Файл: Совершенствование открытых разработок марганцевых руд УССР..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОсьЗНГ-і

V-

N)-

Рис. 12. Система разработки Шевченковского карьера (размеры в м).

60


тором со следующей характеристикой: рас­ стояние между опорами 45 ж, длина кон­ соли 170 ж (для Грушевского карьера 195 ж), длина роторной стрелы 118 ж, поворот стрелы в плане на ±110°. Элементы усту­ пов и отвалов по отдельным карьерам несколько отличались (табл. 8). Передовые уступы намечалось отрабатывать, как пра вило, многочерпаковыми экскаваторами на электровозный транспорте вывозной вскры­ ши вначале на внешние, а затем на внут­ ренние отвалы.

Кроме этого, были разработаны вариан­ ты отработки всей вскрыши по транспорт­ ной системе многочерпаковыми экскавато рами на электровозный транспорт. При этом отработку вскрыши намечалось про­ изводить двумя уступами высотой по 31 ж. Каждый уступ разделялся на два подуступа. Верхний подуступ (высотой 17 ж) отрабатьн вался роторным экскаватором PC-1200 и нижний (высотой 13 ж) — многоковшовым экскаватором Д-1120. Вывозку вскрыши предполагалось в начале работ производить на внешние отвалы, а затем на внутренние отвалы, оборудованные отвальными экска­ ваторами типа АС-1120 и АС-2240. Добыч­ ные работы намечалось производить ро­ торными экскаваторами типа РС-350.

Поля Богдановского и Шевченковского карьеров предполагалось вскрыть выездны­ ми траншеями с внешним заложением и разрезными траншеями по границам участ­ ков, где мощность вскрыши была минималь-

3=

03

Рис. 13. Система разработки Грушевского карьера (размеры

61

ной. По Шевченковскому карьеру фронт работ для основ­ ного периода эксплуатации должен был подготавливаться эксплуатационными работами Мало-Шевченковского карье­

ра.

Поле Грушевского карьера намечалось

вскрыть выезд­

ной

траншеей

с внутренним заложением

(тип «груши»).

По всем трем

карьерам принималось веерное перемещение

фронта работ

с изменением длины фронтов (табл. 9). Ре­

зультативные показатели по транспортно-отвальной и транс­

портной системам

разработки иллюстрируются

данными

по Богдановскому

карьеру

(табл. 10).

 

Таблица

8

Элементы уступов и отвалов карьеров

 

 

 

 

 

Вскрышной уступ

Отвал

 

Карьер

высота,

угол откоса,

высота,

угол откоса,

 

м

град

м

град

 

Богдановский . . . .

50

40

60

25

 

Шевченковский . . .

50

40

60

25

 

Груш евский.................

22 — 28

35

55

25

 

Длина фронта работ карьеров

 

 

Таблица 9

 

 

 

 

Карьер

 

Н ачальная длина,

Д лина

фронта работ

 

нм

при эксплуатации,

км

 

 

Богдановский ..........................

 

2,0

1,4—3,0

 

Ш евченковский.....................

 

2,0

2,0—4,0

 

Грушевский..............................

 

2,0

1,2—2,0

 

Для Александровского карьера в качестве основной была принята транспортно-отвальная система разработки с применением одноковшовых экскаваторов СЭ-Зу или ЭВГ-6, работающих на последовательно устанавливаемые

62


ленточные отвалообразователи типа ЛО-І. При этом были получены следующие показатели: себестоимость разработки 1 м3вскрыши — 0,18 руб., себестоимость добычи 1 т руды —

2,94 руб.

 

 

 

 

Таблица 10

Показатели по системам разработки

 

 

 

 

 

Система

Себестоимость

Единица

транспортно­

 

измерения

транспортная

 

 

 

отвальная

Добычи руды

.................

р у б . / т

3,08

3,76

Мостовой вскрыши . . .

р у б . / м J

0,101

Транспортной вскрыши

»

0,191

0,17

Средняя по вскрыше . .

»

0,131

0,17

На Марьевском карьере ввиду близости расположения мощного источника воды вскрышу разрабатывали пловучими земснарядами,работавшими при строительстве карьера.

