Файл: Совершенствование открытых разработок марганцевых руд УССР..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
с половиной месяцев не деформировался. Такой же срок (до отсыпки новой заходки внутренних отвалов) не подвер гался деформации участок отвала, расположенный в 200 м от оползневого района и имевший угол откоса 33°45' при высоте 36,36 м. Указанная высота и крутизна отвала были выше, чем те же параметры в районе оползневого створа 8. Это позволяет предположить, что образование оползня могло быть вызвано выжимом основания отвалов, хотя инструмен тально и визуально заметных деформаций дна траншеи не обнаружено. Образование оползней внутренних отвалов в последующих заходках, как правило, начиналось на участ ках, где отвалы укладывались на ранее деформированный
откос. В этом случае свежеотсыпанные отвалы вели |
себя |
|
крайне неустойчиво. Так, |
свежеотсыпанный отвал |
при |
первоначальной высоте 42 |
м имел угол отсыпки 24°40' |
|
и уже через два дня после |
отсыпки деформировался. Руд |
ный пласт оказался засыпанным на протяжении 140 м на ширину 20 м, при этом высота отвала понизилась с 42 до 38,3 м при угле откоса 17° 43'. Аналогичный оползень произошел и в следующей заходке. В разрезную траншею оползло свыше 20 тыс. м3 отвальной смеси. Как и в преды дущем случае, основной причиной образования оползня нужно считать укладку отвалов на нарушенное основание с сохранением высоты и угла откоса, при которых начина лись оползни в первой заходке.
Как показали предварительные расчеты, на карьерах типа Богдановского внутренние отвалы, укладываемые на нарушенное основание, должны иметь угол отсыпки 19— 20° при высоте 28—32 м. При необходимости иметь боль шую высоту угол отсыпки должен быть соответственно снижен. После перемещения фронта отвальных работ на расстояние, гарантирующее отход от зоны распростране ния первоначальной деформации, угол и высота отвала мо гут быть увеличены.
4* |
51 |
В образованиях оползней внутрённих отвалов на Бог дановском и Шевченковском карьерах безусловно немало важную роль сыграло отсутствие осушения рабочих бортов и основания отвалов. Нет необходимости доказывать, что укладываемые в отвал неосушенные породы намного умень шают возможную высоту отсыпки. Отсутствие дренажных устройств, позволяющих отводить воду из-под отвалов (дренаж выработанного пространства), создает угрозу воз никновения под отвалами в местах понижения почвы руд ного пласта отдельных очагов скопления воды, что в свою очередь приведет к возникновению новых оползней. Кроме того, само основание отвалов, будучи неосушенным, при уплотнении в результате пригрузки выделяет остаточную воду, значительно увлажняет и тем самым ослабляет кон такт у подошвы отвалов, что не позволяет наращивать вы соту и угол откоса последних. В ряде случаев причиной нарушений устойчивости породных масс является появление пластичной зоны на глубине. Так, в начале марта 1960 г. на Шевченковском карьере произошел оползень внешних автомобильных отвалов, расположенных в северо-запад ной части карьера на склоне балки р. Соленая. За время наблюдений основание отвала переместилось на 11 м, первоначальный угол откоса 33° при высоте 21,3 м выположился до 9° 41' при высоте 19,5 м. Оползень сопрово ждался выжатием основания отвала. Высота выжатой массы на отдельных участках достигала 7—8 м. Подвижки отвала имели место на всем его протяжении (более 300 м), но осо бенно интенсивными они были в месте приближения к р. Со леная, где выжатые массы основания отвалов перекрыли русло реки. Отвалы имели меньшую подвижку, чем выжа тые массы. Если с марта месяца до 15 мая нижняя бровка
отвалов передвинулась |
на 8—10 м, |
то вжимаемые массы |
||
в |
районе |
перекрытия |
р. Соленая продвинулись на 12— |
|
13 |
ж. В |
этом участке |
наблюдалось |
ступенчатое оседание |
52
всего крыла отвала на протяжении 150—180 м. Инженерногеологическая скважина, пробуренная в районе самого большого выпора основания, показала, что выжатые массы основания представляют собой растительные (0,4 м) и или стые (3,7 м) грунты и ниже желтоватые, постепенно пере ходящие в темно-серые, сильно увлажненные песчанистые глины. В основании серых глин местами залегает мелко зернистый обводненный песок, а местами этот песок (на участках с меньшей высотой выжатия, геология которых уточнялась в пройденных шурфах) замещен более плот ными глинами.
