Файл: Белоцерковский А.Г. Автомобильные аккумуляторы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ют в основном для батарей легковых автомо­ билей. Моноблоки, изготовленные из асфаль­ то-пековой массы, обладают слабой кислото­ упорностью, в них зачастую появляются во­

лосные трещины, пропускающие электролит. Такие моноблоки выпускают с кислотоупор­ ными вставками из пластмассы, что в 2—3 ра­ за увеличивает срок их службы. Моноблок разделен вертикальными перегородками на не­ сколько изолированных камер 2. На внутрен­ ней стороне днища каждой камеры выступают четыре опорные призмы, две из которых слу­ жат опорой полублока положительно заряжен­ ных, а другие две являются опорой полублока отрицательно заряженных пластин. Этим пла­

12

стины предохраняются от короткого замыка­ ния. осыпающейся на днище камеры активной массой.

Крышки камер

Крышки камер эбонитовых моноблоков из­ готовляют из эбонита, а пластмассовых — из бакелита (рис. 4, а). В каждой крышке обыч­ но имеются три отверстия: через два край­ них / выводятся наружу штыри полублоков, а среднее 2 с резьбой служит для контроля уровня и заполнения камеры электролитом. Среднее отверстие закрывается резьбовой пробкой 3. В крайних отверстиях крышек за­ литы свинцовые втулки, уплотняющие места выводов штырей. При соединении штырей по­ лублоков соседних сосудов межэлементными соединениями верхняя часть каждой втулки сплавляется со штырем, чем обеспечивается герметизация вывода штыря и увеличивается площадь контакта, что способствует уменьше­ нию внутреннего сопротивления аккумулятор­ ной батареи. В пробке заливного отверстия крышки аккумулятора имеется вентиляцион­ ное отверстие 7, предназначенное для выпуска в атмосферу газов, выделяемых при химиче­ ских реакциях. В аккумуляторных батареях (рис. 4, б) некоторых легковых автомобилей вентиляционные отверстия расположены не в пробках, а в цилиндрических выступах (шту­ церах) 5 крышек рядом с заливными отвер­ стиями 3. Такое устройство крышки исполь­ зуется для автоматической установки уровня электролита в аккумуляторе при его доливе.

13

5

3

 

 

а

Рис, 4. Крышки камер моноблока:

а —крышка камеры моноблока: / — выводное отверстие полюсных штырей; 2 — за­ ливное отверстие; 3 — пробка заливного отверстия; 4 —- уп­ лотнительная резиновая шай­ ба; 5 — уплотнительный рези­ новый диск; в — пробка в разрезе; 7 — вентиляционное отверстие.

б—крышка камеры монобло­

ка: 1 — пробка

заливного от­

верстия;

2 — уплотнительная

резиновая

шайба; 3 — залив­

ное отверстие;

4 — выводное

отверстие

полюсного штыря;

5 — штуцер;

6 — свинцовая

 

втулка.

Пластины аккумулятора

Полублоки аккумуляторного элемента со­ стоят из нескольких пластин одной полюсности — положительной или отрицательной, па­ раллельно соединенных общей бареткой 1

14


(рис. 5). Каждая пластина представляет собой свинцовую решетку, ячейки которой заполнены активной массой, способной вступать в хими­ ческую реакцию с электролитом. Для увели-

Рис. 5. Аккумуляторный элемент:

/ — баретка

отрицательных пластин; 2 — сепараторы; 3

отрицательная

пластина;

4 — решетка пластины с

актив­

ной массой;

5 — положительная пластина; 6 — баретка

положительных

пластин;

7 — предохранительный

щиток.

чения механической прочности решетку отли­ вают из свинца с добавлением небольшого количества сурьмы. Активная масса положи­ тельных и отрицательных пластин состоит из смеси свинцового сурика и свинцового глета.

15

В качестве активной массы применяют так­ же окисленный свинцовый порошок, в резуль­ тате чего длительность работы батареи увели­ чивается на 10—15%. Такая активная масса более пориста, что способствует лучшему по­ ступлению электролита в ее внутренние слои и увеличивает емкость аккумулятора. Положи­ тельно заряженные пластины 5 состоят из пе­ рекиси свинца и имеют темно-коричневый цвет, а отрицательно заряженные 3 — из губчатого (чистого) свинца и имеют темно-серый цвет. Количество пластин в отрицательном полублоке на одну больше количества пластин поло­ жительного полублока. Этим положительные пластины предохраняются от коробления (при расположении отрицательной пластины по одну сторону от положительной в работе уча­ ствует только та сторона положительной пла­

стины, которая обращена

к отрицательной;

это вызывает

изгиб положительной

пластины

(коробление)

и осыпание

активной

массы).

Сепараторы

Сепараторы 2 (рис. 5) предохраняют пла­ стины от короткого замыкания при соприкос­ новении.

