Файл: Шевченко Е.И. Приспособления и прогрессивный инструмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ображениями с товарищами. Старший мастер механиче­ ского участка В. Ненчин сразу же заинтересовался пред­ ложением. Сообща мы тщательно продумали каждую мелочь и приступили к делу. Через три дня приспособле­ ние было готово и успешно выдержало экзамен.

I

Рис. 1. Приспособление для притирки:

__ хвостовик; 2 — стопорный винт; 3 — клин; 4 — втулка;

5

— игольчатые подшипники; 6 — заглушки; 7 — тормозная

пробка; 8 — гайка; 9 — планка; 10 — поводковые пальцы; II — винт; 12 — диск; 13 — гайка; 14 — сальниковая набив­ ка; 15 — уплотнительное кольцо; 16 — 'распорное кольцо подшипника; 17 — вал; 18 —. стопорный винт.

Коротко расскажу 6 его устройстве (рис. 1). Оно состоит из гайки для крепления пальца 8, сальниковой набивки 14, хвостовика 1, вала 17 и диска 12 с поводко­ выми пальцами 10. Хвостовик служит для крепления приспособления к шпинделю станка. 'Вал прикреплен к хвостовику с помощью подвижного соединения —

20

ласточкина хвоста — и заклинивается клином 3, после че­ го фиксируется стопорным винтом 2. Такое соединение дает возможность регулировать величину эпицикличного движения деталей за счет смещения оси вала относи­ тельно оси хвостовика.

На вале смонтированы игольчатые подшипники 5, на которые напрессован диск 12 с планками 9, поводковыми пальцами 10, прикрепленными к планкам гайками, вин­ том для крепления планки И. Положение диска на вале фиксируется гайками 13. Скорость вращения диска во­ круг своей оси регулируется четырьмя заглушками 6, поджимающими тормозные пробки 7, равнорасположен­ ные по втулке 4, которая фиксируется стопорными винта­ ми 18, уплотнительное кольцо 15, распорное кольцо под­ шипника 16, вал 17.

Для выполнения притирочной операции деталь нужно положить на притирочный стол 19, который натирается пастой карбид бора № 10—12 с добавлением керосина, накрыть деталь дисками 20 и завеоти поводковые пальцы в отверстие дисков (рис. 2). После этого включается станок. Следует иметь в виду, что приспособление может быть с успехом использовано как на специальных, так й на вертикально-сверлильных станках.

Новое приспособление обеспечило высокое качество притирки колец торцовых уплотнений и сберегло заводу. 1000 рублей. Вместе с другими моими работами оно де­ монстрировалось на Выставке достижений народного хозяйства СССР в Москве.

В нашем цехе изготавливались корончатые гайки пя­ ти размеров. Каждая деталь имела свой индекс приспо­ собления типа тисков с эксцентриковым ручным зажи­ мом для фрезеровки пазов. Рабочий должен: был поло­ жить гайку в гнездо, закрепить ее, сделать проход фрезой, отвести деталь из-под режущего инструмента

21


задачу: вместо пяти создать одно универсальное приспо­ собление на все размеры. Оно должно быть регулируе-

'мым, иметь механический зажим, который на период фрезерования закреплял бы деталь, а после проходов фрезы освобождал ее.

Постепенно начала вырисовываться конструкция но­ вого приспособления. Мы сделали его в виде барабана и назвали фрезерным комбайном. На двух дисках по пе­ риметру расположили гнезда, имеющие форму шести­ гранника. Барабан приводится в движение электромото­ ром через червячную пару. Вкладываемые в гнезда де­ тали поочередно подходят к режущему инструменту и в этот момент зажимаются с боков пружинами через ролики и сверху поддерживаются планкой с прорезью для фрезы, укрепленной на корпусе приспособления. После обработки гайка освобождается и выпадает из гнезда в ящик. Задача рабочего заключается теперь в том, чтобы своевременно вложить в гнездо деталь для фрезерования очередного паза.

Таким образом-, внедрение нашего приспособления

позволило в 5 раз

повысить

производительность труда

и на 0,5

минуты

сократить

трудоемкость изготовления

каждой

гайки.

 

 

Одной из самых трудоемких операций при механиче­ ской обработке тонкостенных втулок является проточка наружного диаметра и подрезка тордов. Объясняется это жесткими допусками. В нашем цехе долгое время при изготовлении детали пользовались центровыми ци­ линдрическими оправками. Втулки одевались и снима­ лись только с помощью пресса. Такая технология была слишком неудобной и непризводительной.

