Файл: Люблинский К.И. Шахтные подъемные машины и лебедки с турбомуфтами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9080-

1

 

 

Рис.

10. Схема турбозубчатого редуктора с

системами питания

и управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

 

Барабан

Нагрузка

 

Канат

Высота подъема при

 

 

Электродвигатель

 

 

 

 

 

 

 

 

навивке каната,

м

 

Ско­

 

 

Вес

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Переда­

 

 

 

 

 

 

 

 

наибольшее

 

 

 

 

рость

 

 

машины

Тип м ашины

 

 

наибольшее наибольшая

 

 

 

 

 

точное

движе­

скорость

 

без элек-

 

шири­

диа­

суммарное

 

 

 

 

отноше­

ния

 

трообору-

 

диа­

статическО'

разность

в один

в два

в

три

вращения

мощность

 

разрывное

ние

каната.

доьания,

 

метр,

на,

натял ение

натяжений

метр,

усилие всех

ряд

ряда

ряда

 

м/сек

приводно­

наиболь­

кг

 

мм

мм

каната,

двух кана­

мм

проволок

 

 

 

 

 

 

го вала,

шая, кет

 

 

 

 

кг

тов, кг

 

каната, кг

 

 

 

 

 

 

об/мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2000

2000

1000

5000

3000

25

36 600

170

400

 

630

1:30

2,5

720

90

30 400

2БМТ юзо А

 

3,3

960

120

1200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1200

1000

2500

1500

17,5

17 300

90

825

 

515

1:30

2

960

60

БЛТ

 

1030

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2100

2100

12 000

9600

34

69 300

 

1:100

1,0

960

135

ОЛ

 

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


чаши. Левая турбомуфта через трехходовой кран заполняется

маслом

и передает вращение через систему передач И, 13,

14, 17

главному валу редуктора.

Пуск машины (разгон) осуществляется автоматически, про­ должительность периода ускорения соответствует времени за­ полнения рабочей полости турбомуфты.

Величина предельного ускорения регулируется вентилем на маслопроводе, соединяющем питательный насос с трехходовым краном управления. При максимальном заполнении муфты машина вращается с максимальной скоростью. Снижение ско­ рости (регулирование) достигается установкой рукоятки управ­ ления в промежуточные положения. При этом шиберное кольцо

также устанавливается в промежуточные положения и отвер­ стия чаши муфты остаются в большей или меньшей мере от­ крытыми. Вследствие этого жидкость из муфты выливается и скорость вращения турбинки падает, т. е. регулирование ско­ рости вращения турбомуфты производится посредством регу­ лирования слива жидкости из турбомуфты. При этом поступ­ ление жидкости в муфту остается все время постоянным. Это

осуществляется кулисой 8, прорезь которой имеет кривизну.

Остановка подъемной машины может быть произведена перемещением рукоятки управления в среднее положение. При этом поступление масла в муфту прекращается, а шиберное кольцо открывает отверстия для выхода масла из турбомуфты.

Подъемная машина останавливается в режиме свободного вы­ бега.

Реверсирование подъемной машины (обратный ход) произ­ водится перемещением рукоятки управления в сторону, обрат­ ную первоначальному движению (назад). При этом масло

поступает во вторую турбомуфту (правую), а из левой турбо­

муфты жидкость вытекает. Поскольку шестерня 12 соединена

с шестерней 16 непосредственно (без промежуточной паразит­ ной шестерни), то вращение ведомого вала будет происходить

в противоположную сторону.

При гидроэлектроприводе могут применяться три вида тор­ можения: противовключением, гидродинамическое и генера­ торное.

Для торможения машины противовключением рукоятку пе­ реставляют из одного крайнего (или промежуточного) положе­ ния в другое крайнее (или промежуточное) положение, пере­ водя рукоятку через среднее (нейтральное) положение. При этом масло заполняет рабочую полость турбомуфты.

Гидродинамическое торможение применяется при спуске груза. Для его осуществления, при заторможенной механиче­ ским тормозом машине, двигатель отключают от сети и ротор его затормаживают специальным механическим тормозом.

После этого поворотом рукоятки управления подают через трехходовой кран масло в одну из муфт в зависимости от того,

19



какой из сосудов загружен и предназначен для спуска. Груз начинает опускаться в ствол, вращая через зубчатые передачи турбинное колесо.

Поскольку вместе с двигателем заторможены и насосные колеса турбомуфт и полость турбомуфты заполнена маслом, то груз преодолевает тормозное действие муфты и опускается медленно. При этом чем меньше заполнение турбомуфты, тем быстрее груз опускается в ствол.

Груз можно опускать и в режиме генераторного торможения. Для этого при вращающемся двигателе жидкость подают в муфту, турбинка которой вращается в сторону опускания

груза. Скорость вращения турбинки под действием опускаю­ щегося груза увеличивается и превосходит на 3—5% скорость насосного колеса. Двигатель превращается в генератор, отдает энергию в сеть и служит электрическим тормозом.

