Файл: Рвачев Л.А. Математика и семантика. Номинализм как интерпретация математики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

даются варианты мира — ситуации — которые

и обра­

зуют искомый класс ситуаций; а воображаемые

опытные

данные характеризуют индивидуальность каждой ситуации. Разумеется, мы не в состоянии четко разграничить опыт­ ные и априорные данные или описать класс ситуаций; но на интуитивном уровне это и не нужно — достаточно убе­ диться, что о ситуациях можно говорить. Язык, объектами которого являются вещи в ситуациях, назовем псевдофизи­ ческим языком («псевдо» — потому, что кроме ситуаций, рассматриваемых в настоящее время как физические гипо­

тезы, этот язык описывает и любые другие ситуации). Удобно считать, что все ситуации представляют собой

равноправные возможности, а псевдофизический язык есть мозаика, состоящая из всевозможных гипотез о реальности. Эта мозаика скреплена модальными терминами и кванто­ рами, ее элементы описывают ситуации и взаимно исклю­ чают друг друга.

5. При любом выборе системы объектов молчаливо пре полагается, что можно много раз говорить об одном и том же объекте. Представление о подобном полном тождестве в случае системы вещей позволяет говорить, в частности, и о различных возможностях для одной и той же вещи (т. е. что одна и та же вещь могла бы иметь разных «соседей»

впространстве—времени). Например, мы называем «Земля

впрошлом веке» нечто в ситуации, где его продолжение (во времени) превратилось в Землю XX века; а в другой си­ туации продолжение этого же самого «нечто» испаряется, па­ дая на Солнце. Единственность этого «нечто» будем рассмат­ ривать как понятие тождества вещей в различных ситуаци­

ях — ситуации исключают'друг друга в целом, но они мо­ гут пересекаться; точнее, пересекаются элементы псевдо-’ физической мозаики в том смысле, что две гипотезы до опре­ деленного момента совпадают, дальше начинаются разно­ гласия.

10

6. В настоящее время представление о вещах принадле

жит преимущественно области интуиции, а соответствующие понятия в языке только начинают вырабатываться. Естест­ венно поэтому, что при интуитивном описании возникает тенденция, помимо непосредственного объяснения, паралле­

льно интерпретировать вещи

(насколько это возможно)

в общепринятых понятиях, т. е.

в принятых системах аб­

страктных объектов.

 

В этом плане мы можем сказать, что каждая ситуация

интерпретируется как метрическое пространство упорядо­ ченных четверок любых действительных чисел (одна ось — время); а вещи из этой ситуации интерпретируются как от­ крытые множества в данном пространстве. Как уже говори­ лось, мы намерены изучать лишь те свойства вещей, кото­ рые не зависят от выбора системы вещей (логические законы для вещей); к таким свойствам, бесспорно, относится ряд топологических свойств, например, можно говорить о связ­ ности вещей. Однако свойства такого рода мы совсем не будем рассматривать, так как для этого уже есть соответ­ ствующая теория.

Далее кажется вероятным, что если к указанным четырем измерениям добавить пятое — возможность, то можно ин­ терпретировать более чем одну ситуацию; однако, так ли это — об этом в настоящей работе мы ничего сказать не можем. Трудности здесь следующие: 1) если речь идет об интерпретации всех ситуаций, то ничего нельзя сказать о мощности множества всех ситуаций; 2) но даже если речь

идет о нескольких ситуациях, то неясно, как естественно интерпретировать, например, представление о тождестве вещей (см. аксиомы гл. II).

Мы надеемся, что для интуиции наша физическая модель в предыдущих пунктах определена однозначно. Это систе­ ма вещей, для которой имеют смысл понятия пространства— времени, внутренней природы, возможности и тождества.

