Файл: Володин Е.П. Машинист автогрейдера.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а)

отметку

бровок

и дна выемок (резер­

вов,

котлованов, каналов и др.);

б)

отметку

бровок

насыпей (земляного

полотна дорог, перемычек, дамб, обвалований

и пр.) с учетом необходимого

запаса на по­

следующую осадку грунта;

 

 

в) планировочные отметки;

 

 

г) уклон планируемых откосов

(земляно­

го полотна дорог, резервов, дамб

и др.);

д) расположение земляных

сооружений в

плане и соответствие их заданным размерам; е) поперечный профиль земляного полот­

на и направление стока воды; ж) высотные отметки продольного про­

филя земляного полотна дороги; з) поперечные размеры кюветов, нагор­

ных и других канав и их глубину; и) ширину и толщину отсыпаемого слоя

грунта, гравия, щебня и др.; к) ширину и глубину корыта дорожной

одежды и т. д.

Работа машинистов автогрейдеров может быть не принята в случаях:

а) отклонения от выданного задания или технической документации, требующего пере­

делок; б) отклонения спланированных поверх­

ностей от установленных допусков по СНиП; в) недобора или перебора грунта против

заданных отметок; г) завышенного уклона откосов;

д) занижения размеров земляных соору­ жений от проектных;

е) недостаточного перемешивания грунта, гравия, щебня с органическими вяжущими;

ж) занижения глубины киркования и т. п.

Вслучае невыполнения требований,

84

предъявляемых к грейдерным работам, рабо­ ту признают неудовлетворительной, она под­ лежит исправлению, повторному контролю и приему.

И. ОПЛАТА ТРУДА МАШИНИСТОВ АВТОГРЕЙДЕРОВ

В строительстве применяют две основные

системы

оплаты труда машинистов — сдель­

ную и

повременную. Наиболее распростра­

ненной формой оплаты труда является сдель­ ная, при которой заработная плата машинис­ тов, не имея ограничений, зависит от произ­ водительности труда и определяется путем умножения сдельных расценок на соответст­ вующее количество выполненных работ.

Заработную плату машинистам автогрей­ деров, труд которых оплачивается по сдель­ ной системе оплаты труда, начисляют по дей­ ствующим «Единым нормам и расценкам на строительные, монтажные и ремонтно-строи­ тельные работы» (ЕНиР) по соответствую­ щим сборникам и параграфам (сборник 1, «Механизированные земляные работы»; сбор­ ник 17 «Дорожные работы»; сборник 20 «Ре­ монтно-строительные работы»).

Наряду с ЕНиР могут быть применены для начисления заработной платы машинис­

там ведомственные

нормы и

расценки

(ВНиР) на работы,

не вошедшие

в единые

нормы и расценки, и местные нормы и рас­ ценки на работы, не охваченные перечислен­ ными выше производственными нормами.

Единые нормы и расценки утверждены Государственным комитетом по делам строи­ тельства СССР и Государственным комите­ том Совета Министров СССР по вопросам

85


труда и заработной платы по согласованию с ВЦСПС.

Единые нормы и расценки являются обще­ обязательными и разработаны для достиже­ ния единообразия в методах нормирования

иоплаты труда машинистов на строительных

иремонтно-строительных работах.

Впараграфах ЕНиР, как правило, приво­ дятся:

а) краткая характеристика машин для ме ханизированных процессов;

б) состав работ, в котором перечислены основные операции процесса, предусмотрен­ ные нормами;

в)

расчетные

составы бригад (числен­

ность

машинистов

и их разряды);

г) нормы времени (Н. вр.) и расценки (Расц.), которые даны в виде дроби (в числи­ теле— Н. вр., в знаменателе — Расц.) или раздельно в двух смежных графах.

В табл. 5 приведены нормы времени и рас­ ценки на разработку выемок и возведение на­ сыпей прицепными грейдерами и автогрейде­ рами.

