Файл: Родионов А.И. Подводные лодки в современной войне.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кусственного спутника Земли, положение которого в про­ странстве всегда известно с высокой точностью (в США такая система называется «Транзит»), А раз это так, то по нему можно надежно определять координаты места лодки в море обычными астрономическими ме­ тодами, используя для измерения высот перископиче­ ский секстан или радиосекстан (если спутник имеет ра­ диопередающую систему). Система «Транзит» позво­ ляет определять место корабля в море с точностью

200—400 м.

Атомная энергетика обеспечила подводным лодкам большую подводную автономность, т. е. способность длительно пребывать в подводном положении. Извест­ но, что подводную автономность определяют два обсто­ ятельства: запас энергии для движения под водой и условия обитаемости личного состава в изолированных от атмосферного воздуха отсеках подводной лодки. Атомная энергия первую проблему решила полностью. Вторая проблема потребовала от ученых больших уси­ лий. На атомной подводной лодке, кроме общих труд­ ностей жизни подводников, прибавляется опасность воз­ действия радиационных излучений. Проблема биоло­ гической защиты личного состава на американских подводных лодках, как уже говорилось ранее, решена установкой специальных защитных экранов у реакто­ ра и обслуживающих его систем и механизмов.

Все отсеки оборудуются особыми системами зву­ ковой и световой индикации радиоактивного излучения. В специальной радиохимической лаборатории лодки, оборудованной соответствующими приборами, ведется систематический контроль радиационного состояния всех отсеков лодки. По сообщениям прессы, дозы облучений личного состава американских атомных подводных ло­ док не выходят за пределы медицинских норм.

Состав воздуха в лодке, необходимый для нормаль­ ной жизнедеятельности членов экипажа, поддержива­ ется специальной системой регенерации и очистки, ко­ торая удаляет углекислый и другие токсичные газы, пары и аэрозоли, вредные для организма человека.

Специальный электролитический генератор, рабо­ тающий на принципе электролиза дистиллированной воды, обеспечивает нормальную концентрацию кисло­

30

рода в лодке. Контроль за составом воздуха в отсеках осуществляется газоанализаторами.

Все подводные лодки оборудуются системой конди­ ционирования воздуха, поддерживающей в отсеках за­ данную температуру и влажность.

Подводные лодки, находящиеся в море, нуждаются в связи со своим командованием. Для этого они осна­ щаются радиопередатчиками и радиоприемниками.

Передача радиограмм с подводной лодки произво­ дится с помощью различных выдвижных антенн, кото­ рые лодка поднимает над поверхностью воды, находясь на перископной глубине. Для связи с командованием лодка всплывает в надводное положение только в край­ них случаях: при нахождении в очень большом удале­ нии от принимающей станции, когда мощности радио­ передатчика не хватает для установления надежной свя­ зи, или если шторм не позволяет находиться лодке на перископной глубине.

Для связи между собой подводные лодки, находящи­ еся под водой, оснащаются специальными ультразву­ ковыми приборами связи.

На подводных лодках также устанавливаются спе­ циальные приемники для обнаружения и пеленгования работы радиолокаторов противника.

Так устроены, вооружены и оборудованы американ­ ские атомные подводные лодки. Считают, что атомные подводные лодки скоро станут основными боевыми кораблями военно-морских сил. Но это не означает, что в ближайшие годы они полностью заменят дизельные. Они еще в течение многих лет будут стоить во много раз дороже дизельных. Поэтому фло­ ты всех стран строят и имеют в строю большие, сред­ ние и малые дизельные лодки, которые отнюдь не яв­ ляются безнадежно устаревшими по сравнению с над­ водными кораблями и транспортами, бороться с кото­

рыми они предназначены.

 

 

 

Согласно

английскому справочнику

Джена «Воен­

ные корабли» в

1964 г. Англия

имела

44 дизельные

подводные

лодки,

Швеция — 25,

Франция — 22,

За­

падная Германия

— 9, Италия

— 6, Япония

— 6

Имеют дизельные подводные лодки и другие страны. Большинство из них построены после окончания

31


второй мировой войны с учетом современных требова­ ний. Лодки, построенные в конце войны или по проек­ там, разработанным в ходе войны, — модернизированы.