И


Глава II

ПСЕВДОФИЗИЧЕСКИЙ ЯЗЫК

1. Будем строить псевдофизический язык как прикл ное исчисление предикатов, переменные которого изменяют­ ся на области всех вещей. Для обозначения индивидуумных переменных употребляются малые латинские ~буквы; других переменных, кроме индивидуумных, нет. В качестве инпивипуальных имен вещей употребляются малые гре­ ческие буквы; эти имена предельно единичны в том смысле, что переход к другой вещи или к другой ситуации всегда вызывает изменение имени.

В псевдофизический язык могут вводиться любые ин­ дивидуальные предикаты, определенные на области всех вещей. Некоторые из этих предикатов — простейшие — должны иметь специальные обозначения. Прочие предикаты образуются из простейших по обычным правилам образова­ ния формул. Правила образования используют обычные логические символы: конъюнкции А , дизъюнкции V , от: рицания , импликации гэ, эквивалентности ~ , кван­ торы вида (х) и (Ех), а также скобки. Поскольку преди­ катных переменных нет, то в случае надобности большие

12

латинские буквы будут употребляться для метаобозначения предикатов вне псевдофизического языка.

Истинные формулы получаются на основе классического исчисления предикатов первой ступени, заданного в виде схем аксиом (см. [5], стр. 77), к которому добавляются акси­ омы, определяющие простейшие предикаты; эти аксиомы вводятся по мере появления простейших предикатов. В замкнутых формулах внешние кванторы всеобщности часто будут опускаться.

Поскольку в каждый момент времени мы имеем дело с фиксированным числом имен простейших предикатов и ак­ сиом для них, то получаемую при этом часть псевдофизиче­ ского языка можно рассматривать как формальную систему. Будем обозначать ее через РР.

2. Для построения систем РР классическое исчисление предикатов выбрано не только из-за своей общепринятости. Например, у нас нет оснований отказываться, как от немыс­ лимой, от следующей ситуации, описанной в популярных работах по естествознанию: вселенная с бесконечностью уже существующих звезд или с бесконечностью сменяющих друг друга событий. Другой пример — для каждой вещи возмож­ но рассматривать ее собственные части и полагать, что это также суть вещи. Общим для этих примеров является вве­ дение вещей, которых бесконечно много в одной ситуации.

Таким образом, мы имеем повод среди элементов мозаики псевдофизического языка рассматривать и подвергать фор­ мализации также такие, которые содержат понятие реаль­ но существующей (актуальной) бесконечности.

3. В этой главе строится РР из пяти простейших пре­ дикатов, которые характерны именно для вещей в ситуациях. Вот эти предикаты (все они двухместные):

1)

предикат «вещь х есть часть вещи у» (обозначение

х < у).

Интуитивный смысл этого предиката выражен в его

словесной формулировке;

13


2) предикат «вещь х совместна с вещью у» (обозначение

ху). Этот предикат определяется через предыдущий так:

ху ~

(Ez) (х < г Л у < z).

(1)

Интуитивный смысл

совместности заключается

в том, что

х и у находятся в одной ситуации;

3)

предикат «вещь х тождественна вещи у» (обозначе­

ние х = у).

Под тождествомх и у понимается одно из двух:

а)

х и у

суть имена одной и той же вещи в одной и той

же ситуации;

б) х = у фиксирует упомянутый в главе I способ раз­ говора, когда ситуации пересекаются, т. е. речь идет два раза об одной и той же вещи, но вне ее рассматриваются, вообще говоря, разные возможности. Тогда х есть имя вещи в одной ситуации, а у — в другой.

Таким образом, не могут быть тождественными различ­ ные вещи в одной и той же ситуации; в случае необходи­ мости будет употребляться то или иное понятие равенства;

4)

предикат «вещь х раньше вещи у» (обозначениех /

у).

Интуитивный смысл этого

предиката заключается в том,

что последние

моменты

существования х раньше первых

моментов существования у\

вещь у»

 

 

5)

предикат

«вещь х

предопределяет

(обо­

значение

х -» г /).

