Файл: Люблинский К.И. Шахтные подъемные машины и лебедки с турбомуфтами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. По выходе вагонетки с плит рычаг маневрового тормоза переводится в положение «Отторможено», а рычаг управления турборедуктора — в положение полной скорости.

5. При подходе вагонетки к приемной площадке рычаг уп­ равления ТЗР переводится в промежуточное положение, соот­ ветствующее частичному заполнению муфты.

Одновременно можно подтормаживать машину маневровым тормозом до получения необходимой низкой скорости. Затем рычаг управления ТЗР переводится в среднее положение и в последний момент машина затормаживается маневровым тор­

мозом.

6. В случае необходимости затормаживание машины при подъеме груза может производиться «противовключением», для чего машинист должен перевести рычаг ТЗР в крайнее положе­ ние и затем, после остановки машины, поставить его в нулевое положение; стопорение машины во всех случаях должно про­ изводиться механическим тормозом.

III. Подъем груза с пониженной скоростью

Операции в пунктах 1, 2 и 3 раздела II сохраняют свою

силу и для этого случая.

4.По выходе вагонетки с плит рычаг механического тормоза ставится в положение «Отторможено». Рычаг управления турбомеханическим редуктором остается в промежуточном поло­ жении. При этом, в зависимости от веса поднимаемого груза,

машинист должен плавно перемещать рычаг ТЗР в одно из не­ обходимых положений для получения нужной скорости.

5.При подходе к приемной площадке машина должна за­

тормаживаться, а затем стопориться механическим тормозом,

арычаг ТЗР устанавливаться на нуль.

6.Подъема груза с пониженной скоростью следует избегать, так как это ведет к нагреву масла.

7.Для получения низких скоростей при осмотре каната,

ствола и других подобных операциях следует прикрыть вентиль на маслопроводе (давление до 1,0 ати) и, управляя так, как указано выше, одновременно в случае необходимости подтор­ маживать машину механическим тормозом.

IV. Спуск груза с полной скоростью

1.Рычаг механического тормоза устанавливается в положе­ ние «Отторможено», а рычаг ТЗР переводится в крайнее поло­ жение, соответствующее спуску груза.

Втаком положении производится разгон машины и осуще­

ствляется равномерный ход.

2.При подходе к приемной площадке рычаг маневрового тормоза переводится в положение «Заторможено», после чего рычаг ТЗР ставится в нулевое положение.

31


V.Спуск груза при пониженной скорости

1.Рычаг механического тормоза переводится в положение «Отторможено», а рычаг ТЗР — в крайнее положение, соответ­

ствующее направлению спуска. После трогания машины рычаг ТЗР переводится в нулевое положение и спуск при пониженной скорости осуществляется на механическом тормозе. Можно про­ изводить спуск груза в режиме гидродинамического торможе­ ния, как указано выше. -

2.Работа на промежуточных положениях рычага ТЗР, а так­

же в режиме «противовключения» при спуске груза не допу­ скается.

ПРИМЕНЕНИЕ РЕГУЛИРУЕМОЙ ТУРБОМУФТЫ НА ТЯГАЛЬНЫХ ЛЕБЕДКАХ

Турбозубчатый редуктор для подъемных машин имеет две ветви зубчатых передач. Такое удвоение деталей вызвано не­ обходимостью реверсирования (обратного движения). Если исключить из числа операций реверсирование турбозубчатого редуктора, то конструкция его значительно упростится.

Такое выполнение редуктора возможно на маломощных ле­ бедках (БЛ-1200 и 2БЛ-1200), где реверсирование их осущест­

вляется короткозамкнутым электродвигателем при помощи реверсивного магнитного пускателя.

На этих лебедках турбозубчатый редуктор может быть за­

менен турбоприставкой,

состоящей из регулируемой турбомуфты

в отдельном кожухе 1

(рис. 16), системы питания 2 и управ­

ления 3.