Разработка выемок и возведение насыпей

Состав работы

1.Приведение агрегата в рабочее положение.

2.Отсыпка насыпи из резерва или кавальера из вы­ емки с перемещением грунта.

3.Подъем и опускание отвала.

4.Повороты в конце рабочих и холостых ходов.

86

Т а б л и ц а 5

Нормы

времени и

расценки на

100 м 3

грунта

 

по обмеру в плотном состоянии

 

 

 

Расстояние перемещения грунта

 

 

до

10 м

 

добавлять на каждые

 

 

следующие 10 м

Тип грейдера

 

Группа грунта

 

 

 

 

 

 

 

I

п

III

I

II

Ш

Прицепной

 

 

 

 

 

 

тяжелый

4,8*

5,6

 

4,4

5,2

5,8

грейдер

6 ,8

 

(2,4)**

(2 ,8 )

(3,4)

(2 ,2 )

(2 ,6 )

(2,9)

 

2_70*** 3—15 3—82 2—47 2—92 3—26

Автогрейдер

2 ,2

2 ,6

2,9

2 ,1

2,4

2 ,8

 

(2 ,2 )

(2 ,6 )

(2,9)

(2 ,1 )

(2,4)

(2 ,8 )

 

1—41

1— 66

1— 86

1—34

1—54

1—79

*Норма времени на агрегат.

**Норма времени грейдера.

***Расценки в руб. — коп.

Едиными нормами и расценками, за ис­ ключением особо оговоренных случаев, учте­ но и отдельно не оплачивается время, затра­ чиваемое машинистами на подготовку рабо­ чего места и приведение его в порядок в кон­ це смены, время на переходы (переезды) в пределах строительной площадки, связанные с переменой рабочих мест, время на приведе­ ние инструмента в исправное состояние, вре­ мя на получение заданий и сдачу выполнен­ ных работ мастеру или производителю работ, а также время, необходимое для периодичес­ кого отдыха машинистов в течение рабочей сменьц

87


В случаях когда грейдерные работы вы­ полняются в условиях, снижающих произво­ дительность труда (работа в стесненных условиях, малая длина участка и т. п.), до­ пускается устанавливать к единым нормам времени и расценкам поправочные коэффи­ циенты. Величину поправочного коэффици­ ента устанавливают в каждом отдельном слу­ чае актом, утвержденным начальником стро­ ительства по согласованию с комитетом профсоюза.

Норма времени, приведенная в парагра­ фе производственных норм (Н. вр.), выра­ женная в человеко-часах, представляет собой установленную суммарную затрату труда на

соответствующую единицу измерения

работ.

Расценки (Расц.) подсчитаны путем ум­

ножения часовой ставки

машиниста на

норму

времени.

 

 

За

неправильное

применение

единых

норм

и расценок, а также за неправильный

подсчет объемов выполненных работ (что приводит к обсчету машинистов или пере­ платам) виновные привлекаются к строгой от­ ветственности.

Сдельная оплата труда имеет разновид­ ности: прямая сдельная и аккордная сдельно­ премиальная.

Машинистов автогрейдеров, труд которых оплачивается по сдельно-премиальной систе­ ме, кроме основного заработка премируют за выполнение аккордного задания в установ­ ленный срок и за досрочное выполнение.

Машинистов автогрейдеров — сдельщи­ ков— премируют за выполнение аккордного задания к установленному календарному сро­ ку или досрочно в размере от 0,5 до 1%

88

сдельного заработка по аккордному наряду за каждый процент сокращения нормативно­ го времени. Аккордные задания могут быть выданы для комплексных бригад или отдель­ ным машинистам автогрейдеров, занятых на важнейших объектах и работах. Календар­ ный срок выполнения аккордного задания устанавливает производитель работ исходя из сроков, предусмотренных графиком производ­ ства работ по объектам строительства в кон­ кретных производственных условиях.

