Файл: Родионов А.И. Подводные лодки в современной войне.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

научные достижения в области электроники, радио, гидролокации и ракетной техники быстро нашли при­ менение на подводных лодках.

Повышению роли подводных лодок способствова­ ли и результаты испытаний атомного оружия, которые показали, что надводные корабли более уязвимы, чем подводные.

Развитие подводных лодок шло по пути строитель­ ства дизельных с улучшенными тактико-техническими данными, модернизации находящихся в строю и созда­ ния экспериментальных лодок с парогазовыми турбина­ ми. Но подлинную революцию в подводном плавании произвела атомная энергетическая установка. Появи­ лись атомные подводные лодки, вооруженные раке­ тами и торпедами как с ядерными, так и с обычными зарядами. В настоящее время военно-морские специа­ листы рассматривают атомные подводные лодки-раке­ тоносцы как основные ударные силы флота.

Современные подводные лодки в зависимости от характера энергетических установок подразделяются на атомные и дизельные. По преимущественному со­ ставу вооружения они делятся на ракетные и торпед­ ные. В некоторых странах, например з США, торпед­ ные лодки именуются «подводными лодками многоце­ левого назначения», исходя из того, что они могут, кро­ ме борьбы с надводными кораблями' и подводными лодками, ставить мины, высаживать разведчиков-ди- версантов, перевозить грузы, вести разведку и т. д.

Развитие средств противолодочной обороны предъ­ явило высокие требования к тактико-техническим эле­ ментам подводных лодок. Для ведения успешных дей­ ствий и уменьшения потерь необходимо было обеспе­

чить

подводным лодкам возможность действовать в

мор<е

без всплытия на поверхность для пополнения

энергоресурсов и дать большую скорость хода под ве­ дой на длительный период времени.

Пмводные лодки, имеющие дизели для надводного хода, и электромоторы, питающиеся от аккумуляторов, для движения под водой этими свойствами не облада­

ют.

Дизельные подводные лодки могут давать полный

х м

под водой не более чем 1,5—2 часа, после чего

срму же должны приступить к зарядке аккумулято­

ров.

Зарядка их производится в надводном положении

о

17

 


или на перископной глубине (пользуясь устройством РДП) с помощью главных электромоторов, которые вращаются в это время дизелями и работают, как ге­ нераторы.

Глубина хода подводной лодки под РДП и периско­ пом зависит от их длины и обычно не превышает 8— 10 м. Во время шторма движение лодки на такой не­ большой глубине невозможно из-за выбрасывания ее волнами на поверхность.

Большие дальности плавания дизельные подводные лодки имеют главным образом при плавании в надвод­ ном положении.

Однако развитие науки и техники в начале 50-х годов текущего столетия позволило оснастить подвод­

ные

лодки такой энергетикой, которая превратила их

из

кораблей, периодически погружающихся под воду

на ограниченное время, в истинно подводные корабли, способные быть под водой неограниченное время, имея при этом высокую скорость хода. Это произошло в ре­

зультате бурного

развития ядерной физики.

В Советском

Союзе теоретические и эксперимен­

тальные исследования особенностей пуска, работы и контроля реакторов были проведены группой физиков и инженеров под руководством академика И. В. Кур­ чатова. Эти работы дали возможность перейти к про­ ектированию совершенных реакторов. Были сконструи­ рованы стационарные энергетические установки, а за­ тем и «транспортные» для подводных лодок и ледоко­ ла «Ленин».

Ядерный реактор — основа всякой атомной сило­ вой установки — позволяет использовать тепловую энер­ гию реакции деления ядер урана для превращения ее в механическую и электрическую энергию. Так, атом­ ная энергетическая установка современной американ­ ской подводной лодки представляет собой комплекс, состоящий из реактора, двигателей и обслуживающих их агрегатов, трубопроводов и приборов, обеспечиваю­ щих движение лодки, а также снабжение ее пресной и дистиллированной водой, электроэнергией, теплом и воз­ духом.

