ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
кие лодки доставлялись специально оборудованными большими подводными лодками или надводными ко раблями.
Входе второй мировой войны подводные лодки по лучили дальнейшее качественное развитие.
Вначальный период, когда противолодочная обо рона была недостаточно совершенной и развитой, при строительстве подводных лодок обращалось внимание на увеличение надводной скорости и усиление торпед
ного вооружения. Подводные маневренные элементы при этом оставались без изменений.
Начиная с 1943 г. |
условия боевых действий подвод |
||
ных лодок, особенно |
в Атлантике, резко изменились. |
||
К этому времени |
к борьбе |
с подводными лодками ста |
|
ла привлекаться |
в большом |
количестве авиация, снаб |
женная радиолокаторами и средствами уничтожения подводных лодок. Все надводные корабли, привлекае мые для борьбы с подводными лодками, оборудовались гидролокаторами, позволявшими определять не только направление на подводную лодку, находящуюся на глубине, но и измерять расстояние до нее. Применение гидролокатора повысило эффективность использования глубинных бомб.
Улучшение радиосвязи между самолетами и над водными кораблями позволило широко использовать их в совместных действиях при борьбе с подводными лод ками. В результате всех этих мер потери подводных лодок резко увеличились.
Необходимо было улучшить подводные маневрен ные качества лодок и длительность пребывания их под водой. Первоначально эта задача решалась уста новкой на лодках устройства (в немецком флоте полу чившего название «шноркель»), которое позволяло под водной лодке идти под водой на небольшой глубине под дизелями скоростью 5—6 узлов. Это устройство состояло из двух соединенных в общую конструкцию труб, выдвигаемых из-под воды над поверхностью мо ря. По одной из труб засасывался из атмосферы воз дух, необходимый для работы дизелей, по другой от водились за борт отработанные газы. В послевоенное время устройство было конструктивно улучшено и те перь является непременной принадлежностью всех ди
10
зельных лодок. В советском флоте оно называется РДП (работа дизеля под водой).
Устройство РДП избавляло от необходимости всплы вать в надводное положение для зарядки аккумулятор ных батарей, позволяло использовать для движения под водой дизели, экономя электроэнергию аккумуляторных батарей для атаки или уклонения от преследования, од* нако оно не полностью решало проблему улучшения подводных качеств лодки. Скорость движения под во дой продолжала оставаться малой и уступала скоро сти конвоев, а тем более боевых надводных кораблей и не обеспечивала сближения с обнаруженной быстроход ной целью во многих случаях обстановки.
Кроме того, РДП обнаруживался радиолокаторами самолетов и надводных кораблей, так как габариты не позволяли оборудовать его достаточно надежным противолокационным покрытием, устойчивым в усло виях эксплуатации на море. Таким образом, и устрой ство РДП не обеспечивало полной скрытности подвод ной лодки.
В некоторых флотах создавали дизели, работаю щие «по замкнутому циклу» без потребления атмосфер ного воздуха (добавляя кислород из баллонов), но технические трудности не позволили развить эту идею.
Решение задачи увеличения дальности и скорости хода под водой удалось найти, построив подводные лсдки с увеличенной аккумуляторной батареей. Это обеспечивало возможность развивать максимальную одночасовую скорость под водой до 14—15 узлов. При плавании лодки с шестиузловой скоростью электро энергии хватадо на двое суток.
Повысить эффективность подводных лодок немец кие конструкторы пытались путем создания парогазо вой турбинной установки, работающей на перекиси водорода. Установка обеспечивала подводной лодке ско рость подводного хода 24 узла. Однако запасы спе циального горючего были только на 6 часов хода, вслед ствие чего применять эту установку было возможно лишь для форсирования хода. В процессе испытаний турбины и горючего конструкторы встретились с боль шими трудностями и до серийных образцов установку не довели.
11
Наряду с увеличением скорости и дальности пла вания под водой увеличилась и глубина погружения как важный элемент, обеспечивающий скрытность и защищенность подводной лодки от противолодочного оружия.
Вторая мировая война дала толчок в развитии и вооружении подводных лодок. Появились бесследные электрические торпеды, Для борьбы с кораблями охра нения стали использоваться акустические торпеды, ко торые при помощи специального устройства улавливали шумы работающих винтов корабля и направлялись на него.
