ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 5
энергии служат: стартер пускового двигателя, система электрофакельного .подогревателя, освещение и световая сигнализация, система обогрева кабины, звуковой |сигнал и перенос ная лампа.
Во время работы машинист находится в кабине автогрейдера, где расположены руле вое иолеоо, педали и рычаги управления, кон трольные приборы и рычаги управления ра бочим оборудованием (рис. 3)- Кабина маши-
Рис. 3. Кабина машиниста <автогрейдера
листа имеет хорошую обзорность, что позво ляет машинисту видеть участок работы, путь
движения |
автогрейдера |
и установку |
отвала, |
а также |
работать сидя |
или стоя. |
Кабина |
оборудована системой обогрева, вентиляции и освещением, что создает благоприятные ус ловия для работы ¡на автогрейдерах в различ ные времена года-
22
Автогрейдеры— это сложные машины, по этому от машинистов требуются хорошие зна ния конструкции машины и двигателя внут реннего сгорания, правил эксплуатации и тех нического обслуживания и ремонта, основных неисправностей и их причин, правил техники безопасности и противопожарной безопасно сти. Кроме того, машинист должен хорошо знать правила уличного движения автотран спорта, ;все дорожные знаки и соблюдать без опасность движения. Машинист должен не только знать, но и уметь выполнять все грей дерные работы, работать различным рабочим оборудованием.
Многогранность профессии машиниста автогрейдеров требует хорошей теоретической и практической подготовки. Для этого осущест вляется широкая программа производственного обучения молодежи в училищах и школах ме ханизаторов строительства, а также повы шение квалификации на курсах, организуемых
вуправлениях и трестах.
Кработе на автогрейдерах допускаются лица, окончившие школы (курсы) механиза торов, сдавшие успешно экзамены по теории
ипрактике и имеющие удостоверение на пра
во управления автогрейдером.
\
3. РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ АВТОГРЕЙДЕРАМИ
Автогрейдеры предназначены для строи тельства различных земляных сооруженийЗемляные сооружения создают путем разра ботки естественно залегающего грунта, по этому грунты и почвы являются основным
3* |
23 |
материалом для [строительства земляного по лотна дорог, плотин, дамб, каналов и т. д.
Грунты представляют собой сложное 'Сое динение из минеральных частиц и органиче ских примесей и являются результатом разру шения горных [рыхлых пород под действием солнца, воздуха, воды и микроорганизмовГрунты залегают на различной глубине под почвой и по [Степени влажности бывают су хие, нормальной влажности и мокрые.
Почвой называется 'Поверхностный слой земли, изменяющийся под влиянием 'расти тельности и животных организмов и находя щийся иод воздействием солнца, воздуха и воды. Почвенный или растительный слой зем ли является плохим строительным материа лом, поэтому при устройстве земляных соору жений его используют в [Самых незначитель ных 'количествах.
Машинисты автогрейдеров должны хоро шо знать основные свойства грунтов, их клас сификацию и применение, так как от этого зависит выбор .наиболее эффективного спосо ба производства работ. Кроме того, маши нисты автогрейдеров должны знать различ ные виды земляных сооружений.
Основными видами земляных сооружений являются насыпи и выемки. Промежуточным звеном между насыпями и .выемками являют ся иолунасыпи-полу-выемки.
Насыпью называется земляное [сооруже ние, возводимое искусственной присыпкой грунта на поверхность земли.
Выемкой называется земляное сооруже ние, .полученное в результате разработки и снятия грунта на 'различную глубину ниже поверхности земли.
24
Полувыемка-полунасыпь представляет 'со бой земляное сооружение, полученное в ре зультате разработки грунта на косогоре. В этом случае земляное полотно образуется ча стично в выемке и частично в насьгпи, обра зованной из грунта выемки.
Автогрейдеры попользуют на различных земляных работах в дорожном, промышлен ном, гражданском, сельскохозяйственном, оборонном, гидротехническом и 1мелиоратив-
но-ирригационном строительствах. Однако на ибольшее применение они нашли яри строи тельстве земляного полотна автомобильных дорог. Земляное полотно является ответствен ной частью дороги, от состояния которого з значительной степени зависят прочность, на дежность и качество дорожной одежды. По этому при устройстве земляного полотна не обходимо соблюдать строительные нормы и правила (СНиП), обеспечивающие необходи мое качество сооружения.
При строительстве различных земляных сооружений автогрейдеры могут быть исполь зованы как ведущие основные машины или как вспомогательные, входящие в комплекс ную механизированную бригаду.
В качестве ведущих машин их можно ис пользовать при (возведении насыпей высотой до 0,7 м из двусторонних боковых резервов, при устройстве дорожного полотна в нулевых отметках, для профилирования и планировки откооов и кюветов, при устройстве водоотвод ных и нагорных канав, на планировочных ра ботах и т. д.
Работа автогрейдеров, несмотря на конст руктивные особенности различных типов и моделей, аналогична по своему характеру и
25
состоит из ряда ¡последовательных двусторон них ¡проходов ¡вдоль участка работ. При этом в ¡зависимости от выполняемой работы могут поочередно производиться вырезание (¡забор) грунта отвалом, поперечное перемещение вы резанного грунта, разравнивание и ¡планиров ка земляного ¡сооружения. Количество после довательных проходов автогрейщера зависит от поперечного профиля земляного полотна, типа автогрейдера и ¡от рода грунта. Все тех нологические операции выполняются при ¡по мощи основного рабочего оборудования— от вала ¡с ножами и различного дополнительно го съемного оборудования.
