Файл: Люблинский К.И. Шахтные подъемные машины и лебедки с турбомуфтами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3 8 0 ----Н-- 380

Рис. 14. Стопорный тормоз

В связи с тем, что по принципу действия приставка завода не отличается от турбозубчатого редуктора Донгипроуглемаша, описание ее конструкции в настоящей брошюре не приводится.

УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ТУРБОЗУБЧАТОГО РЕДУКТОРА

Эксплуатация подъемной установки с турбозубчатым редук­ тором не представляет затруднений, несмотря на некоторые специфические требования, связанные с управлением турбозуб­ чатым редуктором.

Рис. 15. Турборедукторная приставка

В период эксплуатации необходимо систематически следить за работой питательных насосов и насосов для смазки зубчатых передач.

На нормальную работу насосов оказывает влияние ценообра­

зование масла, которое вызывает падение давления, создавае­ мого питательным насосом. Это вызывает уменьшение величины передаваемого турбомуфтой момента.

Интенсивное пенообразование происходит при низкой тем­ пературе.

С повышением температуры и уменьшением вязкости масла пена становится менее устойчивой. Поэтому рабочая темпера-

26

тура масла в турборедукторе должна быть не ниже 30°. При более низкой температуре масло перед началом работы следует прогреть. Для этого машину затормаживают рабочим тормозом и поочередно включают правую и левую турбомуфты.

Турбомуфты следует заполнять жидкостью частично, т. е. рычаг управления должен быть установлен не в крайнее поло­ жение, а в промежуточное.

Для уменьшения пенообразования необходимо применять такие сорта масел, которые не давали бы устойчивого пенооб­ разования и были пригодны для смазки зубчатых передач,

подшипников редуктора.

Для работы турбозубчатого редуктора применяются масла:

индустриальное 12 (веретенное 2) ГОСТ 1707—51, индустриаль­ ное 20 (веретенное 3) ГОСТ 1707—51, турбинное 22 (турбинное Л) ГОСТ 32—52, турбинное 30 (турбинное УТ) ГОСТ 32—53.

Не рекомендуется применение смешанных масел.

В масляной системе применен бак-отстойник с фильтром и питательным насосом. Бак имеет отверстие в верхней части для свободного выхода воздуха. Необходимо следить, чтобы эти отверстия не были забиты.

Всасывающий патрубок питательного насоса необходимо

располагать у дна бака, чтобы пена не могла попадать в насос.

По характеру выполняемой работы подъемная установка значительное время должна работать на малых скоростях, т. е.

при больших скольжениях (пуск, замедление, маневры). При этом часть энергии превращается в тепло, которое нагревает масло.

Нормальной температурой масла при работе турбозубчатого редуктора следует считать 50—80°, при температуре 100° и выше масло начинает разлагаться, выделяя едкие пары и осадки. Следовательно, перегрев масла недопустим. Для того чтобы масло не перегревалось, необходимо:

1)работать все время с номинальной скоростью, применяя пониженную скорость лишь в случае маневров, ревизии канатов

ипри осмотре ствола;

2)не пользоваться без нужды торможением противовклю­ чением;

3)по возможности не применять торможения при включен­ ной турбомуфте и не допускать торможения при полном запол­ нении рабочих полостей турбомуфты.

Необходимо стремиться к тому, чтобы получать низкую ско­ рость путем малого заполнения рабочей полости турбомуфты, а не посредством полного заполнения муфты с применением меха­ нического тормоза, так как в этом случае муфта продолжитель­ ное время будет работать с большим скольжением.

Чтобы сократить время пуска при маневровых операциях,

рукоятку управления сначала переводят в крайнее положение

27


и после трогания машины с места переставляют в промежуточ­ ное положение, соответствующее требуемой скорости.

Следует иметь в виду, что спуск груза на генераторном тор­

можении (с отдачей энергии в сеть) при частичном заполнении турбомуфты недопустим, так как в данном случае скорость машины все время будет увеличиваться и может превзойти до­

пустимую, что вызовет аварию.

Спуск груза при пониженной скорости может производиться при гидромеханическом или механическом торможении.

При этом следует иметь в виду, что с увеличением заполне­ ния рабочих полостей муфты скорость спуска груза понижается.

Маневровые операции, требующие малых скоростей, должны осуществляться при частичном заполнении турбомуфты с при­ менением подтормаживания механическим тормозом.

В период эксплуатации необходимо следить за уровнем мас­

ла в системе и в случае утечки немедленно пополнять.

Перед заливкой системы маслом нужно снять крышку редук­ тора и произвести внутренний осмотр его. Проверяются внут­

ренние болтовые соединения и устройства, исключающие само-

отвинчивание болтов и гаек.

Внутренние полости редуктора и бака-отстойника должны быть очищены от грязи.

Систематически необходимо следить за правильностью ре­ гулирования системы рычагов и тяг управления, при помощи которых осуществляется управление турбозубчатым редук­

тором.

При регулировке системы рычагов и тяг необходимо, чтобы

установленному в нулевое положение рычагу управления соот­ ветствовало среднее положение шиберного кольца и нейтраль­ ное положение трехходового крана.