Этот

предикат фиксирует тот

способ

разговора,

когда речь идет о причинно-следственной

связи

вещей х и у.

 

аксиомы для предикатов

х < у, ху,

х =

4.

Введем

Эти аксиомы сопровождаются пояснениями их смысла или мотивировкой в терминах вещей.

I. ху ~ (и) (их ~ иу).

Это значит, что если х и у в одной ситуации (т. е. ху), то всякая третья вещь и находится либо в этой же ситуации

14


(тогда их и иу), либо не в этой (тогда их и иу). С другой сто­ роны, так как для всех вещей хх, то в формуле I импликация справа налево логически истинна.

 

II. х <

(и) (и < xzdu < у).

 

Эта эквивалентность как импликация слева направо оз­

начает

просто очевидный факт транзитивности предиката

х < у.

С другой стороны, так как для всех вещей х <

х,

то в формуле II импликация справа

налево логически

ис­

тинна.

у ~ (и) [(Ev) (v <

х Д и = v) ~

(Ev) (v < у Д и =

 

III. * =

у)].

Эквивалентность III, как импликация слева направо, означает, что если х = у, т. е. речь идет два раза об одной

итой же вещи, то речь может идти два раза также об одной

итой же части этой вещи, так что части х и у взаимно со­ ответствуют друг другу в смысле тождества. Но этот факт (так как тождество транзитивно) может быть записан так, что каждая вещь и либо одновременно тождественна частям

ха у, либо нетождественна им. Рассмотрим теперь смысл III как импликации справа налево. Так как для всех вещей

х <

х и х = х, то

из правой

части III логически следует

(Ev) (v <

у Л х =

v) и (Ev) (v <

х Л

у =

и). Это вынуж­

дает

нас

считать,

что х = у,

так

как

если

предположить

х = у, то получим, что х тождествен части у, не совпадающей с у, и далее, что х тождествен собственной части, не совпадающей с х, что противоречиво.

IV/ х = у Л х у \э [А (х) ~ А (у)].

Это схема аксиом при произвольных предикатах А. Аксиомы IV отмечают предельную единичность вещей в том смысле, что не существует предикатов, которые различали бы одну и ту же вещь в одной и той же ситуации.

Заметим,

что

в аксиомах

IV, как и в других схе­

мах аксиом,

на

протяжении

всей работы предпо­

15


лагается, что предикаты А (х) могут иметь, кроме х, и дру­ гие свободные переменные, отличные от переменных данной аксиомы. Предполагается, что эти свободные переменные связаны самыми внешними кванторами всеобщности данной аксиомы. Эти свободные переменные содержательно могут интерпретироваться как параметры в схеме аксиом.

W.^x = у Д ху^- (и) (и < х ~ и < у).

Аксиома V означает, что если у двух вещей совпадают все их части, то это равносильно тому, что речь идет об од­ ной и той же вещи в одной ситуации.

VI. (Ех) (х < у Д у < х).

Это значит, что каждая вещь у имеет протяженность.

VII. (Ех) А (х) А (х) (у) \А (х) А А (у) ZD ху\

ZD(Ez) [(и) \А(и) ZD и < г) А (и) 1« < г Z5

3) (Ev) (Ew) [1/ < ы А ц < пуД А (да)]]].

Это схема аксиом при произвольных предикатах А. Она означает, что если предикат А выполняется лишь на вещах одной ситуации, то существует вещь — объединение всех тех вещей, на которых выполняется А.

5« Определим трехместный предикат «2 есть объедине­

ние х н у » (обозначение 2

(х, у, г));

 

 

2 (х, у, г) ~

х <

г Л у < z А

(«)[« < zzd

 

ZD (Ev)

v < u . A ( v < x \ /

v < г/)]].

(2)

Определим двухместный предикат <ос и у не имеют тож­

дественных частей» (обозначение Л (лг, у)):

 

А (л, у) ~ (и) (v) (и < * Л v <

у ZD и == v).

(3)

16