ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
а своевременно поставив в нейтральное положение рычаг
коробки передач — использовать |
движение автомобиле |
по инерции. |
|
Такое вождение, помимо экономии топлива, приводит |
|
к увеличению в конечном счете |
технической скорости |
и уменьшению износов двигателя и ходовой части авто
мобиля.
Большую пользу приносит изучение маршрута движе ния, запоминание примерного расстояния одного пере крестка до другого, систематическое изучение располо жения светофоров и особенностей перекрестков.
Опыт показывает, что частое применение пониженных передач приводит к повышенному расходу топлива. По
этому мы стараемся как можно скорее перейти последо
вательно с низшей передачи на высшую.
Как правило, разгон надо начинать с первой переда
чи, постепенно переходя на следующую более высокую» гТередачу. При этом шофер должен уметь быстро пере ключать передачи, не задерживаясь надолго ни на одной
из них. Это дает возможность получить экономию топ
лива.
При движении без груза можно трогаться с места на
второй передаче, не развивая больших оборотов колен
чатого вала двигателя. Проехав 5—6 |
м, |
переключать |
|
двигатель на третью передачу, а |
затем — с |
некоторыми |
|
интервалами — на четвертую и |
пятую. |
С грузом необ |
ходимо трогаться с места на первой передаче, но едва автомобиль тронулся, тотчас же включить вторую, а затем соблюдать ту же последовательность, что и при дви жении без груза. Надо стараться осуществлять движе
ние на наиболее экономичной передаче.
Наиболее экономичной скоростью является скорость 35—40 км/час (рис. 8). Однако не следует постоянно ра
ботать на этой скорости, так как можно снизить произ
водительность автомобиля.
На собственном опыте мы убедились в том, что при
работе на хороших дорогах с твердым покрытием для
экономии топлива можно несколько повысить давление воздуха в шинах. Это уменьшит потери на качение авто мобиля. Однако шины рассчитаны на определенное дав ление воздуха, поэтому чрезмерно увеличивать давлениесверх нормы нельзя, эго может вызвать преждевремен ный износ шин.
56
Нельзя превышать нормальное |
давление |
воздуха |
■в шинах при движении по грунтовой |
неровной |
дороге |
или булыжной мостовой, так как в результате этого сни жаются амортизирующие свойства шины, что может при вести к поломке деталей подвески автомобиля.
Недопустимо повы шать давление воздуха и при движении по •,скользкой дороге: в ре зультате потери эла стичности площадь от печатка шины умень
шится при одновремен ном увеличении удель ного давления шины
на дорогу. Все это при
водит к снижению про |
' Скорость автомобиля, км/час |
|
водимости и |
вызывает |
Рис. 8. Зависимость расхода |
буксование |
колес, что |
топлива от скорости движения |
также ведет |
к перерас- |
автомобиля |
ходу топлива.
В описанных выше условиях целесообразнее понизить
.давление воздуха. Однако и при понижении давления я при повышении его нужно придерживаться разумных величин. В первом случае при наличии хороших дорог
.с твердым покрытием давление воздуха в шинах не должно превышать 0,5 кг/см2 сверх нормы. При работе
я плохих дорожных условиях нельзя допускать уменьше
ния давления более чем на 1,0 кг/см2 от нормы.
На экономию топлива большое влияние оказывает
сохранение теплового режима двигателя. Снижение тем пературы в системе охлаждения, как показал опыт, при водит к увеличению расхода топлива. Так, например, ис следованием НИИАТа установлено, что снижение темпе ратуры воды на 30—40° увеличивает расход бензина
на 7—12%, а если температура воды понизится на 34°,
то расход бензина возрастет на 18%.
Температура воды выше 80° нежелательна ввиду того, что создаются условия для детонации двигателя.
Для того чтобы поддержать нормальный тепловой режйм, мы внимательно следим за исправностью систе мы охлаждения. Периодически промываем ее, не реже одного раза в шесть месяцев удаляем с помощью раство-
57
ра накипь из рубашки охлаждения и радиатора. Не до пускаем течи в системе охлаждения.
Как известно, в зимнее время расход топлива в авто хозяйствах обычно возрастает. Это происходит из-за то го, что зимой удлиняется время прогрева двигателя, ухудшается процесс образования горючей смеси (так как испаряемость бензина зависит от температуры). Отри цательно сказываются на расходе топлива повышенная (в связи с понижением температуры) вязкость масла (увеличивает механические потери в агрегатах автомо биля), некоторое охлаждение воздуха, поступающего в карбюратор, и недостаточная защита двигателя от ин тенсивного охлаждения, а также целый ряд других причин, характерных для работы в зимних условиях. В
связи с этим установлены повышенные нормы расхода топлива.
При прогреве холодного двигателя применяют залив ку горячей водой и одновременно плотно закрывают жа люзи перед радиатором и тщательно укрывают чехлом капот двигателя и радиатор. В результате время прогре ва двигателя может быть сокращено. На длительных остановках при погрузке-разгрузке капот закрывают
утеплительным чехлом. Это избавляет от необходимости
лишний раз прогревать двигатель и расходовать топли во. Даже при сильном морозе автомобиль может про стоять значительное время, сохраняя температуру вы ше 40°.
