ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
научные достижения в области электроники, радио, гидролокации и ракетной техники быстро нашли при менение на подводных лодках.
Повышению роли подводных лодок способствова ли и результаты испытаний атомного оружия, которые показали, что надводные корабли более уязвимы, чем подводные.
Развитие подводных лодок шло по пути строитель ства дизельных с улучшенными тактико-техническими данными, модернизации находящихся в строю и созда ния экспериментальных лодок с парогазовыми турбина ми. Но подлинную революцию в подводном плавании произвела атомная энергетическая установка. Появи лись атомные подводные лодки, вооруженные раке тами и торпедами как с ядерными, так и с обычными зарядами. В настоящее время военно-морские специа листы рассматривают атомные подводные лодки-раке тоносцы как основные ударные силы флота.
Современные подводные лодки в зависимости от характера энергетических установок подразделяются на атомные и дизельные. По преимущественному со ставу вооружения они делятся на ракетные и торпед ные. В некоторых странах, например з США, торпед ные лодки именуются «подводными лодками многоце левого назначения», исходя из того, что они могут, кро ме борьбы с надводными кораблями' и подводными лодками, ставить мины, высаживать разведчиков-ди- версантов, перевозить грузы, вести разведку и т. д.
Развитие средств противолодочной обороны предъ явило высокие требования к тактико-техническим эле ментам подводных лодок. Для ведения успешных дей ствий и уменьшения потерь необходимо было обеспе
чить |
подводным лодкам возможность действовать в |
мор<е |
без всплытия на поверхность для пополнения |
энергоресурсов и дать большую скорость хода под ве дой на длительный период времени.
Пмводные лодки, имеющие дизели для надводного хода, и электромоторы, питающиеся от аккумуляторов, для движения под водой этими свойствами не облада
ют. |
Дизельные подводные лодки могут давать полный |
х м |
под водой не более чем 1,5—2 часа, после чего |
срму же должны приступить к зарядке аккумулято
ров. |
Зарядка их производится в надводном положении |
о |
17 |
|
или на перископной глубине (пользуясь устройством РДП) с помощью главных электромоторов, которые вращаются в это время дизелями и работают, как ге нераторы.
Глубина хода подводной лодки под РДП и периско пом зависит от их длины и обычно не превышает 8— 10 м. Во время шторма движение лодки на такой не большой глубине невозможно из-за выбрасывания ее волнами на поверхность.
Большие дальности плавания дизельные подводные лодки имеют главным образом при плавании в надвод ном положении.
Однако развитие науки и техники в начале 50-х годов текущего столетия позволило оснастить подвод
ные |
лодки такой энергетикой, которая превратила их |
из |
кораблей, периодически погружающихся под воду |
на ограниченное время, в истинно подводные корабли, способные быть под водой неограниченное время, имея при этом высокую скорость хода. Это произошло в ре
зультате бурного |
развития ядерной физики. |
В Советском |
Союзе теоретические и эксперимен |
тальные исследования особенностей пуска, работы и контроля реакторов были проведены группой физиков и инженеров под руководством академика И. В. Кур чатова. Эти работы дали возможность перейти к про ектированию совершенных реакторов. Были сконструи рованы стационарные энергетические установки, а за тем и «транспортные» для подводных лодок и ледоко ла «Ленин».
Ядерный реактор — основа всякой атомной сило вой установки — позволяет использовать тепловую энер гию реакции деления ядер урана для превращения ее в механическую и электрическую энергию. Так, атом ная энергетическая установка современной американ ской подводной лодки представляет собой комплекс, состоящий из реактора, двигателей и обслуживающих их агрегатов, трубопроводов и приборов, обеспечиваю щих движение лодки, а также снабжение ее пресной и дистиллированной водой, электроэнергией, теплом и воз духом.
Атомная энергетическая установка американской подводной лодки, независимо от ее конструктивных особенностей, состоит из двух частей: реакторной и ма-
шинной. Кроме того, на каждой атомной лодке обяза тельно имеются вспомогательные (резервные) энергети ческие установки: дизель-генераторы относительно не большой мощности, аккумуляторная батарея и гребные электродвигатели. Зарядка аккумуляторов может про изводиться дизель-генераторами или паровыми турбо генераторами, работающими при включенном реакторе. Вспомогательная энергетическая установка служит для обеспечения пуска реактора из холодного состояния.
Необходимость в вспомогательной энергетической установке, по американским взглядам, может появиться и в результате неисправности реактора.
Реакторная часть состоит из самого реактора — источника тепловой энергии, системы управления реактором, теплообменников-парогенераторов, циркуляционных насосов, вспомогательных систем и оборудова ния первого (теплопередающего) контура, биологиче ской защиты, системы контроля за радиационной об становкой в реакторном отсеке. -I
Машинная часть состоит из обычных паровых тур бин, превращающих энергию в механическую работу, турбогенераторов, главных и вспомогательных конден саторов, масляных, конденсатных и питательных насо сов, оборудования второго (рабочего) контура, линии валов с гребными винтами, редукторной передачи, раз личных соединительно-разобщительных муфт на линии валов.
Атомная подводная лодка имеет широко развитое электрооборудование. Оно является неизменной принад лежностью какреакторной, так и машинной части. Кроме того, вооружение, радиоэлектронная аппарату ра, большая часть вспомогательных механизмов, гене раторы кислорода, бытовое оборудование являются мощными потребителями электроэнергии. По району плавания, количеству и мощности вооружения атомные подводные лодки относятся к большим подводным лодкам.