Для Новоселовского карьера, отрабатывающего два уча­ стка, предусматривалась комбинированная система разра­ ботки с сочетанием транспортной и бестранспортной систем. На северном участке основной вскрышный уступ высотой 19 м предполагалось разрабатывать экскаватором ЭШ-14/75 с перевалкой вскрыши в выработанное пространство. На южном участке нижний вскрышный уступ высотой 8,1 м должен был отрабатываться экскаватором ЭШ-4/40 с пере­ валкой вскрыши в выработанное пространство. На пере­ довых уступах высотой до 8 м намечалось разработку вскры­ ши производить экскаваторами Э-1003 с вывозкой вскрыши электровозным транспортом узкой колеи в вагонетках емко­ стью 1 м3. Позднее для этого карьера проектный отдел тре­ ста «Никополь-Марганец» разработал схему совместной от­ работки обоих участков с применением на нижнем уступе

63


экскаватора ЭШ-4/40, работающего с поочередной перевал­ кой вскрыши во внутренние отвалы с двух подуступов об­ щей высотой 12 м. На передовых уступах были приняты экскаваторы СЭ-3 и узкоколейный железнодорожный транс­ порт. Доставка вскрыши этим транспортом предусматрива­ лась только до стационарной смесительной гидромониторно­ землесосной установки, располагающейся в районе пово­ ротного пункта карьера. Дальнейшая транспортировка вскрыши в отвалы осуществлялась гидротранспортом.

Стоимость гидротранспорта

1

м3 вскрыши определилась в

0,137 руб., а 1

ткм — в 0,08

руб.

В 1957 г.в связи с необходимостью форсирования ввода

первоочередных

карьеров

и

невозможностью получения

в ближайшие годы мощного вскрышного оборудования непрерывного действия были рассмотрены схемы с приме­ нением мощных одноковшовых экскаваторов и неиспользо­ ванного оборудования особых поставок. Кроме того, были рассмотрены варианты применения отвалообразователя кон­ струкции УкрНИИпроекта, изготовленного Александрий­ ским рудоремонтным заводом Черкасского совнархоза и ра­ ботающего в настоящее время на Стрижевском буроуголь­ ном карьере Киевского совнархоза.

Схема вскрышных работ (для условий Богдановского карьера) с применением мощных одноковшовых экскава­ торов (рис. 14) предусматривала отработку вскрыши че­ тырьмя уступами. Нижний уступ высотой 30 м разрабаты­ вается экскаваторами ЭШ-14/75, а три верхних высотой по 11 м — экскаваторами ЭКГ-4. На фронте длиной 4,0—4,2 км размещаются четыре экскаватора ЭШ-14/75 и двенадцать экскаваторов ЭКГ-4 (по четыре на каждом уступе). Вывозка руды производится по пяти выездным траншеям, поддержи­ ваемым во внутренних отвалах. Вскрыша с верхних усту­ пов вывозится железнодорожным транспортом на внешние отвалы через фланговые парные траншеи.

64

Вопрос использования оборудова­ ния особых поставок был рассмотрен в двух вариантах. Первый вариант предусматривал полное укомплекто­ вание Шевченковского и Александров­ ского карьеров оборудованием осо­

бых

поставок,

при этом на послед­

нем

намечалось

использовать так­

же

отвалообразователь конструкции

УкрНИИпроекта. По второму вариан­ ту предусматривалось совместное ис­ пользование отечественного оборудо­ вания и оборудования особых поста­ вок. При этом нижние вскрышные усту­ пы отрабатывать по бестранспорт­ ным схемам экскаваторами ЭШ-14/75 (Богдановский, Шевченковский и Александровский карьеры) или по транспортно-отвальной схеме много­ черпаковыми экскаваторами на отва­ лообразователь конструкции Укр­ НИИпроекта (Марьевский карьер).

