Файл: Люблинский К.И. Шахтные подъемные машины и лебедки с турбомуфтами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
3 8 0 ----Н-- 380
Рис. 14. Стопорный тормоз
В связи с тем, что по принципу действия приставка завода не отличается от турбозубчатого редуктора Донгипроуглемаша, описание ее конструкции в настоящей брошюре не приводится.
УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ТУРБОЗУБЧАТОГО РЕДУКТОРА
Эксплуатация подъемной установки с турбозубчатым редук тором не представляет затруднений, несмотря на некоторые специфические требования, связанные с управлением турбозуб чатым редуктором.
Рис. 15. Турборедукторная приставка
В период эксплуатации необходимо систематически следить за работой питательных насосов и насосов для смазки зубчатых передач.
На нормальную работу насосов оказывает влияние ценообра
зование масла, которое вызывает падение давления, создавае мого питательным насосом. Это вызывает уменьшение величины передаваемого турбомуфтой момента.
Интенсивное пенообразование происходит при низкой тем пературе.
С повышением температуры и уменьшением вязкости масла пена становится менее устойчивой. Поэтому рабочая темпера-
26
тура масла в турборедукторе должна быть не ниже 30°. При более низкой температуре масло перед началом работы следует прогреть. Для этого машину затормаживают рабочим тормозом и поочередно включают правую и левую турбомуфты.
Турбомуфты следует заполнять жидкостью частично, т. е. рычаг управления должен быть установлен не в крайнее поло жение, а в промежуточное.
Для уменьшения пенообразования необходимо применять такие сорта масел, которые не давали бы устойчивого пенооб разования и были пригодны для смазки зубчатых передач,
подшипников редуктора.
Для работы турбозубчатого редуктора применяются масла:
индустриальное 12 (веретенное 2) ГОСТ 1707—51, индустриаль ное 20 (веретенное 3) ГОСТ 1707—51, турбинное 22 (турбинное Л) ГОСТ 32—52, турбинное 30 (турбинное УТ) ГОСТ 32—53.
Не рекомендуется применение смешанных масел.
В масляной системе применен бак-отстойник с фильтром и питательным насосом. Бак имеет отверстие в верхней части для свободного выхода воздуха. Необходимо следить, чтобы эти отверстия не были забиты.
Всасывающий патрубок питательного насоса необходимо
располагать у дна бака, чтобы пена не могла попадать в насос.
По характеру выполняемой работы подъемная установка значительное время должна работать на малых скоростях, т. е.
при больших скольжениях (пуск, замедление, маневры). При этом часть энергии превращается в тепло, которое нагревает масло.
Нормальной температурой масла при работе турбозубчатого редуктора следует считать 50—80°, при температуре 100° и выше масло начинает разлагаться, выделяя едкие пары и осадки. Следовательно, перегрев масла недопустим. Для того чтобы масло не перегревалось, необходимо:
1)работать все время с номинальной скоростью, применяя пониженную скорость лишь в случае маневров, ревизии канатов
ипри осмотре ствола;
2)не пользоваться без нужды торможением противовклю чением;
3)по возможности не применять торможения при включен ной турбомуфте и не допускать торможения при полном запол нении рабочих полостей турбомуфты.
Необходимо стремиться к тому, чтобы получать низкую ско рость путем малого заполнения рабочей полости турбомуфты, а не посредством полного заполнения муфты с применением меха нического тормоза, так как в этом случае муфта продолжитель ное время будет работать с большим скольжением.
Чтобы сократить время пуска при маневровых операциях,
рукоятку управления сначала переводят в крайнее положение
27
и после трогания машины с места переставляют в промежуточ ное положение, соответствующее требуемой скорости.
Следует иметь в виду, что спуск груза на генераторном тор
можении (с отдачей энергии в сеть) при частичном заполнении турбомуфты недопустим, так как в данном случае скорость машины все время будет увеличиваться и может превзойти до
пустимую, что вызовет аварию.
Спуск груза при пониженной скорости может производиться при гидромеханическом или механическом торможении.
При этом следует иметь в виду, что с увеличением заполне ния рабочих полостей муфты скорость спуска груза понижается.
Маневровые операции, требующие малых скоростей, должны осуществляться при частичном заполнении турбомуфты с при менением подтормаживания механическим тормозом.
В период эксплуатации необходимо следить за уровнем мас
ла в системе и в случае утечки немедленно пополнять.
Перед заливкой системы маслом нужно снять крышку редук тора и произвести внутренний осмотр его. Проверяются внут
ренние болтовые соединения и устройства, исключающие само-
отвинчивание болтов и гаек.
Внутренние полости редуктора и бака-отстойника должны быть очищены от грязи.
Систематически необходимо следить за правильностью ре гулирования системы рычагов и тяг управления, при помощи которых осуществляется управление турбозубчатым редук
тором.
При регулировке системы рычагов и тяг необходимо, чтобы
установленному в нулевое положение рычагу управления соот ветствовало среднее положение шиберного кольца и нейтраль ное положение трехходового крана.