Советский Союз, кроме атомных, также имеет ди­ зельные подводные лодки.

В США с 1959 г. прекращено строительство дизель­ ных подводных лодок.

Однако от использования их США пока не отказа­ лись. Об этом свидетельствует наличие в составе флота большого количества дизельных подводных лодок. Со­ гласно тому же английскому справочнику «Военные корабли» в составе американского флота в 1964 г. бы­ ло таких лодок 144, т. е. больше, чем во флотах всех других капиталистических стран, вместе взятых. Пре­ имущественно это большие подводные лодки типов «Тенч», «Балао» и «Гэтоу», построенные в конце второй мировой войны или вскоре после окончания ее. По своим тактико-техническим данным они мало отлича­ ются друг от друга. Их водоизмещение — 1525/2425 т. вооружение — 10 торпедных аппаратов.

Эти лодки подверглись модернизации, в ходе кото­ рой с них были сняты артиллерийские орудия, установ­ лен РДП, надстройки и рубки сделаны более обтекае­ мыми, установлены мощные электродвигатели и акку­ муляторы повышенной емкости. Эти усовершенствова­ ния позволили увеличить скорость хода под водой с 10 узлов до 14—15 и дальность при плавании эконо­ мическим ходом с 120—150 до 300—400 миль. Были приняты меры по снижению шумности работающих ме­ ханизмов. Устаревшее радио- и гидроакустическое обо­ рудование было заменено новым с улучшенными так­ тико-техническими характеристиками. Все лодки, про­ шедшие модернизацию, получили возможность исполь­ зовать самонаводящиеся торпеды.

Первые лодки послевоенной постройки (типа «Тэнг») не являлись результатом творчества американских кон­ структоров, а были лишь модификацией немецких под­ водных лодок XXI серии. Данный тип относится к ка­ тегории больших подводных лодок, они имеют водоиз­

мещение 1800/2400 т, скорость 15—17

узлов, 6 носо­

вых и 4 кормовых

торпедных аппаратов, глубину по­

гружения 180 м,

дальность плавания

под дизелями

экономическим ходом

18 000 миль,

автономность 60 су­

ток. Экипаж лодки составляет 78

человек.

В поисках возможностей получения высоких под­

водных скоростей

американские

кораблестроители

прежде всего обратили внимание на улучшение формы корпуса, для чего построили специальную эксперимен­ тальную дизельную подводную лодку «Альбакор». Ге корпус имеет удобообтекаемую каплевидную форму, что обеспечивает ей скорость до 25 узлов. Такая фор­

ма

корпуса была принята при строительстве послед­

ней

серии дизельных подводных лодок типа «Барбел»

и с небольшими изменениями — атомных подводных ло­ док. Большие подводные лодки типа «Барбел», постро­ енные в период 1957—1959 гг., явились последними серийными дизельными подводными лодками в ВМС США. Их водоизмещение 1750/2640 т, скорость 15/25 уз­

лов, глубина

погружения

210 м, дальность пла­

вания под РДП

18 000 миль.

Лодки вооружены шестью

носовыми торпедными аппаратами. Кроме торпед, на­ ходящихся в аппаратах, имеется 18 запасных.

Как говорилось выше, в составе подводного флота США имеется шесть дизельных подводных лодок, во­ оруженных крылатыми ракетами. По сведениям печа­ ти, ракеты с Них снимаются, и они переделываются для использования по другому назначению. В строю будут оставлены для учебных целей лишь две лодки.

Чтобы лучше представить уровень развития, кото­ рого достигли дизельные подводные лодки в послево­ енное время, обратимся к английским. Наиболее совер­ шенными из них являются подводные лодки типа «Оберон», вступившие в строй в 1959—1961 гг. Эти лодки водоизмещением 2000/2400 т, имеют подводную вкорость до 20 узлов, вооружены десятью торпедными ап­ паратами. Глубина их погружения достигает 200 м, экипаж составляет 71 человек.