Взамен старой, центровой изготовил и внедрил раз­ жимную клиновую оправку с пневматическим зажимом (рис. 3). В оправке 1 под углом профрезерованы пазы

23

для клиньев 5, передвигаясь по наклонной плоскости вле­ во, усилием колпачка 6, и поджимной втулки 4, поджи­ маемого центром, зажимают деталь. При отводе центра с помощью пружины, 3, сжимаемой гайки 2, клинья воз­ вращаются в первоначальные положения и освобождают деталь. Положение колпачка фиксируется штифтом 7.

Рис. 3. Разжимная оправка:

/ — оправка; 2 — гайка; 3 — пружина; 4 — поджимная втулка; 5 — клинья; 6 — колпачок.

В зависимости от разновидности обрабатываемых втулок разжимные оправки могут быть как токарные, так и шлифовальные с механическим или с пневматичеким креплением деталей. Преимущество разжимных оправок состоит в том, что при работе с ними отпадает потребность в напрессовке и распрессовке втулок, детали можно обрабатывать с диапазоном, размеров внутренне­ го диаметра до 3 мм. При механическом износе или по­ вреждении' ремонт оправки производится путем шлифов­ ки клиньев по диаметру. Внедрение новой оправки в про­ изводство дало возможность получить 500 руб. условно­ годовой экономии, повысить производительность труда и заметно улучшить условия труда станочников.

Недавно начали производить часть деталей для на­ весной гидросистемы серийного трактора Т-74. В частно­ сти, механический участок старшего мастера Л, В. Ляшок за короткий срок должен был дать 10 000 шаров для

24


шарнирного соединения с отверстиями. Их начали изго­ тавливать на токарно-гидро-копировальных станках. Технологией предусматривалась1 обработка деталей в центровых оправках. Шар крепился гайкой. Но так как рабочий часто пользовался гайкой, резьба быстро изна­ шивалась. Это вело к повышенному расходу оправок, а ручное крепление снижало производительность обору­ дования и труда станочника. Вместо 500 деталей за смену изготавливалось 150—180. Нужно было принимать самые срочные меры.

В одном из номеров журнала «Машиностроение» бы­ ли даны чертежи оправки с роликами. А что если ее при­ менить на обработке шаров? Набросал эскизы, потом сделал самозажимную роликовую оправку. При поворо­ те сепаратора, в окнах которого находились ролики, пружина сжималась и детали свободно одевались на оправку рукой. После проточки она также легко снима­ лась. Необходимость в гайках отпала. Благодаря нов­ шеству производительность труда возросла на 40 про­ центов, а условно-годовая экономия составила 600 руб­ лей. После внедрения роликовой оправки цех начал выпускать за день до 1000 и более шаров.

Такую же оправку, но с пневматическим отжимом пружины сепаратора применил и на токарной проточке втулок для ходовой части трактора. Деталь одевалась и. снималась с оправки уже без остановки станка. Резуль­ тат превзошел все наши ожидания. Выработка токарей на этой операции поднялась на 120 процентов и была получена экономия в сумме 650 рублей.

В нашем, да и в любом механическом цехе применяет­ ся множество самых различных по назначению оправок. Среди них есть поводковая. Это приспособление имело существенный недостаток: быстро изнашивались рабочие

25

элементы — зубцы, которыми удерживались обрабаты­ ваемые детали. Оборудования для их восстановления у нас нет. Поэтому оправки, изготовленные из высокока­ чественной'стали, приходилось выбрасывать.

По моему предложению рабочие элементы начали делать вставными в виде квадрата размером 8X8 мм. При износе их можно четыре раза поворачивать разны­ ми углами и тем самым обеспечивать надежное крепле­ ние деталей. Корпус оправки в этом случае остается Постоянным. В нем меняются лишь съемные ножи. Нали­ цо экономия дефицитного металла и времени на изготов­ ление оправок. Однакотакое приспособление стало по доголговечности заменять пять.

Стальной сорокавосьмикилограммовый каток ходовой части трактора обрабатывался у нас на карусельных станках модели 1531. Деталь закреплялась в патроне с ручным зажимом. Это требовало больших физических усилий рабочего и немалых затрат времени. Наши це­ ховые специалисты на заводе имени Малышева видели на карусельных станках пневматический патрон. Взяли чертежи. По ним мы изготовили пять сложных приспо­ соблений. Но поскольку к ним не было постоянного под­ вода сжатого воздуха (он вводился в цилиндр порциями), патроны не удерживали детали, так как в них быстро падало давление. Короче говоря, приспособления не го­ дились, хотя на них было затрачено 2 500 рублей. Надо было найти причину их непригодности. Начал искать. С самого начала убедился, что подвод сжатого воздуха к патронам непременно должен быть постоянным. При­ мерно через месяц предложил сделать воздухоподводя­ щую головку к шести цилиндрам, патрона. Она укрепля­ лась в шпинделе карусельного станка, а сжатый воздух проходил под его станиной. Высококвалифицированные рабочие, слесарь А. М. Дидок, токарь Д. А. Панченко

26


и другие, изготовили и

установили на патроны комплек­

ты воздухоподводящей

системы.

