ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
новой смесью, состоящей из газолина и эфира.
Авиационные моторы конструирова лись при условии применения бензина, и настоящая смесь вполне его заменяет, благодаря чему является возможным вы полнить все военные задания нашему Красному Рабоче-Крестьянскому Воз душному Флоту. Ввиду принесенной пользы настоящим изобретением тов.
Российскому |
объявляется |
благодар |
|
ность». |
|
|
|
Приказ можно дополнить выдержкой |
|||
из |
описания |
«Авиасмеси |
авиатора |
Б. И. Российского»: |
|
||
«Острая нужда в горючих материалах |
|||
для |
двигателей внутреннего |
сгорания |
вообще, и в частности для авиационных моторов, вызвала необходимость изыски вать способы замены бензина более или менее подходящим суррогатом. Делу авиации грозит, ввиду отсутствия подхо дящей горючей смеси, серьезная опас ность.
Авиатору Б. И. Российскому, много работавшему в этом направлении и ис пытавшему на аэропланах разных си стем различные комбинации горючих ма
териалов, удалось в. конце концов найти |
|
, |
81 |
состав, почти не уступающий по качеству самому бензину, причем изобретенная им смесь крайне проста.
Эта смесь Б. И. Российского состоит из 90 процентов газолина с удельным ве сом в 0,780 и 10 процентов эфира и дает прекрасные результаты, неоднократно демонстрированные им в полетах на раз личных аэродромах перед представителя ми Главвоздухфлота и Московского ок ружного Военно-инженерного управле ния».
В то время в журнале «Вестник Воз душного • Флота», в разделе «Русская хроника», появилась короткая информа ция. Читая ее, узнаешь об интереснейшем перелете Российского: 24 апреля 1920 го да в 9 часов утра он поднялся с москов ского .аэродрома на самолете «Сопвич» с мотором в 120 лошадиных сил. На борту находился пассажир. Их путь лежал по маршруту Москва — Нижний Новгород—■ Казань — Самара и обратно.
Журнал сообщает время по этапам: Москва — Нижний 2 часа 30 минут; Нижний — Казань 1 час. 50 минут; Ка зань — Самара 2 часа. Таким образом, до Самары самолет шел 6 часов 20 минут., Это чистое летное время, без учета поса
82
док. График обратного перелета выгля дел следующим образом: Самара — Ка зань 2 часа; Казань — Нижний 2 часа 5 минут; Нижний — Москва 2 часа 17 ми нут. Итого 6 часов 22 минуты. Что же ка сается всего перелета, то без вынужден ных спусков он занял 12 часов 42 мину ты. Длина маршрута в воздухе составила 2 тысячи верст.
Мотор, заправленный горючей смесью Российского, работал отлично. Смесь по казала свои высокие качества и при бо лее длительных перелетах.
Перелет, о котором идет речь, приме чателен также одной встречей, которая состоялась у Бориса Илиодоровича в Нижнем Новгороде. Там он познакомился с будущим великим летчиком нашего вре мени В. П. Чкаловым, работавшим тогда слесарем 4-го авиаотряда. У Российского хранится зажигалка, сделанная Валерием Павловичем и подаренная от коллектива авиаотряда «Славному красному военлету тов. Российскому», как выгравиро вано на пластинке, в память перелета Москва — Нижний — Казань — Самара и обратно. Чкалов осматривал самолет Российского, готовил его в дальнейший дуть. Слесарь поделился с летчиком своей
83
мечтой: подняться в воздух, посвятить жизнь авиации. И мечта осуществилась!!
Российский много делал в тылу, но ему хотелось принять самое непосред ственное участие в боях с врагами Роди ны. В конце концов просьбу его удовлет ворили. Летчик-доброволец летал на участке фронта, где шли боевые действия с частями белогвардейского генерала Мамонтова. А спустя некоторое время пришел приказ — отозвать Российского для испытания новейших машин.
