Файл: Люблинский К.И. Шахтные подъемные машины и лебедки с турбомуфтами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
9080-
1
|
|
Рис. |
10. Схема турбозубчатого редуктора с |
системами питания |
и управления |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 1 |
|
|
Барабан |
Нагрузка |
|
Канат |
Высота подъема при |
|
|
Электродвигатель |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
навивке каната, |
м |
|
Ско |
|
|
Вес |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Переда |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
наибольшее |
|
|
|
|
рость |
|
|
машины |
|
Тип м ашины |
|
|
наибольшее наибольшая |
|
|
|
|
|
точное |
движе |
скорость |
|
без элек- |
||
|
шири |
диа |
суммарное |
|
|
|
|
отноше |
ния |
|
трообору- |
||||
|
диа |
статическО' |
разность |
в один |
в два |
в |
три |
вращения |
мощность |
||||||
|
разрывное |
ние |
каната. |
доьания, |
|||||||||||
|
метр, |
на, |
натял ение |
натяжений |
метр, |
усилие всех |
ряд |
ряда |
ряда |
|
м/сек |
приводно |
наиболь |
кг |
|
|
мм |
мм |
каната, |
двух кана |
мм |
проволок |
|
|
|
|
|
|
го вала, |
шая, кет |
|
|
|
|
кг |
тов, кг |
|
каната, кг |
|
|
|
|
|
|
об/мин |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2000 |
2000 |
1000 |
5000 |
3000 |
25 |
36 600 |
170 |
400 |
|
630 |
1:30 |
2,5 |
720 |
90 |
30 400 |
2БМТ юзо А |
|
3,3 |
960 |
120 |
|||||||||||
1200 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
1200 |
1000 |
2500 |
1500 |
17,5 |
17 300 |
90 |
825 |
|
515 |
1:30 |
2 |
960 |
60 |
— |
|
БЛТ |
|
||||||||||||||
1030 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2100 |
2100 |
— |
12 000 |
9600 |
34 |
69 300 |
— |
— |
|
— |
1:100 |
1,0 |
960 |
135 |
— |
ОЛ |
|
||||||||||||||
100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
чаши. Левая турбомуфта через трехходовой кран заполняется
маслом |
и передает вращение через систему передач И, 13, |
14, 17 |
главному валу редуктора. |
Пуск машины (разгон) осуществляется автоматически, про должительность периода ускорения соответствует времени за полнения рабочей полости турбомуфты.
Величина предельного ускорения регулируется вентилем на маслопроводе, соединяющем питательный насос с трехходовым краном управления. При максимальном заполнении муфты машина вращается с максимальной скоростью. Снижение ско рости (регулирование) достигается установкой рукоятки управ ления в промежуточные положения. При этом шиберное кольцо
также устанавливается в промежуточные положения и отвер стия чаши муфты остаются в большей или меньшей мере от крытыми. Вследствие этого жидкость из муфты выливается и скорость вращения турбинки падает, т. е. регулирование ско рости вращения турбомуфты производится посредством регу лирования слива жидкости из турбомуфты. При этом поступ ление жидкости в муфту остается все время постоянным. Это
осуществляется кулисой 8, прорезь которой имеет кривизну.
Остановка подъемной машины может быть произведена перемещением рукоятки управления в среднее положение. При этом поступление масла в муфту прекращается, а шиберное кольцо открывает отверстия для выхода масла из турбомуфты.
Подъемная машина останавливается в режиме свободного вы бега.
Реверсирование подъемной машины (обратный ход) произ водится перемещением рукоятки управления в сторону, обрат ную первоначальному движению (назад). При этом масло
поступает во вторую турбомуфту (правую), а из левой турбо
муфты жидкость вытекает. Поскольку шестерня 12 соединена
с шестерней 16 непосредственно (без промежуточной паразит ной шестерни), то вращение ведомого вала будет происходить
в противоположную сторону.
При гидроэлектроприводе могут применяться три вида тор можения: противовключением, гидродинамическое и генера торное.
Для торможения машины противовключением рукоятку пе реставляют из одного крайнего (или промежуточного) положе ния в другое крайнее (или промежуточное) положение, пере водя рукоятку через среднее (нейтральное) положение. При этом масло заполняет рабочую полость турбомуфты.
Гидродинамическое торможение применяется при спуске груза. Для его осуществления, при заторможенной механиче ским тормозом машине, двигатель отключают от сети и ротор его затормаживают специальным механическим тормозом.
После этого поворотом рукоятки управления подают через трехходовой кран масло в одну из муфт в зависимости от того,
19
какой из сосудов загружен и предназначен для спуска. Груз начинает опускаться в ствол, вращая через зубчатые передачи турбинное колесо.
Поскольку вместе с двигателем заторможены и насосные колеса турбомуфт и полость турбомуфты заполнена маслом, то груз преодолевает тормозное действие муфты и опускается медленно. При этом чем меньше заполнение турбомуфты, тем быстрее груз опускается в ствол.