В годы второй мировой войны были сделаны пер вые попытки использовать подводные лодки для запу ска ракет. Немцы для обстрела территории США раз рабатывали проект стартового устройства для пуска баллистических ракет Фау-2. Американцы оборудовали несколько лодок специальными направляющими уст ройствами для пуска из надводного положения неуп равляемых ракет.
Главной задачей подводных лодок во второй ми ровой войне явилась борьба на морских и океанских коммуникациях. Это объясняется большим значением таких коммуникаций в жизни многих государств. Обыч но большая часть стратегического сырья, топлива, про мышленной и сельскохозяйственной продукции перево зится морем. С начала войны объем таких перевозок возрастает.
Условия для действий подводных лодок на океан ских и морских коммуникациях в годы второй миро вой войны на отдельных театрах были различными.
Советским подводным лодкам приходилось встре чаться с сильной, повседневно действующей противо лодочной обороной противника, к которой, кроме ми ноносцев, сторожевых кораблей и авиации, привлека лось большое количество катеров, шхун и других ко раблей.
В начальный период войны, когда вся морская авиа ция была привлечена для действий па сухопутных на правлениях, подводные лодки являлись единственными кораблями, которые могли быть использованы для борьбы с морскими перевозками противника. Наши
12
надводные |
корабли, лишенные прикрытия с воздуха, |
на морских |
коммуникациях действовать не могли. |
В начале войны лодки действовали самостоятельно, находясь в пределах ограниченных по размерам пози ций. Позже, с усилением противником мер борьбы с подводными лодками, им стали «нарезать» более об ширные районы, а в отыскании противника стали по могать самолеты морской авиации.
Начиная с 1943 г. самолеты не только вели развед ку в интересах подводных лодок, но и участвовали в ударах по обнаруженному противнику.
В результате боевых действий на морских сообще ниях советские подводные лодки потопили 322 тран спорта и 87 боевых и вспомогательных кораблей и ка теров. Этим они внесли значительный вклад в дело разгрома немецко-фашистских вооруженных сил и под рыва военной экономики Германии.
Американские, как и немецкие, подводные лодки в основном действовали на открытых театрах, в боль шом удалении от берегов, куда не могли повседневно привлекаться значительные силы противолодочной обо роны.
В целом |
подводные лодки сыграли большую роль |
в борьбе на |
морских коммуникациях. Так, из общих |
потерь тоннажа, |
понесенных Объединенными Нациями |
в течение второй |
мировой войны в ходе военных дейст |
вий и выразившихся цифрой 21,5 млн. per. т. бр. *, подводными лодками стр'ан оси было потоплено 2828
транспортов |
тоннажем 14,7 |
млн. per. т. бр., или 58% |
от всех потерь торгового |
флота. |
|
В водах |
Тихого океана |
американские подводные |
лодки потопили 1150 японских торговых судов тонна жем 4,8 млн. per. т. бр.
Результат боевых действий подводных лодок был высокий. Например, в немецком флоте насчитывалось 14 лодок, каждая из которых потопила или повредила суда общим тоннажем свыше 100 000 per. т. бр. Ус пешность торпедных атак американских подводных ло док равнялась 28%, английских достигала 46%. Боль шими мастерами торпедного огня были советские под
* Регистровый тоннаж брутто — основной эксплуатационный показатель судна — его грузовая вместимость.
13
водники. Известен случай, когда командир подводной лодки С-104 Северного флота капитан 3 ранга Тураев В. А., атаковав конвой, одним четырехторпедным залпом потопил сторожевой корабль, транспорт и тральщик.
Обычно подводные лодки атаковали боевые кораб ли из засад у военно-морских баз противника и на ве роятных путях их следования. Скрытный прорыв в ба зы с целью атак кор'аблей хотя и имел место, однако он не был типичным.
За годы войны подводными лодками Германии, Ита лии, Японии, Англии и США было потоплено 320 над водных кораблей, в том числе: линейных кораблей 3, авианосцев 17, крейсеров 32. Повреждено 63 корабля, из них линейных кораблей 12, авианосцев 9, крейсеров 22. Уничтожено 75 лодок.
Поскольку боевая деятельность подводных лодок проходила у побережья противника и на широких оке анских просторах, они попутно с выполнением главной задачи вели и разведку.