В связи с общей тенденцией увеличения подводных скоростей английские конструкторы в 1954—1958 гг. построили две подводные лодки с парогазовыми турби­ нами немецкого конструктора Вальтера. Максимальная скорость их подводного хода достигает 25 узлов. Од­ нако ввиду малой надежности этой установки, большой пожароопасности и высокой стоимости эксплуатации

3

33


англичане от серийного строительства таких лодок отказались.

Современные дизельные подводные лодки, как и атомные, оборудуются совершенными радио- и радио­ локационными станциями. Особое внимание обраща­ ется на оснащение их акустическими станциями боль­ шой дальности действия. Ведь как только подводная лодка погрузится «а глубину более, чем перископную, в распоряжении командира лодки остается единствен­ ное средство наблюдения за обстановкой — гидроаку­ стическая станция. А для тихоходных подводных лодок дальность обнаружения противника имеет решающее значение.

Средняя продолжительность непрерывного пребыва­ ния под водой современных дизельных подводных ло­ док при плавании экономической скоростью достигает 5—8 суток. Очищение воздуха, необходимого для жиз­ недеятельности личного состава, производится регене­ рационными установками, а израсходованный кислород добавляется из специальных баллонов, наполняемых в базе.

Тактико-технические данные средних подводных ло­ док тоже улучшились. Так, французские подводные лодки типа «Аретыоз», вступившие в строй в 1959—

1960 гг., имеют скорость хода над водой

и под водой

16 узлов. Их водоизмещение 529/650 т.

Вооружены

четырьмя торпедными аппаратами. Эти дизельные под­ водные лодки строились главным образом для борь­ бы с подводными лодками противника и оснащены новыми гидроакустическими станциями. Небольшой размер лодки в сочетании с мощными двигателями делает ее весьма маневренной, что очень важно при борьбе с подводными лодками.

Дальнейшим развитием средних подводных лодок явились лодки типа «Дафнэ». Имея водоизмещение 850/1040 т, эти лодки вооружены 12 торпедными аппа­ ратами. Но скорость хода у них такая же, как у под­ водных лодок типа «Аретыоз».

При строительстве обоих типов подводных лодок об­ ращалось особое внимание на способность иметь воз­ можно большую скорость на глубине при минимальном уровне шума, создаваемого винтами и работающими механизмами. Ведь в борьбе между двумя подводными

лодками преимущество будет на стороне той, которая будет иметь меньший уровень шума, значит, раньше обнаружит лодку противника и первой использует ору­ жие.

Из малых подводных лодок, находящихся в составе флотов капиталистических стран, высокими тактико­ техническими данными обладают подводные лодки ФРГ. Построенные в период 1960—1962 гг. подводные лодки типа «У-1» водоизмещением 350 т вооружены восемью торпедными аппаратами, имеют скорость 11/17 узлов. При проектировании этих подводных лодок имелось в виду использовать их главным образом для борьбы с подводными лодками противника.

В ряде стран, в том числе и в США, строятся кар­ ликовые («сверхмалые») подводные лодки, предназна­ чаемые для разведывательно-диверсионных целей, дей­ ствий против кораблей в базах и на внутренних водных системах, куда они могут быть переброшены по воз­

духу самолетами.

1

Несколько лет назад одна американская авиацион­ ная фирма построила для военно-морского флота кар­ ликовую дизельную подводную лодку Х-1 длиной 12 м, водоизмещением 25 т, со скоростью хода под водой до 12 узлов и дальностью плавания 500 миль. Лодка может применять мины или самонаводящиеся торпеды. Глубина ее погружения 15 м, экипаж 4 человека. Ан­ глийские карликовые лодки отличаются от американ­ ских Х-1 несколько большим водоизмещением, оно у них достигает 35 т, скорость хода 6—7 узлов. Карли­ ковые лодки имеют Франция, Испания и ФРГ.

Некоторые страны, кроме карликовых лодок, строят подводные человекоуправляемые снаряды. Экипаж их в количестве 1—2 человек управляет снарядом и выпол­ няет боевую задачу, находясь в аквалангах.