Несмотря на обилие разнохарак­ терных рекомендаций, проработка во­ проса сравнительной эффективности применения отдельных систем была недостаточной. До конца 1957 г. прак­ тически отсутствовали окончательные решения по системам разработки, что, в свою очередь, задерживало строи­ тельство карьеров и развитие откры­ той добычи марганца в бассейне. Для окончательного решения вопро­ са в 1957 г. ИГД АН УССР выпол-

работ на Богдановском карьере (по проекту):

экскаваторы ЭКГ-4 (размеры в м).

Рис. 14. Схема вскрышных

1 — экскаваторы ЭШ-І4/75; 2

5

763

65


нил работы по анализу и сравнительной технико-эконо­ мической опенке основных схем механизации вскрышных работ в бассейне.

В работе было рассмотрено более сорока вариантов схем отработки основного вскрышного уступа по бестранспорт­ ной системе с перевалкой породы в выработанное простран­ ство, девять мостовых схем, семь схем отработки передовых уступов и одна схема с полной конвейеризацией транспорта вскрыши. В результате этого было установлено, что наи­ более эффективной для отработки основных уступов яв­ ляется транспортно-отвальная система разработки, обеспечи­ вающая минимальные стоимости вскрышных работ при максимальной высоте уступа. Технологические достоинства этой системы следующие:

1)высокая интенсивность разработки месторождения;

2)более простая увязка между вскрышными и добыч­

ными работами и высокая технологическая стройность орга­ низации работ в карьере;

3)возможность селективной разработки и укладки по­ род вскрыши в отвалы;

4)большая тщательность отработки контактов между вскрышей и рудой и, следовательно, сокращение размеров потерь и разубоживания руды;

5)простота организации транспорта руды через одну выездную траншею;

6)большие удобства для проведения дренажных работ

вкарьере.

Проведенный анализ схем отработки основных и пере­ довых уступов позволил выявить наиболее рациональные схемы и оценить сравнительные технологические и технико­ экономические показатели их применения (табл. 11).

Анализ показал, что наибольшая технико-экономиче­ ская эффективность разработки обеспечивается при при­ менении вскрышного оборудования непрерывного действия.

6 6

а

гг

з

ѵо

а

Ь

Технико-экономические показатели схем отработки вскрыши

О гі\0.

£

*•

со

 

ш

О)

1-2> .

О

о

S

 

О

о

о

о л

£=iÜ=5? о cjg=Sо

| | i “ â =

2 о у a q

о о S о s

53 = а

І м

о 23 0 Ü0*

1 * a

а « и

2 § “

О ^

1

= у

а 5

£ к н

,

о

к t

я s

2 в

5

Щи С р.

<

Ш5J.—сг

ОЧянp i о 2 л 2у

И о 2 и

Л«с

о 2 as

5 г |

3\Я &

О «О га !>

X

S z

®э

О)

«га О н

оо* н а. д о а о

с; ь га с

« га —у

5 a I я

а Р> ц ц

ё і ^ : w я — о

огЭд 5

О3 âm § з

иa -'S ?

у 5 о

и Z г о.

2 Р

СОоs .

« с

1 =

*§.

. s

а о

* 1

д =:

о га

X a

Л h

« . Л

5 н ч

GВ .OО Ьо Оjr 2 Яa

о . о

О. с. со о га н о.

я«

яо

га X

к §

га о

Z а __ У о л х ь

S ° i

а л

о=

ct>»

оfr“

Üü

С

§ °

а

а о

& |

га

о *

 

н Р*

« 2 «

 

а &

о

га в

д

о. a

3 I

я

о

 

о Л

= § е *

*♦ ft £ га ію

Л {V.

s

а о

—о £■(■ Ч -

00 —

о

 

О

* ь

. F-

 

- С.

О

. Л У

&, а . ч «

 

 

OOU

 

 

н н а

га о

 

 

а. с.

? І § °

о н

ь в

|§ а!.

Іg

га a

а ч

w Я)

В

 

 

3 = У

«в га

га Q0

 

 

ÜU И

*

~ га

го jj

«2-a a s

SCOл о га о.

и .

д X V о

О

д a

 

« о

у « г

 

n

a a

* С учетом резервных. ** С учетом затрат на зачнстку кровли бульдозерами и отработку торцов вспомогательным экскаватором.

5*

67