ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
Продолжающиеся и в наше время активные процес сы образования звезд 1 и галактик говорят о многом. В частности, это является опровержением тезиса об од новременном образовании всех небесных тел несколько миллиардов лет тому назад (как мы уже видели, подоб ный тезис используется религией для доказательства творения мира богом). Во-вторых, это показывает несо стоятельность попыток выделения каких-то особых эпох в развитии Вселенной. В ней нет готовых небесных тел, все они возникают и разрушаются. Но при этом материя не исчезает и не возникает из ничего, она лишь переходит из одной формы своего существования в дру гую. Например, звезды образуются из газовопылевых туманностей (диффузного вещества), которые в свою очередь могут образоваться из вещества, выброшенного звездами. Происходит то, что называют вечным круго воротом материи во Вселенной.
Современную научную картину мира можно назвать картиной материального единства мира. Она утвержда ет, что Вселенная состоит из конкретных видов материи в виде вещества (плотного — звезды, планеты; разре женного — диффузные облака) и физических полей: электромагнитного, гравитационного и ядерных полей. Не исключено, что существуют еще не открытые нау-1
1 Есть все основания считать, что вокруг многих звезд при этом образуются и планетные системы. Таким образом, рождение
планет, а на некоторых из них и жизни, также является повсе местным и закономерным процессом во Вселенной.
29
кой другие виды материи. Но и в этом случае речь мо жет идти о материальном мире, о его объективных (то есть существующих независимо от чьей-либо воли) за кономерностях, в нем нет места для сверхъестествен ного.
Не удивительно поэтому, что богословов в очень за труднительное положение ставят вопросы: где нахо дится местожительство «небожителей», в какой систе ме координат находится бог или куда же, собственно, вознесся Христос после своего воскресения? Из это го трудного положения религия пытается выйти двумя путями: во-первых, признанием существования, кроме видимого материального космоса, особого невидимого «неба»; во-вторых, указанием на четвертое измерение пространства. О первом мы уже говорили, несостоятель ность второго пути увидим при разборе теории относи тельности А. Эйнштейна.
РЕВОЛЮЦИЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ
Научная картина мира складывалась в борьбе с ре лигиозными идеалистическими антинаучными пред ставлениями о мире. В XVII—XIX вв. в науке господ ствовала механистическая картина мира классической физики, связанная прежде всего с именами Г. Галилея, И. Ньютона и П. Лапласа.
В ее основе лежали открытые ими законы механи ки, законы движения земных и небесных тел, в осо бенности закон всемирного тяготения Ньютона. Клас сическая физика сводила всю сложную гамму взаимо отношений предметов и явлений природы к чисто механическим их связям. Конечно, эти представле ния были недостаточны, односторонни. Поэтому новые открытия естествознания требовали пересмотра этой картины мира.
На рубеже XIX и XX вв. ее сменила электромагнит ная картина мира. В ней брались в соображение не
31
только законы механики — законы простого перемеще ния тел, но и их электромагнитные свойства.
Однако и она не удовлетворила ученых. Наука с каждым днем проникала во все более глубокую сущ ность окружающего нас материального мира, вскры вала все более интимные его свойства. Этот процесс на чался в конце XIX в., он интенсивно продолжается и поныне.
В. И. Ленин в своей замечательной работе «Мате риализм и эмпириокритицизм», написанной в 1908 г., обобщив достижения тогдашней науки, назвал этот про цесс революцией в естествознании. Начавшаяся в те годы коренная ломка устаревших научных представ лений была связана с открытиями в области ядерной физики, созданием квантовой гипотезы и кардинально новых взглядов на материю, движение, пространство и время. Эти взгляды нашли свое отражение в теории относительности Альберта Эйнштейна.
Чтобы понять всю новизну и суть теории относи тельности, снова приходится бросить хотя бы беглый взгляд на историю формирования и развития научных представлений о пространстве и времени.
А. Эйнштейн указывает на наличие в истории нау ки двух основных воззрений на пространство, время и тяготение. Начиная с Демокрита, многие ученые (Бру но, Галилей, Р. Декарт, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ньютон, Г. Гегель и Фейербах), несмотря на различие их взгля дов на конкретные вопросы данной проблемы, в це
32
лом рассматривают пространство как протяженность, а время как длительность. При этом одни (Декарт) рас сматривают пространство как чистую протяженность, а другие (Ньютон) — как простое вместилище материаль ных тел.
Начиная с Аристотеля, другие ученые (Г. Лейбниц, X. Гюйгенс, Д. Дидро и др.) считают пространство по рядком, или законом сосуществования явлений (свой ством положения мира материальных предметов, по словам Эйнштейна), а время — числом движения, за коном изменения явлений. Здесь главное внимание обращается на выражение отношений между телами. Кроме того, у Гераклита, Ньютона, Ибн-Сины, А. Н. Ра дищева и И. Канта были отдельные попытки синтети ческого рассмотрения этих двух свойств пространства и времени. Однако их попытки не получили детальной разработки. Обе концепции страдали односторонностью, возводя в принцип отдельные признаки пространства
ивремени.
