Файл: Белоцерковский А.Г. Автомобильные аккумуляторы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

батареи более 50% расчетной, ее устанавли­ вают на «усиленную» зарядку (табл. 13).

8. После «усиленной» зарядки долить в ак­ кумуляторы электролит удельного веса 1,23. Поверхность аккумуляторов и секционные рамки обтереть насухо, в целях предохранения от коррозии подкрасить днища аккумуляторов и неокрашенные места сосудов лаком. При от­ сутствии лаков смазать днища и стенки на высоту 10 мм от днища сосудов, солидолом.

ХРАНЕНИЕ ЩЕЛОЧНЫХ Ж ЕЛЕЗОНИКЕЛЕВЫХ БАТАРЕЙ

Существуют два способа хранения щелоч­ ных батарей: с электролитом и без электро­ лита.

Выбор способа хранения диктуется специ­ фикой работы автохозяйства и предполагае­ мым временем хранения батареи. Хранение с электролитом рекомендуется производить при кратковременном бездействии батареи, дли­ тельное хранение производить без электроли­ та. Хранение батареи с электролитом требует выполнения ряда работ по ее обслуживанию, в чем нет надобности при хранении батареи без электролита.

Хранение батарей с электролитом

Хранение батарей производят в неотапли­ ваемом, сухом и вентилируемом помещении. Хранение возможно и на автомобиле. В по­ следнем случае необходимо отсоединить бата-

8 - 4

рею от проводки автомобиля. Батареи должны содержаться в чистоте, протертыми от пыли и очищенными от карбонатов. Уровень элект­ ролита должен быть всегда выше пластин; ни­ келированные детали должны быть смазаны вазелином.

Саморазрядка у щелочных батарей более высока, чем у кислотных, и при хранении же­ лезоникелевой батареи в течение одного меся­ ца ее емкость может снизиться до 16% гаран­ тированной (при испытании стартерным то­ ком). Батареи, хранимые с электролитом, еже­ месячно следует ставить на подзарядку нор­ мальной зарядкой.

Хранение батарей без электролита

В помещении для хранения не должно быть резкого колебания температур, так как при этом происходит конденсация влаги на бата­ реях, вызывающая их саморазрядку. Катего­ рически запрещается хранение щелочных ба­ тарей в одном помещении с кислотными, так как пары кислоты разрушающе действуют на щелочной аккумулятор.

Подготовку батареи к длительному хране­ нию производят в следующем порядке:

1. Разрядить батарейную секцию током

20 а до напряжения 3 в на борнах батарейной секции.

2. Вылить электролит и плотно закрыть пробками заливные отверстия. Насухо выте­ реть поверхность аккумуляторов.

К а т е г о р и ч е с к и з а п р е щ а е т с я п е р е д х р а н е н и е м п р о м ы в а т ь а к -

106


к у м у л я т о р ы

в о д о й .

После

удаления

электролита поверхность пластин остается по­

крытой тонкой пленкой электролита, защи­

щающей

ее от

соприкосновения с

воздухом.

В случае

промывки аккумуляторов

водой за ­

щитный слой электролита удаляется и пла­

стины окисляются, что резко снижает емкость

аккумуляторной батареи.

защитную

окраску по­

3.

Поврежденную

верхности

аккумулятора

необходимо заново

покрыть щелочеупорным лаком, а никели­ рованные детали смазать тонким слоем тех­ нического вазелина. Дальнее транспортирова­ ние аккумуляторов желательно производить без электролита, с такой же подготовкой, как

ик длительному хранению. Транспортирование щелочных батарей да­

же с электролитом допускается при любых морозах.

НЕИСПРАВНОСТИ ЩЕЛОЧНЫХ ЖЕЛЕЗОНИКЕЛЕВЫХ АККУМУЛЯТОРОВ

Каждая неисправность может быть обна­ ружена по характерным признакам (табл. 15).

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИИ КИСЛОТНЫХ И ЩЕЛОЧНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

Большинство автомобильных хозяйств рас­ полагает автомобилями, в основном укомплек­ тованными кислотными батареями, и только небольшая часть автомобильного парка рабо­ тает со щелочными батареями. В этих усло-

8 *

Ю ?

Таблица 15

Перечень характерных неисправностей железоникелевых аккумуляторов и способов их устранения

Признак неисправности

1 Потеря емкости

j

i

Причина

Способ устранения

Длительная

работа

Смена электролита

электролита без замены;

 

накопление

карбонатов

 

в электролите

 

Обнажение части плас­

Довести уровень электроли­

тин из-за понижения

та до нормы, произвести уси­

уровня электролита

ленную зарядку

Короткое замыкание или утечка тока

Привести в исправное со­ стояние внешнюю часть бата­ реи (очистить от грязи и пы­ ли), протереть насухо акку­ муляторные рамки, стенки контейнера; если это окажет­ ся недостаточным, разобрать батарейную секцию; при раз­ борке отвинчивать только винты, соединяющие метал-

лические наконечники дере­ вянных планок с обручами* После разборки обручи и планки промыть в воде, про­ сушить и покрыть щелоче­ упорным лаком; эбонитовые втулки промыть водой и вы­ сушить; затем снова собрать

секцию При коротком замыкании

устранить соприкосновение между сосудами аккумулято­ ров одной секции, а также между сосудами аккумулято­ ров и рамками; при надобнос­ ти проложить между ними изолирующие прокладки

При коротком замыкании внутри сосудов промыть ак­ кумуляторы подщелоченной

* Запрещается вывинчивать шурупы, стягивающие наконечники с деревянными планками.


