ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
ным толкателем. Операция запрессовки — очень важная и основная стадия фанерова ния; она заключается в установке на контакт ном манометре требуемого давления соглас но таблице движения; в подаче давления и наблюдении за его подъемом. Если отказа ло автоматическое включение насоса, на уста новленном давлении надо включить рубиль ник немедленно. Пакет прогревается под дав лением 40 мин, поэтому необходимо в тече ние этого времени поддерживать требуемое давление по манометру. Затем давление сни мают и выгружают пакеты на загрузочный стол пресса. Металлическую прокладку сни мают осторожно, не допуская срыва фанеры или шпона.
Качество щитов контролируют путем ос мотра и приглаживания рукой; при этом сле дят за местными непроклеями, «чижами»
итрещинами на поверхности фанеры.
Враспрессованном состоянии щиты или детали выдерживают в плотной стопе в тече ние 1—2 ч.
ПРОИЗВОДСТВО МОНУМЕНТАЛЬНОДЕКОРАТИВНОЙ ж ивописи
ИНДУСТРИАЛЬНЫМ СПОСОБОМ
При современном массовом строительстве, стремлении создавать красивые, художествен но оформленные материалы большим тира жом важную роль приобретает разработка и внедрение в производство технологии изго товления панно и витражей.
81
В архитектуре, как известно, широкое рас пространение находят фресковые росписи и различного рода мозаики, которые очень трудоемки в изготовлении и обходятся слиш ком дорого. Применяемый материал для вит ражей — стекло трудно поддается механиче ской обработке; крепление кусков стекла при помощи свинцово-пайковой арматуры — очень сложное дело. Архитекторам и строителям из вестно большое количество витражей, однако все они сложны в изготовлении и зачастую недоступны.
Развитие химической промышленности от крыло доступ в производство синтетическим материалам, которые с успехом могут найти применение в монументально-декоративном искусстве. Большой интерес представляет ма териал, вырабатываемый на основе бумаги,— слоистый пластик, который широко приме няют для отделки кают теплоходов, мебели, интерьеров зданий и др.
На кафедре живописи Московского архи тектурного института под руководством док тора архитектуры проф. П. П. Ревякина, сов местно с Ленинградским заводом слоистых пластиков, Мытищинским комбинатом Стройпластмасс и Всесоюзным научно-исследова тельским институтом бумаги проделана боль шая работа по применению слоистых пласти ков и стеклопластиков в изобразительных це лях. Разработана технология изготовления непрозрачного слоистого пластика, который в настоящее время выпускается для отделоч ных целей.
Для лицевого слоя выбирают бумагу из
82
высококачественной целлюлозы различной ок раски с текстурным рисунком, имитирующим ценные породы дерева или художественные изображения, которые наносятся на пропи танную смолой бумагу при помощи пистоле тов-краскопультов или инкрустированием из цветных бумаг. Рекомендуется делать худо жественные рисунки также кистью.
Представляет интерес технология произ водства полупрозрачного пластика на основе специальной бумаги без наполнителя — дву окиси титана или литопона, который вводится в обычную бумагу для придания белизны и плотности. Такая бумага была изготовлена Красногорской бумажной фабрикой по рецеп туре Всесоюзного научно-исследовательского института целлюлозно-бумажной промышлен ности.
Полупрозрачный слоистый пластик имеет более широкие возможности в результате того, что все листы в пакете-заготовке равно значны и на любом из них можно выполнять изображение с большой глубиной и насыщен ностью цвета. Некоторые панно и витражи выполняют на стеклоткани с нанесенным изо бражением. Стеклоткань затем укладывают на стеклянные или металлические листы-фор мы и пропитывают полиэфирной смолой с вве денными добавками катализаторов. Сверху накладывают целлофан, излишки смолы и ос татки воздуха отжимают резиновыми валика ми, и после отвердения ^молы (около 24 ч) пластик готов к употреблению.
На предприятиях, имеющих прессовое хо зяйство, особенно на предприятиях, изготов
83
ляющих отделочно-декоративную фанеру, с успехом можно выполнять монументально-де коративную живопись способом горячего прес сования. Схема производства художественно оформленных материалов почти ничем не от личается от производства отделочно-декора тивной фанеры.
Пакет набирают из четырех слоев шпона, чередующихся с отделочной пленкой, изготов ленной тем же способом и на том же обору довании, которые применяются для производ ства отделочно-декоративной фанеры. Послед ний слой шпона укладывают параллельно волокнам предыдущего слоя на нелицевой рубашке фанеры.
Художественное изображение наносится на бумагу более плотных сортов, которая затем пропитывается мочевино-меламино-формаль дегидной смолой и подсушивается на пропи точно-сушильном агрегате. Бумажная основа данного материала позволяет применять типо графский, фотографический или другие спосо бы размножения. Последнее позволяет во много раз снизить стоимость декоративных панно и сделать их доступными для массового применения в архитектурном оформлении. Схема сбора пакета показана на рис. 8.
Прессование ведут при удельном давлении не менее 25 кг,/см2. Температура плит пресса во время загрузки пакетов поддерживается в пределах 25—30°. Предельная температура нагрева плит пресса равна 135°. Выгрузка па кетов производится после охлаждения плит пресса до первоначальной температуры.
Краски в отвердевшей смоле становятся
84
яркими и глубокими по цвету, поверхность по лучается с зеркальным блеском, не боится во ды и мороза. Полученный материал легко поддается механической обработке — пиле нию, сверлению и строганию; его можно при вертывать шурупами или забивать гвоздями.