Аналогичное явление наблюдалось на внешних автомо бильных отвалах Грушевского карьера, расположенных на склоне балки. К середине августа 1960 г., когда фронт отвальных работ приблизился к пойменной части балки, при отсыпке полосы шириной 18—20 м были замечены следы выжатия растительного слоя в 6—7 м от нижней бровки отвального откоса. Выпор основания по мере при грузки поймы балки отсыпаемыми отвалами все время уве личивался и к концу сентября достиг высоты 2—2,5 м. Основание отвалов в месте выпора сложено растительным слоем мощностью 0,5—0,6 м, илами мощностью 2,5—4,0 м и переотложенными суглинками, которые местами заме щаются переотложенными песками с включениями раку шечника. Вся толща ниже растительного слоя сильно обводнена.
До настоящего времени вопросам осушения карьерных полей и устойчивости бортов и отвалов карьеров в Нико польском бассейне не уделяется того внимания, которого они заслуживают. Существующие рекомендации по осуше нию и эффективность отдельных дренажных схем не про верены на практике. Ни на одном карьерном поле толща
вскрышных |
пород не была осушена, отвалы (внутренние |
и внешние) |
отсыпались из влажных пород на обводненное |
.53
основание. Это не дало возможности проверить рекомендации по устойчивым углам бортов и отвалов, несмотря на то, что было проведено большое количество наблюдений за оползнями.
Опыт строительства и эксплуатации карьеров в бассейне показывает, что совершенствование открытых горных ра бот в бассейне необходимо начать с проведения осушитель
ных работ, |
которые позволят улучшить состояние бортов |
|
и |
отвалов, |
повысить производительность оборудования |
и |
снизить себестоимость 1 м3 вскрыши. |
ВСКРЫТИЕ И СИСТЕМЫ РАЗРАБОТОК КАРЬЕРНЫХ ПОЛЕЙ
РАЗВИТИЕ ОТКРЫТЫХ РАБОТ В БАССЕЙНЕ
Разработка марганцевых руд в бассейне до 1952 г. производилась исключительно подземным способом. Воз растающие потребности народного хозяйства нашей страны в марганцевой руде требовали резкого увеличения добычи руды в бассейне. Рост добычи руды подземным способом сдерживался сильным горным давлением, которое затруд няло ведение горных работ. По существу в бассейне до сих пор не применена ни одна из прогрессивных систем под земной разработки, что тормозит решение вопросов меха низации основных трудоемких процессов — отбойки, по грузки, доставки руды и крепления очистного простран ства.
Семилетний план развития народного хозяйства СССР
потребовал еще более быстрого увеличения добычи марган цевой руды в бассейне, повышения производительности труда и снижения себестоимости руды. Решить эти задачи было невозможно без коренной реорганизации добычи
54
руды за счет быстрейшего развития открытых работ в бас сейне, преимущества которых перед подземными очевидны и общеизвестны. Открытые работы позволяют осуществить комплексную механизацию и автоматизацию процессов добычи руды, применить новейшее высокопроизводительное горно-транспортное оборудование, поднять общую культуру производства, оздоровить условия работы трудящих ся, резко увеличить производительность труда, снизить себестоимость добываемой руды и свести к минимуму за траты на материалы.
Разработка руд открытым способом в бассейне впервые была начата в 1952 г. на Мало-Богдановском карьере рудоуправления им. Орджоникидзе. На участке открытой разработки залегал пласт марганцевой руды мощностью около 2 ж; мощность покрывающих пород достигала 10 м. Отработка вскрыши и выемка рудного пласта производи лась маломощными экскаваторами с емкостью ковша 0,5 м3. Транспортировка вскрышных пород во внешние от валы и доставка руды на обогатительную фабрику осуще ствлялась автосамосвалами ПАЗ-93 и КАЗ-583. Дальность транспортировки руды составляла около 10 км. Хотя при мененное горное оборудование и транспорт были мало мощными, открытая разработка оказалась очень эффектив ной. Технико-экономические показатели открытой разра ботки по сравнению с подземной значительно улучшились. Так, себестоимость добычи руды снизилась на 40%, а про изводительность труда увеличилась в 2,5 раза при резком улучшении условий труда.
