Файл: Неровнов В.Я. Эксплуатация грузового автомобиля.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а своевременно поставив в нейтральное положение рычаг

коробки передач — использовать

движение автомобиле

по инерции.

 

Такое вождение, помимо экономии топлива, приводит

к увеличению в конечном счете

технической скорости

и уменьшению износов двигателя и ходовой части авто­

мобиля.

Большую пользу приносит изучение маршрута движе­ ния, запоминание примерного расстояния одного пере­ крестка до другого, систематическое изучение располо­ жения светофоров и особенностей перекрестков.

Опыт показывает, что частое применение пониженных передач приводит к повышенному расходу топлива. По­

этому мы стараемся как можно скорее перейти последо­

вательно с низшей передачи на высшую.

Как правило, разгон надо начинать с первой переда­

чи, постепенно переходя на следующую более высокую» гТередачу. При этом шофер должен уметь быстро пере­ ключать передачи, не задерживаясь надолго ни на одной

из них. Это дает возможность получить экономию топ­

лива.

При движении без груза можно трогаться с места на

второй передаче, не развивая больших оборотов колен­

чатого вала двигателя. Проехав 5—6

м,

переключать

двигатель на третью передачу, а

затем — с

некоторыми

интервалами — на четвертую и

пятую.

С грузом необ­

ходимо трогаться с места на первой передаче, но едва автомобиль тронулся, тотчас же включить вторую, а затем соблюдать ту же последовательность, что и при дви­ жении без груза. Надо стараться осуществлять движе­

ние на наиболее экономичной передаче.

Наиболее экономичной скоростью является скорость 35—40 км/час (рис. 8). Однако не следует постоянно ра­

ботать на этой скорости, так как можно снизить произ­

водительность автомобиля.

На собственном опыте мы убедились в том, что при

работе на хороших дорогах с твердым покрытием для

экономии топлива можно несколько повысить давление воздуха в шинах. Это уменьшит потери на качение авто­ мобиля. Однако шины рассчитаны на определенное дав­ ление воздуха, поэтому чрезмерно увеличивать давлениесверх нормы нельзя, эго может вызвать преждевремен­ ный износ шин.

56


Нельзя превышать нормальное

давление

воздуха

■в шинах при движении по грунтовой

неровной

дороге

или булыжной мостовой, так как в результате этого сни­ жаются амортизирующие свойства шины, что может при­ вести к поломке деталей подвески автомобиля.

Недопустимо повы­ шать давление воздуха и при движении по •,скользкой дороге: в ре­ зультате потери эла­ стичности площадь от­ печатка шины умень­

шится при одновремен­ ном увеличении удель­ ного давления шины

на дорогу. Все это при­

водит к снижению про­

' Скорость автомобиля, км/час

водимости и

вызывает

Рис. 8. Зависимость расхода

буксование

колес, что

топлива от скорости движения

также ведет

к перерас-

автомобиля

ходу топлива.

В описанных выше условиях целесообразнее понизить

.давление воздуха. Однако и при понижении давления я при повышении его нужно придерживаться разумных величин. В первом случае при наличии хороших дорог

.с твердым покрытием давление воздуха в шинах не должно превышать 0,5 кг/см2 сверх нормы. При работе

я плохих дорожных условиях нельзя допускать уменьше­

ния давления более чем на 1,0 кг/см2 от нормы.

На экономию топлива большое влияние оказывает

сохранение теплового режима двигателя. Снижение тем­ пературы в системе охлаждения, как показал опыт, при­ водит к увеличению расхода топлива. Так, например, ис­ следованием НИИАТа установлено, что снижение темпе­ ратуры воды на 30—40° увеличивает расход бензина

на 7—12%, а если температура воды понизится на 34°,

то расход бензина возрастет на 18%.

Температура воды выше 80° нежелательна ввиду того, что создаются условия для детонации двигателя.

Для того чтобы поддержать нормальный тепловой режйм, мы внимательно следим за исправностью систе­ мы охлаждения. Периодически промываем ее, не реже одного раза в шесть месяцев удаляем с помощью раство-

57


ра накипь из рубашки охлаждения и радиатора. Не до­ пускаем течи в системе охлаждения.

Как известно, в зимнее время расход топлива в авто­ хозяйствах обычно возрастает. Это происходит из-за то­ го, что зимой удлиняется время прогрева двигателя, ухудшается процесс образования горючей смеси (так как испаряемость бензина зависит от температуры). Отри­ цательно сказываются на расходе топлива повышенная (в связи с понижением температуры) вязкость масла (увеличивает механические потери в агрегатах автомо­ биля), некоторое охлаждение воздуха, поступающего в карбюратор, и недостаточная защита двигателя от ин­ тенсивного охлаждения, а также целый ряд других причин, характерных для работы в зимних условиях. В

связи с этим установлены повышенные нормы расхода топлива.

При прогреве холодного двигателя применяют залив­ ку горячей водой и одновременно плотно закрывают жа­ люзи перед радиатором и тщательно укрывают чехлом капот двигателя и радиатор. В результате время прогре­ ва двигателя может быть сокращено. На длительных остановках при погрузке-разгрузке капот закрывают

утеплительным чехлом. Это избавляет от необходимости

лишний раз прогревать двигатель и расходовать топли­ во. Даже при сильном морозе автомобиль может про­ стоять значительное время, сохраняя температуру вы­ ше 40°.