В биографии Бориса Илиодоровича есть страничка, хотя и не имеющая отно шения к авиации, но весьма интересная, говорящая о широте его технического кругозора. Как это ни странно, речь пойдет о... танке. К титулу старейшего русского летчика можно с полным осно ванием прибавить другой — «первый со ветский танкист».
2-я Украинская Советская Армия при слала в Москву трофей — английский танк, отбитый у белых. Трофей направи ли в подарок В. И. Ленину. Вла димир Ильич телеграфировал славным бойцам:
«Приношу свою самую глубокую бла годарность и признательность товарищам
84
Второй Украинской Советской Армии по поводу присланного в подарок танка.
Этот подарок дорог нам всем, дорог, рабочим и крестьянам России, как дока зательство геройства украинских братьев, дорог также потому, что свидетельствует о полном крахе казавшейся столь силь ною Антанты».
Но какое отношение имеет летчик к трофейному танку? Оказывается, самое непосредственное. Когда машийу привез ли на вокзал, она оказалась неисправной« Специалистов же по танкам в тЬ время у нас не было. Российский предложил свои услуги. Вместе с друзьями-авиато- рами он целую ночь возился, изучая уст ройство и управление машиной. Утром танк отправился своим ходом по улицам Москвы в Кремль, Вел его Россий ский.
В. И. Ленин выразил благодарность' летчику, отметив, что Борис Илиодорович очень быстро овладел новой техникой, -Тут же Российский доложил Владимиру Ильичу о выполнении его задания — найти заменитель бензина. На новой го рючей смеси летали самолеты. Ею был заправлен и танк, давший немало плодо творных идей для организации выпуска
85
собственных машин, в которых так нуж дался фронт.
Шла гражданская война. Решался во прос о том, чтобы отстоять дело револю ции. И Б. Й. Российский, продолжая ра ботать летчиком-испытателем, все свои знания, умение, организаторские способ ности отдавал делу развития авиации по бедившего пролетариата.
С народом,
спартией
Воздушный флот способен принести неоценимую пользу всему человече ству, и особенно России в ее борьбе
за хозяйственное возрождение. Он оправ дал свое существование работой на Крас ном фронте, но еще несравненно выше его грядущая роль в мирном строитель стве. Объясняйте народу, для чего России нужен Воздушный флот!» К тому време ни, когда появились эти строки в журна ле «Вестник Воздушного флота», за пле чами Бориса Илиодоровича Российского был солидный стаж — десять лет летной работы, как отмечал тот же журнал.
87
Популяризация среди трудящихся советской авиации, ее достижений стала важнейшей жизненной целью летчика. Никогда не уставал — и сейчас не
устает — «дедушка русской |
авиации» |
рассказывать о замечательных |
победах |
тех, кто посвятил себя освоению воздуш ного пространства.
В 1923 году страна отметила |
15-летие |
авиационной деятельности Б. |
И. Рос |
сийского. Орден Трудового |
Красного |
Знамени, Грамота ВЦИК, звание заслу женного пилота-авиатора СССР — вот награды, которыми были отмечены заслу ги перед отчизной Бориса Илиодоровича.
В |
грамоте ВЦИК, подписанной |
М. |
И. Калининым, говорилось, что |
Б. И. Российский награждается орденом Трудового Красного Знамени — «высшим знаком отличия, установленным для вы дающихся работников на фронте труда, как признание их заслуг перед трудящи мися и революцией, и в ознаменование самоотверженного, упорного труда, широ кого и смелого почина, мощного органи зационного размаха, неустанного рвения, блестящей плодотворной деятельности, направленной на восстановление и раз витие народного хозяйства республики».