о
Рис. 8. Схема сборки пакета:
/ — б у м а га , и р о п м а н н а я см олой Ц Н И И Ф -М М П , с н а н е с е н ны м н а н ее х у д о ж е с т в е н н ы м и з о б р а ж е н и е м ; 2, 4 — п р о д о л ь
ны й бел ы й ш пон |
5, |
7 — о тд е л о ч н а я |
п л е н к а ; 6, 8 — п о п е |
р еч н ы й бел ы й пт*,:*: |
0 |
— п о л и р о в а н н а я |
м е т а л л и ч е с к а я п л а с |
|
|
ти н а |
|
Соединяя отдельные листы, можно соби рать панно любых размеров, вести монтаж на месте установки, при необходимости монтируя их на деревянном или металлическом кар касе.
Таким образом, есть все основания утвер ждать, что производство панно и витражей вышеизложенными способами обойдется во много раз дешевле аналогичных работ из тра диционных материалов, а широкие изобрази тельные возможности их, индустриальный спо соб изготовления позволит применить мону ментально-декоративную живопись в совре менном массовом строительстве, во многих архитектурных решениях.
85
|
Л И Т Е Р А Т У Р А |
Б. М. Б у гл ай. |
Технология отделки древесины. Гос- |
лесбумивдат, 1962. |
|
В. С. Л е б е д е в . |
Технология клееных материалов |
и плит. «Лесная промышленность», 1964. Справочник фанерщика, том. 2, ЦНИИФМ, М.—Л.,
Гослесбумиздат, 1959.
Сборник рационализаторских предложений, № 2, Цент ральное бюро технической информации бумажной и деревообрабатывающей промышленности, М., 1961.
Конструкционные клеи. Цикл лекций, перевод с англий
ского Г. С. Кончевского |
под редакцией профессора |
Н. Н. Чулицкого, М —Л., |
Гослесбумиздат, 1959. |
С О Д Е Р Ж А Н И Е |
|
|
|
|
Стр. |
В в е д е н и е ................................................................................. |
|
3 |
Основные положения адгезии. Смолы, целлюлоза, |
|
|
древесина ....................................................................... |
|
6 |
Понятие о адгезионной и когезионной связи |
6 |
|
Термопластичные |
и термореактивные смолы |
13 |
Целлюлоза и древесина ......................................... |
17 |
|
Влияние основных параметров склеивания на |
|
|
адгезионную прочность........................................ |
24 |
|
Технология производства декоративной фанеры . |
32 |
|
Общие сведения о |
декоративной фанере . . |
32 |
Приготовление смолы для производства отде |
|
|
лочной п л е н к и |
......................................................... |
40 |
Производство отделочной пленки ..................... |
46 |
|
Краткие сведения об изготовлении текстур |
|
|
ной б у м а г и .............................................................. |
|
49 |
Влияние качества шпона, применяемого для |
|
|
производства декоративной фанеры . . . |
56 |
|
Декоративная фанера и ее физико-механи |
|
|
ческие свойства........................................................ |
58 |
|
Сборка пакетов для прессования декоратив |
|
|
ной ф а н ер ы .............................................................. |
|
61 |
Процесс прессования декоративной фанеры . |
66 |
|
Полированные металлические пластины и их |
|
|
влияние на качество отделочно-декоратив |
|
|
ной ф а н е р ы ............................................................. |
|
68 |
Правила технической эксплуатации полиро |
|
|
ванных металлических пластин ..................... |
73 |
|
Обрезка, сортировка и упаковка декоратив |
|
|
ной ф а н е р ы ............................................................. |
|
75 |
Процесс фанерования изделий отделочно-де |
|
|
коративной ф а н ер ой ............................................. |
76 |
|
Производство монументально-декоративной живо |
|
|
писи индустриальным сп о с о б о м .............................. |
61 |
|
|
М и х а и л Л ео н о в и ч |
П индж оян |
|||||
|
ДЕКОРАТИВНАЯ |
ФАНЕРА |
||||||
|
Р е д а к т о р и з д а т е л ь с т в а И . Д . Л е б е д е в а |
|||||||
|
Т ехн и чески й р е д а к т о р Н . |
И . |
Б а у л и н а |
|||||
|
|
К о р р ек то р Е . Н . С о к о л о в а |
||||||
|
О б л о ж к а х у д о ж н и к а В. Д . П е т у х о в а |
|||||||
Т 03871 |
С дано |
в производство |
25/Х ІІ |
1967 |
г. |
П одписано к печа |
||
ти 20/ІІІ 1968 г. |
Б ум ага |
70X90732 для |
м нож , ап п аратов. |
|||||
Ф из. печ. л. 2,75. |
У ел. |
печ. л. |
3,218. У ч.-изд . л. |
2,96. Т и р аж 6000 экз. |
||||
|
И здат. № |
182/67. |
|
Ц ен а 15' коп . |
З ак . 170. |
|||
|
|
Т е м ати ч еск и й |
п л а н |
1968 г. № 47 |
||||
|
И з д а т е л ь с т в о « Л е с н а я п р о м ы ш л е н н о с т ь » . |
|||||||
|
|
М о ск ва , ц ен тр , у л . К и р о в а , 40а |
||||||
|
|
Т и п о гр а ф и я и м . |
А нохина |
|
||||
|
|
У п р а в л е н и я по |
п еч ат и п р и С овете |
|||||
|
|
М и н и стр о в |
К а р е л ь с к о й |
А С С Р |
г. П е т р о з а в о д с к , у л . « П р а в д ы » , 4