Премию между машинистами бригады

распределяют пропорционально отработан­ ному времени.

При невыполнении аккордного задания к установленному календарному сроку оплату выполненных работ производят по сдельным расценкам без начисления премий.

При повременной системе оплаты труд машинистов автогрейдеров оплачивают за фактически проработанное рабочее время не­ зависимо от количества выполненных работ. При такой оплате труда заработок машинис­ тов определяют на основании часовой тариф­ ной ставки соответствующего разряда, при­ своенного данному машинисту, и количества отработанных человеко-часов.

Для оплаты труда применяют тарифное нормирование, которое позволяет устанавли­ вать дифференцированную заработную пла­ ту машинистам в зависимости от сложности выполняемой работы и квалификации (раз­ ряда). Для определения тарифной ставки при исчислении конкретной величины заработной платы разработана шестиразрядная тариф­ ная сетка с тарифными часовыми ставками для I разряда — 32 коп.; II — 37 коп.; III —

89


42,5

коп.; IV — 48,8

коп.;

V — 56,2 коп.

и

для

VI

разряда — 64

коп.

 

 

 

 

На

основе

применяемой

в строительстве

шестиразрядной тарифной

сетки

машинисты

автогрейдеров

различаются

по

разрядам.

Установленный

разряд

является

показателем

его квалификации и существенно влияет

на

его заработную плату.

 

 

 

 

 

Грейдерные

работы

и

соответственно

ма­

шинисты автогрейдеров

тарифицируются

по

«Единому тарифно-квалификационному спра­ вочнику работ и профессий рабочих, занятых в строительстве и на ремонтно-строительных работах».

При бригадной работе заработок между машинистами распределяют пропорциональ­ но тарифным ставкам, соответствующим при­ своенным машинистам разрядам и пропорци­ онально времени, фактически отработанному каждым машинистом.

Разновидностью повременной оплаты тру­ да является повременно-премиальная систе­ ма, которая отличается от простой повремен­ ной системы тем, что машинист кроме за­ работка по установленным тарифным став­ кам (окладам) получает премию за выполне­ ние и перевыполнение количественных и ка­ чественных показателей работы.

Машинистов автогрейдеров — повременщи­ ков— премируют за качественное и своевре­ менное выполнение работ (заданий) при условии выполнения месячного плана строи­ тельных работ, отсутствия аварий и просто­ ев машин. Премию выплачивают до 25% та­ рифной ставки.

На каждом участке работ, где вводится премирование машинистов-повременщиков,

90


обязательным условием является строгий учет выполнения показателей премирования.

Премии машинистам-повременщикам на­ числяют по месячным результатам работы за фактически отработанное время и выплачи­ вают при выдаче заработной платы за истек- ,ший месяц.

Машинисты автогрейдеров — сдельщики и повременщики, кроме того, могут быть пре­

мированы за ввод в действие в срок

и

до­

срочно важнейших

объектов строительства.

На премирование рабочих

(в том числе и ма­

шинистов автогрейдеров)

выделяют

60%

об­

щей суммы премии,

причитающейся

данной

организации за ввод в действие в срок и до­ срочно важнейших объектов строительства. Размер премии, выплачиваемой в данном ме­ сяце машинисту, не должен превышать 75% месячной тарифной ставки.

Размеры премий машинистам автогрейде­ ров утверждает начальник строительного управления по согласованию с комитетом профсоюза в зависимости от степени участия машинистов в выполнении плана работ по введенному в действие объекту.

Начальнику строительного управления предоставлено право лишать некоторых ма­ шинистов премии полностью или частично за производственные упущения и прогулы без уважительных причин.

Машинистам автогрейдеров могут быть выплачены надбавки к основной заработной плате за подвижной характер работ специа­ лизированных дорожно-строительных управ­

лений.

Машинисты автогрейдеров получают пре­ мию зр снижение удельных расходов топлива

91