Файл: Бронштейн А.М. Главные выключатели и разрядники электровозов переменного тока.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

резьбе в силуминовую головку 5, посредством которой дугогасительная камера укрепляется на опорном изо­

ляторе 6 (см. также 32 на рис. 2 и 4). Фланец 7 препят­ ствует самоотвинчиванию неподвижного контакта 2. Пластина Зна наружном конце неподвижного контакта 2 является неподвижным контактом разъединителя. Для уменьшения обгорания медного наконечника 4 на его торце припаян стержень 9 из тугоплавкого материала. Этот стержень на 5—8 мм выступает над торцовой по­

верхностью наконечника 4.

Подвижный контакт 3 представляет собой латунный поршень, на конце которого навинчено медное сопло 10.

Диаметр отверстия сопла равен 35 мм. Поршень под­ вижного контакта 3 помещается в латунном корпусе 11. Корпус 11 с помощью шпилек 12 и металлического флан­ ца 13 с закладными полукольцами 14 укреплен на торце изолятора 1. Такое же кольцо с полукольцами применяет­

ся для крепления изолятора 1 к головке 5. Герметиза­ ция стыков между корпусом 11 и изолятором 1, а также между изолятором 1 и головкой 5 обеспечивается рези­ новыми прокладками. В теле корпуса 11 ввернут кон­

тактный штырь 15, являющийся

линейным выводом.

Три группы пружинящих ламелей

16, расположенных

по окружности торца поршня подвижного контакта 3, осуществляют надежный электрический контакт между поршнем и корпусом.

Внутри корпуса И помещается пружина 17. Одним

концом пружина 17 через втулку 18 и резиновую шай­ бу 19 упирается в поршень подвижного контакта 3; дру­ гим концом она упирается во втулку 20. Втулка 20 удер­ живается в корпусе И стопорным кольцом 21, которое

прижимается к торцу корпуса 11 болтами 22. Как вид­ но из рис. 10, пружина 17 обеспечивает контактное на­ жатие в стыке неподвижного 2 и подвижного 3 контак­ тов. Величина этого нажатия при предварительном вжиме подвижного контакта на 7—8 мм составляет око­ ло 60 к.г. Вместе с тем пружина 17, будучи достаточно

жесткой, препятствует случайным размыканиям контак­ тов дугогасительной камеры при различных толчках и сотрясениях, возможных во время движения электровоза.

Для того чтобы атмосферные осадки не попадали

внутрь дугогасительной камеры, весь механизм подвиж­

ного контакта закрывается колпаком 23, который при-

25


крепляется к фланцу 13 тремя шпильками 24. Для того

чтобы при разборке камеры было удобно отличить

шпильки 24 колпака от шпилек 12 корпуса, на боковой поверхности колпака 23 вдоль шпилек 24 имеются небольшие приливы-выступы. Уплотнение стыка между колпаком 23 и корпусом 11 обеспечивается резиновым кольцом 25. Резиновая шайба 26 уплотняет отверстие

в колпаке 23, через которое контактный штырь 15 выво­ дится наружу. Внутри колпака в специальный прилив ввернут стальной дугоприемный электрод 27 с тугоплав­ кой напайкой 28 на торце. Гайка 29 стопорит электрод 27 в резьбе прилива. По бокам на колпаке 23 укреплены два выхлопных патрубка 30. Каждый патрубок закрывается

откидной крышкой 31, которая удерживается в закрытом положении пружиной. Крышки 31 открываются в про­ цессе работы камеры при повышении давления в кол­ паке 23.

При отключении тока выключателем в дугогаситель­ ной камере протекают следующие процессы. Сжатый воздух, поступающий в камеру по изолятору 6 при от­ крытом главном клапане, наполняет изолятор 1. В ре­ зультате повышения давления подвижный контакт 3 от­ брасывается влево до упора во втулку 20. Возникающий при этом удар в значительной степени амортизируется резиновыми шайбами 19 и 32. При размыкании контак­ тов 2 и 3 камеры между соплом 10 и наконечником 4 возникает электрическая дуга. Потоком сжатого воз­ духа, вытекающим из изолятора 1 через отверстие соп­ ла '10, электрическая дуга затягивается сначала внутрь сопла 10, а затем с сопла переносится на торец дуго­ приемного электрода 27. Здесь вследствие интенсивного обдува канала электрической дуги продольным потоком сжатого воздуха происходит ее гашение. Как правило,

длительность горения дуги не превышает 0,02 сек. Про­ дукты горения дуги потоком сжатого воздуха выносятся в колпак 23 и оттуда через выхлопные патрубки 30 вы­ брасываются в атмосферу.

