ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
виях необходимо разграничить хранение и об служивание этих батарей, так как незначи тельное попадание кислоты в щелочной акку мулятор быстро выводит его из строя, резко и безвозвратно снижает его емкость.
Внешним признаком наличия кислоты в щелочном аккумуляторе является изменение цвета электролита из белого в розовый. Для предупреждения порчи щелочных батарей хра нение, зарядку и эксплуатацию их производят раздельно от кислотных батарей. Запрещает ся пользоваться общей посудой для составле ния кислотного и щелочного электролита, а также воронками, грушами, ареометрами и другими приспособлениями, могущими внести кислоту в электролит щелочной батареи.
Как кислотная, так и щелочная батарея, при работе выделяют кислород и водород, об разующие гремучий газ, способный воспламе няться от незначительной искры. Запрещается подходить к аккумуляторам с открытым пла менем для определения наличия в них элек тролита или по каким-либо другим причинам.
Запрещается испытывать напряжение на клеммах аккумуляторов нагрузочной вилкой в процессе их зарядки, проверять степень заряженности батареи «на искру», допускать не плотности в соединениях клемм аккумулято ров как в межэлементных соединениях, так и с внешней цепью.
При составлении электролита как для кис лотного, так и для щелочного аккумулятора, надо соблюдать особую осторожность, так как кислота и щелочь разъедающе действуют на кожу человека, образуют язвы и очень опасны
114 |
\ |
при попадании на слизистую оболочку глаз. Кроме того, кислота и щелочь портят ткани, одежду и обувь. При составлении электроли тов надо обязательно одевать защитные очки, резиновый фартук, резиновую обувь и перчат ки. При составлении кислотного электролита лучше брать эбонитовую посуду или свинцо вую (стеклянная посуда при нагреве может лопнуть). Составление кислотного электроли та производят только в таком порядке, при котором кислота льется в воду. Обратный по рядок смешивания недопустим, так как при этом возникает бурная реакция воды с кисло той и обильное разбрызгивание кислоты. При попадании кислоты на кожу необходимо про мыть ее 10%-ным раствором соды в воде, ней трализующим действие кислоты.
При составлении щелочного электролита используют железную посуду. При этом твер дую щелочь берут щипцами или рукой, за щищенной резиновыми перчатками, и кладут в ранее налитую воду.
При составлении щелочного электролита также выделяется большое количество тепла и электролит сильно нагревается. При попа дании на кожу кусочков щелочи ее нейтрали зацию производят 10%-ным раствором борной кислоты. При попадании щелочи в глаз сле дует незамедлительно промыть глаз 2%-ным раствором борной кислоты, после чего постра давшего надо направить к врачу.
Батареи следует транспортировать на спе циально приспособленной тележке. Бутыли с кислотой или электролитом должны находить ся в ивовых корзинах или в специальных ящи
115
ках с мягкой упаковкой. Корзины и ящики должны иметь прочные ручки.
Точное выполнение правил техники без опасности предотвращает несчастные случаи при работе с аккумуляторами.
ЛИ Т Е Р А Т У Р А
1.Аккумуляторные батареи (под общей редакцией
инж. П. И. |
У с т и н о в а ) , |
Госэнергоиздат, М., 1952. |
||||
рах, |
2. И. Г. |
Б е л о г у р о в , |
Водителю |
об аккумулято |
||
Воениздат, М., 1960. |
|
|
|
|||
|
3. Ю. М. Г а л к и н , |
Автотракторное электрообору |
||||
дование, Машгиз, М., 1948. |
|
|
|
|||
|
4. Я. К. |
Г р а ч е в , |
Щелочные аккумуляторы, Гос |
|||
энергоиздат, М., 1951. |
|
|
|
|
||
М„ |
5. К. А. |
Д е в я т к и н , |
Электротехника, Воениздат, |
|||
1948. |
|
|
|
|
|
|
|
Единые правила ухода и эксплуатации автомобиль |
|||||
ных |
аккумуляторных батарей, |
ГОСТ 959—51. |
||||
|
6. Б. С. |
З о т о в , |
Н. |
М. |
И л ь и н , |
Электрообору |
дование автомобилей и тракторов, Автотрансиздат, М.,
1956. |
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
А. |
С. |
К и т а е в , |
Продление срока |
службы |
акку |
||
муляторных |
батарей,, |
Автотрансиздат, |
М„ |
1957. |
|
|||
8. |
И. |
Т. |
К у л и к о в , |
Аккумуляторы, |
Воениздат, |
|||
М„ 1958. |
|
|
|
|
|
|
|
|
9. |
В. А. Н и к о л а е в , |
В. П. Т а р а с е н к о , |
По |
собие аккумуляторщику автохозяйства, Автотрансиздат,
М„ |
1958. |
|
|
|
Е. |
10. |
Ф. Ф. Т о м а ш е в с к и й , |
А. Г. Г е р ш м а н, |
|
М. Ш в а р ц м а н , Производство |
свинцовых аккуму |
|||
ляторов, |
Госэнергоиздат, М., 1956. |
|
|
|
|
11. |
О. С. Т ю т р ю м о в , Автомобильные |
щелочные |
|
железоникелевые аккумуляторные |
батареи, |
Воениздат, |
||
М., |
1958. |
|
|
117
12. Управление учебных заведений Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР, Стартерная щелочная железоникелевая аккумулятор ная батарея типа 3 X З-СЖН-70 Саратовского завода щелочных аккумуляторов, Временная инструкция по уходу.