В 1954 г. начали добывать руду на Мало-Шевченков ском карьере рудоуправления им. Орджоникидзе и на Красногригорьевском карьере рудоуправления им. Мак симова. Развернулось строительство карьеров Новоселовского рудоуправления им. Максимова, Марьевского рудо управления им. 40-летия Октября, Александровского и
55
Большого Богдановского рудоуправления им. Орджони кидзе. В 1959 г. началось строительство Грушевского карье ра, а с 1961 г. проводятся работы по освоению Покровского участка. Действующие и строящиеся карьеры оснащались более мощной горной и транспортной техникой: экскава торами СЭ-3 и ЭШ-4/40, автосамосвалами МАЗ-205 и ЯАЗ210Е. В последние годы на карьеры бассейна поступили еще более мощные современные экскаваторы ЭКГ-8, ЭШ- 6/60, ЭШ-14/75, ЭШ-15/90 иЭШ-25/100. Всего в бассейне име ется более 60 экскаваторов с емкостью ковшей 3 м3и больше. Завершается монтаж мощного современного оборудования непрерывного действия: трехтысячных комплексов НовоКраматорского завода, состоящих из роторных экскавато ров, отвалообразователей и ленточных конвейеров и транс портно-отвального моста, созданного по проекту УкрНИИпроекта. Рост добычи марганцевой руды открытым способом в бассейне по годам приведен в табл. 5.
Рост добычи руды открытым способом (в |
%) |
|
Таблица 5 |
|||||
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
Год |
|
|
|
Добыча руды по |
|
|
|
|
|
|
|
|
РУДоупраалени ям |
1953 |
1954 |
1955 |
1956 |
1957 |
1958 |
1959 |
|
|
|
|||||||
Им. |
40-летия Ок- |
|
|
|
|
|
|
|
тября ................ |
— |
— |
— |
2,6 |
10,6 |
15,8 |
20,7 |
|
Им. Максимова . . |
— |
— |
14,9 |
27,6 |
47,3 |
50,8 |
53,4 |
|
Им. |
Орджоникидзе |
9,7 |
20,9 |
20,1 |
23,6 |
36,6 |
44,4 |
50,1 |
Итого в общей до- |
3,2 |
|
|
16,0 |
28,9 |
|
|
|
бы че..................... |
7,7 |
10,8 |
34,3 |
39,9 |
Сравнение технико-экономических показателей добычи марганцевой руды подземным и открытым способами показы вает, что последний имеет значительное преимущество
(табл. 6).
56
Таблица 6
Технико-экономические показатели добычи руды (в целом по бассейну)
|
|
|
|
Едини |
|
|
Год |
|
Показатель |
|
|
|
|
|
|||
|
ца из |
1956 |
1957 |
1958 |
1959 |
|||
|
|
|
|
мерения |
||||
Производительность |
т |
|
|
|
|
|||
одного |
рабочего в |
год: |
|
|
|
|
||
на |
подземных |
ра |
|
|
|
|
|
|
ботах |
................ |
|
|
735,4 |
742,6 |
748,7 |
807,0 |
|
на открытых рабо |
|
2071,6 |
2631,0 |
2548,5 |
4022,0 |
|||
тах |
.................... |
|
.... |
|
||||
Себестоимость добы |
руб. |
|
|
|
|
|||
чи 1 т руды: |
ра |
|
|
|
|
|||
на |
подземных |
|
4,82 |
5,41 |
5,83 |
|
||
ботах ................ |
|
ра |
|
5,51 |
||||
на |
открытых |
|
4,25 |
3,41 |
3,05 |
3,52 |
||
ботах |
. . . |
. . |
|
В 1962 г. в бассейне находились в эксплуатации Марьевский, Новоселовский, Александровский, Шевченковский и Богдановский и строились Грушевский и Покровский карьеры.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ СИСТЕМ РАЗРАБОТОК
Горно-технические условия залегания марганцевых ме сторождений отличаются сложностью. Это объясняется пре обладающим распространением в покрывающих породах сла бых глинистых разностей и наличием ряда водоносных гори зонтов, осушение которых представляет собою довольно сложную-задачу. Главными факторами, подлежащими оценке при выборе систем разработки являются:
1)глубина залегания рудного пласта;
2)наличие и расположение водоносных горизонтов;
57
3)величина устойчивых углов откосов вскрышных усту пов и рабочего борта карьера;
4)величина устойчивых углов откосов отвалов;
5)допустимые давления на вскрышные породы и руду;
6)величина устойчивых углов нерабочих бортов. Наибольшее влияние на выбор систем разработки оказы
вают первые пять факторов; последний оказывает влияние главным образом на величины углов откосов, объем выезд ных траншей и объем вскрыши от разбортовки по границам участков.
Первоначально проектные работы для бассейна выпол нял институт Южгипроруда и отчасти проектный отдел тре ста «Никополь-Марганец». В качестве первоочередных для открытой разработки были намечены участки, характерис тика которых приведена в табл. 7.
