||||
Экскаватор |
|
1960 г. |
8 меся- |
примыкания |
участков, |
|
где |
|||||
|
|
цев |
мощность |
вскрышных |
пород |
|||||||
|
|
|
1961 |
г. |
достигает 30 м, вскрышные |
|||||||
ЭШ-4/40 № 55 |
902,7 |
104,8 |
работы производятся экскава |
|||||||||
торами ЭКГ-4 на автотранс |
||||||||||||
ЭШ-4/40№ 136 |
597,2 |
309,7 |
||||||||||
ЭШ-4/40 № 233 |
665,9 |
— |
|
порт. Здесь из-за недостаточной |
||||||||
ЭШ-14/65 № 2 |
1584,4 |
2101,9 |
растяжки уступов и отсутст |
|||||||||
ЭШ-6/60 № 32 |
— |
724,8 |
вия осушительных работ |
на |
||||||||
ЭШ-6/60 № 35 |
— |
297,9 |
блюдаются оползни борта. |
В |
||||||||
ЭКГ-4 № 7 |
|
572,0 |
424,2 |
|||||||||
ЭКГ-4 № 17 |
51,9 |
381,7 |
настоящее |
время на Шевчен |
||||||||
ЭКГ-4 № 11 |
|
631,0 |
___ |
ковском карьере |
в основном |
|||||||
ЭКГ-4 № 23 |
|
— |
332,2 |
закончена нарезка передового |
||||||||
|
|
|
|
|
уступа по всему фронту карье |
|||||||
И т о г о |
5005,1 |
4677,2 |
ра, на его рабочей площадке |
|||||||||
|
|
|
|
|
монтируют ленточные конве |
|||||||
площадке |
производится |
|
йеры. |
На верхней монтажной |
||||||||
монтаж |
роторных |
экскаваторов |
и отвалообразователей, на специальной монтажной пло щадке — транспортно-отвального моста.
Для создания фронта работ транспортно-отвальному мосту разрезную траншею расширяют экскаваторами ЭКГ-4 на автомобильный транспорт.
Показатели работ вскрышных экскаваторов в 1960 г.
8 6
иза 8 месяцев 1961 г. приведены в табл. 14. Себестоимость разработки 1 м3 вскрыши по' карьеру за 1960 г. составила 19,8 коп. и за первое полугодие 1961 г.— 15 коп. Себестои мость добычи 1 т марганцевой руды за 1960 г. составила 4,77 руб. и за первое полугодие 1961 г.— 3,33 руб.
Богдановский карьер рудоуправления им. Орджоникид зе расположен в 5—6 км западнее Шевченковского карьера. Вскрышные породы представлены лессовидными суглин ками, глинами и песками. Средняя мощность покрываю щих пород 63 м. Средняя мощность рудного пласта 1,96 м. Средний коэффициент вскрыши 18,5 м3/т. В геологическом разрезе карьера наблюдаются три водоносных горизонта. Карьерное поле вскрыто центральной наклонной выездной траншеей с внешним заложением (рис. 20). Примыкание выездной траншеи и разрезной центральное. По торцам карьера для доступа к марганцевой руде дополнительно предусмотрены фланговые выездные траншеи, поддерживае мые во внутренних отвалах. Вскрышу вывозят с верхних уступов на отвалы через парные фланговые траншеи.