88
Всероссийский Центральный Испол нительный Комитет Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и ка зачьих депутатов отмечал, что «трудовой подвиг товарища Российского выразился в том, что он произвел исключительно энергичную и преданную работу по созда нию Красного Воздушного флота». «На граждая в лице товарища Российского настойчивость, энергию и ревностное ис полнение долга,— говорится в грамоте ВЦИК,—Рабоче-крестьянское правитель ство ставит деятельность эту в пример другим работникам на обширном попри ще народного хозяйства республики, дабы ряды сознательных, самоотвержен ных борцов за великое дело укрепления и развития коммунистического строя шири лись и множились с каждым днем».
«Правда» опубликовала следующее приветствие летчику:
«Мы приветствует первого из первых, славного из славных— революционера, дедушку российской авиации, тов. Рос сийского.
Пусть он еще долго работает над раз витием и укреплением социалистической революции».
Летчик откликнулся взволнованным
89
письмом в редакцию центрального орга на партии:
«РЕДАКЦИИ « П Р А В Д А »
Спасибо за теплое приветствие. Я не герой, а простой человек. По мере сил работаю на благо пролетариата. Я ценю и люблю Советскую власть, единственную справедливую власть рабочих и крестьян. И жизнь свою я отдам за власть Со ветов Г
Б. И. Р о с с и й с к и й
Спасибо «П р а в д е»1
В. И. Ленин высоко ценил вклад Бо риса Илиодоровича в дело технического прогресса и просил Ф. Э. Дзержинского взять над летчиком своеобразное шеф ство — заботиться о нем. По ходатайству Феликса Эдмундовича, адресованному Совету Народных Комиссаров, Россий скому назначили персональную пенсию.
Один из активных членов Общества друзей Воздушного Флота, а потом Осоавиахима и ДОСААФ, Борис Илиодорович становится частым гостем воинов, рабочих, студентов, пионеров и школьни ков. Об этих встречах напоминает мно жество газетных и журнальных заметок, фотографий, благодарственных адресов и писем, бережно хранимых летчиком.
На стареньком аппарате «Моран», выпуска 1914 года, Российский появлял-
90
ся в разных местах, и тут же, у самолета, выступал с импровизированными докла дами, посвященными истории отечествен ной авиации.
— Полеты на «Моране» я использовал в агитационных целях,— замечает лет чик.— Я показывал трудящимся нашей страны, на каких самолетах летали еще сравнительно недавно, и как высоко под нялась затем советская авиационная тех ника.
А наша техника уже доказывала,' что она способна не только соревноваться с западной, но и идти по своему широкому пути развития. Достаточно сказать, что мой ученик М. М. Громов на самолете Р-1 совершил перелет из Москвы в Пе кин и Токио, а на Р-3 облетел Европу в три дня. Самолет Р-5 показал высокие ка чества во время спасения участников экспедиции и команды затонувшего в арктических водах парохода «Челюскин». Москвичи с восторгом наблюдали за са молетом-гигантом «Максим Горький», созданным конструктором В. Петляковым.
Однажды в 1934 году на Центральный аэродром приехали К. Е. Ворошилов и Г. К. Орджоникидзе. Их внимание при
91
влек старый «Моран» Российского, на стоящий дедушка других стоявших здесь машин.
—Неужели вы летаете на таком са молете? — с удивлением спросил Кли мент Ефремович.— Разве можно на нем летать?
—В первую империалистическую вой ну это был боевой самолет. Именно на такой машине Нестеров таранил врага,—
ответил Российский. |
' |
Г. К. Орджоникидзе |
обошел машину |
вокруг, внимательно осмотрел ее и заме тил, что не стоит рисковать подниматься на аппарате, который пролетал уже два дцать' лет и теперь может неожиданно развалиться, тем более что Российский демонстрирует на нем высший пилотаж с «мертвыми петлями».
Спустя некоторое время Советское правительство подарило Российскому новый самолет. Это еще более расширило его возможности для агитационных поле тов. Десятки городов и населенных пунк тов добавились к длинному перечню мест, где уже побывал «летучий лектор» или «летучий докладчик», как называли слу шатели Бориса Илиодоровича.
Авиация страны переживала период
92