Файл: Володин Е.П. Машинист автогрейдера.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 1

 

 

 

 

 

Техническая характеристика

автогрейдеров

 

 

 

Показатели

 

 

| Д-598

Д-446

Д-395

Д-512

Д-144

Д-557

Размеры

отвала

с

ножом

 

 

 

 

 

 

в мм:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

длина

с

....................................удлинителем . .

3040

3040

3700

3635

3700

3700

длина

3900

3800

4500

4435

4500

4500

ширина по хорде . . . .

500

500

700

600

540

565

Рабочие установки отвала:

 

 

 

 

 

 

* поворот

в

горизонтальной

360

360

360

 

 

 

плоскости

в град . . .

360

360

360

угол резания в

град . .

30—70

28—60

35—90

30—85

45—90

30—70

угол

для

срезания

отко-

70

60

 

 

 

 

сов

в .....................

град

в

мм

30—90

90

75

40—90

глубина

резания

300

250

500

400

200

250

Двигатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

марка

....................................

 

 

 

 

СМД-14А

СМД-3

2-Д6 СМД-14А

КДМ-100

 

мощность ....................в л. с

 

 

75

65

150

75

100

НО

Число передач:

 

 

 

 

 

 

вперед ..............................

6

6

8

6

8

6

• н а з а д ...............................

2

2

4

6

2

2

Скорость движения в км/ч-.

 

 

 

 

 

 

вперед ............................

3,7—30,4

3,75—32,5

3,5—28,5 2,8—37,7

3,28—26,7

4,1—36,8

назад ...............................

3,17— 11

4,4— 14

4,1—5,77 2,2—37,7

3,87—6,56

4,4—16,5

Количество ведущих ^олес

4

4

6

4

4

4

Размер шин в дюймах

12,00—20

12,00—20

16,00—24 12,00—20

14,00—20

14,00—20

Основные размеры в мм:

 

 

 

 

 

 

длина ...............................

6775

6700

9 700

7500

8 250

9 260

ширина ...........................

2300

2300

2 700

2250

2 460

2 650

в ы с о т а ............................

3000

3300

3 400

3100

2 460

3 475

Вес в к г ..............................

7800

7800

17 600

9250

13 400

12 340

П р и м е ч а н и е . В качестве дополнительного рабочего оборудования на автогрейдерах могут быть установлены: удлинитель, откосник, кирковщик, бульдозер, снегоочиститель, уширигель, грейдер-элеватор.


Рис. 2. Отечественные автогрейдеры

а — д -5 9 8 : б — Д-512: в — Д-557: г - Д-395

13

паны, которые находятся в ¡головке блока двигателя; декомпрессионное устройство поз­ воляет удержать в открытом ¡положении кла­ паны двигателя в ¡начальный ¡период его пус­ ка. Детали газораспределительного механиз­ ма служат для своевременного впуска све­ жего ¡воздуха в цилиндры двигателя ¡и ¡выпус­ ка из ¡него ¡отработавших газов.

Система питания дизеля состоит из топ­ ливного насоса, форсунок, топливопровода, фильтров грубой и танкой ¡очистки топлива, топливного бака, тапл1иашодкачи1вающеш ¡на­

соса и другой арматуры. Система питания обеспечивает нормальную работу дизеля пу­ тем подачи ¡под большим давлением топлива в цилиндры ¡в строго определенные ¡проме­ жутки времени и ¡в необходимом ¡количестве.

Система смазки ¡представляет ¡собой сово­ купность деталей и приборов, обеспечиваю­ щих смазку ¡всех трущихся поверхностей дви­ гателя. Система ¡смазки ¡состоит из ¡масляно­ го насоса для подачи масла к основным тру­ щимся деталям, фильтра ¡грубой и танкой очистки масла, масляного радиатора для ох­ лаждения масла, ¡маслопроводов и ¡контроль­ ных приборов.