Карьер подразделяется на два участка. .Восточный уча сток находится в эксплуатации. На западном участке завер шаются горнокапитальные работы и производится попутная добыча руды. На восточном участке вскрышные породы раз делены на четыре уступа. Верхние три уступа высотой по 10 м каждый разрабатываются экскаваторами СЭ-3, ЭКГ-4
иЭКГ-8 на железнодорожный транспорт. Вскрышную породу с этих уступов вывозят на внешние экскаваторные отвалы. До 1961 г. отработка верхних уступов производи лась на автомобильный транспорт с вывозкой пород на внешние отвалы. Из-за высокой стоимости автомобильных перевозок и большой зависимости автомобильного транс порта от атмосферных условий он был заменен железно дорожным. Нижний вскрышный уступ высотой 33 м раз рабатывается двумя экскаваторами ЭШ-14/75 с перевалкой
87
вскрыши во внутренние отвалы, по схеме, разработанной рудоуправлением им. Орджоникидзе (см. рис. 11). Вскрыш ной экскаватор располагается на промежуточном горизон те, разделяющем этот уступ на два подуступа. Верхний подуступ высотой 12 м разрабатывается вскрышным экска ватором верхним черпанием, а верхняя часть (высотой 10 м) нижнего подуступа общей высотой 21 м отрабатывается нижним черпанием. При разгрузке породы во внутренний отвал вскрышной экскаватор производит отсыпку первич ного отвала. Перевалочный экскаватор располагается на первичном отвале на отметке +17 м относительно почвы пласта и, кроме работ по переэкскавации, производит от работку нижней части (высотой 11 м) нижнего подуступа. По мере подвигания по фронту работы перевалочный экс каватор, переваливая в основной отвал оставшуюся часть вскрыши и породы первичного отвала, вскрывает пласт марганцевой руды. Ширина заходки по этой схеме принята равной 28 м, угол откоса уступа 40° и угол откоса отвала 30°. Коэффициент переэкскавации равен 0,3.
Для выполнения вспомогательных работ, таких как перелопачивание оползших отвалов, отработка отдельных участков и т. п., а также для подмены одного из экскавато ров ЭШ-14/75 в случае ремонта, задалживается один из экскаваторов ЭШ-6/60. Добыча марганцевой руды произ водится экскаваторами ЭКГ-4 и Э-652. Вывозка руды из добычных забоев к пункту перегрузки на железнодорожный транспорт, расположенному в карьере, осуществляется авто самосвалами.
На западном участке горнокапитальные работы на верх них вскрышных уступах производят экскаваторами типа «прямая лопата» на автомобильный транспорт. Породу вывозят на внешние отвалы. Проходку разрезной траншеи по нижнему вскрышному уступу осуществляют экскава торами ЭШ-6/60, ЭШ-15/90 и ЭШ-25/100 (табл. 15). Себе-
8 8
89
стоимость разработки 1 ж3 вскрыши по карьеру за 1960 г. составила 25 коп. и за 8 месяцев 1961 г.— 31 коп. Себестои мость добычи 1 т марганцевой руды за 1960 г. составила
5,53 руб. и за 8 месяцев 1961 г. — 9,01 руб.
Таблица 15
Показатели работы вскрышных экскаваторов на Богдановском карьере
|
|
Время |
работы |
|
|
Экскаватор |
1960 г. |
|
8 месяцев |
1961 г. |
|
Количество |
Объем, |
Количество |
Объем, |
||
|
|||||
|
экскаваторов, |
тыс. м3 |
экскаваторов, |
ТЫС. ЛІ3 |
|
|
шт. |
|
шт. |
|
|
ЭШ-14/75 № 22 |
1 |
3240,1 |
1 |
1915,4 |
|
ЭШ-14/75 № 24 |
1 |
3581,0 |
1 |
2645,5 |
|
ЭШ-6/60 . . . |
2 |
916,8 |
3 |
743,0 |
|
ЭКГ-4 . . . . |
9 |
5125,6 |
14 |
7232,9 |
|
ЭКГ-8 . . . . |
2 |
603,3 |
2 |
692,6 |
|
ЭШ-4/40 . . . |
1 |
8,4 |
1 |
315,7 |
|
ЭШ-15/90 . . . |
— |
— |
1 |
76,3 |
|
ЭШ-25/100 . . |
— |
— |
1 |
1066,8 |
|
И т о г о |
18 |
13575,2 |
27 |
16210,6 |
Грушевский карьер Грушевского рудоуправления рас положен в южной части Грушевско-Басанского участка. Почти посредине карьерного поля в направлении с северовостока на юго-запад проходит балка Грушевская, имею щая постоянный водосток шириной 5—8 м и глубиной 1 м. Кроме этой балки, на участке карьерного поля имеется ряд других балок, которые значительно усложняют рельеф местности и обусловливают крайне неравномерное распре деление вскрыши в границах карьера.
Вскрышные породы являются, в основном, рыхлыми. Сверху залегают лессовидные суглинки мощностью от 0 до 19 м при среднем значении 6,8 м. Ниже их залегают
90