Файл: Неровнов В.Я. Эксплуатация грузового автомобиля.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

метр пробега, но главным образом на тонна-километр,

надо стремиться работать с прицепами, обеспечивая на­ ибольшее использование пробега и наибольшую загруз­

ку автомобиля и прицепа.

Каждый литр топлива, каждый километр пробега ав­ томобиля необходимо использовать для того, чтобы сделать большее количество тонна-километров. Если мы с каждого километра пробега будем снимать больше тон­ на-километров за счет повышения степени использова­ ния пробега, грузоподъемности автомобиля и примене­ ния прицепов, то тем самым мы уменьшим все расходы на тонна-километр и снизим себестоимость перевозок.

Если мы при этом будем экономить топливо, увеличим пробег шин, снизим расходы на ремонт и увеличим меж­

ремонтный пробег автомобилей и агрегатов, то безуслов­

но,

добьемся

комплексной

экономии

всех расходов

на

1 ткм.

расходы, в

отличие от

переменных, не

 

Постоянные

изменяются в зависимости от пробега автомобиля, пото­ му что они связаны с ежедневной затратой средств на содержание автохозяйства. К постоянным расходам от­ носятся: накладные расходы, а также условно зарплата шоферов,- На сумму постоянных расходов шофер непо­ средственно повлиять не может.

Но себестоимость автомобильных перевозок опреде­

ляется суммой переменных и постоянных расходов, от­ несенных ж выполненной за это время транспортной ра­ боте, т. е.

_ Епер -С Рпост РУб-

Пткм ’

где С — себестоимость;

•Рпер — переменные расходы;

Рпоп постоянные расходы;

П— выполненная работа в тонна-километрах.

Увеличивая часовую производительность автомобиля в тоннах и тонна-километрах, шофер может снизить се­ бестоимость перевозок (табл. 4).

Следовательно, снижение себестоимости одного авто- мобиле-часа работы автомобиля по постоянным расхо­

дам в данном примере произошло благодаря хорошей работе шофера.

9


 

 

Таблица 4

Показатели

План

Выполнение

Общая сумма постоянных расходов на

 

 

1 списочный автомобиль за 1 месяц,

1080

1080

руб............................................................

Количество часов работы автомобиля

180

200

за месяц ..................................................

Себестоимость 1 автомобиле-часа, руб.

6,00

5,40

Постоянные расходы на один автомобиле-час рас­ пределяются по количеству часов, затраченных на вы­

полнение погрузочно-разгрузочных работ и на пробег автомобиля.

Затраты, связанные с временем простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой, находятся в зависимости от себестоимости одного автомобиле-часа постоянных рас­

ходов, а себестоимость погрузки и разгрузки 1 т груза зависит от себестоимости одного автомобиле-часа по по­ стоянным расходам и от времени, затрачиваемого на по­ грузку и разгрузку 1 т груза.

Так, например, если по норме на погрузку и разгруз­

ку автомобиля грузоподъемностью 3 т в одну ездку по­

ложено 0,75 часа, то продолжительность погрузки и раз­

грузки на 1 т груза составит 0,75

часа : 3

т = 0,25 часа

(табл. 5).

 

Таблица 5

 

 

Показатели

План

Выполнение

Себестоимость одного автомобиле-часа,

6,00

5,40

руб............................................................

Время простоя при погрузке и раз­

0,25

0,20

грузке 1 т, час.....................................

Себестоимость на погрузке и разгруз­

1 ,50

1,08

ке 1 от, руб............................................

Из табл. 5 видно, что борьба шофера за увеличение

количества часов работы автомобиля в месяц и за сни­

жение затраты времени на погрузку и разгрузку 1 т груза нашла свое отражение в снижении на 28% себе­ стоимости погрузки и разгрузки 1 т.

10


Постоянные расходы, исчисляемые на один автомо- биле-час работы, падают, разумеется, не только на вре­ мя простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой, но и работу автомобиля, т. е. на 1 ткм.

