ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
метр пробега, но главным образом на тонна-километр,
надо стремиться работать с прицепами, обеспечивая на ибольшее использование пробега и наибольшую загруз
ку автомобиля и прицепа.
Каждый литр топлива, каждый километр пробега ав томобиля необходимо использовать для того, чтобы сделать большее количество тонна-километров. Если мы с каждого километра пробега будем снимать больше тон на-километров за счет повышения степени использова ния пробега, грузоподъемности автомобиля и примене ния прицепов, то тем самым мы уменьшим все расходы на тонна-километр и снизим себестоимость перевозок.
Если мы при этом будем экономить топливо, увеличим пробег шин, снизим расходы на ремонт и увеличим меж
ремонтный пробег автомобилей и агрегатов, то безуслов
но, |
добьемся |
комплексной |
экономии |
всех расходов |
на |
1 ткм. |
расходы, в |
отличие от |
переменных, не |
|
Постоянные |
изменяются в зависимости от пробега автомобиля, пото му что они связаны с ежедневной затратой средств на содержание автохозяйства. К постоянным расходам от носятся: накладные расходы, а также условно зарплата шоферов,- На сумму постоянных расходов шофер непо средственно повлиять не может.
Но себестоимость автомобильных перевозок опреде
ляется суммой переменных и постоянных расходов, от несенных ж выполненной за это время транспортной ра боте, т. е.
_ Епер -С Рпост РУб-
Пткм ’
где С — себестоимость;
•Рпер — переменные расходы;
Рпоп —постоянные расходы;
П— выполненная работа в тонна-километрах.
Увеличивая часовую производительность автомобиля в тоннах и тонна-километрах, шофер может снизить се бестоимость перевозок (табл. 4).
Следовательно, снижение себестоимости одного авто- мобиле-часа работы автомобиля по постоянным расхо
дам в данном примере произошло благодаря хорошей работе шофера.
9
|
|
Таблица 4 |
Показатели |
План |
Выполнение |
Общая сумма постоянных расходов на |
|
|
1 списочный автомобиль за 1 месяц, |
1080 |
1080 |
руб............................................................ |
||
Количество часов работы автомобиля |
180 |
200 |
за месяц .................................................. |
||
Себестоимость 1 автомобиле-часа, руб. |
6,00 |
5,40 |
Постоянные расходы на один автомобиле-час рас пределяются по количеству часов, затраченных на вы
полнение погрузочно-разгрузочных работ и на пробег автомобиля.
Затраты, связанные с временем простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой, находятся в зависимости от себестоимости одного автомобиле-часа постоянных рас
ходов, а себестоимость погрузки и разгрузки 1 т груза зависит от себестоимости одного автомобиле-часа по по стоянным расходам и от времени, затрачиваемого на по грузку и разгрузку 1 т груза.
Так, например, если по норме на погрузку и разгруз
ку автомобиля грузоподъемностью 3 т в одну ездку по
ложено 0,75 часа, то продолжительность погрузки и раз
грузки на 1 т груза составит 0,75 |
часа : 3 |
т = 0,25 часа |
(табл. 5). |
|
Таблица 5 |
|
|
|
Показатели |
План |
Выполнение |
Себестоимость одного автомобиле-часа, |
6,00 |
5,40 |
руб............................................................ |
||
Время простоя при погрузке и раз |
0,25 |
0,20 |
грузке 1 т, час..................................... |
||
Себестоимость на погрузке и разгруз |
1 ,50 |
1,08 |
ке 1 от, руб............................................ |
Из табл. 5 видно, что борьба шофера за увеличение
количества часов работы автомобиля в месяц и за сни
жение затраты времени на погрузку и разгрузку 1 т груза нашла свое отражение в снижении на 28% себе стоимости погрузки и разгрузки 1 т.
10
Постоянные расходы, исчисляемые на один автомо- биле-час работы, падают, разумеется, не только на вре мя простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой, но и работу автомобиля, т. е. на 1 ткм.