КОНСТРУКЦИЯ ТУРБОЗУБЧАТОГО РЕДУКТОРА И ОСНОВНЫХ СОПРЯЖЕННЫХ С НИМ УЗЛОВ

Турбозубчатый редуктор (рис. 11) имеет чугунные литые корпус и крышку, обеспечивающие большую жесткость всей

конструкции.

Вкорпусе и крышке, соединенных болтами, расточены от­

верстия под опоры валов.

Втурбозубчатом редукторе применены подшипники качения: радиальные сферические, роликовые и конические упорные.

Работоспособность подшипников качения в условиях шахтного подъема проверена в процессе длительной работы первого тур-

бозубчатого редуктора на шахте им. Войкова.

Подшипники валов посажены в стаканы, точно пригнанные по отверстиям в корпусе редуктора.

а

Ступицы зубчатых колес редуктора выполнены

из чугуна,

зубчатые венцы — из

легированной стали. Венцы

посажены

на

ступицы посредством

горячей посадки.

 

Паразитная шестерня редуктора вращается на оси, у кото­ рой только один конец закреплен в корпусе.

Смазка шестерен редуктора принудительная.

Моторный вал в сборе с турбомуфтами показан на рис. 12. Колеса турбомуфт отлиты из алюминиевого сплава и поса­ жены — насосные колеса 1 на шпонках на моторном валу, тур­ бинные колеса 2 на хвостовиках вал-шестерен. Чаши 3 турбо­

муфт и шиберное кольцо 4 отлиты из чугуна.

Шиберное кольцо перемещается в цилиндрической части чаш по направляющим шпонкам. Подшипниковые опоры вы­ ходного вала турбомуфт защищены кольцевыми уплотнениями.

Моторный вал имеет два хвостовика: один — для соединения с валом двигателя, другой — для посадки тормозного шкива.

Узел системы управления турбозубчатым редуктором изо­

бражен на рис. 13.

20


■гно-

Рис. 11. Турбозубчатый редуктор

21

<г>775

Светличный .Л .П Люблинский .И

Рис. 13. Узел системы управления

Трехходовой кран 1 пробкового типа состоит из чугунного литого корпуса и бронзового золотника. Вал 2 крана повора­ чивается рычагом, сидящим на этом валу, ролик которого

входит в прорезь кулисы 3. На валу кулисы 3 посажена ше­ стерня 4, входящая в зацепление с зубчатым сектором рычагавилки 5. Прорезь кулисы 3 имеет фигурный профиль с закруг­ лением в средней части. Поэтому при повороте рукоятки управления из среднего положения на небольшой угол вперед или назад кулиса, нажимая на ролик рычага, поворачивает золотник крана на впуск жидкости в одну или другую турбо­ муфту. Средняя часть профиля кулисы переходит с одной и другой стороны в дуги, описанные из центра вращения кулисы.

Поэтому при дальнейшем повороте рукоятки управления, а значит и кулисы, последняя уже не перемещает ролик и рычаг, вал 2 не поворачивается и величина открытия отверстия в трех­ ходовом кране не меняется. Таким образом, поворот золотника крана происходит только в первый момент поворота рукоятки,

а при дальнейшем движении рукоятки золотник уже не пово­

рачивается. Рычаг-вилка 5 при повороте рукоятки непрерывно поворачивается и шиберное кольцо поэтому перемещается, уве­ личивая открытие сточных отверстий муфты.

Благодаря введению в конструкцию узла управления про­ фильной кулисы последняя обеспечила регулирование заполне­ ния муфты маслом посредством слива его при неизменном за­

полнении муфты через трехходовой кран. Этим самым дости­ гается соответствие положения рукоятки управления и объема масла в муфте, следовательно, и скорости вращения ведомого вала.

Движение от рычага 5 шиберному кольцу 6 передается через ролики 7. Прижатие ролика к профилю кулисы осуществляется при помощи пружины 8. Уравновешивание кулисы осущест­ вляется грузом 9.

На рис. 14 представлен стопорный тормоз, предназначенный для стопорения ротора двигателя и связанных с ним насосных

колес турбозубчатого редуктора. Стопорный тормоз затормажи­ вается грузом 1 и растормаживается рукояткой 2\ в отторможенном положении рукоятка 2 удерживается защелкой 3 и маг­ нитом 4.

Освобождение рукоятки 2 от удержания защелки произво­ дится нажатием на рычаг 5, или при обесточивании электро­ магнита 4.

Кроме партии турбозубчатых редукторов вышеописанной конструкции Донгипроуглемаша, завод им. XV-летия ЛКСМУ изготовил опытную партию турбозубчатых редукторов с малым передаточным числом, или так называемых турборедукторных приставок (рис. 15), которые удобны для применения на дейст­ вующих подъемных машинах. Они устанавливаются между дви­

гателем и редуктором машины и не требуют переделки машины.

24