Файл: Володин Е.П. Машинист автогрейдера.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

энергии служат: стартер пускового двигателя, система электрофакельного .подогревателя, освещение и световая сигнализация, система обогрева кабины, звуковой |сигнал и перенос­ ная лампа.

Во время работы машинист находится в кабине автогрейдера, где расположены руле­ вое иолеоо, педали и рычаги управления, кон­ трольные приборы и рычаги управления ра­ бочим оборудованием (рис. 3)- Кабина маши-

Рис. 3. Кабина машиниста <автогрейдера

листа имеет хорошую обзорность, что позво­ ляет машинисту видеть участок работы, путь

движения

автогрейдера

и установку

отвала,

а также

работать сидя

или стоя.

Кабина

оборудована системой обогрева, вентиляции и освещением, что создает благоприятные ус­ ловия для работы ¡на автогрейдерах в различ­ ные времена года-

22

Автогрейдеры— это сложные машины, по­ этому от машинистов требуются хорошие зна­ ния конструкции машины и двигателя внут­ реннего сгорания, правил эксплуатации и тех­ нического обслуживания и ремонта, основных неисправностей и их причин, правил техники безопасности и противопожарной безопасно­ сти. Кроме того, машинист должен хорошо знать правила уличного движения автотран­ спорта, ;все дорожные знаки и соблюдать без­ опасность движения. Машинист должен не только знать, но и уметь выполнять все грей­ дерные работы, работать различным рабочим оборудованием.

Многогранность профессии машиниста автогрейдеров требует хорошей теоретической и практической подготовки. Для этого осущест­ вляется широкая программа производственного обучения молодежи в училищах и школах ме­ ханизаторов строительства, а также повы­ шение квалификации на курсах, организуемых

вуправлениях и трестах.

Кработе на автогрейдерах допускаются лица, окончившие школы (курсы) механиза­ торов, сдавшие успешно экзамены по теории

ипрактике и имеющие удостоверение на пра­

во управления автогрейдером.

\

3. РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ АВТОГРЕЙДЕРАМИ

Автогрейдеры предназначены для строи­ тельства различных земляных сооруженийЗемляные сооружения создают путем разра­ ботки естественно залегающего грунта, по­ этому грунты и почвы являются основным

3*

23


материалом для [строительства земляного по­ лотна дорог, плотин, дамб, каналов и т. д.

Грунты представляют собой сложное 'Сое­ динение из минеральных частиц и органиче­ ских примесей и являются результатом разру­ шения горных [рыхлых пород под действием солнца, воздуха, воды и микроорганизмовГрунты залегают на различной глубине под почвой и по [Степени влажности бывают су­ хие, нормальной влажности и мокрые.

Почвой называется 'Поверхностный слой земли, изменяющийся под влиянием 'расти­ тельности и животных организмов и находя­ щийся иод воздействием солнца, воздуха и воды. Почвенный или растительный слой зем­ ли является плохим строительным материа­ лом, поэтому при устройстве земляных соору­ жений его используют в [Самых незначитель­ ных 'количествах.

Машинисты автогрейдеров должны хоро­ шо знать основные свойства грунтов, их клас­ сификацию и применение, так как от этого зависит выбор .наиболее эффективного спосо­ ба производства работ. Кроме того, маши­ нисты автогрейдеров должны знать различ­ ные виды земляных сооружений.

Основными видами земляных сооружений являются насыпи и выемки. Промежуточным звеном между насыпями и .выемками являют­ ся иолунасыпи-полу-выемки.

Насыпью называется земляное [сооруже­ ние, возводимое искусственной присыпкой грунта на поверхность земли.

Выемкой называется земляное сооруже­ ние, .полученное в результате разработки и снятия грунта на 'различную глубину ниже поверхности земли.

24

Полувыемка-полунасыпь представляет 'со­ бой земляное сооружение, полученное в ре­ зультате разработки грунта на косогоре. В этом случае земляное полотно образуется ча­ стично в выемке и частично в насьгпи, обра­ зованной из грунта выемки.