По заявлениям американских военно-морских спе циалистов, на данном уровне развития атомные сило вые установки еще являются громоздкими, тяжеловес ными, и поэтому подводные лодки, обеспеченные ими, от личаются большими размерами. Особенно большой объем и вес занимает система биологической защиты, обеспе
19
чивающая радиационную безопасность личного состава. Ведь экипаж подводной лодки вынужден в течение длительного времени, исчисляемого месяцами, нахо диться рядом с реактором, подвергаясь опасности ра диационного облучения.
В зависимости от того, как осуществляется перенос тепла из ядерного реактора, тепловые схемы ядерных энергетических установок бывают одноконтурными, двухконтурными и трехконтурными.
В одноконтурной схеме тепло передается рабочему телу в реакторе, а затем преобразуется в турбине в ме ханическую работу. Из турбины водяной пар или газ возвращается в реактор.
На американских подводных лодках установлены реакторы, работающие по двухконтурной схеме, прин ципиальное устройство которой показано на рисунке.
Двухконтурная установка, как говорит само назва ние, состоит из двух контуров: первого — теплопере дающего, переносящего тепло из реактора в теплооб менник-парогенератор, а затем возвращающегося об ратно в реактор, и второго (рабочего) — от парогене ратора к турбине.
Второй (рабочий) контур при исправном состоянии всех трубопроводов не является радиоактивным.
В реакторах американских атомных подводных ло док в качестве теплоносителя, замедлителя нейтронов и рабочего тела используется обычная дистиллированная вода. Ядерная энергетическая установка с такой тепло вой схемой называется установкой водо-водяного типа. Температура теплоносителя при выходе из реактора до стигает нескольких сот градусов. Чтобы вода не заки пала при такой температуре, в первом контуре поддер живают высокое давление.
Ядерный реактор водо-водяного типа представляет собой цилиндр, выполненный из стали, в который вва рены трубы для входа и выхода теплоносителя. Внутри реактора в специальных пеналах, именуемых техноло гическими каналами, находятся тепловыделяющие эле менты — ядерное горючее. Цепная реакция деления урана происходит не во всей внутренней полости реак тора, а только в так называемой активной зоне реак тора, которая по всему периметру зоны ограничивается отражателем нейтронов.
30
На крышке реактора монтируются приводы управ ляющих и аварийных стержней. При поднятии или
•пускании этих стержней в активной зоне реактора юзникает или уменьшается поток нейтронов, что ока зывает влияние на интенсивность цепной реакции. Ава рийные стержни служат для быстрого прекращения цепной реакции.
Представление о сроках службы тепловыделяющих элементов атомных подводных лодок можно составить по следующим данным: американская подводная лод ка «Скейт» одну заправку ядерного горючего эксплуа тировала 39 месяцев, за это время прошла 120 862 ми ли; атомная подводная лодка «Тритон» — соответствен но 32 месяца и 126 500 миль.
В настоящее время атомные подводные лодки име ют не все страны. Для их создания страна должна иметь не только высокий уровень развития науки и тех ники, но и в то же время обладать мощной судострои тельной, радиоэлектронной, машиностроительной и при боростроительной промышленностью. Атомные подвод ные лодки, построенные в Советском Союзе, — гроз ные и надежные корабли. Они способны совершать длительные походы в подводном положении, наносить
Принципиальное устройство двухконтурной тепловой схемы:
ЯР — ядерный реактор; ЦН — циркуляционный насос первого контура, перекачивающий теплоноситель через реактор для отбора тепла, появляю щегося в результате цепной реакции: ПГ — парогенератор; Т — турбина;
К — конденсатор; КН — конденсатный |
насос; ПН — питательный насос; |
ЗП —, зубчатая передача |
(редуктор) |
21
мощные торпедные удары по боевым кораблям и тран спортам противника и поражать баллистическими и крылатыми ракетами любые объекты в море и на суше.
Советские атомные подводные лодки неоднократно
бывали в |
центральной |
части арктического |
бассейна. |
О походах |
к Северному |
полюсу подводных |
лодок под |
командованием капитанов 2 ранга Л. М. Жильцова и Ю. А. Сысоева широко сообщалось в газетах.
Американские империалисты, готовясь к войне про тив Советского Союза и стран социалистического лаге ря, развернули усиленное строительство атомных под водных лодок. Согласно планам американского коман дования к 1970 г. в составе ВМС США предполагается иметь 41 атомную ракетную подводную лодку с 656 ракетами «Поларис» на борту и 70—100 атомных ло док многоцелевого назначения.
Первоначально американское военно-морское коман дование намечало развернуть строительство атомных подводных лодок пяти классов: торпедных, ракетных с баллистическими ракетами, ракетных с крылатыми ра кетами, радиолокационного дозора и противолодочных. Однако в результате оценки боевых возможностей раз личных подводных лодок командование признало целе сообразным строить лодки лишь двух классов: ракет ные подводные лодки с баллистическими ракетами и торпедные подводные лодки многоцелевого назначения, в основном предназначенные для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями.
Основные тактико-технические данные наиболее рас пространенных типов подводных лодок США:
Назна
Типы
чение
лодок
лодки
Водоиз Скорость, Предель меще узлы ние, т надвод
[адводное ная
подводподвод псе ная
Число
Вооружение членов экипа-
жа
„Тре- |
Много- |
3750 |
менее 20 |
360 |
4 торпед |
05 |
шер"... |
целевая |
4300 |
около 30 |
ных аппа |
|
|
|
|
рата; 20—40 тор пед; ракетоторпеды «Саброк»
22