Система охлаждения служит для поддер­ жания нормального теплового ¡режима двига­

теля ¡путем искусственного охлаждения его деталей ¡водой. Принцип охлаждения заклю­ чается в том, что ¡вода, циркулирующая меж­ ду двойными стенками блока цилиндров и го­ ловки блока, ¡отнимает тепло ¡от стенок и, ¡на­ греваясь, ¡поступает ¡в радиатор, где ¡отдает тепло ¡воздуху, затем ¡охлажденная ¡вновь ¡по­ ступает ¡в водяную рубашку двигателя.

"Система ¡водяного охлаждения двигателя

14

состоит из водяной рубашки, водяного насоса, радиатора, вентилятора, термостата, спуск­ ных кранов, трубопровода и шторки.

Пусковая система необходима дня пре­ одоления высокой степени сжатия «а дизелях. Для этого на большинстве дизелей устанав­ ливают пусковой ¡карбюраторный двигатель внутреннего сгорания, передаточный меха­ низм к дизелю, механизм декомпрессора и систему подогрева.

Чтобы запустить дизель автогрейдера, ¡ма­ шинисты сначала должны завести пусковой двигатель, прогреть систему охлаждения ди­ зеля, а затем, используя мощность ¡пускового двигателя, через систему передаточного ме­ ханизма запустить дизель. Однако не все ди­ зели, установленные ¡на а.втогрейдерах, запу­ скаются ¡при помощи пусковых двигателей, часть из них запускается при помощи старте­ ра и аккумуляторных батарей.

Управление двигателем внутреннего ¡сгора­ ния в процессе работы осуществляется непо­ средственно из кабины машиниста автогрейдера, где расположены ¡все приборы и рыча­ ги управления.

Базовой частью автогрейдеров является основная рама, ¡на которой монтируют: дви­ гатель внутреннего сгорания, тяговую раму, трансмиссию, рабочее оборудование, ¡меха­ низмы управления рабочим оборудованием, ходовое оборудование и ¡кабину машиниста.

Основная рама ¡автогрейдеров ¡представля­ ет собой жесткую сварную конструкцию, из­ готовленную из швеллеров, уголков и листо­ вой стали. Передней частью основная рама опирается в одной точке на передний 'мост, а задней частью в двух точках на задний ве­ дущий мост.

15


Тяговая рама ¡представляет собой метал* личеекую ¡сварную конструкцию треугольной формы. Передней частью тяговая рама ¡при помощи шарового шарнира соединена с ос­ новной рамой автогрейдера. Задняя часть тя­ говой рамы в двух боковых точках шарнирно соединена с вертикальными тягами механизма подъема и выноса отвала. В ¡нижней части тя­ говой рамы монтируется поворотный круг с двумя кронштейнами, на которых шарнирно подвешивается отвал автогрейдера. На ¡верх­ ней части тяговой рамы установлен редуктор механизма ¡поворота отвала ¡в горизонтальной плоскости. Типовая рама вместе ¡с рабочим оборудованием может ¡выноситься в обе ¡сто­ роны относительно основной рамы до 700 мм.

Рабочее оборудование автогрейдеров со­ стоит из отвала, иирковщика и бульдозера. Основным рабочим органом всех автогрей­ деров является иолноповоротный отвал с ук­ репленным на ¡нем ¡сменным ¡ножом. Крепле­ ние ¡отвала в четырех точках ¡на 'кронштейнах поворотного круга позволяет изменять угол резания грунта в зависимости от его ¡вида и производства работ. Отвал представляет со­ бой изогнутый стальной лист размером

3700x500 лш-

Отвал имеет универсальное крепление с основной рамой, благодаря чему он может быть перемещен ¡по желанию ¡машиниста вверх и вниз, ¡выдвинут ¡в ¡правую или левую сторо­ ны ¡относительно ¡основной или тяговой ¡рам, установлен в ¡плане под различными углами захвата. Положение отвала ¡в пространстве изменяют при помощи механизмов управле­ ния ¡в процессе работы ¡в зависимости от рель­ ефа ¡местности и выполняемой работы.

16

Дь.