Автогрейдеры попользуют на различных земляных работах в дорожном, промышлен­ ном, гражданском, сельскохозяйственном, оборонном, гидротехническом и 1мелиоратив-

но-ирригационном строительствах. Однако на­ ибольшее применение они нашли яри строи­ тельстве земляного полотна автомобильных дорог. Земляное полотно является ответствен­ ной частью дороги, от состояния которого з значительной степени зависят прочность, на­ дежность и качество дорожной одежды. По­ этому при устройстве земляного полотна не­ обходимо соблюдать строительные нормы и правила (СНиП), обеспечивающие необходи­ мое качество сооружения.

При строительстве различных земляных сооружений автогрейдеры могут быть исполь­ зованы как ведущие основные машины или как вспомогательные, входящие в комплекс­ ную механизированную бригаду.

В качестве ведущих машин их можно ис­ пользовать при (возведении насыпей высотой до 0,7 м из двусторонних боковых резервов, при устройстве дорожного полотна в нулевых отметках, для профилирования и планировки откооов и кюветов, при устройстве водоотвод­ ных и нагорных канав, на планировочных ра­ ботах и т. д.

Работа автогрейдеров, несмотря на конст­ руктивные особенности различных типов и моделей, аналогична по своему характеру и

25


состоит из ряда ¡последовательных двусторон­ них ¡проходов ¡вдоль участка работ. При этом в ¡зависимости от выполняемой работы могут поочередно производиться вырезание (¡забор) грунта отвалом, поперечное перемещение вы­ резанного грунта, разравнивание и ¡планиров­ ка земляного ¡сооружения. Количество после­ довательных проходов автогрейщера зависит от поперечного профиля земляного полотна, типа автогрейдера и ¡от рода грунта. Все тех­ нологические операции выполняются при ¡по­ мощи основного рабочего оборудования— от­ вала ¡с ножами и различного дополнительно­ го съемного оборудования.

На рис. 4 показана последовательность проходов авлогрейдерав при устройстве грун­ товой дороги. Перемещая'Сь ¡в ¡прямом ¡направ­ лении по ¡правой стороне участка будущей

дороги,

автогрейдер

зарезает грунт

правым

концом

отвала (рис.

4, а), ¡при этом

грунт

скапливается на отвале и перемещается вдоль него, осыпаясь с другого конца отвала вдоль движения ¡автотрейдера в ¡виде валика трекгранного сечения. Вторым проходом автогрейдери (рис. 4, б) отсыпанный вал грунта пере­ мещают отвалам в ¡сторону оси дороги. Коли­ чество .проходов по перемещению ¡грунта за ­ висит ¡от ¡заданной дальности поперечного ¡пе­ ремещения. Третьим проходом (рис. 4, в) пе­ ремещенный грунт разравнивают по полотну будущей дороги, после чего операции ¡повто­ ряют в той же последовательности. Целесо­ образнее эту ¡работу ¡выполнять бригадой ав­ тогрейдеров. В этом случае ¡каждый маши­

нист будет

выполнять одну

определенную

операцию:

первый — зарезанце,

¡второй— пе­

ремещение и третий — разравнивание.

26

Рис. 4. Основные технологические операции при сооружении земляного полотна дороги автогрейдером

а — зарезание грунта; б — перемещение; в — разравнивание

Лучшие передовики-машинисты автогрейдеров, используя полностью конструктивные и тяговые возможности машины, добиваются высоких производственных результатов путем увеличения сечения стружки при первом зарезании, работая с большей скоростью движе­ ния и с большим углом ¡захвата, что способст­ вует увеличению дальности перемещения грунта; учитывая вое особенности профиля земляного сооружения ¡стремятся сократить непроизводительное время, затрачиваемое ав­ тогрейдер ами ¡на развороты и ¡на установку дополнительного оборудования (удлинитель, уширитель) и т. д.

