Файл: Неровнов В.Я. Эксплуатация грузового автомобиля.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чительно — 35 коп., от 7 до 10 г включительно — 50 коп., свыше Ют— 1 руб. Наоборот, за снижение грузоотпра­ вителем (грузополучателем) времени простоя автомоби­ лей (автопоездов) в пунктах погрузки и разгрузки против установленных норм предоставляется скидка с суммы, причитающейся за перевозку, в размере 15 коп. за каж­ дую минуту снижения простоя.

На дополнительные операции нормы времени уста­ навливаются в следующих размерах:

а) для взвешивания на автомобильных весах — по

5 мин. на каждое определение веса груза в каждом авто­ мобиле или прицепе независимо от их грузоподъемности; б) для взвешивания или перевешивания груза на де­ сятичных или сотенных весах— 10 мин. для автомобилей (автопоездов) грузоподъемностью до 4 т включительно,

15 мин. для автомобилей (автопоездов) грузоподъем­ ностью свыше 4 до 7 г включительно;

в) на каждый заезд в промежуточные пункты погруз­

ки и разгрузки — 10 мин. независимо от грузоподъемно­ сти автомобиля (автопоезда).

Коэффициент использования, грузоподъемности. Этот показатель определяется степенью использования грузо­ подъемности автомобиля (автопоезда), т. е. равен отно­

шению количества перевезенного груза к количеству гру­ за, который можно перевезти при полном использовании

грузоподъемности.

Величина коэффициента использования грузоподъ­ емности зависит от степени соответствия типа автомоби­

ля (автопоезда.) характеру перевозимого груза, объемно­ го веса, ширины, правильности упаковки и укладки гру­

за, а также других условий (дорожные, климатические

и др.).

При перевозке легковесных грузов, обладающих ма­ лым объемным весом, трудно достигнуть полного ис­ пользования грузоподъемности. Наоборот, при перевозке

тяжеловесных грузов, имеющих высокий объемный вес,

можно достигнуть полного использования грузоподъем­

ности даже при частичном использовании емкости ку­ зова.

Единые тарифы на перевозку грузов автомобильным' транспортом предусматривают разделение грузов на че­ тыре класса, исходя из объемного веса груза (табл. 9).

Так как количество выполненных тонна-километров

3*

15


1

грузы, обеспе­ чивающие ко­ эффициент ис­ пользования грузоподъем­ ности автомо­ биля 1.0

Асфальт Bi туи

Блоки железо­ бетонные

Бумага

Грунт

Песок

Кирпич

Лед Уголь камен­

ный

Химикаты

Лесоматериалы и т. д.

Таблица 9

Классы грузов

2

3

грузы, обеспе ■

грузы, обеспе­

чивающие ко­

чивающие ко­

эффициент ис­ эффициент ис­

пользования

пользования

грузоподъем­

грузоподъем­

ности

автомо­

ности автомо­

биля

от 0,71

биля от 0,51

до

0,99

до 0,7

Войлок

Бутыли по­

Макулатура

рожние

бумажная

Вата в кипах

Пакля

 

Ведра

Нефтепродук­

Ветошь

ты в

цистер­

Меха

нах

 

Уголь древес­

Кирпич пусто­

ный

телый

Алюминиевые

Покрышки ав­

обрезки

томобильные

и т. д.

Отруби

 

и т.

д.

 

4

грузы, обеспе­ чивающие ко­ эффициент ис­ пользования грузоподъем­ ности автомо­ биля до 0,5

Контейнеры

порожние Опилки и

стружки (дре­ весные)

Тара бумажная

икартонная Мебель разная Сено непрессо­

ванное

ит. д.

автомобилем находится в прямой зависимости от исполь­ зования грузоподъемности его, то с увеличением коэф­ фициента использования грузоподъемности повышается также его производительность.

Пример. Автомобиль грузоподъемностью 3 т со­ вершил две ездки с грузом по 100 км каждая.

При первой ездке автомобиль был загружен химика­ тами (коэффициент использования грузоподъемности 1,0), при второй — ватой в кипах (коэффициент исполь­

зования грузоподъемности 0,6).

3 т X

В

первом случае

автомобиль выполнит

X 100

км X 1,0 = 300

ткм, во втором случае

сделает

3 т X 100 км X 0,6 = 180 ткм.

Систематическая работа на перевозках легковесных грузов приводит к снижению производительности авто-

16


мобиля только в том случае,

если он не

приспособлен

для перевозки этих грузов.

 

 

 

 

 

Коэффициент использования пробега характеризуется

отношением

количества

километров

полезного

пробега

(с грузом) к количеству километров общего пробега.

150

Предположим,

что

автомобиль

за

день

npoexa/i

км,

из

них с

грузом 90

км. В

этом

случае коэф­

фициент

150

использования

пробега

будет

равен

90

км :

км = 0,6.

Таким образом,

коэффициент

использования пробега определяет полезную работу шофера во время пробега автомобиля. Полезная работа определяется количеством выполненных тонна-кило­ метров.