Новшество целиком

и полностью себя оправдало.

четвертом тракторном

Эксплуатируются патроны в

цехе, и о них хорошо отзываются станочники.

Действительно, патроны с постоянным периферийным подводом сжатого воздуха значительно облегчили труд, повысили его производительность и дали возможность сэкономить 1 500 руб. государственных средств. Приспо­ собление демонстрировалось в Киеве на республиканской Выставке достижений народного хозяйства Украины. Его успешно начали применять «а обработке крупных дета­ лей во многих механических цехах ХТЗ. Глубоко убеж­ ден, что в массовом производстве оно незаменимо,

С группой мастеров и технологов ХТЗ мне довелось побывать на Харьковском велосипедном заводе. В одном из механических цехов наше внимание привлек высоко­ производительный автомат для холодной высадки гаек. Из пруткового металла получалась по существу готовая деталь. Оставалось сделать лишь резьбу и отправить сборщикам.

Вскоре эта технология нам пригодилась. Дело было так. Контролеры отдела технического контроля забрако­ вали несколько муфт — на выступах полуотверстия не были выдержаны радиусы. И не удивительно. Они запи­ ливались вручную, внутри детали, где напильником ра­ ботать было чрезвычайно трудно и утомительно.

Вот тут-то и вспомнил опыт велозаводцев. А не по­ пробовать ли нам формовать радиусы выступов муфты методом холодной штамповки на гидропрессе? Изготови­ ли приспособление для установки деталей с формой. Провели испытание. Получилось неплохо. Эта новинка дала возможность делать радиусы детали точно по чер­

27

тежу. По этому же принципу начали производить закруг­ ления радиусов и на муфте с наружным выступом. При­ способление стало хорошим и надежным помощником рабочих. Во-первых, была механизирована слесарная ра­ бота; во-вторых, на 40 процентов повысилась производи­ тельность труда. Наконец, мы лишний раз убедились в огромном значении обмена передовым опытом.

Зачастую обрабатываемая на токарном станке деталь поджимается центром путем подачи пиноли задней бабки вручную. Когда на станке изготовляются большие партии однородных деталей, то такой подвод и отвод центра за­ бирает много времени и-утомляет станочника. С целью устранения недостатка было предложено создать пнев­ матическое универсальное приспособление для отвода пиноли и поджима детали центром.

Это пневматический цилинйр, в котором шток поршня соединен с винтом задней бабки станка. Под действием сжатого воздуха поршень перемещается в ту или другую сторону вместе с пинолью, которая поджимает или осво­ бождает деталь. Универсальность приспособления со­ стоит в том, что токарь при необходимости может поль­ зоваться и ручным подводом центра пиноли, так как хвостовик винта проходит через шток и заканчивается маховиком, с помощью которого осуществляется враще­ ние винта.

Внедрение в производство универсального пневмати­ ческого приспособления улучшило условия труда рабочих и на 10 процентов сократило вспомогательное время.

Долгое время резьбу на червяках редуктора у нас де­ лали в трехкулачковом патроне с ручным зажимом. Для того чтобы деталь прочно держалась, ее закрепляли ключом с дополнительным рычагом. Но и это не исклю­ чало проворота червяка редуктора. По этой причине ло­

28


мался режущий инструмент, довольно часто выходили из строя сами патроны. По моему совету в цехе изгото­ вили роликовый патрон (рис. 4).

Он состоит из планшайбы 1, на которой крепится се­ паратор 2, и втулки 3, с шестью карманами для утопле­ ния роликов при отжиме и снятии деталей. Приспособле­ ние примечательно тем, что в нем совершенно исключа­ ются провороты червяков редуктора и поломка режущего

Рис. 4. Роликовый патрон:

1 — планшайба; 2 — сепаратор, 3 — втулка.

инструмента, так как возрастание усилия резания прямо пропорционально усилию зажима деталей. После снятия усилия резания пружина.с опорными пальцами, упираясь в сухарик, отжимает сепаратор и ролики освобождают деталь.

В отличие от самоцентрирующего трехкулачкового новый патрон освобождает рабочего от больших физиче­ ских усилий и резко сокращает время на крепление де­

29