Сепараторы изготовляют из дерева, мипора, миплаета, иногда в комбинации с хлорви­ нилом или стеклянным волокном. Микропори­ стая структура сепараторов не препятствует движению заряженных частиц электролита, направленных от положительных пластин к от­ рицательным и обратно. Одна сторона сепара­ торов, обращенная в сторону положительных

16


пластин, выполнена ребристой. Это обеспечи­ вает больший доступ электролита к поверх­ ности пластин. Комбинированные сепараторы состоят из двух деталей: деревянного шпона (пластины) и хлорвиниловой сетки или стек­ ловаты, устанавливаемых со стороны положи­ тельной пластины. Этим улучшается доступ электролита к поверхности положительных пластин и одновременно предохраняется от осыпания активная масса. Деревянные сепа­ раторы разрушаются под воздействием элек­ тролита повышенной плотности и при высоких температурах. Сепараторы из мипоры или мипласта в 1,5—2 раза долговечнее деревянных, что и является основной причиной замены де­ ревянных сепараторов сепараторами из искус­ ственных материалов.

Электролит

Растворы веществ в воде, проводящие ток, называются электролитами. Электролит свин­ цовых аккумуляторов состоит из смеси хими­ чески чистой серной кислоты (ГОСТ 667—53) в дистиллированной воде. В исключительных случаях для приготовления электролита мо­ жет быть использована дождевая вода или растопленный чистый снег. Запрещается со­ ставлять электролит из дождевой воды, соб­ ранной со стоков крыш или из снега, растоп­ ленного в металлических не свинцовых сосу­ дах. Запрещается при составлении электроли­ та пользоваться технической серной кислотой, так как она содержит вредные примеси, раз­ рушающие аккумулятор. Для составления

2 - 4

i

ГОС Г'УБЛКЧ!АЯ

/.я

17

 

 

;

 

■ Т

электролита подбирается такой сосуд, который не мог бы лопнуть при повышении темпера­ туры и был бы химически нейтрален к серной кислоте (керамический свинцовый или эбони­ товый). Предварительно в сосуд заливается дистиллированная вода, а затем тонкой стру­ ей — кислота.

Категорически запрещается заливать воду в кислоту, так как при этом происходит бурная реакция, сопровождаемая резким повышением температуры электролита, газовыделением и обильным разбрызгиванием кислоты.

Не рекомендуется сразу составлять элек­ тролит из смеси дистиллированной воды с чи­ стой серной кислотой удельного веса 1,83, так как происходит сильный нагрев электролита. Поэтому вначале составляют «рабочий» элек­ тролит удельного веса 1,40, а затем, смешивая «рабочий» электролит с дистиллированной во­ дой в определенной пропорции (табл. 1), по­ лучают электролит требуемого удельного веса. «Рабочий» электролит получается при смеши­ вании 0,650 л серной кислоты с 1 л дистилли­ рованной воды.

Удельный вес электролита в полностью за­ ряженном аккумуляторе должен быть разным в зависимости от климата, в котором он рабо­ тает. В южных районах Советского Союза удельный вес электролита должен быть мень­ шим, а в северных районах, где возможно за­ мерзание электролита малого удельного веса—■ большим. Электролит с удельным весом 1,09 замерзает при температуре —6°.

Замерзание электролита приводит к раз­ рушению пластин аккумулятора, выпучиванию

18


сосудов и образованию в них трещин. Такой аккумулятор становится непригодным к экс­ плуатации.

Таблица 1

Соотношение количеств электролита и дистиллированной воды для получения электролита различной плотности

Требуемая

 

.Рабочий* электролит удельного

плотность

Воды,

веса 1,4

при 15°

электролита

л

 

при 15°

 

л

кг

 

 

1,32

0,224

0,776

1,024

1,31

0,254

0,746

0,977

1,30

0,280

0,720

0,936

1,29

0,308

0,692

0,893

1,28

Q.336

0,664

0,850

1,27

0,360

0,640

0,813

1,26

0,386

0,614

0,774

1,25

0,412

0,588

0,735

1,24

0,432

0,568

0,704

1,23

0,461

0,539

0,663

1,20

0,530

0,485

0,582

1,12

0,731

0,269

0,301

U 1

0,754

0,246

0,273

1,10

0,778

0,222

0,244

Вюжных районах СССР рекомендуется круглогодично поддерживать в полностью за­ ряженном аккумуляторе удельный вес элект­ ролита 1,25; в центральных районах с темпе­ ратурой зимой до —30°— 1,27, а в северных районах с температурой до —40°— 1,29.

Врайонах, где температура зимой падает ниже —40° и существует большая разница температур зимнего и летнего периодов экс­ плуатации аккумулятора, рекомендуется под­ держивать удельный вес электролита зимой

1.31, а летом 1,27.

2

19