Поэтому если шоферу удастся увеличить производи­ тельность автомобиля в тонна-километрах на один кило­ метр пробега с 2,16 до 3,96 ткм, то при технической ско­ рости, равной, допустим, 25 км/час, шофер повысит про­ изводительность за 1 час движения автомобиля с 54 до 99 ткм. При этих показателях будет обеспечено сниже­

ние себестоимости

уже по постоянным

расходам

на

1 ткм (табл. 6).

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 6

Показа тели

План

Выполнение

Себестоимость одного автомобиле-часа’

5,40

 

руб...........................................................

за 1

6,00

 

Производительность

час движе­

99

 

ния автомобиля, ткм....................

54

 

'Себестоимость 1 ткм

по

постоянным

5,45

 

расходам, кон......................................

 

11,11

 

Из табл. 6 видно, что в результате достижения шофе­

ром повышенной производительности автомобиля

при

■его движении может быть обеспечено снижение (по по­

стоянным расходам) себестоимости

1 ткм на

50,9%

(с 11,11 коп. до 5,45 коп.).

условиях

работы

Каждый шофер должен в любых

стремиться ежедневно перевыполнять свой план, доби­

ваясь увеличения объема перевозок на закрепленном за ним автомобиле против средних показателей по автохо­ зяйству, в котором он работает.

Объем перевозок, приходящийся на один автомо­ биль, или производительность автомобиля, определяется

взависимости от ряда показателей.

Кчислу таких показателей относятся: коэффициент использования парка: продолжительность рабочего дня;

затрата времени на выполнение погрузочно-разгрузоч­

ных работ; техническая скорость или соответствующая

•ей затрата времени на пробег автомобиля; коэффициент использования пробега; коэффициент использования грузоподъемности автомобиля.

11


Коэффициент использования автомобиля — это отно­ шение общей суммы автомобиле-дней работы к общему количеству автомобиле-дней пребывания • автомобиля в хозяйстве.

Например, если автомобиль в течение года находился в работе 237 автомобиле-дней, то коэффициент использо­ вания парка будет равен (237 автомобиле-дней : 365 ав­ томобиле-дней) = 0,65, или 65%. В данном случае авто­ мобиль простоял 128 Дней в гараже вследствие различ­ ных причин. Многие из них зависят от самого шофера. Наиболее часто автомобили простаивают из-за техниче­ ской неисправности. Поэтому задача шофера заключает­ ся в том, чтобы устранить или уменьшить простои по’тех­ ническим причинам. Если, например, автомобиль нахо­

дился на линии не 237, а предположим, 274 дня, то коэф­ фициент использования автомобиля составит уже не 0,65,

а 274 : 365 = 0,75.

Таксе увеличение коэффициента использования пар­

ка при прочих равных условиях повысит выработку ав­

томобиля за год на 15,4%:

0,75X100 _Н5 %

0,65

Если автохозяйство, в котором работает шофер, полу­ чило плановое задание поддерживать коэффициент ис­ пользования парка не ниже 0,70, то это значит, что средняя продолжительность пребывания одного автомо­ биля на линии для данного автохозяйства должна со­ ставить как минимум 256 дней, т. е.

365 дней (за год) X 0,70 = 25S дней.

Поэтому шофер должен стремиться, чтобы его авто­

мобиль находился на линии большее количество дней, а коэффициент использования автомобиля был выше планового и среднего коэффициента, приходящегося на один автомобиль.

Продолжительность рабочего дня автомобиля опре­ деляется временем нахождения автомобиля в наряде с момента выезда его из гаража й до момента возвра­ щения в гараж. Это время обычно выражают в автомо- биле-часах. Количество автомобиле-часов за год будет характеризовать время нахождения автомобиля на линии, т. е. нахождение автомобиля в работе.