В«Математических началах натуральной филосо фии» Ньютон отделяет понятия истинных, или абсо лютных, пространства и времени от относительных. Абсолютное пространство по своей сущности безотно сительно к чему бы то ни было внешнему остается всегда одинаковым и неподвижным. Абсолютное, истинное, математическое время само по себе и по сво ей сущности, без всякого отношения к чему-либо внеш нему протекает равномерно и называется длительно-
3-2571 |
33 |
стью. Относительное пространство есть мера или какая-либо ограниченная часть пространства, положе ние которой определено относительно некоторой систе мы отсчета. Относительное время есть определенная мера продолжительности, устанавливаемая при помо щи какого-либо движения и употребляемая в нашей обыденной жизни (например, сутки — мера продолжи тельности, определяемая вращением Земли вокруг своей оси).
В основе этого разделения лежит двоякая связь про странства и времени с механическими процессами: 1) они являются вместилищем этих процессов, в них располагаются тела и разыгрываются процессы; 2) са ми пространство и время становятся различными как конкретные места и времена только благодаря механи ческим процессам. При этом абсолютное пространство и время не связаны с механическими процессами, кро ме того, они независимы и друг от друга.
Пространство, по Ньютону, есть неограниченное вместилище материальных процессов, объем, отожде ствляемый с пустотой. Оно однородно (одинаковость геометрических свойств во всех точках) и изотропно (одинаковость этих свойств во всех направлениях). Утверждая однородность и изотропность пространства, Ньютон исходил из сформулированных им трех основ ных законов механики, Наиболее важным с точки зре ния теории пространства и времени академик В. А. Фок считает первый закон Ньютона, говорящий о существо-
34
вании инерциальных систем отсчета ', в которых спра ведливы остальные законы движения.
По Ньютону, материальные тела движутся не только в пространстве и времени, а по отношению к пространству; именно это движение и является истин ным. Если Декарт считал необходимым для движения по крайней мере наличие двух тел, то у Ньютона для движения достаточно одного тела. Поэтому у него абсо лютное пространство (а в известном смысле и абсолют ное время) выступает в качестве своеобразного и единственного тела отсчета для всех движений. Следо вательно, он приходит к выводу о неподвижности абсо лютного пространства, лишает его активных физиче ских свойств, которые связываются лишь с телами, а пространство имеет лишь геометрические свойства вме стилища тел. Также понимается Ньютоном и сущность времени как потока чистой неограниченной длительно сти с равномерным течением. Законы движения не ме няют своего вида с течением времени, и в этом смысле оно однородно, кроме того, время изотропно, то есть законы движения инвариантны (неизменны) при обра щении течения времени.
Сущность пространства и времени он раскрывает с позиций метафизического материализма. Метафизиче-1
1 Инерциальная система отсчета — такая система координат, в которой выполняется закон инерции, то есть в которой тело (при компенсации оказываемых на него внешних воздействий) движется равномерно и прямолинейно.
3 * |
35 |
ский подход к проблеме особенно ярко виден в отрыве абсолютного пространства и времени от движущейся материи и друг от друга. Ньютон абсолютизировал от дельные свойства пространства и времени, хотя в его взглядах есть и некоторые диалектические моменты.
За абсолютное пространство и время Ньютона ухва тилось богословие как за обиталище бога. Да и сам Ньютон считал бога причиной всемирного тяготения, первоначального движения. Великий просветитель XVIII века Вольтер, распространявший учение Ньюто на во Франции, прямо указывал, что вся философия Ньютона необходимо приводит к признанию высшего существа.
Несмотря на эти и другие существенные недостат ки, воззрения Ньютона на пространство, время и тяго тение господствовали в науке в течение более двух столетий. А. Эйнштейн считает, что решение Ньютона было в тот период развития науки единственно возмож ным и, главное, плодотворным.
Взгляды Ньютона и особенно его ортодоксальных последователей были подвергнуты острой критике со стороны немецкого философа Г. Лейбница, голландско го физика X. Гюйгенса, английского материалиста Дж. Толанда, великого русского ученого М. В. Ломо носова и других. При этом одни критиковали односто ронность, уступки богословию (Толанд, Ломоносов), а другие (Лейбниц, Дж. Беркли) критиковали Ньютона с позиций идеализма.
36
Эйнштейн считает, что Галилей и Ньютон обогати ли и усложнили понятие пространства: пространство вводилось как самостоятельная причина инерциально го поведения тел, поскольку было желательно придать точный смысл классическому принципу инерции и тем самым классическому закону движения. В отличие от Лейбница и Гюйгенса Ньютон понимал, что рассмотре ние пространства как порядка существования вещей не может служить основой принципа инерции и закона движения, хотя при этом он понимал и причины их оппозиции против абсолютности пространства. Но пло дотворность системы Ньютона на несколько веков заглушила эти сомнения. Ньютону потребовалась упор ная борьба, чтобы утвердить понятие независимого и абсолютного пространства, необходимого для развития теории. Последующее развитие науки показало, что оппозиция Лейбница и Гюйгенса была оправдана, но она защищалась недостаточными аргументами. Потре бовались еще более напряженные усилия целой плея ды ученых, чтобы преодолеть ошибочные взгляды Ньютона.
* * *
Несомненным достоинством старой теории прост ранства и времени академик В. А. Фок считает совер шенную в математическом отношении ее форму — Экклидову геометрию — и чрезвычайно точное соответ-
37