ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
нейшему углублению и уточнению путем установления связи пространства и времени и тяготеющих масс и их движения.
Теория относительности — величайшее достижение науки. Но, как отмечает сам Эйнштейн в книге «Сущ ность теории относительности», современная теория от носительности учитывает связь пространства и времени лишь с гравитацией, а в будущем их свойства надо связать и с такой формой материи, как электромаг нитное поле. Поэтому теория относительности, хотя и очень важный, но только один из этапов в развитии по знания, дающий определенные относительные истины, заключающие в себе зерно абсолютного знания при роды.
ВСЕЛЕННАЯ БЕСКОНЕЧНА В ПРОСТРАНСТВЕ И ВО ВРЕМЕНИ
Выдающийся французский ученый П. Ланжевен еще в 1932 г. в статье «Относительность» совершенно справедливо утверждал, что появление теории относи тельности подготовлено всем развитием физики. Фило софские выводы из нее тоже являются закономерными, они также были подготовлены всем ходом развития ес тествознания -и философии.
Физическое содержание теории относительности яв ляется блестящим подтверждением выводов марксист ской философии об объективности, абсолютности прост ранства и времени, как форм бытия материи, и наличии у них относительных свойств. Пространство — время, как форма бытия материи, зависима от своего содержа ния — от движения материи, и в этом смысле свойства пространства и времени относительны. Поскольку тео рия Эйнштейна вскрыла всеобщий характер простран ства и времени, тем самым она утверждает и их абсо лютность в качестве обязательных условий существо
66
вания материи. Доказательство прямой связи простран ства и времени с движением материи является доказательством и их объективности, независимости от нашей воли и сознания. Кроме того, в теории относи тельности показывается и более глубокий смысл самих пространственно-временных отношений, абсолютность связи и относительность различий этих форм. Она рас крывает внутреннюю противоречивость пространства и времени: моментов постоянства и изменчивости, протя женности и структурности пространства; длительности и течения, сменяемости моментов времени.
В. И. Ленин в статье «О значении воинствующего материализма» отмечал, что за теорию Эйнштейна ухватилась уже громадная масса буржуазной интел лигенции всех стран, громадное большинство модных философских направлений. Они пытались сделать из ее положений религиозно-идеалистические выводы. В период усиления общего кризиса капитализма и бур жуазной науки это явление получило широкое распро странение. Для извращения содержания теории относи тельности давали основание некоторые идеалистиче ские ошибки самого Эйнштейна, хотя объективное содержание исследований постоянно приводило его к материализму, даже в чисто философских высказыва ниях.
В настоящее время извращение теории в духе идеа лизма идет вокруг нескольких основных вопросов.
Понятие системы отсчета — одно из основных в тео
5* |
67 |
рии относительности — подменяется идеалистами по нятием «точки зрения» наблюдателя, то есть делается попытка субъективизации выводов теории Эйнштейна. По мнению идеалистов получается, что лоренцево со кращение, относительность одновременности и другое зависят от субъективных намерений наблюдателя, от его точки зрения. Такой взгляд ведет к философскому релятивизму («все относительно, все зависит от точки зрения»), к отрицанию моментов физической абсолют ности пространства и времени. Вновь открытые свой ства пространства и времени выдаются идеалистами за простые логические следствия произвольно выбранных наблюдателем процедур измерения. Также и понятие одновременности будто основано на условном определе нии, что такое одновременность.
Все эти рассуждения не имеют под собой научной почвы, они не опираются на объективное физическое содержание теории относительности. Здесь для идеали стов убийственны те же вопросы, которые в свое время Ленин задавал махистам: существовала ли природа до человека; объективны ее свойства или они зависят от нас? С позиции своих взглядов идеалисты не могут дать на эти вопросы строго научных ответов. Они не хотят понять, что вследствие всеобщей связи каждое тело и происходящие в нем процессы прямо или опосредован но связаны со всеми другими телами и процессами. Эти материальные связи определяют координацию тел и событий в пространстве и во времени по отношению
68
к любому данному телу и происходящим в нем процес сам. Так, данное тело выступает как «тело отсчета», а опирающаяся на него координация событий — как «система отсчета». Поэтому система координат есть ма тематическое выражение объективной координации тел и явлений в пространстве и времени.