На рис. 4 показана последовательность проходов авлогрейдерав при устройстве грун товой дороги. Перемещая'Сь ¡в ¡прямом ¡направ лении по ¡правой стороне участка будущей
дороги, |
автогрейдер |
зарезает грунт |
правым |
концом |
отвала (рис. |
4, а), ¡при этом |
грунт |
скапливается на отвале и перемещается вдоль него, осыпаясь с другого конца отвала вдоль движения ¡автотрейдера в ¡виде валика трекгранного сечения. Вторым проходом автогрейдери (рис. 4, б) отсыпанный вал грунта пере мещают отвалам в ¡сторону оси дороги. Коли чество .проходов по перемещению ¡грунта за висит ¡от ¡заданной дальности поперечного ¡пе ремещения. Третьим проходом (рис. 4, в) пе ремещенный грунт разравнивают по полотну будущей дороги, после чего операции ¡повто ряют в той же последовательности. Целесо образнее эту ¡работу ¡выполнять бригадой ав тогрейдеров. В этом случае ¡каждый маши
нист будет |
выполнять одну |
определенную |
операцию: |
первый — зарезанце, |
¡второй— пе |
ремещение и третий — разравнивание.
26
Рис. 4. Основные технологические операции при сооружении земляного полотна дороги автогрейдером
а — зарезание грунта; б — перемещение; в — разравнивание
Лучшие передовики-машинисты автогрейдеров, используя полностью конструктивные и тяговые возможности машины, добиваются высоких производственных результатов путем увеличения сечения стружки при первом зарезании, работая с большей скоростью движе ния и с большим углом ¡захвата, что способст вует увеличению дальности перемещения грунта; учитывая вое особенности профиля земляного сооружения ¡стремятся сократить непроизводительное время, затрачиваемое ав тогрейдер ами ¡на развороты и ¡на установку дополнительного оборудования (удлинитель, уширитель) и т. д.
Чтобы добиться наибольшей производи тельности автогрейдеров, машинист должен хорошо знать рациональную установку углов отвала ,при выполнении различных ¡работ ию зарезанию, перемещению и ¡разравниванию грунта. Каждой группе рабочих операций со ответствует определенное положение отвала в пространстве. Различные установки отвала автогрейдера ¡принято определять углами, из меряемыми в ¡градусах.
Угол захвата А (рис. 5) образуется пере сечением линии продольной оси автогрейдера с 'направлением отвала. Необходимый угол устанавливают при помощи механизма пово рота отвала в плане из кабины машиниста. Величина угла захвата зависит От ¡вида вы полняемой работы и рода разрабатываемого грунта. При зарезании устанавливают ¡м.алый угол захвата, в этом случае грунт легче сре зается, быстрее скользит по отвалу и, кроме того, уменьшается расходуемая ¡мощность ма шины и увеличивается производительность. От величины угла захвата зависит дальность
28
поперечного ‘перемещения грунта отвалом, что влияет 'на число проходов автогрейдера.
Рис. 5. Установка угла захвата отвала авто грейдера
Угол резания В (рис. 6) образуется между касательной -к поверхности ножа, проведен-
N
ной через режущую кромку, « плоскостью ■срезания грунта. Такое положение отвала по казывает, под каким углом он находится к поверхности земли. Конструкция крепления отвала к 'поворотному кругу позволяет изме нять углы резания от 28 до 70° с интервалами 3—4°. Угол резания устанавливают до ¡начала
29
работы на автогрейдере, для этого ослабляют болты гребенок крепления и ¡передвигают их на требуемое число зубьев, после чего снова затягивают болты.
Уменьшение угла резания при зарезании грунта отвалом значительно снижает сопро тивление (резанию, и наоборот. При переме щении и разравнивании грунта работают с увеличенным углом резания.
Угол наклона С (рис. 7) образуется между
режущей кромкой ножа отвала и (плоскостью срезания грунта. Различные профили земля ных сооружений требуют различной установ ки углов наклона отвала. От величины угла наклона отвала зависит ширина и глубина резания, правильность поперечного профиля сооружения и производительность автогрейдера.
Изменение угла наклона отвала осущест вляется механизмом подъема и опускания отвала из кабины (Машиниста. Конструкция автогрейдеров позволяет устанавливать угол наклона отвала от 0 до 90°.
Рациональная работа .автогрейдеров -мо жет быть обеспечена, ¡во-первых, ¡при условии правильной установки углов захвата, углов резания, углов наклона отвала и при наилуч тем использовании (конструктивных особен-
30
Настей и Фягавой мощности машины; во-вто рых, продуманными наиболее эффективными схемами производства работ как для отдель ных (машин, так и для комплекта машин, участвующих в общем технологическом про цессе.
Профилирование грунтовых дорог. Земля ные работы по устройству дорожного полот на, сооружаемого в виде невысоких насыпей путем перемещения грунта из боковых канав, называют профилированием. При этом объем насыпи [равняется объему грунта, вынутого из боковых канав, которые устраивают тре угольного или трапецеидального ¡сечения.
К работам по профилированию грунтовых дорог автогрейдерами относятся: разработка грунта баковых канав вдоль сооружаемого полотна дороги; перемещение (вырезанного грунта к оои дороги; разравнивание переме щенного грунта на дорожном полотне для придания проезжей части двускатного профиля с заданным поперечным уклоном.
Для повышения производительности автогрейдеров и качества (выполняемых работ предварительно составляют графическую схе му профилирования дороги, на которой ука зывают все технологические операции и коли чество проходов автогрейдера. К схеме при лагают таблицу рабочей установки отвала, где указаны угол поворота, глубина резания и скорость движения.
Схемы профилирования являются для ма шиниста автогрейдера не только (наглядным пособием, но и обязательным руководством в работе. Отступления от рабочих схем допус каются только в тех случаях, если в процессе работы появляется возможность улучшить и
3)