Сравним работу двух

автомобилей

грузоподъемно­

стью по 3 т, перевозящих грузы с

одинаковым коэффи­

циентом использования

i рузоподъемности,

равным 1,0.

 

Первый автомобиль загружен в оба конца, второй ав­

томобиль загружен только

в один конец.

 

 

При равном расстоянии

перевозки

100 км пробег с

грузом первого автомобиля составит 200 км

при выра­

ботке 3 т X 200 км — 600 ткм, пробег с грузом второго

автомобиля

составит

100

км

при выработке 3 т X

X 100 км = 300 ткм. Коэффициент использования пробе­

га

в первом случае 200 км :

200 км = 1,0,

во втором слу­

чае

1.00 км :

200 км = 0,5.

 

 

 

 

 

Таким образом, величина коэффициента использова­ ния пробега, зависящая от пробега автомобиля с грузом,

может значительно влиять на производительность авто­

мобиля. Нельзя добиваться высокой производительности,

автомобиля

при

низком коэффициенте использования

пробега.

 

скорость — это ■ количество километров

Техническая

пробега за

один

час нахождения автомобиля в пути.

Техническая*скорость определяется делением количества километров общего пробега (с грузом и без груза) на ко­ личество часов пребывания автомобиля только в движе­ нии, т. е. с учетом всех остановок в пути у светофоров, шлагбаумов и т. д., при этом стоянки на конечных пунк­ тах и в пунктах заезда не учитываются.

Предположим, что автомобиль находился на линии

8 час., из них 3 часа под погрузкой и разгрузкой и 5 час. в движении. За это время общий пробег автомобиля со-

17


■ставил 125 км, техническая скорость его составила

125 км : 5 час. = 25 км!час.

Расчетная норма технической скорости тем выше, чем лучше дорога. В загородных условиях скорость движе­ ния автомобиля на дороге с твердым покрытием выше,

чем в городских условиях.

При работе с прицепом скорость движения автомо­

биля снижается. Нормы технической скорости для грузо­ вых автомобилей различной грузоподъемности установ­ лены при работе их в городе и за городом, без прицепа и с прицепом, на дорогах различных групп.

Расчетные нормы пробега грузовых автомобилей1,

определяющие количество километров, которое

шофер

должен сделать при работе в определенных

дорожных

условиях за один час движения автомобиля,

приведены

в табл. 10.

 

 

Таблица 10

Расчетные нормы пробе­

га автомобилей,

км/час

Тип дорожного покрытия

I Дороги с усовершенствованным покрытием (асфальтобетон­ ные, цементобетонные, брус­ чатые, гудронированные,

клинкерные).................

П Дороги с твердым покрытием, (булыжные, щебеночные, гра­ вийные) и грунтовые улуч­ шенные ......................

|| [ Дороги грунтовые естественные

за городом! в городе

35

27

22

В особых случаях расчетные нормы могут быть сниже­ ны администрацией по согласованию с вышестоящей ор­

ганизацией.

1 «Единые нормы выработки на автотранспорте и оплата труда шоферов автомобилей». М., 1958 (Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР).

18


Так, например, при перевозке грузов, требующих

особой осторожности (огнеопасные вещества, ядовитые жидкости в стеклянной посуде, высокогабаритные контей­ неры и т. д.), расчетные нормы могут быть увеличены в пределах 20%, при работе с прицепами и полуприцепа­

ми— на 15°/о, при работе на расстоянии до

1

км,

а также

в условиях бездорожья — в пределах до

 

40%

против

норм, установленных для естественных грунтовых дорог. При работе автомобилей в условиях гористой местно сти и перевозке тяжеловесных грузов нормы пробега

также изменяются.

Городскими перевозками на территории других го­ родов и населенных пунктов считаются пробеги автомо­ билей только в установленных границах города.

При внутризаводских перевозках, например на тер­ ритории крупных заводов, нормы пробега автомобилей снижаются на одну группу.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШОФЕРА ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ

Работа шоферов построена на общих принципах со­

циалистической организации труда, обеспечивающих не­ прерывное повышение производительности труда, социа­ листической дисциплины, материально-культурного уров­ ня и улучшение условий труда.

График работы шоферов грузовых автомобилей дол­

жен быть построен таким образом, чтобы независимо от продолжительности работы на линии и режима эксплуа­ тации автопарка автомобили были закреплены за опре­ деленной бригадой шоферов. Твердое закрепление авто­ мобилей за шоферами является одним из важнейших условий успешного развития социалистического соревно­ вания на автотранспорте.

Работа шофера должна быть строго подчинена гра­ фиту выезда автомобиля на линию и возврату с линии.

В каждом автохозяйстве придерживаются определен­ ного распорядка рабочего дня.

Например, на 5-й автобазе Главмосавтотранса суще­ ствует следующий порядок выезда из гаража и возвра­ щения в гараж с линии.

По прибытии на работу шофер отмечает свой приход

в табельной, там же получает контрольный талон уста-

19