Теория относительности отражает тот факт, что не которые явления данного типа объективно связаны с другими явлениями и эта связь разнообразна. В зави симости от этого и свойства подобного явления различ но проявляются в разных системах отсчета. Физиче ский закон отражает некоторую общую необходимую связь свойств явлений. И теория относительности кон статирует, что хотя характеристики явления в отноше нии к различным системам отсчета могут быть разны ми, но их связь, данная законом, остается той же, оста ется объективной.
Закон пропорциональности энергии и массы, взаимопревращаемость вещества и поля толкуется идеали стами как тождество энергии и массы, как отрицание качественных различий между массой и энергией. В ре зультате простого рассуждения (масса есть не что иное, как энергия, а материя — это масса, следовательно, между материей и энергией различие несущественно) физические идеалисты объявляют энергию единствен ной реальностью, а материю — лишь формой энергии. При этом они отрывают движение от материи, утверж дают возможность движения без материи.
69
Вот еще пример извращения теории относительно сти. Спекулируя на высказанной Эйнштейном мысли об отсутствии в теории тяготения привилегированной (преимущественной) системы координат, идеалисты объявляют равноправными системы Коперника и Пто лемея. Ход их рассуждений таков: поскольку, мол, в природе не только инерциальные, но и другие системы отсчета относительны, то потому якобы безразлично, считать ли Землю вращающейся вокруг Солнца или на оборот. Выбор системы отсчета якобы зависит не от су щества дела, а от соглашения между людьми.
Положение о равноправности любых систем отсчета было высказано Эйнштейном на основании принципа эквивалентности полей ускорения и тяготения. Акаде мик В. А. Фок показал возможность применения этого принципа лишь в малых областях пространства и вре мени и при небольших скоростях. Из анализа ряда по ложений теории относительности В. А. Фок делает вы вод, что при любом существующем распределении масс имеются привилегированные системы отсчета, наибо лее полно раскрывающие объективные свойства прост ранства и времени для данного распределения масс. В случае островного распределения масс (типа Солнеч ной системы) также имеется преимущественная систе ма отсчета, но мы вправе пользоваться не только ею, но и всякой другой, удобной для решения данной задачи. Этот вывод имеет большое принципиальное значение, ибо приводит к новой точке зрения на вопрос о коордц-
70
натных системах в теории тяготения Эйнштейна и на связанный с ними вопрос о природе ускорения. Отсюда видна глубокая ошибочность утверждений о равноправ ности систем Коперника и Птолемея. Эта «равноправ ность» является одним из тех китов, на которых дер жатся религия и идеализм в теории тяготения. «Равно правность» систем Коперника и Птолемея используется для отрицания объективности природы и ее законов. Один из зарубежных ученых договорился до того, что на вопрос, является ли Земля центром Солнечной систе мы, ответил: «Да», если вам угодно; «нет», если это вам не нравится».
Очень интересными представляются соображения по этому вопросу ученика Эйнштейна польского учено го Л. Инфельда. Во-первых, он считает, что система Ко перника более инициальна, чем система, связанная с Землей. Во-вторых, нужно отличать математическую структуру физического закона от его физического со держания. Причиной многих недоразумений является неумение различать эти понятия. Математические урав нения дают нам физическую теорию, только будучи связаны с действительностью, без этого они абстрактны (отвлеченны) и не имеют никакого физического содер жания. Каждая физическая теория должна быть оха рактеризована не только посредством математической структуры (формул), но и посредством показа ее связи с той частью материального мира, к которой она отно сится. Уравнениям теории относительности, продолжа
71
ет Инфельд, действительно безразлично понятие мате матической системы. Но эта математическая структура раскрывает физическое содержание теории только в связи с действительностью, то есть в связи с известной системой в физическом мире. Для Солнечной системы ею, без сомнения, является система Коперника, а не Птолемея.