*

2

3

4

5

Продолжение табл. 15

Признак неисправности

Причина

Потеря

емкости ниже

Примеси

в

электро-

30% от расчетной

лите

 

 

 

Повышенная

самораз-

Короткое замыкание

рядка

 

 

 

Утечка тока

 

 

 

 

 

 

Примеси

в

электро­

Ненормальное

выде­

лите

 

 

 

 

 

 

 

ление газа:

 

 

 

 

 

 

а) слабое выделение га-

Короткое

замыкание

за в отдельном эле­

Слишком

 

 

сильная

менте,

тогда

как в

предшествующая

раз­

других

оно

 

сильнее

рядка

 

 

 

б) усиленное выделение

Примеси

в

электро­

газа

при

разрядке

лите

 

 

 

или бездействии

 

 

 

 

Способ устранения

водой и резко встряхивать для удаления застрявших между пластинами замыкающих тел; если это не устраняет дефек­

та — заменить аккумулятор Заменить электролит и, если

после этого положение не изменится, то необходимо за­ менить аккумулятор

См. пункт 1 То же То же

См. пункт 1 Усиленная зарядка

Смена электролита

Выпячивание стенок

Закупорка вентиляци­

Прочистить отверстия

сосуда

онных отверстий в проб­

 

 

ках

 

Ненормальное напря­ жение:

Чрезмерное разбуха­ Разрядить аккумуляторы ние пластин аккумуля­ „нормальной* разрядкой, вы­ тора лить электролит

В тисках с деревянными планками придать аккумуля­ тору нормальную форму

а)

слишком низкое при

Короткое

замыкание,

См. пункт 1

 

разомкнутой цепи

утечка

тока

 

 

 

 

 

 

 

б) слишком высокое при

Окисление

контактов

Зачистить контакты и плот-

 

зарядке и низкое при

батареи или аккумуляно завинтить гайки зажимов

 

разрядке

тора

 

 

 

 

 

в) слишком низкое при

Короткое замыкание

См. пункт 1

 

разрядке и зарядке

1) нет

контакта в

сое­

Найти

место повреждения

I г)

аккумуляторная бата­

 

рея не дает напря­

динениях между

эле­

с помощью вольтметра и вос­

 

жения

ментами батарей

 

становить

контакт


Продолжение табл. 15

Признак неисправности

 

Причина

 

 

Способ устранения

 

 

2)

 

отсутствие электроли­

Залить

электролит

 

 

 

 

та в одном из эле­

 

 

 

 

 

 

 

ментов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3)

сломан штырь, соеди­

Заменить

элемент

 

 

 

 

няющий

пластины

с

 

 

 

6

 

 

 

полюсным

зажимом

Снизить 'гок

Чрезмерный

нагрев 1)

 

слишком

сильный

за­

 

 

 

электролита

 

 

рядный ток

или раз­

 

 

 

 

 

 

 

рядный ток

 

 

 

 

 

 

 

2)

передача тепла от на­

Создать

контакт в зажимах

 

 

 

 

гретого зажима

 

 

 

 

 

 

3)

 

высокая

температура

Усилить вентиляцию и ох­

 

 

4)

 

окружающего воздуха

лаждение

 

1

 

 

 

короткое

замыкание

См. пункт

7

Чрезмерный

 

между

пластинами

 

 

 

 

нагрев

Плохие

контакты; ма-

Зачистить

контакт и плотно

 

зажима

ло

 

электролита

в одном

затянуть

гайки

 

 

или нескольких

элемен­

Долить

электролит

 

 

тах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слишком сильный ток

Снизить ток

8

Аккумулятор не рабо­

1)

низкая

плотность

тает при низких темпе­

 

электролита

 

ратурах, электролит за­

 

 

 

 

мерзает

2)

электролит

содержит

 

 

 

 

 

много карбонатов

 

 

3)

плохое

утепление

9

Понижение емкости

 

Зарядка

при

высокой

в

жаркое время

температуре

 

Перейти на зимний элек­ тролит

Заменить электролит

Утеплить батарею

Производить зарядку по возможности в прохладном месте и в ночное время

 

 

Применение

раствора

Заменить электролит на со­

 

 

без добавки едкого ли­

ставной с

добавкой

едкого

 

 

тия

 

лития

 

 

10

Выделение пены из

Содержание

вредных

Сменить

электролит,

про

 

аккумулятора

примесей в электролите

мыть аккумулятор