12

Любое автохозяйство заинтересовано в том, чтобы

каждый автомобиль находился на линии в работе как можно большее количество часов. Это способствует уве­ личению объема перевозок и производственных показа­ телей в тоннах и тонна-километрах при тех же постоян­ ных расходах.

При четкой работе службы эксплуатации и хорошей организации работы автомобилей на линии, увеличение

продолжительности рабочего дня автомобиля приносит

громадные выгоды.

Однако при наличии на автомобиле только одного шофера работа в автомобиле-часах ограничивается и не может превысить 8 час. в сутки. Поэтому для удлинения

рабочего дня. автомобиля автохозяйство закрепляет авто­ мобиль за двумя шоферами, что позволяет использовать автомобиль 12—14 час. в сутки.

При этом шоферы работают на одном автомобиле че­ рез день, без дополнительных выходных дней. Это при­ водит к тому, что продолжительность работы автомоби­

ля в день составляет (за вычетом времени на обед и от­ дых) 13 час., т. е. 390 автомобиле-часов в месяц, в то же время работа одного шофера не превысит месячного

фонда рабочего времени (195,5 чел.-час.).

Время простоя автомобиля в пунктах, погрузки и раз­ грузки. Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ автомобиль должен некоторое время находиться в пункте погрузки и разгрузки. Для определения затраты времени на эти операции установлены нормы простоя авто­ мобиля.

Нормы простоя автомобиля при немеханизирован­ ном способе выполнения погрузочно-разгрузочных опе­ раций приведены в табл. 7.

Время простоя автомобиля с прицепами определяет­

ся исходя из общей грузоподъемности автомобиля и прицепа.

В нормы простоя автомобиля под погрузкой-разгруз­ кой входит время ожидания погрузки и разгрузки, ма­ неврирования автомобиля (автопоезда), оформления до­

кументов, а также время самой погрузки и разгрузки.

Повышения производительности автомобиля можно добиться механизацией погрузочно-разгрузочных работ. Это значительно сокращает время простоя автомобилей под погрузочно-разгрузочными операциями.

3-1033

13


 

 

 

 

 

 

Таблица 7

 

Грузоподъемность автомобиля

Продолжи­

Продолжи­

 

тельность

тельность

 

 

 

(автопоезда)

 

погрузки,

разгрузки,

 

 

 

 

 

 

мин.

мин.

До 1,5 m включительно............................

20

15

От

1.5

до 2,5

пг

включительно ....

25

15

»

2,5

до 4

m

,

....

25

20

,

4

до 7

m

.

....

30

25

.

7

до 12

m

.

...

40

30

.

12

до 15

m

....

45

40

Свыше 15 m..............................................

55

45

Механизировать погрузочно-разгрузочные работы особенно необходимо при перевозках грузов на короткие расстояния.

Таблица 8

 

 

Грузоподъемность

автомобиля

Продолжи­

Продолжи­

 

 

тельность

тельность

 

 

 

 

 

(автопоезда)

 

погрузки

разгрузки,

 

 

 

 

 

 

 

 

мин.

мин.

До

 

1,5

m включительно ........................

4

5

От

1,5 до 2,5 m включительно ....

4

5

.

2,5

до 4

m

....

5

6

4

до 7 m

,

....

6

7

.

7

до

12

m

....

9

10

,

12

до

15

m

,

. : . .

12

14

,

15

до 25 m

.

....

18

20

Примечание. Данныц табл. 8 относятся к навалочным гру­ зам, легко отделяющимся от кузова автомобиля-самосвала (песок, грунт сухой, щебень, гравий и др.), для других грузов существуют другие нормы.

Нормы простоя автомобиля при механизированном способе выполнения погрузочно-разгрузочных операций приведены в табл. 8. За простой в пунктах погрузки и разгрузки сверх установленных норм времени с грузо­ отправителя (грузополучателя) взыскивается за каждую

минуту простоя автомобиля (автопоезда) грузоподъем­ ностью до 4 т включительно — 25 коп., от 4 до 7 т вклю-

14