Таким образом, теорию относительности нельзя рас сматривать как утверждение о равноправности инерци альных систем в качестве способов описания, в ней речь идет не об объективной их равноправности. Они равноправны лишь в отношении общих законов, а не конкретных свойств систем, так как тела, с которыми эти системы связаны, могут существенно различаться.
Со второй мыслью Инфельда перекликаются и сле дующие положения В. А. Фока: «Довольно распростра нено мнение, будто бы из общей теории относительно сти вытекают такие следствия, как конечность Вселен ной или «возникновение» ее в какой-то момент времени из малого объема и т. п. Это мнение ни на чем не основано. Следствия, подобные перечисленным, вы текают из специальных, более или менее фантастиче ских гипотез, хотя при разработке этих гипотез исполь зуются и уравнения Эйнштейна... а не самая теория Эйнштейна» '.1
1 В. А. Ф ок . Современная теория пространства и времени, «Природа», 1953, № 12, стр. 25,
72
Эти «фантастические гипотезы», построенные на математическом аппарате теории тяготения, являются третьим идеалистическим выводом из теории Эйнштей на. К ним относятся тесно связанные между собой раз личные «теории» конечности мира в пространстве и во времени.
Как мы уже видели, еще в рамках классической ме ханики Ньютона были сделаны попытки создать науч ную картину строения бесконечной Вселенной, но она обнаружила существенные недостатки. Первый из них был вскрыт в 1823 г. Ольберсом — это так называемый
фотометрический парадокс. Оказалось, что допущение бесконечности пространства при данном предположе нии в нем вещества приводит к выводу, что все небо должно бы светиться со средней яркостью существую щих звезд. Другой был вскрыт в 1877 г. Нейманом и в 1894 г. Зеелигером — это гравитационный парадокс.
Оказалось, что присутствие бесконечного числа тяготе ющих масс должно бы привести к бесконечно большо му потенциалу тяготения и бесконечной скорости дви жения звезд Галактики. Но ни первой, ни второй осо бенности нет во Вселенной.
Старая астрономия не могла удовлетворительно объяснить эти парадоксы, однако материалистический дух естествознания этого периода не допускал ни на минуту сомнений в бесконечности Вселенной. Поиски разумного объяснения парадоксов бесконечного про должались, В начале XX в. за эту задачу взялась реля
73
тивистская космология. Ее поиски завершились оши бочными выводами, и в результате она пришла к не верному заключению в науке: о материальной и пространственной конечности мира. В работах ряда буржуазных ученых запестрили термины о границах мира, нулевом радиусе мира, количестве всего вещества в мире, короткой шкале времени во Вселенной, матема тические выкладки о времени сотворения мира, глубо комысленные рассуждения Леметра о состояниях ма терии через 5—8—10 секунд после творения при таких-то величинах радиуса расширяющегося «атомаотца» и т. п. наукообразная чепуха. Поэтому не удиви тельно, что все эти теории получили апостольское бла гословение Пия XII.
Почему |
же |
папа римский решил |
апеллировать |
к науке, |
чтобы |
доказать конечность |
мира, какие |
имелись для этого основания? Дело здесь в следу ющем.
Те или иные выводы теории относительности о ха рактере мирового пространства — времени опираются на решение дифференциальных уравнений тяготения. Одной из особенностей этих уравнений является их «ка призность»: они поддаются решению лишь путем по следовательных приближений, путем введения ряда до полнительных упрощающих предположений. При этом некоторые ученые вводят довольно произвольные ис ходные предположения. Поэтому, хотя определенные решения этих уравнений и служат для тех или иных
74