При работе на линии жалюзи и клапаны чехла надо открывать только тогда, когда температура воды в систе­ ме охлаждения будет выше 85°.

Необходимо очень тщательно следить за правильной установкой зажигания. Во время обычной эксплуатаци­ онной работы довольно часто двигатель работает на ре­ жиме холостого хода. Это бывает на остановках под све­ тофорами, при движении накатом, когда автомобил» движется по инерции. Поэтому необходимо добиться, что­

бы двигатель на холостых оборотах расходовал как мож­ но меньше топлива.

Известно, что для каждого типа двигателя требуется’

определенный сорт бензина. Заправка бензина ниже ре­

комендуемого для данного двигателя сорта

приводит

к необходимости уменьшения опережения

зажигания.

58


Некоторые шоферы считают, что уменьшение опере­ жения зажигания не влияет на расход бензина. Это мне­ ние ошибочно. Именно вследствие указанных причин расход топлива увеличивается, так как с уменьшением

опережения зажигания ухудшается рабочий процесс, происходящий в цилиндрах двигателя.

При движении по загородным дорогам с высокой ско­ ростью автомобиль испытывает значительное сопротив­

ление воздуха. На преодоление этого сопротивления за­ трачивается мощность двигателя. Величина этого сопро­ тивления зависит как от давления встречных частиц

воздуха на лобовую поверхность автомобиля, так и от трения воздуха о его поверхность и величины разрежения сзади автомобиля. Сопротивление воздуха движению бу­

дет тем больше, чем быстрее движется автомобиль, чем

больше его лобовая часть и чем хуже обтекаемость. Для уменьшения лобового сопротивления автомоби­

ля шофер при погрузочно-разгрузочных работах должен

следить за тем, чтобы груз в кузове как можно меньше выступал за габариты автомобиля (при условии, конеч­

но, полного использования грузовместимости кузова). Кроме того, груз нужно хорошо закрыть брезентом. Это улучшит обтекаемость и снизит затраты мощности дви­ гателя на преодоление сопротивления воздуха.

Большим резервом в снижении расхода топлива яв­ ляется расширение и максимальное использование при­

цепов. При этом фактический расход топлива по сравне­ нию с одиночным автомобилем увеличивается, удельный же-расход, т. е. расход топлива на единицу транспорт­ ной работы (в тонна-километрах), резко сокращается.

Так, проведенными в НАМИ исследованиями работы автопоездов установлено, что удельный расход топлива автопоезда в среднем на 30% ниже удельного расхода

топлива одиночного автомобиля. При пробеге автопоез-

хив ЗИС-5 по маршруту Москва — Ленинград были за­

фиксированы следующие средние удельные расходы топ­ лива: автомобиль ЗИС-5 без прицепа — 68 г)ткм (100%),

автомобиль с одним прицепом 52,5 г/ткм (77,3%). Та­ ким образом, экономия при буксировке одного прицепа

составила 22,6%. Лучшие шоферы при работе на авто­

мобиле ЗИЛ-150 с трехтснным прицепом

при

норме

51,8 л/100 км расходовали топлива 38,6

л/100

км, что

давало 16% экономии.

 

 

59


Задача каждого шофера состоит в том, чтобы в конк­ ретных условиях применять правила технической эксплу­ атации автомобиля, при выполнении и перевыполнении производственных показателей бороться за снижение расхода топлива.

Движение за экономию топлива получило среди шо­ феров нашей страны большой размах. Ежегодно многие

тысячи шоферов

добиваются

значительной

экономии

топлива, что

в

масштабах

государства выражается

в миллионах

литров сэкономленного бензина.

Задача

каждого шофера — овладеть способами экономии топли­ ва, применяя расчетливое вождение и уход за автомо­ билем.

БЕЗОПАСНОЕ ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ

Шофер должен водить автомобиль, соблюдая правила движения. Но для того чтобы не снижалась производи­

тельность труда, ездить нужно с высокой, допустимой в данных условиях, скоростью. Скорость движения зависит от разных факторов, например, от состояния дороги, по­ годы, нагрузки автомобиля, интенсивности движения и т. д. При движении с высокой скоростью необходимо обеспечивать безопасность движения. За долгое время

работы на автомобильном транспорте мы ни разу не сделали ни одной аварии или транспортного происшест­ вия. Исключить аварии нам удалось благодаря тому, что ■при движении мы внимательно наблюдаем за транспорт­ ной обстановкой, ни на минуту не забываем о том, что

неосторожное движение, невнимательность может приве­ сти к плохим последствиям.

Особенно внимательно мы водим автомобиль в труд­ ных условиях эксплуатации, например, зимой, по про­

селочной дороге, ночью, в гололедицу и т. д.

Наибольшие трудности возникают при эксплуатации

автомобиля в зимних условиях, когда от шофера требует­ ся большая осторожность и внимательность.

Особенно это относится к шоферам автопоездов.

При гололедице, когда дорога покрыта слоем льда,

.нужно быть особенно осторожным. На больших площа­ дях и широких улицах Москвы при гололедице проезжую часть посыпают песком, хотя это улучшает условия тор­ можения, но полной гарантии надежного торможения не

<60