Реже подводные лодки использовались для скрыт ной высадки на побережье противника небольших по численности разведывательных или диверсионных групп. Применялись подводные лодки и для скрытной достав ки людей и грузов в блокированные с суши и моря ба зы, участки побережья. Так, когда -немецко-фашистским войскам удалось создать сильную угрозу с воздуха в районе Севастополя, подводные лодки Черноморского флота доставили в осажденный город значительное ко личество боеприпасов, медикаментов и других грузов. Подводные лодки после выгрузки грузов принимали для доставки па «Большую землю» раненых и граж данское население.
Англичане использовали подводные лодки для под держки связи с островом Мальта и доставки на него авиационного боезапаса и бензина.
Блокада американскими вооруженными силами японских гарнизонов на островах Тихого океана вы нудила японцев снабжать эти войска с помощью под водных лодок. Потребности многочисленных гарнизонов были столь велики, что японцы уже в ходе войны были вынуждены строить специальные транспортные под водные лодки.
14
Немецкое командование для снабжения боевых под водных лодок боеприпасами, топливом, водой, продо вольствием непосредственно в море использовало пере оборудованные из боевых или специально построенные транспортные подводные лодки. Это мероприятие уве личивало время пребывания подводных лодок в море.
Имели место случаи привлечения подводных лодок для навигационного обеспечения кораблей, т. е. ис пользования их в качестве плавучих маяков. Приме ром успешного выполнения задач навигационного обес печения является деятельность подводных лодок Щ-201 и М-51 Черноморского флота во время высадки десан та в занятую немецко-фашистскими войсками Феодо сию. В темную ночь, в условиях отсутствия на берегу каких-либо видимых ориентиров, корабли с десантом на борту определили свои места по выставленным эти ми лодками светящимся буям и включенным прожек торам.
Известны случаи привлечения подводных лодок для обстрела их артиллерией важных береговых объектов противника. Подводные лодки нашли применение и в такой, казалось бы, специальной области морской дея тельности, как спасение экипажей самолетов, сбитых противником.
Тактические приемы действий подводных лодок в ходе второй мировой войны по мере накопления боево го опыта, принятия на вооружение более совершенного оружия, развития противолодочной обороны противни ка изменялись и совершенствовались.
В начале второй мировой войны применялся выра ботанный еще в - первую мировую войну позиционный метод. Подводным лодкам отводился район строго ог раниченных размеров, в пределах которого они и ожи дали появления противника, а затем атаковали его. С развитием средств радиосвязи этот метод совершенст вовался. Командование получало возможность после обнаружения противника силами разведки для встречи с «им давать по радио команды на перемещение под водных лодок на другие, заранее намеченные позиции.
Крейсерство, т. е. активный поиск противника в обширных районах, как и в годы первой мировой вой ны, продолжало широко применяться подводными лод ками во время действий на коммуникациях врага.
15
Но наиболее эффективными оказались действия под водных лодок совместно с авиацией. Их взаимодейст вие заключалось в обеспечении и дополнении друг друга и в первую очередь подводных лодок данными воздушной разведки, воздействием авиации на противо лодочные силы конвоев или отрядов боевых кораблей и в создании условий отрыва в случае преследования
со |
стороны кораблей противника. |
вой |
В годы первой и в начальный период второй миро |
войн подводные лодки действовали одиночно. В |
дальнейшем они стали использоваться и группами в составе от 2—3 до 20—30 лодок. Лодки, действовав шие группами, взаимодействовали как между собой, так и с другими родами морских сил, чаще всего с авиацией. Основной целью этого метода являлось об легчение поиска противника в море, наведение лодок на корабли противника, обеспечение проведения по вторных атак и затруднение неприятелю преследования атакующих лодок силами охранения конвоев или от ряда боевых кораблей.
Все воевавшие страны в ходе войны развернули большое строительство подводных лодок. Так, Герма ния построила 1131 лодку, Италия — 41, Япония — 129,
Англия — 165, США — 203.
Как и в первую мировую войну, подводные лодки своими активными действиями создавали большое напряжение у противника.
Совершенствование сил и средств борьбы с подвод ными лодками в годы второй мировой войны привело к значительным потерям их. В годы войны потеряли:
Германия — 781 подводную лодку, Италия — 84, Япо
ния— 130, |
Англия — 76 |
и |
США — 52 подводные лодки. |
|
Несмотря на большие потери, подводные лодки не |
||||
только |
не |
утратили |
своего значения, но, наоборот, |
|
показали |
себя как весьма результативный и важный |
|||
род сил |
военно-морского |
флота. |
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ
После второй мировой войны в развитии подвод ных лодок произошли большие изменения. Новейшие
16