В этом положении отверстия для слива из рабочих полостей обеих турбомуфт открыты и совпадают с отверстиями в шибер­

ном кольце, а питательный насос перекачивает масло обратно

всточный бак.

Врычажной системе управления не должно быть зазоров. Имеющиеся зазоры устраняются регулировочными муфтами, ко­ торые после регулировки закрепляются контргайками.

УПРАВЛЕНИЕ ПОДЪЕМНОЙ МАШИНОЙ

СТУРБОЗУБЧАТЫМ РЕДУКТОРОМ НА КЛЕТЕВЫХ

ИСКИПОВЫХ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ПОДЪЕМАХ

Приведенные ниже операции машиниста при управлении подъемной машиной с турбозубчатым редуктором (ТЗР) яв­ ляются общими и для конкретных условий каждой шахты дол­ жны быть скорректированы.

28


I.Подъем груза с полной скоростью

1.Рычаг механического тормоза устанавливается в положе­ ние «Отторможено», рычаг ТЗР — в одно из крайних положений «Вперед» или «Назад». В таком положении производится раз­ гон машины до равномерного хода.

2. При подходе груза к приемной площадке рычаг ТЗР пе­

реводится в среднее положение и в последний момент машина затормаживается механическим тормозом.

3. В случае необходимости затормаживание машины при подъеме груза может производиться «противовключением», для

чего машинист должен перевести рычаг ТЗР в крайнее положе­ ние и затем после остановки машины поставить его в нулевое

положение.

II.Подъем груза с пониженной скоростью

1.Рычаг механического тормоза устанавливается в положе­ ние «Отторможено». Рычаг ТЗР переводится в крайнее поло­

жение «Вперед» или «Назад» и после трогания машины с места переставляется в одно из промежуточных положений.

2.При подходе к приемной площадке машина должна за­ тормаживаться механическим тормозом, а рычаг ТЗР устанав­

ливается в нулевое положение.

III.Спуск груза с полной скоростью

1.Рычаг механического тормоза устанавливается в положе­ ние «Отторможено», рычаг ТЗР переводится в крайнее положе­ ние, соответствующее спуску груза. В таком положении произ­

водится разгон машины до равномерного хода.

2.При подходе к приемной площадке рычаг механического тормоза переводится в положение «Заторможено», после чего

рычаг ТЗР ставится в нулевое положение.

3.Работа при промежуточных положениях рычага управле­ ния ТЗР, а также в режиме «противовключения» при спуске груза не допускается.

IV. Спуск груза при пониженной скорости

1. Рычаг механического тормоза переводится в положение

«Отторможено», рычаг ТЗР переводится в крайнее положение, соответствующее направлению спуска. После трогания машины рычаг ТЗР переводится в нулевое положение и спуск груза с пониженной скоростью осуществляется при механическом тор­

можении.

'2. Спуск груза может быть осуществлен и в режиме гидро­ динамического торможения. Для этого рукоятка стопорного

29



тормоза берется «на себя», т. е. производится торможение ро­ тора двигателя и насосных колес турбомуфты. Затем рукоятка ТЗР перемещается в крайнее положение, соответствующее спуску груза. После этого рычаг механического тормоза пере­ водится в положение «Отторможено». Груз, преодолевая сопро­ тивление жидкости в муфте, будет опускаться со скоростью,

равной примерно 10% от номинальной. При необходимости увеличения скорости при спуске груза надо рукоятку ТЗР по­ ставить в промежуточное положение. Чем меньше заполнение муфты, тем с большей скоростью будет спускаться груз.

V.Осмотр ствола, ревизия каната при малых скоростях

1.Рычаг ТЗР при заторможенной (маневровым тормозом) подъемной машине переводится на 1—2 сек. в одно из крайних положений и затем устанавливается в промежуточное положе­ ние, соответствующее частичному заполнению муфты. Рычаг маневрового тормоза постепенно оттормаживается.

При указанных операциях вентиль на питающем маслопро­ воде должен быть прикрыт (давление до 1 ати).

УПРАВЛЕНИЕ ПОДЪЕМНОЙ МАШИНОЙ

С ТУРБОЗУБЧАТЫМ РЕДУКТОРОМ НА НАКЛОННОЙ ШАХТЕ

I.Запуск подъемной машины

1.Включается масляный насос и проверяется показание ма­ нометра.

2.Включается электродвигатель турбомеханического ре­

дуктора.

3. Температура масла при работе ТЗР должна быть не ме­ нее 30—40°.

Подогрев масла перед началом работы после длительной остановки ТЗР осуществляется кратковременным поочередным включением левой и правой гидромуфт при заторможенном ве­

домом вале.

П. Подъем груза

1.Рычаг маневрового тормоза устанавливается в положение

«Заторможено».

2.Рычаг управления переводится на 1—2 сек. в одно из крайних положений и затем устанавливается в промежуточное положение, соответствующее частичному заполнению муфты.

3.Рычаг маневрового тормоза постепенно передвигается в сторону оттормаживания машины для получения низкой скоро­

сти, чтобы стронуть вагонетки с плит.

30