Поэтому если шоферу удастся увеличить производи тельность автомобиля в тонна-километрах на один кило метр пробега с 2,16 до 3,96 ткм, то при технической ско рости, равной, допустим, 25 км/час, шофер повысит про изводительность за 1 час движения автомобиля с 54 до 99 ткм. При этих показателях будет обеспечено сниже
ние себестоимости |
уже по постоянным |
расходам |
на |
|
1 ткм (табл. 6). |
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 6 |
|
Показа тели |
План |
Выполнение |
||
Себестоимость одного автомобиле-часа’ |
5,40 |
|
||
руб........................................................... |
за 1 |
6,00 |
|
|
Производительность |
час движе |
99 |
|
|
ния автомобиля, ткм.................... |
54 |
|
||
'Себестоимость 1 ткм |
по |
постоянным |
5,45 |
|
расходам, кон...................................... |
|
11,11 |
|
|
Из табл. 6 видно, что в результате достижения шофе |
||||
ром повышенной производительности автомобиля |
при |
■его движении может быть обеспечено снижение (по по
стоянным расходам) себестоимости |
1 ткм на |
50,9% |
(с 11,11 коп. до 5,45 коп.). |
условиях |
работы |
Каждый шофер должен в любых |
стремиться ежедневно перевыполнять свой план, доби
ваясь увеличения объема перевозок на закрепленном за ним автомобиле против средних показателей по автохо зяйству, в котором он работает.
Объем перевозок, приходящийся на один автомо биль, или производительность автомобиля, определяется
взависимости от ряда показателей.
Кчислу таких показателей относятся: коэффициент использования парка: продолжительность рабочего дня;
затрата времени на выполнение погрузочно-разгрузоч
ных работ; техническая скорость или соответствующая
•ей затрата времени на пробег автомобиля; коэффициент использования пробега; коэффициент использования грузоподъемности автомобиля.
11
Коэффициент использования автомобиля — это отно шение общей суммы автомобиле-дней работы к общему количеству автомобиле-дней пребывания • автомобиля в хозяйстве.
Например, если автомобиль в течение года находился в работе 237 автомобиле-дней, то коэффициент использо вания парка будет равен (237 автомобиле-дней : 365 ав томобиле-дней) = 0,65, или 65%. В данном случае авто мобиль простоял 128 Дней в гараже вследствие различ ных причин. Многие из них зависят от самого шофера. Наиболее часто автомобили простаивают из-за техниче ской неисправности. Поэтому задача шофера заключает ся в том, чтобы устранить или уменьшить простои по’тех ническим причинам. Если, например, автомобиль нахо
дился на линии не 237, а предположим, 274 дня, то коэф фициент использования автомобиля составит уже не 0,65,
а 274 : 365 = 0,75.
Таксе увеличение коэффициента использования пар
ка при прочих равных условиях повысит выработку ав
томобиля за год на 15,4%:
0,75X100 _Н5 %
0,65
Если автохозяйство, в котором работает шофер, полу чило плановое задание поддерживать коэффициент ис пользования парка не ниже 0,70, то это значит, что средняя продолжительность пребывания одного автомо биля на линии для данного автохозяйства должна со ставить как минимум 256 дней, т. е.
365 дней (за год) X 0,70 = 25S дней.
Поэтому шофер должен стремиться, чтобы его авто
мобиль находился на линии большее количество дней, а коэффициент использования автомобиля был выше планового и среднего коэффициента, приходящегося на один автомобиль.
Продолжительность рабочего дня автомобиля опре деляется временем нахождения автомобиля в наряде с момента выезда его из гаража й до момента возвра щения в гараж. Это время обычно выражают в автомо- биле-часах. Количество автомобиле-часов за год будет характеризовать время нахождения автомобиля на линии, т. е. нахождение автомобиля в работе.
12
Любое автохозяйство заинтересовано в том, чтобы
каждый автомобиль находился на линии в работе как можно большее количество часов. Это способствует уве личению объема перевозок и производственных показа телей в тоннах и тонна-километрах при тех же постоян ных расходах.
При четкой работе службы эксплуатации и хорошей организации работы автомобилей на линии, увеличение
продолжительности рабочего дня автомобиля приносит
громадные выгоды.