Чтобы добиться наибольшей производи­ тельности автогрейдеров, машинист должен хорошо знать рациональную установку углов отвала ,при выполнении различных ¡работ ию зарезанию, перемещению и ¡разравниванию грунта. Каждой группе рабочих операций со­ ответствует определенное положение отвала в пространстве. Различные установки отвала автогрейдера ¡принято определять углами, из­ меряемыми в ¡градусах.

Угол захвата А (рис. 5) образуется пере­ сечением линии продольной оси автогрейдера с 'направлением отвала. Необходимый угол устанавливают при помощи механизма пово­ рота отвала в плане из кабины машиниста. Величина угла захвата зависит От ¡вида вы­ полняемой работы и рода разрабатываемого грунта. При зарезании устанавливают ¡м.алый угол захвата, в этом случае грунт легче сре­ зается, быстрее скользит по отвалу и, кроме того, уменьшается расходуемая ¡мощность ма­ шины и увеличивается производительность. От величины угла захвата зависит дальность

28


поперечного ‘перемещения грунта отвалом, что влияет 'на число проходов автогрейдера.

Рис. 5. Установка угла захвата отвала авто­ грейдера

Угол резания В (рис. 6) образуется между касательной -к поверхности ножа, проведен-

N

ной через режущую кромку, « плоскостью ■срезания грунта. Такое положение отвала по­ казывает, под каким углом он находится к поверхности земли. Конструкция крепления отвала к 'поворотному кругу позволяет изме­ нять углы резания от 28 до 70° с интервалами 3—4°. Угол резания устанавливают до ¡начала

29

работы на автогрейдере, для этого ослабляют болты гребенок крепления и ¡передвигают их на требуемое число зубьев, после чего снова затягивают болты.

Уменьшение угла резания при зарезании грунта отвалом значительно снижает сопро­ тивление (резанию, и наоборот. При переме­ щении и разравнивании грунта работают с увеличенным углом резания.

Угол наклона С (рис. 7) образуется между

режущей кромкой ножа отвала и (плоскостью срезания грунта. Различные профили земля­ ных сооружений требуют различной установ­ ки углов наклона отвала. От величины угла наклона отвала зависит ширина и глубина резания, правильность поперечного профиля сооружения и производительность автогрейдера.

Изменение угла наклона отвала осущест­ вляется механизмом подъема и опускания отвала из кабины (Машиниста. Конструкция автогрейдеров позволяет устанавливать угол наклона отвала от 0 до 90°.

Рациональная работа .автогрейдеров -мо­ жет быть обеспечена, ¡во-первых, ¡при условии правильной установки углов захвата, углов резания, углов наклона отвала и при наилуч­ тем использовании (конструктивных особен-

30

Настей и Фягавой мощности машины; во-вто­ рых, продуманными наиболее эффективными схемами производства работ как для отдель­ ных (машин, так и для комплекта машин, участвующих в общем технологическом про­ цессе.

Профилирование грунтовых дорог. Земля­ ные работы по устройству дорожного полот­ на, сооружаемого в виде невысоких насыпей путем перемещения грунта из боковых канав, называют профилированием. При этом объем насыпи [равняется объему грунта, вынутого из боковых канав, которые устраивают тре­ угольного или трапецеидального ¡сечения.

К работам по профилированию грунтовых дорог автогрейдерами относятся: разработка грунта баковых канав вдоль сооружаемого полотна дороги; перемещение (вырезанного грунта к оои дороги; разравнивание переме­ щенного грунта на дорожном полотне для придания проезжей части двускатного профиля с заданным поперечным уклоном.

Для повышения производительности автогрейдеров и качества (выполняемых работ предварительно составляют графическую схе­ му профилирования дороги, на которой ука­ зывают все технологические операции и коли­ чество проходов автогрейдера. К схеме при­ лагают таблицу рабочей установки отвала, где указаны угол поворота, глубина резания и скорость движения.

Схемы профилирования являются для ма­ шиниста автогрейдера не только (наглядным пособием, но и обязательным руководством в работе. Отступления от рабочих схем допус­ каются только в тех случаях, если в процессе работы появляется возможность улучшить и

3)