Атомная энергетическая установка американской подводной лодки, независимо от ее конструктивных особенностей, состоит из двух частей: реакторной и ма-

шинной. Кроме того, на каждой атомной лодке обяза­ тельно имеются вспомогательные (резервные) энергети­ ческие установки: дизель-генераторы относительно не­ большой мощности, аккумуляторная батарея и гребные электродвигатели. Зарядка аккумуляторов может про­ изводиться дизель-генераторами или паровыми турбо­ генераторами, работающими при включенном реакторе. Вспомогательная энергетическая установка служит для обеспечения пуска реактора из холодного состояния.

Необходимость в вспомогательной энергетической установке, по американским взглядам, может появиться и в результате неисправности реактора.

Реакторная часть состоит из самого реактора — источника тепловой энергии, системы управления реактором, теплообменников-парогенераторов, циркуляционных насосов, вспомогательных систем и оборудова­ ния первого (теплопередающего) контура, биологиче­ ской защиты, системы контроля за радиационной об­ становкой в реакторном отсеке. -I

Машинная часть состоит из обычных паровых тур­ бин, превращающих энергию в механическую работу, турбогенераторов, главных и вспомогательных конден­ саторов, масляных, конденсатных и питательных насо­ сов, оборудования второго (рабочего) контура, линии валов с гребными винтами, редукторной передачи, раз­ личных соединительно-разобщительных муфт на линии валов.

Атомная подводная лодка имеет широко развитое электрооборудование. Оно является неизменной принад­ лежностью какреакторной, так и машинной части. Кроме того, вооружение, радиоэлектронная аппарату­ ра, большая часть вспомогательных механизмов, гене­ раторы кислорода, бытовое оборудование являются мощными потребителями электроэнергии. По району плавания, количеству и мощности вооружения атомные подводные лодки относятся к большим подводным лодкам.

По заявлениям американских военно-морских спе­ циалистов, на данном уровне развития атомные сило­ вые установки еще являются громоздкими, тяжеловес­ ными, и поэтому подводные лодки, обеспеченные ими, от­ личаются большими размерами. Особенно большой объем и вес занимает система биологической защиты, обеспе­

19



чивающая радиационную безопасность личного состава. Ведь экипаж подводной лодки вынужден в течение длительного времени, исчисляемого месяцами, нахо­ диться рядом с реактором, подвергаясь опасности ра­ диационного облучения.

В зависимости от того, как осуществляется перенос тепла из ядерного реактора, тепловые схемы ядерных энергетических установок бывают одноконтурными, двухконтурными и трехконтурными.

В одноконтурной схеме тепло передается рабочему телу в реакторе, а затем преобразуется в турбине в ме­ ханическую работу. Из турбины водяной пар или газ возвращается в реактор.

На американских подводных лодках установлены реакторы, работающие по двухконтурной схеме, прин­ ципиальное устройство которой показано на рисунке.

Двухконтурная установка, как говорит само назва­ ние, состоит из двух контуров: первого — теплопере­ дающего, переносящего тепло из реактора в теплооб­ менник-парогенератор, а затем возвращающегося об­ ратно в реактор, и второго (рабочего) — от парогене­ ратора к турбине.

Второй (рабочий) контур при исправном состоянии всех трубопроводов не является радиоактивным.

В реакторах американских атомных подводных ло­ док в качестве теплоносителя, замедлителя нейтронов и рабочего тела используется обычная дистиллированная вода. Ядерная энергетическая установка с такой тепло­ вой схемой называется установкой водо-водяного типа. Температура теплоносителя при выходе из реактора до­ стигает нескольких сот градусов. Чтобы вода не заки­ пала при такой температуре, в первом контуре поддер­ живают высокое давление.