Для увеличения длины отвала при 'пере­ мещении и разравнивании грунта применяют удлинитель отвала, который устанавливают на конце отвала ¡и крепят болтами с внутрен­ ней стороны. Для придания большей жестко­ сти удлинителю внешний конец его оттягива­ ют при помощи длиннозвенной цепи к основ­ ной раме автагрейдера.

Для рыхления плотно слежавшихся грун­ тов и для киркования гравийных и щебеноч­ ных покрытий на автогрейдерах имеется кирковщик, состоящий из литой стальной рамы с приваренными к ней 'кронштейнами. Рама кирковщика имеет окна для зубьев, которые

крепятся пои

помощи

клиньев. Кирковщик

п р и помощи

'механизмов управления

может

перемещаться в вертикальной плоскости.

При профилировании

треугольных

и тра­

пецеидальных боковых

водоотводных

капав

на отвал автогрейдера монтируют откосник, состоящий из двух частей — горизонтальной и наклонной. Откосник крепят к правому кон­ цу отвала центральным болтом и фиксируют цепной растяжкой, прикрепляемой к раме автогрейдера-

Для планировки откосов высоких насыпей автогрейдеры оборудуют планировщиком от­ косов, состоящим из привода планировщика, промежуточной передачи, отвала планировщи­ ка, стяжной и длиннозвенной цепей, и крепят на основном отвале и раме автогрейдера.

Для увеличения производительности автогрейдеров при перемещении грунта, а также на очистке площадей от снега применяют уширитель верха отвала, который крепят к верхней части отвала болтами, увеличивая

■■НЛй

■ Д С К Д й

17

:ОСР


Для уширения корыта земляного 'полотна на отвале автогрейдера в нижней средней части устанавливают уширитель шрыта, представляющий собой съемный 'плоский нож.

В качестве сменного 'рабочего 'оборудова­ ния на автогрейдерах может быть установлен отвал бульдозера, которым можно срезать и

.перемещать грунт на небольшие расстояния, планировать территорию, засыпать траншеи, рвы, 'канавы и т. д.

В передней части автотрейдера может быть установлен одноотвальный или двухотвальный снегоочиститель, который состоит из отва­ ла, лыж, толкающей рамы, цепной подвески и тяг и используется для очистки дорог ипло­ щадей от .снега.

На явтогрейдерах некоторых моделей мо­ жет быть смонтирован грейдер-элеватор — сложное землеройно-транспортное 'оборудо­ вание. расширяющее область применения автогрейдеров на земляных работах. Дополни­ тельное рабочее оборудование дает возмож­ ность использовать автогрейдеры на. различ­ ных земляных работах не только в летний, но и в зимний периоды года.

Благодаря особой конструкции трансмис­ сии автогрейдеры имеют большой диапазон скоростей движения (от 2 до 40 км/ч). В про­ цессе работы автогрейдеры передвигаются со скоростью 3—7 км/ч, а при переезде с одного строительного участка на другой скорость достигает 30—40 км/ч-

Трансмиссия автогрейдеров предназначена для передачи .вращения от двигателя внут­ реннего сгорания к ведущим колесам и ра­ бочему оборудованию. Конструкция трансмис­ сии на автогрейдерах различных моделей мо-

18

жет быть выполнена по-разному, однако ¡на­ иболее распространенной схемой является следующая: крутящее усилие от ¡ошовиого двигателя передается через муфту сцепления, карданную передачу; коробку перемены пере­ дач, мультипликатор и ходоуменьшитель,

•главную передачу заднего моста и редукторы балансиров и на задние (ведущие колеса.

Главная муфта сцепления является связу­ ющим звеном ¡в трансмиссии и позволяет машинисту гари необходимости остановки или переключения передач автогрейдера отклю­ чать двигатель от трансмиссии.

Карданная передача позволяет (Передавать крутящее усилие между отдельными агрега­ тами трансмиссии автогрейдера, (расположен­ ными под углом.