В этом положении отверстия для слива из рабочих полостей обеих турбомуфт открыты и совпадают с отверстиями в шибер
ном кольце, а питательный насос перекачивает масло обратно
всточный бак.
Врычажной системе управления не должно быть зазоров. Имеющиеся зазоры устраняются регулировочными муфтами, ко торые после регулировки закрепляются контргайками.
УПРАВЛЕНИЕ ПОДЪЕМНОЙ МАШИНОЙ
СТУРБОЗУБЧАТЫМ РЕДУКТОРОМ НА КЛЕТЕВЫХ
ИСКИПОВЫХ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ПОДЪЕМАХ
Приведенные ниже операции машиниста при управлении подъемной машиной с турбозубчатым редуктором (ТЗР) яв ляются общими и для конкретных условий каждой шахты дол жны быть скорректированы.
28
I.Подъем груза с полной скоростью
1.Рычаг механического тормоза устанавливается в положе ние «Отторможено», рычаг ТЗР — в одно из крайних положений «Вперед» или «Назад». В таком положении производится раз гон машины до равномерного хода.
2. При подходе груза к приемной площадке рычаг ТЗР пе
реводится в среднее положение и в последний момент машина затормаживается механическим тормозом.
3. В случае необходимости затормаживание машины при подъеме груза может производиться «противовключением», для
чего машинист должен перевести рычаг ТЗР в крайнее положе ние и затем после остановки машины поставить его в нулевое
положение.
II.Подъем груза с пониженной скоростью
1.Рычаг механического тормоза устанавливается в положе ние «Отторможено». Рычаг ТЗР переводится в крайнее поло
жение «Вперед» или «Назад» и после трогания машины с места переставляется в одно из промежуточных положений.
2.При подходе к приемной площадке машина должна за тормаживаться механическим тормозом, а рычаг ТЗР устанав
ливается в нулевое положение.
III.Спуск груза с полной скоростью
1.Рычаг механического тормоза устанавливается в положе ние «Отторможено», рычаг ТЗР переводится в крайнее положе ние, соответствующее спуску груза. В таком положении произ
водится разгон машины до равномерного хода.
2.При подходе к приемной площадке рычаг механического тормоза переводится в положение «Заторможено», после чего
рычаг ТЗР ставится в нулевое положение.
3.Работа при промежуточных положениях рычага управле ния ТЗР, а также в режиме «противовключения» при спуске груза не допускается.
IV. Спуск груза при пониженной скорости
1. Рычаг механического тормоза переводится в положение
«Отторможено», рычаг ТЗР переводится в крайнее положение, соответствующее направлению спуска. После трогания машины рычаг ТЗР переводится в нулевое положение и спуск груза с пониженной скоростью осуществляется при механическом тор
можении.
'2. Спуск груза может быть осуществлен и в режиме гидро динамического торможения. Для этого рукоятка стопорного
29
тормоза берется «на себя», т. е. производится торможение ро тора двигателя и насосных колес турбомуфты. Затем рукоятка ТЗР перемещается в крайнее положение, соответствующее спуску груза. После этого рычаг механического тормоза пере водится в положение «Отторможено». Груз, преодолевая сопро тивление жидкости в муфте, будет опускаться со скоростью,
равной примерно 10% от номинальной. При необходимости увеличения скорости при спуске груза надо рукоятку ТЗР по ставить в промежуточное положение. Чем меньше заполнение муфты, тем с большей скоростью будет спускаться груз.
V.Осмотр ствола, ревизия каната при малых скоростях
1.Рычаг ТЗР при заторможенной (маневровым тормозом) подъемной машине переводится на 1—2 сек. в одно из крайних положений и затем устанавливается в промежуточное положе ние, соответствующее частичному заполнению муфты. Рычаг маневрового тормоза постепенно оттормаживается.
При указанных операциях вентиль на питающем маслопро воде должен быть прикрыт (давление до 1 ати).
УПРАВЛЕНИЕ ПОДЪЕМНОЙ МАШИНОЙ
С ТУРБОЗУБЧАТЫМ РЕДУКТОРОМ НА НАКЛОННОЙ ШАХТЕ
I.Запуск подъемной машины
1.Включается масляный насос и проверяется показание ма нометра.
2.Включается электродвигатель турбомеханического ре
дуктора.
3. Температура масла при работе ТЗР должна быть не ме нее 30—40°.
Подогрев масла перед началом работы после длительной остановки ТЗР осуществляется кратковременным поочередным включением левой и правой гидромуфт при заторможенном ве
домом вале.
П. Подъем груза
1.Рычаг маневрового тормоза устанавливается в положение
«Заторможено».
2.Рычаг управления переводится на 1—2 сек. в одно из крайних положений и затем устанавливается в промежуточное положение, соответствующее частичному заполнению муфты.
3.Рычаг маневрового тормоза постепенно передвигается в сторону оттормаживания машины для получения низкой скоро
сти, чтобы стронуть вагонетки с плит.
30