 

УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ РЕГУЛИРУЕМОЙ

ТУРБОМУФТЫ С СИСТЕМОЙ ПИТАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ

Регулируемая турбомуфта для лебедок (рис. 17) конструк­ ции Донгипроуглемаша состоит из насосного J и турбинного 2

колес. Турбомуфта имеет внутренний тор, благодаря чему обес­ печивается устойчивое регулирование скорости.

Насосное колесо крепится на приводном валу 3 шпонкой. Турбинное колесо при помощи чаши 4 соединяется с ведомым

валом 5. На цилиндрической поверхности чаши насажено ши­ берное кольцо 6.

Впуск масла в турбомуфту производится через отверстие в опоре приводного вала.

Заполнение муфты при постоянной подаче масла в нее регу­

лируется перемещением шиберного кольца.

Когда шиберное кольцо перекрывает полностью отверстия в чаше турбомуфты, то это положение соответствует максималь-

32 1


ному заполнению муфты, обеспечивающему наибольшую ско­ рость вращения приводного вала.

Неполные перекрытия отверстий в чаше обеспечивают ча­ стичные заполнения муфты и пониженные скорости вращения ведомого вала.

Рис. 16. Регулируемая турбомуфта для лебедок с системой питания и управления

Полное открывание отверстий в чаше и прекращение подачи

масла приводят к сливу его из муфты и остановке ведомого вала.

Питание турбомуфты маслом осуществляется центробежным насосом 4 (см. рис. 16), нагнетающим масло из маслобака 5. Маслобак представляет собой полузакрытый сосуд, разделенный

33

перегородкой на две камеры: для масла, сливающегося из кар­ тера кожуха турбомуфты, и для очищенного масла.

Управление турбомуфтой производится рукояткой управле­ ния 6.

При повороте рукоятки управления кнопочный пост 7 вклю­ чает приводной электродвигатель 8 и два магнита 9 и 10.

Рис. 17. Разрез регулируемой турбомуфты для лебедок

Магнит 9 растормаживает стопорный тормоз, установленный на моторной муфте.

Магнит 10 поворачивает золотник трехходового крана 11 на впуск масла в турбомуфту.

При дальнейшем повороте рукоятки управления рычаг 12

через промежуточные детали перемещает шиберное кольцо турбомуфты, уменьшая величину сточных отверстий в чаше. При

34

крайнем положении рукоятки отверстия в чаше полностью за­ крываются шиберным кольцом.

Разгон лебедки осуществляется автоматически. Продолжи­ тельность периода ускорения определяется временем заполне­ ния рабочей полости турбомуфты.

Величина предельного ускорения регулируется вентилем на

маслопроводе, соединяющем центробежный насос с трехходо­ вым краном.

При спуске груза лебедкой переход с двигательного режима на тормозной (с отдачей энергии в сеть) происходит автомати­

чески.

Спуск груза может осуществляться также в режиме гидро­ динамического торможения. При этом ротор двигателя, отклю­ ченного от сети, затормаживается стопорным тормозом, а по­ лость муфты заполняется маслом. Скорость спуска груза будет тем больше, чем меньше заполнение муфты маслом.

Указания по эксплуатации и управлению лебедкой с регули­

руемой турбомуфтой аналогичны указаниям по эксплуатации и управлению при подъемной машине с турбозубчатым редук­ тором.

ПРИМЕНЕНИЕ ТУРБОМУФТЫ НА ЛЕБЕДКАХ БЕСКОНЕЧНОЙ ОТКАТКИ

Механическое оборудование откатки бесконечным канатом

имеет ряд недостатков, приводящих к быстрому износу каната,

частому забуриванию вагонеток, интенсивному износу узлов лебедки и преждевременному выходу из строя приводного электродвигателя. Поэтому облегчение динамического режима работы откатки имеет большое значение.

Откаточные лебедки ОЛ—2100/100 с зажимными кулачками,

выпускаемые Сталинским и Александровским машзаводами, имеют для защиты от перегруза фрикционную муфту. Однако

эта муфта, как правило, не выполняет своего назначения.