Таково послевоенное развитие дизельных подводных лодок. В послевоенный период совершенствовались не только подводные лодки. Одновременно развивались си­ лы и средства борьбы с ними. Заметно улучшилась общая организация борьбы с подводными лодками, про­ водятся дальнейшие изыскания в области средств по­ иска и опознавания атомных подводных лодок, разра­ батываются и испытываются новые образцы противо­ лодочного оружия, модернизируются существующие.

35


Строятся новые противолодочные корабли, создаются специальные противолодочные самолеты и вертолеты, ведется усиленная боевая подготовка сил, предназна­ ченных для борьбы с подводными лодками.

По оценке американских специалистов, силы и сред­ ства борьбы с подводными лодками, находившиеся до сих пор на вооружении военно-морских сил США, яв­ лявшиеся в какой-то мере эффективными против ди­ зельных подводных лодок, оказались мало действенны­ ми против атомных подводных лодок, обладающих большой скоростью хода, возможностью погружаться на большие глубины и практически неограниченной про­ должительностью пребывания под водой.

ВЗГЛЯДЫ НА БОЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Характерной чертой будущей мировой войны явится применение ракетноядерного оружия в самых широких масштабах, в результате чего такая война будет наи­ более разрушительной из всех войн мировой истории. Приэтом начальный период войны (особенно первые дни войны) расценивается как решающий.

Основной стратегической задачей будущей войны, по мнению буржуазных теоретиков, явится подрыв во­ енно-экономического потенциала, разгром главнейших группировок Вооруженных Сил и оккупация жизненно важных районов территории Советского Союза и дру­ гих социалистических стран. Утверждается, что эта

задача

будет решаться

всеми видами

вооруженных

сил как

единый процесс

вооруженной

борьбы на су­

ше, море и в воздухе.

Делая ставку на межконтинентальные ракеты, не­ сущие ядерные заряды, военные деятели США и Ан­

глии

видное

место отводят военно-морскому флоту.

Они

считают,

что в современных условиях роль воен­

но-морского флота не только не уменьшилась, но зна­ чительно возросла. Предусматривается, что функции военно-морского флота не будут ограничиваться реше­ нием задач борьбы на море, а будут заключаться в на­

36

несении ударов со стороны моря по объектам на тер­ ритории противника ракетами с подводных лодок и самолетами с авианосцев и в обеспечении действий ар­ мии и авиации. Высокая маневренность, значительный радиус действий кораблей, их большая ударная мощь позволят использовать флот в будущей войне одно­ временно на многих театрах военных действий. Под­ вижность ударных сил флота позволит сосредоточи­ вать их в короткие сроки в любом районе земного шара.

Военно-морской флот будет также широко привле­ каться для оказания содействия сухопутным войскам и авиации в решении задач на континенте, обеспечения бесперебойных океанских (морских) перевозок, осуще­ ствления обходных маневров с высадкой морских и воз­ душных десантов на побережье противника.

В военных планах США одно из первых мест зани­ мает оборона американского континента и в первую очередь крупных политических и экономических цент­ ров, военных, военно-морских и авиационных баз, пор­ тов и судостроительных предприятий от воздействия по ним как межконтинентальных баллистических ракет, так и ракет с подводных лодок.

В своих взглядах на использование военно-морско­ го флота в войне США и Англия исходят из того, что главное противодействие в океане .ему будет оказано советскими подводными лодками и морской ракетонос­ ной авиацией. Поэтому ими уделяется большое внима­ ние развитию сил и средств борьбы с подводными лод­ ками.

По мнению представителей военно-морских кругов США, подводные лодки являются мощными силами для ведения боевых действий на море. Они могут решать большинство стоящих перед военно-морским флотом задач, в частности, наносить ракетно-ядерные удары по важным прибрежным и тыловым военно-промышлен­ ным объектам противника, кораблям в базах, бороться в море с подводными лодками, надводными корабля­ ми и транспортами. Кроме того, они могут использо­ ваться для ведения разведки, высадки разведыватель- яо-диверсионных групп на побережье, постановки мин, перевозки грузов в блокированные противником райо­ ны, заправлять топливом гидросамолеты в море.

