ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
Батарею, предназначенную к эксплуатации при низких температурах после ее хранения без электролита, подвергают обработке боль шим количеством тренировочных циклов. Этим создаются лучшие условия для работы бата реи при низких температурах и увеличивается ее стартерная емкость.
Если для зарядки щелочных батарей от сутствует зарядный агрегат такой мощности, которая могла бы обеспечить первую ступень заряда в 40 а, то следует производить зарядку током в 20 а, но с таким условием, чтобы ак кумулятору была отдана полная зарядная емкость. Обычно батарея 3 X З-СЖН-70 по лучает зарядную емкость при нормальном за ряде такой величины:
I ступень 3 час. X 40 а = |
120 а-ч |
II ступень 3 час. X 20 а = |
60 а-ч |
И т о г о: |
180 а-ч |
Следовательно, при зарядном токе в 20 а продолжительность зарядки батареи должна быть 9 час. При таком характере зарядки ба тареи ее емкость все же снизится на 8—10% против емкости, полученной при нормальной зарядке. После зарядки батареи надо долить электролит так, чтобы его уровень был выше пластин на 15 мм. Затем следует проверить чистоту отверстий в пробках, закрыть залив ные отверстия аккумуляторов, а также затя нуть гайки межэлементных соединений и про тереть насухо поверхность аккумуляторов и обручи.
7—4 |
’97 |
РАБОТА ЖЕЛЕЗОНИКЕЛЕВОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ НА АВТОМОБИЛЕ
Работа аккумуляторной батареи на авто мобиле сводится к двум режимам:
1) режиму разрядки, когда ток из аккуму ляторной батареи поступает к потребителю;
2) режиму зарядки, когда ток генератора поступает на зарядку аккумуляторной бата реи.
В процессе работы щелочной аккумулятор ной батареи на автомобиле очень важно, что бы разрядный ток, отданный батареей потре бителям, пополнялся с некоторым избытком зарядным током генератора. Величина заряд ного тока зависит от разности напряжений, за меренных на щетках генератора и на борнах батареи. С увеличением этой разности увели чивается величина зарядного тока. Макси мальная величина напряжения на щетках ге нератора ограничивается регулятором напря жения. Конструкция регулятора напряжения предусматривает возможность уменьшения или увеличения максимально допустимого на пряжения на щетках генератора специальной регулировкой *. При эксплуатации железони келевых батарей регулировка напряжения на щетках генератора должна находиться в пре делах напряжений, предусмотренных для кис лотных батарей, поэтому заводы-изготовители рекомендуют придерживаться величин, ука занных в табл. 14.
Ре!улировку регулятора напряжения следует про изводить опытному электрику только при наличии со ответствующих контрольно-измерительных приборов.
98
В случае отклонения напряжения на щет ках генератора в сторону увеличения или уменьшения напряжения более чем на 0,5 в следует регулировкой регулятора напряжения довести напряжение генератора до требуемой величины. При систематической недозарядке батареи в зимнее время следует увеличить на пряжение против рекомендуемого на 0,5 в, а при систематической перезарядке батареи, вы
бывающей кипение и выбрызгивание электро лита на поверхность аккумуляторов, — умень шить напряжение на 0,5 в против указанного в табл. 14.
Таблица 14
Рекомендуемые величины максимального напряжения 12-вольтовых автомобильных генераторов при их совместной работе с щелочной батареей ЗХЗ-СЖН-70 в зависимости от климатических условий районов СССР
Климатический район |
Время года |
Регулировка |
||
регулятора |
||||
|
|
|
|
напряжения, в |
Северные районы, |
районы |
Зима |
15,0±3 |
|
с резко континентальным |
Лето |
14,5 ±0,2 |
||
климатом и температурой |
||||
зимой “ 35°Ц |
и |
южные |
В течение |
14,5 + 0,2 |
Центральные |
||||
районы |
|
|
всего года |
|
УХОД ЗА ЖЕЛЕЗОНИКЕЛЕВОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕЕЙ
В процессе работы аккумуляторной бата реи из состава электролита испаряется вода, что приводит к понижению его уровня и оголе нию пластин, вследствие чего теряется емкость
99
батареи. Предупреждение таких неисправно стей достигается периодическим (через каж дые 7 дней) доливом воды. Летом в каждый аккумулятор доливается около 80— 100 см3, а зимой 50—70 см3 воды. В случае, если со временем этого количества воды будет уже недостаточно для пополнения уровня электро лита до требуемой величины (15 мм над верх ним краем пластин), то надо найти причину этой убыли. Такими причинами могут быть образование неплотностей в сосуде аккуму лятора, через которые вытекает электролит, или увеличение зарядного тока генератора, возникающее вследствие повышенного напря жения на щетках генератора, что способ ствует повышению температуры электролита, особенно в летнее время, и усиленному испаре нию воды в аккумуляторах батареи. Если со суды аккумуляторов целы, а напряжение на
щетках генератора находится в |
соответствии |
с напряжением, рекомендуемым |
табл. 13, то |
следует регулировкой регулятора напряжения уменьшить напряжение на 0,5 в и через 3—5 дней проконтролировать состояние уровня электролита.
