Файл: Белоцерковский А.Г. Автомобильные аккумуляторы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Батарею, предназначенную к эксплуатации при низких температурах после ее хранения без электролита, подвергают обработке боль­ шим количеством тренировочных циклов. Этим создаются лучшие условия для работы бата­ реи при низких температурах и увеличивается ее стартерная емкость.

Если для зарядки щелочных батарей от­ сутствует зарядный агрегат такой мощности, которая могла бы обеспечить первую ступень заряда в 40 а, то следует производить зарядку током в 20 а, но с таким условием, чтобы ак­ кумулятору была отдана полная зарядная емкость. Обычно батарея 3 X З-СЖН-70 по­ лучает зарядную емкость при нормальном за ­ ряде такой величины:

I ступень 3 час. X 40 а =

120 а-ч

II ступень 3 час. X 20 а =

60 а-ч

И т о г о:

180 а-ч

Следовательно, при зарядном токе в 20 а продолжительность зарядки батареи должна быть 9 час. При таком характере зарядки ба­ тареи ее емкость все же снизится на 8—10% против емкости, полученной при нормальной зарядке. После зарядки батареи надо долить электролит так, чтобы его уровень был выше пластин на 15 мм. Затем следует проверить чистоту отверстий в пробках, закрыть залив­ ные отверстия аккумуляторов, а также затя­ нуть гайки межэлементных соединений и про­ тереть насухо поверхность аккумуляторов и обручи.

7—4

’97

РАБОТА ЖЕЛЕЗОНИКЕЛЕВОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ НА АВТОМОБИЛЕ

Работа аккумуляторной батареи на авто­ мобиле сводится к двум режимам:

1) режиму разрядки, когда ток из аккуму­ ляторной батареи поступает к потребителю;

2) режиму зарядки, когда ток генератора поступает на зарядку аккумуляторной бата­ реи.

В процессе работы щелочной аккумулятор­ ной батареи на автомобиле очень важно, что­ бы разрядный ток, отданный батареей потре­ бителям, пополнялся с некоторым избытком зарядным током генератора. Величина заряд­ ного тока зависит от разности напряжений, за ­ меренных на щетках генератора и на борнах батареи. С увеличением этой разности увели­ чивается величина зарядного тока. Макси­ мальная величина напряжения на щетках ге­ нератора ограничивается регулятором напря­ жения. Конструкция регулятора напряжения предусматривает возможность уменьшения или увеличения максимально допустимого на­ пряжения на щетках генератора специальной регулировкой *. При эксплуатации железони­ келевых батарей регулировка напряжения на щетках генератора должна находиться в пре­ делах напряжений, предусмотренных для кис­ лотных батарей, поэтому заводы-изготовители рекомендуют придерживаться величин, ука­ занных в табл. 14.

Ре!улировку регулятора напряжения следует про­ изводить опытному электрику только при наличии со­ ответствующих контрольно-измерительных приборов.

98


В случае отклонения напряжения на щет­ ках генератора в сторону увеличения или уменьшения напряжения более чем на 0,5 в следует регулировкой регулятора напряжения довести напряжение генератора до требуемой величины. При систематической недозарядке батареи в зимнее время следует увеличить на­ пряжение против рекомендуемого на 0,5 в, а при систематической перезарядке батареи, вы­

бывающей кипение и выбрызгивание электро­ лита на поверхность аккумуляторов, — умень­ шить напряжение на 0,5 в против указанного в табл. 14.

Таблица 14

Рекомендуемые величины максимального напряжения 12-вольтовых автомобильных генераторов при их совместной работе с щелочной батареей ЗХЗ-СЖН-70 в зависимости от климатических условий районов СССР

Климатический район

Время года

Регулировка

регулятора

 

 

 

 

напряжения, в

Северные районы,

районы

Зима

15,0±3

с резко континентальным

Лето

14,5 ±0,2

климатом и температурой

зимой “ 35°Ц

и

южные

В течение

14,5 + 0,2

Центральные

районы

 

 

всего года

 

УХОД ЗА ЖЕЛЕЗОНИКЕЛЕВОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕЕЙ

В процессе работы аккумуляторной бата­ реи из состава электролита испаряется вода, что приводит к понижению его уровня и оголе­ нию пластин, вследствие чего теряется емкость

99

батареи. Предупреждение таких неисправно­ стей достигается периодическим (через каж­ дые 7 дней) доливом воды. Летом в каждый аккумулятор доливается около 80— 100 см3, а зимой 50—70 см3 воды. В случае, если со временем этого количества воды будет уже недостаточно для пополнения уровня электро­ лита до требуемой величины (15 мм над верх­ ним краем пластин), то надо найти причину этой убыли. Такими причинами могут быть образование неплотностей в сосуде аккуму­ лятора, через которые вытекает электролит, или увеличение зарядного тока генератора, возникающее вследствие повышенного напря­ жения на щетках генератора, что способ­ ствует повышению температуры электролита, особенно в летнее время, и усиленному испаре­ нию воды в аккумуляторах батареи. Если со­ суды аккумуляторов целы, а напряжение на

щетках генератора находится в

соответствии

с напряжением, рекомендуемым

табл. 13, то

следует регулировкой регулятора напряжения уменьшить напряжение на 0,5 в и через 3—5 дней проконтролировать состояние уровня электролита.