Для устранения перечисленных недостатков Донгипроугле-

машем предложено применение на откаточных лебедках турбо­ муфты и совместно с б. ВУГИ создана предельная турбомуфта замкнутого типа (рис. 18,а).

На приводном валу на шпонке посажено турбинное колесо 1 с радиальными лопатками. На этом же валу свободно поса­ жено на подшипниках качения насосное колесо 2 с лопатками, соединенное с кожухом. Насосное колесо, вращаемое от элек­ тродвигателя через эластичную муфту, передает крутящий мо­

мент посредством жидкости турбинному колесу.

При определенных нагрузках поток жидкости прижимается к внутренней стенке муфты, образуя большой круг циркуляции.

При предельных значениях нагрузки и скольжения скорость жидкости увеличивается, а имеющийся на пути движения ее

35


кольцеобразный выступ выталкивает жидкость через отверстия турбинного колеса в дополнительную полость, образуемую ко­ жухом. Уменьшенное количество циркулирующей жидкости пе­ редает меньший крутящий момент. После снятия нагрузки жидкость автоматически возвращается в рабочую полость

муфты.

Как показали промышленные испытания на шахтах № 1—2

им. Мельникова треста Лисичанскуголь и № 1 —1-бис «Щег­ ловка» треста Куйбышевуголь, предельная турбомуфта надежно защищала лебедку от перегруза. Турбомуфта облегчает пуско­ вой режим двигателя и дает возможность в связи с этим приме­

 

нять

 

короткозамкнутый

 

двигатель

и

дистанционно

 

управлять лебедкой.

 

 

 

Турбомуфта

сглаживает

 

все

толчки

и

колебания,

 

благодаря чему

удлиняется

 

срок службы лебедки, дви­

 

гателя и

канатов.

 

 

 

Применение турбомуфты

 

позволяет

уменьшить

вес

 

лебедки

и

снизить

стои­

 

мость ее.

 

 

 

 

от

 

Защита турбомуфты

 

перегрева

 

осуществляется

 

сменным патроном, имею­

 

щим

внутри

сплав,

плавя­

Рис. 19. Механические характеристики

щийся при температуре 90°.

предельной турбомуфты

Если

масло

в

турбомуфте

 

нагреется

до

этой темпера­

туры, сплав расплавляется, выжимает из патрона штырь, кото­

рый, ударяя по рычагу, связанному с концевым выключателем,

вызывает остановку двигателя и торможение лебедки.

После ликвидации ненормального режима, вызвавшего пе­ регрев муфты, выплавившийся патрон необходимо сменить на

новый.

Выпустив опытную партию предельных турбомуфт литой конструкции, завод им. XV-летия ЛКСМУ разработал предель­ ные муфты сварной конструкции (рис. 18, б), которые в настоя­ щее время осваиваются в изготовлении.

Механические характеристики предельной турбомуфты, изо­ браженные на рис. 19, показывают, что каждому наполнению турбомуфты соответствует определенная величина передавае­ мого момента. При максимальном заполнении эта величина равняется 1,8 от номинального момента.

При меньших заполнениях коэффициент перегруза может быть понижен. Контроль заполнения турбомуфты маслом осу­ ществляется по табл. 2 и рис. 20. Пробку А вывинчивают и вал

38


с турбомуфтой поворачивают до положения, при котором масло будет выливаться из отверстия. По номеру ребра, находящегося

Рис. 20. Схема положения ребер муфты для заливки масла

на вертикальной оси, и табл. 2 определяют отношение количе­

ства масла к наибольшему

объему

турбомуфты

в процентах

и литрах

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Номер ребра, находящегося на вертикальной оси против стрелки

С при заливке масла (см. рис. ‘20)

 

Показатели

 

6 7 8 19

10 п 12

0 1 2 3

4 5

Объем масла

втурбомуфте

в% к наиболь­ шему объему

турбомуфты

100 99,5 95,5

88

76

62

48

35

22

10

3

1

0,12

Объем масла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в турбомуф­

80 79,5 76

71

61

49,5 38,4

28

17,6

8,0

2,4

0,8

0,096

те, л ................

39