Перед пуском холодного двигателя в зим нее время следует провернуть несколько раз коленчатый вал пусковой рукояткой, что долж но в дальнейшем снизить пусковые усилия стартера и уменьшить при этом отдачу тока аккумуляторной батареей. Пуск двигателя следует производить прерывистым включением стартера, что значительно увеличит отдачу то ка аккумуляторной батареей. Между пусками стартером необходимо производить одно-двух-
100
минутные перерывы. За время перерывов меж ду пусками отработанный электролит заме щается в активной массе свежим. При про греве запущенного двигателя необходимо обо роты коленчатого вала поддерживать в таких пределах, при которых генератор обеспечит зарядку аккумуляторной батареи. Во избежа ние вздутия стенок сосудов под воздействием скапливающихся газов в зимнее время не обходимо при каждом ТО-1 очищать от за грязнения и льда отверстия пробок.
П ри ТО-1 |
(не п о з ж е че м ч е р е з |
800—1000 км |
п р о б е г а а в т о м о б и л я ) |
сл е д у е т :
1.Проверить уровень электролита в каж дом аккумуляторе батареи и при снижении
довести его до нормы.
2.Снять пробки с заливных горловин, про чистить в них вентиляционные отверстия и установить пробки на место.
3.Протереть насухо крышки аккумулято ров, рамки батарейных секций и дно внутри
контейнера.
4. Подтянуть гайки крепления межсекцион ных перемычек и перемычек аккумуляторов внутри каждой секции, а также выводные про вода.
5.Борны, гайки и перемычки смазать тех ническим вазелином.
6.Закрепить секции в контейнере, прове
рить крепления аккумуляторов в рамке сек ции. Если возникает необходимость (при вы пячивании стенок сосудов и уменьшении воз душных зазоров между сосудами) установить между аккумуляторами резиновые прокладки.
101
П ри ТО-2 (не п о з ж е че м ч е р е з 3000—5000 км п р о б е г а а в т о м о б и л я )
сл е д у е т :
1.Произвести объем работ ТО-1.
2.Произвести контроль напряжения на
щетках генератора и при надобности скоррек тировать его регулировкой регулятора напря жения.
3.Проверить удельный вес электролита, в случае надобности довести его до нормы
(табл. 10).
4.При понижении работоспособности ба
тареи произвести на зарядной станции заряд ку (табл. 13); зимой— усиленную, летом— нормальную.
П ри СО с л е д у е т :
1.Произвести работы ТО-2;
2.Изменить удельный вес электролита в соответствии с сезоном (табл. 10).
3.Отрегулировать регулятор напряжения в соответствии с сезоном (табл. 14).
4.Утеплить батарею. Тщательное утепле ние необходимо произвести особенно при тем пературе ниже — 20°.
5.Для определения остаточной емкости разрядить током 14 а до 3 в на каждую бата рейную секцию. Проверить удельный вес электролита и довести его в случае необходи мости до 1,23.
6.Дать «нормальную» зарядку (табл. 13).
7.Повторно разрядить током 14 а до на
пряжения 3 в на каждую батарейную секцию (для определения величины фактической ем кости). Уменьшение фактической емкости про тив гарантированной заводом свидетельствует
102
о неисправности батарейной секции. Эту не исправность следует устранять.
8.Проверить повторно удельный вес элект ролита и довести его до 1,23.
9.Дать «усиленную» зарядку (табл. 13).
10.Довести уровень электролита до нормы. Подкрасить донышки аккумуляторов и места
споврежденным лаковым покрытием черным изоляционным лаком. В случае отсутствия ла ка донышки аккумуляторов и стенки сосудов на 10 мм от донышек смазать солидолом.
11.Если при проверке выясняется, что один из аккумуляторов имеет меньше 50% расчет ной емкости, следует произвести восстановле ние емкости.
12.Один раз в два года при подготовке ба тареи к зимней эксплуатации заменить в ак кумуляторах электролит.
ЗАМЕНА ЭЛЕКТРОЛИТА В ЖЕЛЕЗОНИКЕЛЕВОЙ БАТАРЕЕ
Необходимость замены электролита возни кает при накоплении в его составе карбонатов в количестве, превышающем 70 г на 1 л*. Кар бонаты образуются в результате поглощения электролитом углекислого газа из воздуха. Наличие карбонатов снижает емкость акку мулятора, особенно при разрядке стартерным током или при низких температурах. Замена такого электролита новым резко увеличивает
* Наличие карбонатов определяется химическим анализом в лабораторных условиях.
103
емкость аккумулятора. Замену электролита в аккумуляторных батареях следует произво дить в такой последовательности:
1.Разрядить батарею током 14 а до напря жения 3 в на клеммах одной секции.
2.Вылить из аккумуляторов электролит и
залить их дистиллированной водой.
3.Выдержать с водой в течение 15—24 час.,
азатем содержимое вылить. В случае нали чия в отстое большого количества осадков произвести одно-двухразовую промывку акку
муляторов.
4. Промытые аккумуляторы сразу же за полняют заранее приготовленным электроли том удельного веса 1,27— 1,28. Электролит по вышенного удельного веса при смешивании с водой, оставшейся в порах активной массы, образует электролит нормального удельного веса — 1,23, Категорически запрещается остав лять промытые водой пластины аккумулятора не залитыми электролитом, так как соприкос новение пластин с воздухом приводит к окис лению пластин и безвозвратной потере ем кости аккумулятором.
5.Батарею, заполненную после промывки электролитом, установить на нормальную за рядку (табл. 13).
6.Произвести контрольную разрядку для определения емкости батареи током 14 а до напряжения на борнах отстающего аккумуля тора в 1 в и при этом контролировать удель ный вес электролита. В случае понижения удельного веса электролита ниже 1,23 довести его до требуемой величины.
7.Если при контрольной разрядке емкость
104