13. Эксплуатация стартерных щелочных аккумуля торных батарей, Государственный научно-исследователь ский институт автомобильного транспорта, Автотрансиздат, М., 1957.
14.«Автомобильная и тракторная промышленность:»,
№2, 1952; № 9. 1956.
15.«Автомобильная промышленность», № 5, № 6,
1958.
16.«Автомобильный транспорт», № 10, 1956; № 3, 1957; № 2, 1959.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
|
|
|
|
|
Стр. |
П р е д и с л о в и е ................................................... |
|
3 |
|||
В в е д е н и е ............................................................................ |
|
|
|
|
4 |
Устройство и работа простейшего кислотного ак |
7 |
||||
кумулятора ................................................................... |
|
|
|
|
|
Устройство кислотной |
аккумуляторной батареи . |
10 |
|||
Детали кислотной аккумуляторной батареи . |
11 |
||||
Моноблоки кислотных батарей . . . . |
13 |
||||
Крышки |
к а м е р .................................................... |
|
|||
Пластины аккумулятора.................................... |
14 |
||||
Сепараторы |
.......................................................... |
|
|
16 |
|
Электролит . . |
. . . . . . . |
17 |
|||
Степень зараженности и емкость кислотного ак |
|
||||
кумулятора |
................................................................. |
|
|
|
21 |
Определение степени зараженности аккуму |
21 |
||||
лятора |
по |
его напряжению . |
|||
Определение степени зараженности аккуму |
27 |
||||
лятора по удельному весу электролита . |
|||||
Емкость |
.................................................................. |
|
|
|
33 |
Типы стартерных кислотных батарей и их мар |
|
||||
кировка ............................................................................ |
|
|
|
|
39 |
Подготовка к эксплуатации новых кислотных ак |
42 |
||||
кумуляторных |
батарей ............................................. |
|
|||
Неисправности аккумуляторных кислотных бата |
46 |
||||
рей ................................................................................ |
|
|
|
|
|
Сульфатация |
п л а с т и н .................................... |
47 |
|||
Саморазрядка |
аккумулятора . |
49 |
|||
Короткое |
з а м ы к а н и е .................................... |
53 |
|||
Уплотнение |
активной |
массы отрицательных |
55 |
||
пластин |
|
.......................................................... |
|
|
|
Обрыв пластин и выводных штырей . |
55 |
119
Повреждение |
сеп араторов....................................... |
|
56 |
|||||
Окисление |
выводных |
зажимов . . . . |
56 |
|||||
Трещины |
с о с у д о в |
.................................................... |
|
|
57 |
|||
Совместная работа |
генератора |
и аккумуляторной |
|
|||||
б а т а р е и ................................................................................... |
|
|
|
батарей . . . . |
57 |
|||
Хранение |
аккумуляторных |
61 |
||||||
Контрольно-тренировочный |
ц и к л ....................................... |
|
64 |
|||||
Месторасположение и подсоединение аккумуля |
|
|||||||
торных батарей в цепь электрооборудования |
|
|||||||
автом обилей ........................................................................... |
|
|
|
|
|
|
67 |
|
Техническое обслуживание кислотной аккумуля |
69 |
|||||||
торной |
б а т а р е и .................................................................. |
|
|
|
|
|||
Устройство щелочной автомобильной аккумуля |
74 |
|||||||
торной |
батареи |
З Х З - С Ж Н - 7 0 ..................................... |
|
|||||
Приготовление |
щелочного |
электролита . . . |
85 |
|||||
Определение степени заряженности железонике |
88 |
|||||||
левого |
аккумулятора |
|
...........................................аккумулятора |
. . |
||||
Емкость |
железоникелевого |
90 |
||||||
Приведение железоникелевой батареи в рабочее |
92 |
|||||||
состояние |
......................................................................... |
|
|
|
|
|
||
Зарядка |
железоникелевой |
батареи ............................. |
|
95 |
||||
Работа |
железоникелевой |
|
аккумуляторной |
бата |
98 |
|||
реи на авто м о б и л е ............................................................ |
|
|
|
|
||||
Уход за железоникелевой аккумуляторной бата |
99 |
|||||||
реей |
......................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
Замена электролита в железоникелевой батарее |
103 |
|||||||
Хранение щелочных железоникелевых батарей . |
105 |
|||||||
Хранение |
батарей |
с |
электролитом . . . |
105 |
||||
Хранение |
батарей |
без |
электролита . . |
106 |
||||
Неисправности щелочных железоникелевых акку |
107 |
|||||||
муляторов |
........................................................................ |
|
|
|
|
|
||
Техника безопасности при эксплуатации и обслу |
|
|||||||
живании кислотных и щелочных аккумулятор |
107 |
|||||||
ных б а т а р е й ........................................................................ |
|
|
|
|
|
|||
Л и т е р а т у р а |
|
................................................................ |
|
|
|
|
117 |