ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
бурного роста. Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе стал свидетелем ис пытательных полетов Валерия Чкалова, Отсюда штурмовал стратосферу Влади мир Коккинаки. С бывшего Ходынского поля не раз стартовал Михаил Громов, И так уже повелось, что провожал и встречал наших выдающихся летчиков «дедушка русской авиации». Они видели его могучую фигуру, ощущали пожатие широкой ладони, слышали хрипловатый бас в самые знаменательные для себя дни.
Часто вечерами к подъезду серого одноэтажного особняка в тихом переулке возле Арбата, где живет старейший лет чик, подъезжала машина В. П. Чкалова. Чуть помедлив у массивных дверей, с табличкой «Заслуженный пилот СССР. Борис Илиодорович Российский», он ре шительно нажимал кнопку звонка. Чка лов входил в подъезд с несколькими сту пеньками и дружески приветствовал чу чело огромного бурого медведя, стоящего на задних лапах.
После напряженного рабочего дня ис пытателя Валерий Павлович стремился провести хотя бы немного времени в’ семье Российских. Жена Бориса Илиодо-
93
ровича, Анфиса Сергеевна, принимала его тепло, сердечно, ну а сам «дедущка русской авиации» был влюблен в Вале рия.
В домашнем музее, в комнате с цвет ными стеклами, оба летчика беседовали о прошлом, настоящем и будущем род ной для них авиации.
Обстановка располагала к раздумью. На стенах висели фотографии Россий ского. На снимках — самолеты, самоле ты, самолеты... Но как они далеки от тех, которые испытывал Чкалов, и особенно от тех, что рождаются сейчас на других авиационных заводах страны и уходят в наше советское небо!
Валерий Павлович делился планами, мечтами. Его не удовлетворяли достигну тые к тому времени дальность и скорость полета. Он стремился к рекордам, но не
•ради славы или голого рекордсменства, а ради прогресса. Хотелось быстрее при открыть окно в «завтра».
Как-то на шутку друзей летчик П. Н. Нестеров ответил экспромтом:
Одного хочу Л И Ш Ь я, Свою петлю осуществляя; Чтобы «мертвая петля» Быда бы в воздухе живая!
94
И В. П. Чкалов стремился, чтобы лю бая машина, поднятая им с земли, «была бы в воздухе живая».
— Ну, Дед, расскажи, пожалуйста, как ты чуть не стал полярным исследова телем!— обратился однажды Валерий Павлович к Борису Илиодоровичу.
Российский улыбнулся. Да, и такое было. В двадцатых годах познакомился он с легендарным норвежским путешест венником Фритьофом Нансеном — ини циатором и руководителем знаменитого полярного плавания корабля «Фрам». Русский летчик и Нансен собирались со вершить вместе экспедицию на Северный полюс. Началась подготовка. Но Фрить оф Нансен заболел и прислал Российско му письмо,' что в экспедиции не сможет участвовать.
Чкалов все расспрашивал и расспра шивал. Может быть, этот разговор он за вел неспроста, может быть, уже тогда у него зрела мысль о будущем воздушном прыжке через Северный полюс. И вот беспосадочный перелет Москва — Север ный полюс — США, совершенный В. Чкаловым, Г. Байдуковым и А. Беля ковым, стал фактом истории.
Когда поезд, доставивший летчиков на
95
родину, подошел к платформе Белорус ского вокзала, Валерий Павлович с пло щадки вагона увидел «Деда». Он возвы шался над другими встречающими. Оде тый в свою традиционную темную полу военную куртку, Российский приветствен но махал рукой. Ну и потискали же они друг друга в объятиях!
— Молодец, Валерий, порадовал,— сказал старый летчик, целуя Чкалова.
Вместе с другими они вышли на при вокзальную площадь, заполненную наро дом. Митинг открыл секретарь Москов ского областного и городского комитетов партии. Чкалов и Российский стояли ря дом, как бы символизируя перекличку но вого поколения летчиков со старым, двух эпох в развитии авиации.
А через некоторое время в такой желетний жаркий день на перроне вокзала состоялась торжественная встреча другой тройки отважных — М. Громова, А. Юма шева и С. Данилина. Экипаж Чкалова пробыл в воздухе 63 часа 25 минут, а экипаж Громова — 62 часа 17 минут. Весь мир аплодировал советским летчи кам.
Особые, ни с чем не сравнимые чув ства испытал Б. И. Российский — «воз-
96
душный отец» Михаила Михайловича Громова. Здесь, на вокзале, он выразил их бурно, непосредственно. Борис Илиодорович горячо поздравил героев, от души восхищаясь смелостью, отвагой и мастерством покорителей воздушного
океана.
М. М. Громов подошел к-микрофону. Отвечая на приветствия, командир само лета АНТ-25, созданного А. Н. Туполе вым, сказал тогда:
— Нашей первой мечтой, после того как мы закончили свой полет, было вер нуться скорее в свою любимую страну для того, чтобы поделиться радостью с вами, с теми, кто вместе с нами пережи вал наш полет. Мы знаем прекрасно, что сердца миллионов трудящихся нашего Союза бились вместе с нашими во время нашего полета.
Нужны были героические усилия для того, чтобы в столь короткий период соз дать такой мотор, создать такую машину, на которой нам — я с гордостью заяв ляю — сынам нашей великой Родины, воспитанным славной Красной Армией,— удалось поставить такой рекорд, которо му в данный момент нет равного в мире.