Коробка перемены передач состоит из на­ бора ¡различных шестерен, которые ¡могут быть введены в ¡зацепление друг с другом гари по­ мощи механизма ¡переключения передач в определенных сочетаниях. В ¡результате этого машинист может (изменять скорости и дви­ жение автогрейдера передним или задним хо­ дом.

Главная передача заднего ¡моста ¡выполне­ на в ¡виде редуктора и ¡служит для увеличения усилия, передаваемого на ведущие колеса. На различных автагрейдерах устанавливают двух- ¡или трехступенчатую главную передачу:

первая

ступень — пара

цилиндрических ше­

стерен,

вторая— пара

¡конических шестерен,

третья ступень — вторая пара цилиндрических шестерен.

Усилия вращения ¡от главной передачи пе­ редаются к ведущим колесам через бортовые редукторы, которые ¡состоят из набора ци­

19


линдрических

шестерен,

размещенных в

одном корпусе

балансирных

тележек.

Ходовое оборудование большинства отече­ ственных автотрейдеров состоит из шести ко­ лес с пневматическими шинами. Четыре зад­ них колеса являются ведущими, а два перед­ них— управляемыми. Наличие шести колес снижает удельное давление машины на ¡грунт и увеличивает ее проходимость, а четыре (шесть) ведущих колеса улучшают тяговые усилия.

Передний мост автогрейдеров является управляемым, но .в зависимости от конструк­ ции может быть и ведущим, а колеса перед­ него моста ¡могут быть установлены с накло­ ном в правую или левую ¡сторону.

Рулевое управление автогрейдеров ¡состо­ ит’ из рулевого колеса, размещенного ¡в каби­ не машиниста, карданной передачи, ¡рулевого механизма и механизма ¡поворота ¡передних колес. На ¡некоторых автогрейдерах рулевой механизм ¡выполнен ¡с гидроусилителем, что облегчает работу ¡машиниста при управлении машиной.

Рулевой поворот колес производится ме­ ханизмом поворота, представляющим ¡собой трапецию, ¡неподвижным звеном -которой яв­ ляется балка, переднего моста, а подвиж­ ным— две -поворотные -сошки ¡с поперечной тягой.

Автюгрейдеры ¡оборудованы двумя видами тормозов: ножным и ручным центральным. Ножной ¡колодочный тормоз с гидроприводом установлен на задних колесахРучной цент­ ральный тормоз ленточного типа является стояночным и ¡смонтирован .на* -валу ходоуменьшнтеля. Как правило, центральным тор­

20

мозом пользуются только во время стоянок автогрейдера.

Гидравлическая система автогрейдеров обеспечивает управление рабочими органами и дополнительным оборудованием. Гидросисте­ ма состоит из насоса, распределителя золот­ никового типа с предохранительным 'клапа­ ном, гидродвигателя, тидроцилинДров, трубо­ проводов и сл'И!внюпо бака.

Отбор 'мощности к ¡насосу гидросистемы происходит от коленчатого вала двигателя и, следовательно, является независимым от муфты сцепления двигателя и трансмиссии.

Масло от насоса под давлением поступает по трубопроводам !в корпус предохранитель­ ного клапана, а затем ¡во все секции распре­ делителя. Секции распределителя работают независимо одни ют других. При ¡нейтральном положении золотников масло в рабочих ци­ линдрах заперто и от насоса через распреде­ литель ¡поступает обратно в бак. При ¡рабочем положении золотников 'масло иод давлением поступает в гидравлические цилиндры (или гидродвигатель), которые производят нужные

операцииРабочее давление в гидросистеме поддер­

живается 1предохра1нитель1НЫ1м клапаном. При

повышении давления ¡выше ¡нормального кла­ пан срабатывает, и ¡масло ¡поступает ¡на 'слив в бак.

Для работы в ночное время и для безопас­ ности движения автогрейдеры имеют соответ­ ствующее электрооборудование, состоящее из источников и потребителей электрического то­ ка. Источниками являются: аккумуляторная батарея 12 в и генератор постоянного тока с реле-регулятором. Потребителями электро­

3 Зак . 124

21