Наибольший интерес с точки зрения выбора систем раз работки представляют Богдановский (рис. 11), Большой Шевченковский (рис. 12) и Грушевский (рис. 13) участки, как наиболее характерные для бассейна. Эти участки имеют много общего как по условиям залегания, так и по харак теру и последовательности отдельных проектных рекомен даций. В качестве основной системы разработки для отра ботки этих участков вначале рекомендовалась транспортно отвальная система с применением транспортно-отвальных мостов. Первоначальным вариантом установки был двух опорный мост с пролетом 200 + 20 м. Вскрышная опора располагалась на промежуточном вскрышном горизонте, на котором к мосту подсоединялись многоковшовые экскава торы верхнего и нижнего черпания. Отвальная опора рас полагалась на почве пласта. Длина консоли 170 ж. Произво дительность мостовой установки была определена в 4500 м3/ч, или 18,5 млн. м3 в год.
В 1956 г. было принято решение о рациональности заме ны этой установки мостом с встроенным роторным экскава-
58
ts. |
|
ЦИМЭ |
гг |
|
-яоігээоаон |
|
|
|
з |
|
|
'о |
|
цияовэчйедо |
а |
|
|
Ь. |
|
|
|
|
уннэ |
|
|
-восІѴнеэяэігѵ |
|
О. |
|
|
о |
|
|
J3 |
ymioaamÄdj |
|
а |
|
|
я |
|
|
|
унмо |
|
|
-аоянэьват |
полей |
|
цотчігод |
|
ЦИМЭВОННЭЬ |
|
карьерных |
|
-аэщ-оігвѵѵ |
|
цпиэаониѴлод |
|
|
|
|
|
|
ИНН |
первоочередных |
-odoweit etnmntfg |
|
|
|
|
Характеристика |
|
СП |
|
|
сз |
О
С
|
2,04 |
|
26,5 |
|
2.5 |
|
26,4 |
|
1,24 |
|
21,5 |
|
2,0 |
|
28.4 |
|
1,77 |
|
31,3 |
|
— |
|
О |
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
1,96 |
|
26,9 |
|
Ч |
|
^ |
J3 |
|
о |
|
н |
|
|
|
CJ |
|
|
|
о |
|
СО |
|
33' |
|
^ |
. |
а |
|
о. |
|
о |
|
о» |
0 ) |
|
K f |
||
2 |
со |
о |
ч |
|
Е- |
О |
>“* |
|
О |
|
CU |
|
СО |
|
|
к |
Ч |
О) |
03 |
С |
со |
||
с; |
о |
ш |
|
£ |
я |
E f |
|
< |
и |
Ч |
а; |
<11 |
О |
0> |
я |
C L |
ч : |
О . и |
|
и |
и |
ео |
|
|
г^л |
|
|
|
си |
|
S |
5*
в
IS
о.
о
о
JJ
н
о
о
£
Sf
о
£
2—28 |
17,7 |
12,2 |
5.0 |
20—52 |
32,1 |
41,9 |
6,0 |
12—37 |
33 |
100,4 |
10,1 |
19—88 |
54.4 |
351,5 |
13.4 |
20—72 |
60,0 |
774,1 |
17,7 |
О |
|
|
(V. |
COCN- H |
|||
1 |
Оз |
О |
С4 |
rl |
- |
|
|
20 -78 |
63,0 |
577,6 |
17.6 |
|
|
М |
|
|
|
я |
«Г |
|
|
Ч |
^ |
|
|
3 |
|
|
|
2 |
|
|
|
с и |
|
|
|
ІЙ |
|
|
|
о |
|
|
|
03 |
|
X |
|
г |
|
со |
|
О) |
|
С5 |
|
»0 |
|
0) |
« |
о |
|
с* |
£ |
о |
|
(У |
£ |
: £ |
|
Си |
с и |
«& |
|
с |
О) |
S |
cn |
03 |
о |
rf |
|
|
|
о |
о |
|
|
о |
|
18,5 14,0 10,7 6,2 5,2
СО
~
18.6
*£
л
г
«и
ч
Э
л
S
о
си
с
35 21 16 8.5 6.0
ю
t>
26
1
4
а, s .
со
« к .
£
„ н Ä
Л s о
ю оз 5
ійС? сота 2из.
>» 0,0 |
|
ч |
о |
и |
сз s i |
Ё К
£ *! £
О >> я
Cu S
и 8 I О >*
59