Однако при наличии на автомобиле только одного шофера работа в автомобиле-часах ограничивается и не может превысить 8 час. в сутки. Поэтому для удлинения
рабочего дня. автомобиля автохозяйство закрепляет авто мобиль за двумя шоферами, что позволяет использовать автомобиль 12—14 час. в сутки.
При этом шоферы работают на одном автомобиле че рез день, без дополнительных выходных дней. Это при водит к тому, что продолжительность работы автомоби
ля в день составляет (за вычетом времени на обед и от дых) 13 час., т. е. 390 автомобиле-часов в месяц, в то же время работа одного шофера не превысит месячного
фонда рабочего времени (195,5 чел.-час.).
Время простоя автомобиля в пунктах, погрузки и раз грузки. Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ автомобиль должен некоторое время находиться в пункте погрузки и разгрузки. Для определения затраты времени на эти операции установлены нормы простоя авто мобиля.
Нормы простоя автомобиля при немеханизирован ном способе выполнения погрузочно-разгрузочных опе раций приведены в табл. 7.
Время простоя автомобиля с прицепами определяет
ся исходя из общей грузоподъемности автомобиля и прицепа.
В нормы простоя автомобиля под погрузкой-разгруз кой входит время ожидания погрузки и разгрузки, ма неврирования автомобиля (автопоезда), оформления до
кументов, а также время самой погрузки и разгрузки.
Повышения производительности автомобиля можно добиться механизацией погрузочно-разгрузочных работ. Это значительно сокращает время простоя автомобилей под погрузочно-разгрузочными операциями.
3-1033 |
13 |
|
|
|
|
|
|
Таблица 7 |
|
|
Грузоподъемность автомобиля |
Продолжи |
Продолжи |
||||
|
тельность |
тельность |
|||||
|
|
|
(автопоезда) |
|
погрузки, |
разгрузки, |
|
|
|
|
|
|
|
мин. |
мин. |
До 1,5 m включительно............................ |
20 |
15 |
|||||
От |
1.5 |
до 2,5 |
пг |
включительно .... |
25 |
15 |
|
» |
2,5 |
до 4 |
m |
, |
.... |
25 |
20 |
, |
4 |
до 7 |
m |
. |
.... |
30 |
25 |
. |
7 |
до 12 |
m |
. |
... |
40 |
30 |
. |
12 |
до 15 |
m |
„ |
.... |
45 |
40 |
Свыше 15 m.............................................. |
55 |
45 |
Механизировать погрузочно-разгрузочные работы особенно необходимо при перевозках грузов на короткие расстояния.
Таблица 8
|
|
Грузоподъемность |
автомобиля |
Продолжи |
Продолжи |
||||
|
|
тельность |
тельность |
||||||
|
|
|
|
|
(автопоезда) |
|
погрузки |
разгрузки, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мин. |
мин. |
До |
|
1,5 |
m включительно ........................ |
4 |
5 |
||||
От |
1,5 до 2,5 m включительно .... |
4 |
5 |
||||||
. |
2,5 |
до 4 |
m |
„ |
.... |
5 |
6 |
||
„ |
4 |
до 7 m |
, |
.... |
6 |
7 |
|||
. |
7 |
до |
12 |
m |
„ |
.... |
9 |
10 |
|
, |
12 |
до |
15 |
m |
, |
. : . . |
12 |
14 |
|
, |
15 |
до 25 m |
. |
.... |
18 |
20 |
Примечание. Данныц табл. 8 относятся к навалочным гру зам, легко отделяющимся от кузова автомобиля-самосвала (песок, грунт сухой, щебень, гравий и др.), для других грузов существуют другие нормы.
Нормы простоя автомобиля при механизированном способе выполнения погрузочно-разгрузочных операций приведены в табл. 8. За простой в пунктах погрузки и разгрузки сверх установленных норм времени с грузо отправителя (грузополучателя) взыскивается за каждую
минуту простоя автомобиля (автопоезда) грузоподъем ностью до 4 т включительно — 25 коп., от 4 до 7 т вклю-
14