Груз можно опускать и в режиме генераторного торможения. Для этого при вращающемся двигателе жидкость подают в муфту, турбинка которой вращается в сторону опускания
груза. Скорость вращения турбинки под действием опускаю щегося груза увеличивается и превосходит на 3—5% скорость насосного колеса. Двигатель превращается в генератор, отдает энергию в сеть и служит электрическим тормозом.
КОНСТРУКЦИЯ ТУРБОЗУБЧАТОГО РЕДУКТОРА И ОСНОВНЫХ СОПРЯЖЕННЫХ С НИМ УЗЛОВ
Турбозубчатый редуктор (рис. 11) имеет чугунные литые корпус и крышку, обеспечивающие большую жесткость всей
конструкции.
Вкорпусе и крышке, соединенных болтами, расточены от
верстия под опоры валов.
Втурбозубчатом редукторе применены подшипники качения: радиальные сферические, роликовые и конические упорные.
Работоспособность подшипников качения в условиях шахтного подъема проверена в процессе длительной работы первого тур-
бозубчатого редуктора на шахте им. Войкова.
Подшипники валов посажены в стаканы, точно пригнанные по отверстиям в корпусе редуктора.
а |
Ступицы зубчатых колес редуктора выполнены |
из чугуна, |
|
зубчатые венцы — из |
легированной стали. Венцы |
посажены |
|
на |
ступицы посредством |
горячей посадки. |
|
Паразитная шестерня редуктора вращается на оси, у кото рой только один конец закреплен в корпусе.
Смазка шестерен редуктора принудительная.
Моторный вал в сборе с турбомуфтами показан на рис. 12. Колеса турбомуфт отлиты из алюминиевого сплава и поса жены — насосные колеса 1 на шпонках на моторном валу, тур бинные колеса 2 на хвостовиках вал-шестерен. Чаши 3 турбо
муфт и шиберное кольцо 4 отлиты из чугуна.
Шиберное кольцо перемещается в цилиндрической части чаш по направляющим шпонкам. Подшипниковые опоры вы ходного вала турбомуфт защищены кольцевыми уплотнениями.
Моторный вал имеет два хвостовика: один — для соединения с валом двигателя, другой — для посадки тормозного шкива.
Узел системы управления турбозубчатым редуктором изо
бражен на рис. 13.
20
■гно-
Рис. 11. Турбозубчатый редуктор
21
<г>775
Светличный .Л .П Люблинский .И
Рис. 13. Узел системы управления
Трехходовой кран 1 пробкового типа состоит из чугунного литого корпуса и бронзового золотника. Вал 2 крана повора чивается рычагом, сидящим на этом валу, ролик которого
входит в прорезь кулисы 3. На валу кулисы 3 посажена ше стерня 4, входящая в зацепление с зубчатым сектором рычагавилки 5. Прорезь кулисы 3 имеет фигурный профиль с закруг лением в средней части. Поэтому при повороте рукоятки управления из среднего положения на небольшой угол вперед или назад кулиса, нажимая на ролик рычага, поворачивает золотник крана на впуск жидкости в одну или другую турбо муфту. Средняя часть профиля кулисы переходит с одной и другой стороны в дуги, описанные из центра вращения кулисы.
Поэтому при дальнейшем повороте рукоятки управления, а значит и кулисы, последняя уже не перемещает ролик и рычаг, вал 2 не поворачивается и величина открытия отверстия в трех ходовом кране не меняется. Таким образом, поворот золотника крана происходит только в первый момент поворота рукоятки,
а при дальнейшем движении рукоятки золотник уже не пово
рачивается. Рычаг-вилка 5 при повороте рукоятки непрерывно поворачивается и шиберное кольцо поэтому перемещается, уве личивая открытие сточных отверстий муфты.
Благодаря введению в конструкцию узла управления про фильной кулисы последняя обеспечила регулирование заполне ния муфты маслом посредством слива его при неизменном за
полнении муфты через трехходовой кран. Этим самым дости гается соответствие положения рукоятки управления и объема масла в муфте, следовательно, и скорости вращения ведомого вала.
Движение от рычага 5 шиберному кольцу 6 передается через ролики 7. Прижатие ролика к профилю кулисы осуществляется при помощи пружины 8. Уравновешивание кулисы осущест вляется грузом 9.
На рис. 14 представлен стопорный тормоз, предназначенный для стопорения ротора двигателя и связанных с ним насосных
колес турбозубчатого редуктора. Стопорный тормоз затормажи вается грузом 1 и растормаживается рукояткой 2\ в отторможенном положении рукоятка 2 удерживается защелкой 3 и маг нитом 4.
Освобождение рукоятки 2 от удержания защелки произво дится нажатием на рычаг 5, или при обесточивании электро магнита 4.
Кроме партии турбозубчатых редукторов вышеописанной конструкции Донгипроуглемаша, завод им. XV-летия ЛКСМУ изготовил опытную партию турбозубчатых редукторов с малым передаточным числом, или так называемых турборедукторных приставок (рис. 15), которые удобны для применения на дейст вующих подъемных машинах. Они устанавливаются между дви
гателем и редуктором машины и не требуют переделки машины.
24