Ядерный реактор водо-водяного типа представляет собой цилиндр, выполненный из стали, в который вва­ рены трубы для входа и выхода теплоносителя. Внутри реактора в специальных пеналах, именуемых техноло­ гическими каналами, находятся тепловыделяющие эле­ менты — ядерное горючее. Цепная реакция деления урана происходит не во всей внутренней полости реак­ тора, а только в так называемой активной зоне реак­ тора, которая по всему периметру зоны ограничивается отражателем нейтронов.

30

На крышке реактора монтируются приводы управ­ ляющих и аварийных стержней. При поднятии или

•пускании этих стержней в активной зоне реактора юзникает или уменьшается поток нейтронов, что ока­ зывает влияние на интенсивность цепной реакции. Ава­ рийные стержни служат для быстрого прекращения цепной реакции.

Представление о сроках службы тепловыделяющих элементов атомных подводных лодок можно составить по следующим данным: американская подводная лод­ ка «Скейт» одну заправку ядерного горючего эксплуа­ тировала 39 месяцев, за это время прошла 120 862 ми­ ли; атомная подводная лодка «Тритон» — соответствен­ но 32 месяца и 126 500 миль.

В настоящее время атомные подводные лодки име­ ют не все страны. Для их создания страна должна иметь не только высокий уровень развития науки и тех­ ники, но и в то же время обладать мощной судострои­ тельной, радиоэлектронной, машиностроительной и при­ боростроительной промышленностью. Атомные подвод­ ные лодки, построенные в Советском Союзе, — гроз­ ные и надежные корабли. Они способны совершать длительные походы в подводном положении, наносить

Принципиальное устройство двухконтурной тепловой схемы:

ЯР — ядерный реактор; ЦН — циркуляционный насос первого контура, перекачивающий теплоноситель через реактор для отбора тепла, появляю­ щегося в результате цепной реакции: ПГ — парогенератор; Т — турбина;

К — конденсатор; КН — конденсатный

насос; ПН — питательный насос;

ЗП —, зубчатая передача

(редуктор)

21


гружения, м
бина по-
ная глу­

мощные торпедные удары по боевым кораблям и тран­ спортам противника и поражать баллистическими и крылатыми ракетами любые объекты в море и на суше.

Советские атомные подводные лодки неоднократно

бывали в

центральной

части арктического

бассейна.

О походах

к Северному

полюсу подводных

лодок под

командованием капитанов 2 ранга Л. М. Жильцова и Ю. А. Сысоева широко сообщалось в газетах.

Американские империалисты, готовясь к войне про­ тив Советского Союза и стран социалистического лаге­ ря, развернули усиленное строительство атомных под­ водных лодок. Согласно планам американского коман­ дования к 1970 г. в составе ВМС США предполагается иметь 41 атомную ракетную подводную лодку с 656 ракетами «Поларис» на борту и 70—100 атомных ло­ док многоцелевого назначения.

Первоначально американское военно-морское коман­ дование намечало развернуть строительство атомных подводных лодок пяти классов: торпедных, ракетных с баллистическими ракетами, ракетных с крылатыми ра­ кетами, радиолокационного дозора и противолодочных. Однако в результате оценки боевых возможностей раз­ личных подводных лодок командование признало целе­ сообразным строить лодки лишь двух классов: ракет­ ные подводные лодки с баллистическими ракетами и торпедные подводные лодки многоцелевого назначения, в основном предназначенные для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями.

Основные тактико-технические данные наиболее рас­ пространенных типов подводных лодок США:

Назна­

Типы

чение

лодок

лодки

Водоиз­ Скорость, Предель­ меще­ узлы ние, т надвод­

[адводное ная

подводподвод­ псе ная

Число

Вооружение членов экипа-

жа

„Тре-

Много-

3750

менее 20

360

4 торпед­

05

шер"...

целевая

4300

около 30

ных аппа­

 

 

 

рата; 20—40 тор­ пед; ракетоторпеды «Саброк»

22