Перед пуском холодного двигателя в зим­ нее время следует провернуть несколько раз коленчатый вал пусковой рукояткой, что долж­ но в дальнейшем снизить пусковые усилия стартера и уменьшить при этом отдачу тока аккумуляторной батареей. Пуск двигателя следует производить прерывистым включением стартера, что значительно увеличит отдачу то­ ка аккумуляторной батареей. Между пусками стартером необходимо производить одно-двух-

100



минутные перерывы. За время перерывов меж­ ду пусками отработанный электролит заме­ щается в активной массе свежим. При про­ греве запущенного двигателя необходимо обо­ роты коленчатого вала поддерживать в таких пределах, при которых генератор обеспечит зарядку аккумуляторной батареи. Во избежа­ ние вздутия стенок сосудов под воздействием скапливающихся газов в зимнее время не­ обходимо при каждом ТО-1 очищать от за­ грязнения и льда отверстия пробок.

П ри ТО-1

(не п о з ж е че м ч е р е з

800—1000 км

п р о б е г а а в т о м о б и л я )

сл е д у е т :

1.Проверить уровень электролита в каж­ дом аккумуляторе батареи и при снижении

довести его до нормы.

2.Снять пробки с заливных горловин, про­ чистить в них вентиляционные отверстия и установить пробки на место.

3.Протереть насухо крышки аккумулято­ ров, рамки батарейных секций и дно внутри

контейнера.

4. Подтянуть гайки крепления межсекцион­ ных перемычек и перемычек аккумуляторов внутри каждой секции, а также выводные про­ вода.

5.Борны, гайки и перемычки смазать тех­ ническим вазелином.

6.Закрепить секции в контейнере, прове­

рить крепления аккумуляторов в рамке сек­ ции. Если возникает необходимость (при вы­ пячивании стенок сосудов и уменьшении воз­ душных зазоров между сосудами) установить между аккумуляторами резиновые прокладки.

101

П ри ТО-2 (не п о з ж е че м ч е р е з 3000—5000 км п р о б е г а а в т о м о б и л я )

сл е д у е т :

1.Произвести объем работ ТО-1.

2.Произвести контроль напряжения на

щетках генератора и при надобности скоррек­ тировать его регулировкой регулятора напря­ жения.

3.Проверить удельный вес электролита, в случае надобности довести его до нормы

(табл. 10).

4.При понижении работоспособности ба­

тареи произвести на зарядной станции заряд­ ку (табл. 13); зимой— усиленную, летом— нормальную.

П ри СО с л е д у е т :

1.Произвести работы ТО-2;

2.Изменить удельный вес электролита в соответствии с сезоном (табл. 10).

3.Отрегулировать регулятор напряжения в соответствии с сезоном (табл. 14).

4.Утеплить батарею. Тщательное утепле­ ние необходимо произвести особенно при тем­ пературе ниже — 20°.

5.Для определения остаточной емкости разрядить током 14 а до 3 в на каждую бата­ рейную секцию. Проверить удельный вес электролита и довести его в случае необходи­ мости до 1,23.

6.Дать «нормальную» зарядку (табл. 13).

7.Повторно разрядить током 14 а до на­

пряжения 3 в на каждую батарейную секцию (для определения величины фактической ем­ кости). Уменьшение фактической емкости про­ тив гарантированной заводом свидетельствует

102


о неисправности батарейной секции. Эту не­ исправность следует устранять.

8.Проверить повторно удельный вес элект­ ролита и довести его до 1,23.

9.Дать «усиленную» зарядку (табл. 13).

10.Довести уровень электролита до нормы. Подкрасить донышки аккумуляторов и места

споврежденным лаковым покрытием черным изоляционным лаком. В случае отсутствия ла­ ка донышки аккумуляторов и стенки сосудов на 10 мм от донышек смазать солидолом.

11.Если при проверке выясняется, что один из аккумуляторов имеет меньше 50% расчет­ ной емкости, следует произвести восстановле­ ние емкости.

12.Один раз в два года при подготовке ба­ тареи к зимней эксплуатации заменить в ак­ кумуляторах электролит.

ЗАМЕНА ЭЛЕКТРОЛИТА В ЖЕЛЕЗОНИКЕЛЕВОЙ БАТАРЕЕ

Необходимость замены электролита возни­ кает при накоплении в его составе карбонатов в количестве, превышающем 70 г на 1 л*. Кар­ бонаты образуются в результате поглощения электролитом углекислого газа из воздуха. Наличие карбонатов снижает емкость акку­ мулятора, особенно при разрядке стартерным током или при низких температурах. Замена такого электролита новым резко увеличивает

* Наличие карбонатов определяется химическим анализом в лабораторных условиях.

103

емкость аккумулятора. Замену электролита в аккумуляторных батареях следует произво­ дить в такой последовательности:

1.Разрядить батарею током 14 а до напря­ жения 3 в на клеммах одной секции.

2.Вылить из аккумуляторов электролит и

залить их дистиллированной водой.

3.Выдержать с водой в течение 15—24 час.,

азатем содержимое вылить. В случае нали­ чия в отстое большого количества осадков произвести одно-двухразовую промывку акку­

муляторов.

4. Промытые аккумуляторы сразу же за ­ полняют заранее приготовленным электроли­ том удельного веса 1,27— 1,28. Электролит по­ вышенного удельного веса при смешивании с водой, оставшейся в порах активной массы, образует электролит нормального удельного веса — 1,23, Категорически запрещается остав­ лять промытые водой пластины аккумулятора не залитыми электролитом, так как соприкос­ новение пластин с воздухом приводит к окис­ лению пластин и безвозвратной потере ем­ кости аккумулятором.

5.Батарею, заполненную после промывки электролитом, установить на нормальную за ­ рядку (табл. 13).

6.Произвести контрольную разрядку для определения емкости батареи током 14 а до напряжения на борнах отстающего аккумуля­ тора в 1 в и при этом контролировать удель­ ный вес электролита. В случае понижения удельного веса электролита ниже 1,23 довести его до требуемой величины.

7.Если при контрольной разрядке емкость

104