«Дедушка русской авиации» с волне
3940— 4 |
91 |
нием слушал речь своего питомца. Каза лось, совсем недавно он «вывозил» его в первый полет, объяснял технику пило тирования. Время идет быстро, и вот Рос сийский является свидетелем триумфа Громова, всего советского воздушного флота.
Старейший летчик думал о природе героизма экипажей Чкалова и Громова. Они преследовали другие цели, ими руко водили другие побуждения, нежели пи- лотами-рекордсменами в буржуазном мире. На память пришли слова американ ского публициста Эллена, рассказывав шего, что после полета его соотечествен ника Линдберга, пересекшего океан, при быльность героизма стала настолько оче видной, что появилась целая орава иска телей денег и славы. .
Формула их была проста. Вы добы ваете аэроплан, некоторую материальную поддержку, связь с прессой и совершаете из одного пункта в другой первый без остановочный перелет... _ Вы заранее устраиваете продажу своего жизнеописа ния — на случай удачи — газетному синдикату. В случае нужды вы можете получить большую часть необходимого вам оборудования, не уплатив за него,
98
при условии, что поставщики вашего го рючего материала и вашего летного ко стюма получат в дальнейшем право зая вить, насколько эти вещи оказались вам полезны. После вашей посадки в месте назначения, а значит, и появления вашего имени на первых страницах газет вы быстро продаете вашу книгу-, ваши ин-
'тервью, ваше появление в водевиле, ваше появление в кино — одним словом, все, на что только будет спрос.
Подлинный героизм, рассуждал Борис Илиодорович, героизм советских летчи ков — в другом. Сила Чкалова, Громова в том, что их личный героизм корнями своими связан с героизмом народа.
Радостно забилось сердце старейшего
летчика, когда на приеме в Кремле в честь Громова, Юмашева, Данилина К. Е. Ворошилов предложил тост: «За учителя героев, «дедушку русской авиа ции» Российского».
...Не в характере Бориса Илиодоровича оставаться созерцателем происходяще го. Он всегда стремится к активным дей ствиям, всегда в гуще авиационных собы тий. Двери его дома широко раскрыты для летчиков, авиаконструкторов, рабо чих и инженеров самолетостроительных
99
заводов, для всех, кто так же, как и он, не мыслит жизни без аэродромов, рокота моторов, без серебристых металлических
птиц, взмывающих в бездонное |
небо. |
В самый канун Отечественной |
войны |
Российский, выполняя задание Граждан ского воздушного флота, совершил по леты в Симферополь, Севастополь и За порожье.
Грянула война. Старейшего летчика прикомандировали к отряду особого на значения ГУГВФ. Он просился на фронт, но командование не сочло возможным удовлетворить его просьбу. Как пропа гандист, Борис Илиодорович мог при нести не меньшую пользу и этим внести свой вклад в дело разгрома врага.
И Российский с присущей ему неисто щимой энергией крепит дружбу с воина ми Советской Армии, с героями тыла. Летчик дарит бойцам свой самолет. «Де душка русской авиации» выступает в ча стях, госпиталях, на заводах, призывая к новым победам во славу Родины. Десят ки писем из действующей армии прихо
дят в старинный особняк, и ни одно |
не |
остается без ответа. |
|
«Спешу сказать, что я жив и здоров,— |
|
писал ефрейтор А. Кулешов,— да |
еще |
юо |
|
получил государственную награду — ме даль «За отвагу». Шлет вам привет ко мандир взвода Федоров, а также вся наша часть во главе с командиром полка. Письма Ваши всем очень даже нравятся и поддают в бою злости к фашисту».
Летчики-фронтовики писали на фу гасках: «Гитлеру. От Российского», а на авиазаводах создавались бригады имени Российского. Борис Илиодорович прини мал активное участие в обороне столицы нашей Родины, выступал в частях проти вовоздушной обороны. Медали «За обо рону Москвы» и «В память 800-летия Москвы» — достойные награды активи- сту-москвичу.
А сколько славных летчиков-истреби- телей, штурмовиков, бомбардировщи ков побывало в гостях у Бориса Илиодоровича в военные годы! С шестидесяти летием старейшего летчика поздравили прославленные асы дважды Герои Совет ского Союза А. Алелюхин, В. Лавриненков и С. Луганский, сбившие 102 фашист ских самолета. Орден Ленина явился вы сокой наградой, свидетельствующей о признании заслуг «дедушки русской авиации»- в дни Великой Отечественной войны.
101
К Борису Илиодоровичу приезжал Иван Никитич Кожедуб, уже тогда на гражденный двумя Золотыми Звездами Героя Советского Союза, а впоследствии трижды Герой Советского Союза. Коже дуб стал таким же другом старейшего летчика, как Герой Советского Союза А. П. Маресьев и другие герои воздуш ных сражений.
Автору этих |
строк, |
знающему |
|
Б. И. Российского |
уже |
более четверти |
|
века, вспоминается одна |
из |
встреч, со |
стоявшаяся на квартире Бориса Илиодоровича уже после войны. Собрались в большой комнате, где когда-то стоял бил лиард и где Чкалов с Российским часами вели «поединок», соревнуясь в мастерстве биллиардной игры.
Трижды Герой .Советского Союза Александр Покрышкин, дважды Герои Советского Союза Николай Гулаев, Алек сей Прохоров и Анатолий Брандыс рас сматривали фотографии, которые им по казывал гостеприимный хозяин. Им, ле тавшим на скоростных советских боевых машинах, трудно было представить, как можно было подниматься на «Блерио» или «Фармане». С любопытством глядели летчики и на шлем Российского, очень
102