Сечение отверстия сопла 10 меньше пропускного се­

чения главного клапана; поэтому в дугогасительной ка­

мере после гашения электрической дуги в течение неко­ торого времени сохраняется повышенное давление, ко­ торое удерживает подвижный контакт 3 в крайнем левом

(отключенном) положении. За это время при отсутствии

26


тока в цепи размыкаются контакты разъединителя, и последний запирается защелкой в отключенном поло­ жении, как это было описано выше. После этого глав­ ный клапан выключателя закрывается, давление сжа­ того воздуха внутри изолятора 1 камеры быстро па­

дает и пружина 17 смыкает подвижный контакт 3 дуго­ гасительной камеры с неподвижным контактом 2. Од­ нако токоведущая цепь выключателя остается разомкну­

той контактами разъединителя.

Блок-контактор и клеммная панель. На кронштейне

(см. рис. 2—4), укрепленном на нижней плоскости пли­ ты 1 выключателя, смонтированы блок-контактор 34 и

клеммная панель 35.

Контакты блок-контактора, как это показано на прин­

ципиальной электрической схеме (см. рис. 1), заведены

в цепи катушек отключающего 9 и включающего 15 электромагнитов. Часть блок-контактов используется как сигнальные и блокировочные в схеме управления элек­ тровозом.

Устройство блок-контактора показано на рис. И. На валике 1, вращающемся в стойках 2 и 3. расположены

контактные шайбы 4, разделенные между собой изоля­

ционными втулками 5. Каждая контактная шайба имеет

два диаметрально противоположных выступа, с помощью которых она может замыкаться со своей парой контакт­

ных ламелей 6. Контактные ламели 6 укреплены в фар­

форовых ячейках 7. Подключение проводов электриче­

ской схемы производится к зажимным колодкам 8, ук­

репленным на ламелях 6. Фарфоровые ячейки 7 и стой­

ки 2 и 3 стянуты двумя шпильками 9 и 10. Та часть ва­

лика 1, на которой располагаются контактные шайбы 4,

сделана квадратной, и выступы одних шайб относитель­

но других смещены на 90°. Поэтому когда одни контакт­ ные шайбы 4 замкнуты с ламелями 6, то другие — ра­ зомкнуты. При повороте валика 1 блок-контактора на угол 90° произойдет переключение контактов; ранее зам­

кнутые контактные ламели разомкнутся, а

разомкну­

тые— замкнутся контактными шайбами.

Количество

одинаково расположенных контактных шайб 4 может изменяться при переборке валика. Нормально в блокконтакторах выключателей типа ВОВ-25 в одном на­ правлении расположены четыре, а в перпендикулярном этому направлению — две контактные шайбы. Положе-

27


28


ние валика 1 блок-контактора устанавливается так, что­ бы при отключенном выключателе были замкнуты две

пары ламелей (два нормально закрытых блок-контакта) и разомкнуты четыре пары ламелей (четыре нормально открытых блок-контакта). Переключение контактов блок-

контактора осуществлялось валом разъединителя через систему рычагов.

Клеммная панель 35 (см. рис. 2 и 4) собирается из стандартных клемм типа НБ-401/3-6. На клеммную па­ нель (см. принципиальную схему рис. 1) выведены цепи катушек оперативных электромагнитов отключения 9 и включения 15, цепь катушки электромагнита автомати­

ческого отключения 10, а также контакты блок-контак­ тора 16, используемые для блокировок и сигнализации. К этой же панели подводится кабель управления вы­

ключателем и сигнализации.

Трансформатор тока. Назначение и работа трансфор­ матора тока рассматривались раньше. Конструктивное исполнение этого узла показано на рис. 12. На фарфо­ ровой втулке 1 примерно в средней ее части с помощью

цементной замазки укреплен силуминовый фланец 2.

Фланец 2 служит опорной базой при установке втул­ ки 1 на крыше электровоза. На нижней плоскости флан­ ца 2 смонтирован трансформатор тока. Трансформатор дока имеет кольцевой магнитопровод 3, намотанный из ленточной электротехнической стали Э-42. На магнито­

провод 3 равномерно по его окружности нанесена вто­

ричная обмотка 4, имеющая 40 витков. Первичной об­ моткой трансформатора тока служит медный токоведу­ щий стержень 5, пропущенный через центральный канал проходной втулки 1. Магнитопровод 3 трансформатора тока со вторичной обмоткой 4 закрывается специальным

металлическим кожухом 6, который защищает обмотку

от возможных повреждений при работе в высоковольт­ ной камере электровоза. Прессшпановые прокладки 7 и 8 защищают изоляцию вторичной обмотки от истирания о фланец 2 и кожух 6. На кожухе 6 укреплена клем­ мная колодка 9, к которой подключаются выводы вто­ ричной обмотки трансформатора тока.

Как уже отмечалось выше, вторичная обмотка транс­ форматора тока соединяется с катушкой электромагнита

автоматического отключения. Необходимо иметь в виду, что размыкание цепи вторичной обмотки трансформа-

29