При работе на линии жалюзи и клапаны чехла надо открывать только тогда, когда температура воды в систе ме охлаждения будет выше 85°.
Необходимо очень тщательно следить за правильной установкой зажигания. Во время обычной эксплуатаци онной работы довольно часто двигатель работает на ре жиме холостого хода. Это бывает на остановках под све тофорами, при движении накатом, когда автомобил» движется по инерции. Поэтому необходимо добиться, что
бы двигатель на холостых оборотах расходовал как мож но меньше топлива.
Известно, что для каждого типа двигателя требуется’
определенный сорт бензина. Заправка бензина ниже ре
комендуемого для данного двигателя сорта |
приводит |
к необходимости уменьшения опережения |
зажигания. |
58
Некоторые шоферы считают, что уменьшение опере жения зажигания не влияет на расход бензина. Это мне ние ошибочно. Именно вследствие указанных причин расход топлива увеличивается, так как с уменьшением
опережения зажигания ухудшается рабочий процесс, происходящий в цилиндрах двигателя.
При движении по загородным дорогам с высокой ско ростью автомобиль испытывает значительное сопротив
ление воздуха. На преодоление этого сопротивления за трачивается мощность двигателя. Величина этого сопро тивления зависит как от давления встречных частиц
воздуха на лобовую поверхность автомобиля, так и от трения воздуха о его поверхность и величины разрежения сзади автомобиля. Сопротивление воздуха движению бу
дет тем больше, чем быстрее движется автомобиль, чем
больше его лобовая часть и чем хуже обтекаемость. Для уменьшения лобового сопротивления автомоби
ля шофер при погрузочно-разгрузочных работах должен
следить за тем, чтобы груз в кузове как можно меньше выступал за габариты автомобиля (при условии, конеч
но, полного использования грузовместимости кузова). Кроме того, груз нужно хорошо закрыть брезентом. Это улучшит обтекаемость и снизит затраты мощности дви гателя на преодоление сопротивления воздуха.
Большим резервом в снижении расхода топлива яв ляется расширение и максимальное использование при
цепов. При этом фактический расход топлива по сравне нию с одиночным автомобилем увеличивается, удельный же-расход, т. е. расход топлива на единицу транспорт ной работы (в тонна-километрах), резко сокращается.
Так, проведенными в НАМИ исследованиями работы автопоездов установлено, что удельный расход топлива автопоезда в среднем на 30% ниже удельного расхода
топлива одиночного автомобиля. При пробеге автопоез-
хив ЗИС-5 по маршруту Москва — Ленинград были за
фиксированы следующие средние удельные расходы топ лива: автомобиль ЗИС-5 без прицепа — 68 г)ткм (100%),
автомобиль с одним прицепом 52,5 г/ткм (77,3%). Та ким образом, экономия при буксировке одного прицепа
составила 22,6%. Лучшие шоферы при работе на авто
мобиле ЗИЛ-150 с трехтснным прицепом |
при |
норме |
51,8 л/100 км расходовали топлива 38,6 |
л/100 |
км, что |
давало 16% экономии. |
|
|
59
Задача каждого шофера состоит в том, чтобы в конк ретных условиях применять правила технической эксплу атации автомобиля, при выполнении и перевыполнении производственных показателей бороться за снижение расхода топлива.
Движение за экономию топлива получило среди шо феров нашей страны большой размах. Ежегодно многие
тысячи шоферов |
добиваются |
значительной |
экономии |
|
топлива, что |
в |
масштабах |
государства выражается |
|
в миллионах |
литров сэкономленного бензина. |
Задача |
каждого шофера — овладеть способами экономии топли ва, применяя расчетливое вождение и уход за автомо билем.
БЕЗОПАСНОЕ ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ
Шофер должен водить автомобиль, соблюдая правила движения. Но для того чтобы не снижалась производи
тельность труда, ездить нужно с высокой, допустимой в данных условиях, скоростью. Скорость движения зависит от разных факторов, например, от состояния дороги, по годы, нагрузки автомобиля, интенсивности движения и т. д. При движении с высокой скоростью необходимо обеспечивать безопасность движения. За долгое время
работы на автомобильном транспорте мы ни разу не сделали ни одной аварии или транспортного происшест вия. Исключить аварии нам удалось благодаря тому, что ■при движении мы внимательно наблюдаем за транспорт ной обстановкой, ни на минуту не забываем о том, что
неосторожное движение, невнимательность может приве сти к плохим последствиям.
Особенно внимательно мы водим автомобиль в труд ных условиях эксплуатации, например, зимой, по про
селочной дороге, ночью, в гололедицу и т. д.
Наибольшие трудности возникают при эксплуатации
автомобиля в зимних условиях, когда от шофера требует ся большая осторожность и внимательность.
Особенно это относится к шоферам автопоездов.
При гололедице, когда дорога покрыта слоем льда,
.нужно быть особенно осторожным. На больших площа дях и широких улицах Москвы при гололедице проезжую часть посыпают песком, хотя это улучшает условия тор можения, но полной гарантии надежного торможения не
<60