37


Считается, что подводные лодки являются наилуч­ шей платформой для размещения на них баллистиче­ ских ракет. Места наземных стартовых позиций меж­ континентальных ракет могут быть противником разве­ даны заранее и подвергнуты удару до того момента, когда ракеты будут запущены. Ракетные подводные лод­ ки, находящиеся в океане, труднее обнаружить, и они менее уязвимы при внезапном ядерном нападении про­ тивника.

Кроме того, благодаря большой подвижности лодки способны скрытно приближаться к побережью против­ ника настолько, что могут даже ракетами средней даль­ ности поражать объекты, расположенные в глубине территории страны.

Способность ракетных подводных лодок к широкому маневру, плаванию подо льдами делает угрозу от них равновероятной со всех направлений, в том числе и из покрытых льдами районов Арктики.

Атомные ракетные подводные лодки США даже сей­ час, в мирное время, постоянно находятся на боевом патрулировании в Норвежском и Средиземном морях, имея ракеты в 30-минутной готовности к старту. В ближайшее время такое же патрулирование намечается у берегов Азии.

Американское морское командование не отказалось от намерения дислоцировать свои ракетные подводные лодки и в северной части Индийского океана. При реа­ лизации этого намерения ядерная опасность приблизит­ ся к берегам Южной Азии и Восточной Африки.

Командование военно-морскими силами США нахо­ дящиеся в строю ракетные подводные лодки использу­ ет интенсивно. Все лодки в течение года совершают по четыре похода на боевое патрулирование. Продолжи­ тельность каждого патрулирования два месяца. Для поддержания такого напряжения подводные лодки имеют по два сменных экипажа. Каждый экипаж в тече­ ние года находится в море 120 суток. Между походами он отдыхает и готовится к очередному выходу в море.

Советские ракетные подводные лодки служат для защиты стран социалистического лагеря от нападения империалистических стран. По своей природе СССР не может являться агрессором и первым начать войну. Наши ракетные подводные лодки, как и ракетные вой­

55

ска стратегического назначения, — это оружие ответ­ ного удара. Они готовы в случае нападения противни­ ка нанести удары такой силы, после которых агрессор будет уничтожен.

Для этих целей наши подводные ракетоносцы ос­ нащены различным современным вооружением, в том числе и баллистическими твердотопливными ракетами, запускаемыми из подводного положения на удаление нескольких тысяч километров.

Атомная энергия придала'подводным лодкам новые качества. Какие же преимущества дают эти качества атомным подводным лодкам перед дизельными?

Благодаря возможности получать большие мощности с относительно малогабаритных энергетических устано­ вок при малом расходе горючего они имеют высокую скорость хода под водой и большую дальность плава­ ния.

Большая скорость позволяет атомной подводной лодке в поисках противника за короткий срок обследо­ вать обширные районы океана. Она может быстро сблизиться с противником, обнаруженным другими средствами разведки, например авиацией.

Атомная подводная лодка имеет под водой практи­ чески неограниченную дальность плавания и высокую скорость хода. Эту большую скорость хода она мо­ жет поддерживать весь период плавания. Данным ка­ чеством она резко отличается от дизельной подводной лодки.

Возможность длительно пользоваться большими ско­ ростями в подводном положении для подводной лодки дает большое преимущество. Она может быстро при­ быть в назначенный район боевых действий и основ­ ную часть своей автономности находится в нем.

Сравним возможности атомной и дизельной подвод­ ных лодок, имеющих одинаковую автономность, рав­ ную 50 суткам. Для перехода в район боевых действий, удаленный от базы на 4000 миль, и возвращения в ба­ зу после операции атомная подводная лодка, следуя 20-узловой скоростью, затратит 17 суток и сможет про­ быть там 33 дня. Дизельная подводная лодка, совер­ шая переход частично под водой, имея среднюю ско­ рость 10 узлов, потратит на переход в район и возвра-

39