Файл: Пинджоян М.Л. Декоративная фанера.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ным толкателем. Операция запрессовки — очень важная и основная стадия фанерова­ ния; она заключается в установке на контакт­ ном манометре требуемого давления соглас­ но таблице движения; в подаче давления и наблюдении за его подъемом. Если отказа­ ло автоматическое включение насоса, на уста­ новленном давлении надо включить рубиль­ ник немедленно. Пакет прогревается под дав­ лением 40 мин, поэтому необходимо в тече­ ние этого времени поддерживать требуемое давление по манометру. Затем давление сни­ мают и выгружают пакеты на загрузочный стол пресса. Металлическую прокладку сни­ мают осторожно, не допуская срыва фанеры или шпона.

Качество щитов контролируют путем ос­ мотра и приглаживания рукой; при этом сле­ дят за местными непроклеями, «чижами»

итрещинами на поверхности фанеры.

Враспрессованном состоянии щиты или детали выдерживают в плотной стопе в тече­ ние 1—2 ч.

ПРОИЗВОДСТВО МОНУМЕНТАЛЬНОДЕКОРАТИВНОЙ ж ивописи

ИНДУСТРИАЛЬНЫМ СПОСОБОМ

При современном массовом строительстве, стремлении создавать красивые, художествен­ но оформленные материалы большим тира­ жом важную роль приобретает разработка и внедрение в производство технологии изго­ товления панно и витражей.

81

В архитектуре, как известно, широкое рас­ пространение находят фресковые росписи и различного рода мозаики, которые очень трудоемки в изготовлении и обходятся слиш­ ком дорого. Применяемый материал для вит­ ражей — стекло трудно поддается механиче­ ской обработке; крепление кусков стекла при помощи свинцово-пайковой арматуры — очень сложное дело. Архитекторам и строителям из­ вестно большое количество витражей, однако все они сложны в изготовлении и зачастую недоступны.

Развитие химической промышленности от­ крыло доступ в производство синтетическим материалам, которые с успехом могут найти применение в монументально-декоративном искусстве. Большой интерес представляет ма­ териал, вырабатываемый на основе бумаги,— слоистый пластик, который широко приме­ няют для отделки кают теплоходов, мебели, интерьеров зданий и др.

На кафедре живописи Московского архи­ тектурного института под руководством док­ тора архитектуры проф. П. П. Ревякина, сов­ местно с Ленинградским заводом слоистых пластиков, Мытищинским комбинатом Стройпластмасс и Всесоюзным научно-исследова­ тельским институтом бумаги проделана боль­ шая работа по применению слоистых пласти­ ков и стеклопластиков в изобразительных це­ лях. Разработана технология изготовления непрозрачного слоистого пластика, который в настоящее время выпускается для отделоч­ ных целей.

Для лицевого слоя выбирают бумагу из

82


высококачественной целлюлозы различной ок­ раски с текстурным рисунком, имитирующим ценные породы дерева или художественные изображения, которые наносятся на пропи­ танную смолой бумагу при помощи пистоле­ тов-краскопультов или инкрустированием из цветных бумаг. Рекомендуется делать худо­ жественные рисунки также кистью.

Представляет интерес технология произ­ водства полупрозрачного пластика на основе специальной бумаги без наполнителя — дву­ окиси титана или литопона, который вводится в обычную бумагу для придания белизны и плотности. Такая бумага была изготовлена Красногорской бумажной фабрикой по рецеп­ туре Всесоюзного научно-исследовательского института целлюлозно-бумажной промышлен­ ности.

Полупрозрачный слоистый пластик имеет более широкие возможности в результате того, что все листы в пакете-заготовке равно­ значны и на любом из них можно выполнять изображение с большой глубиной и насыщен­ ностью цвета. Некоторые панно и витражи выполняют на стеклоткани с нанесенным изо­ бражением. Стеклоткань затем укладывают на стеклянные или металлические листы-фор­ мы и пропитывают полиэфирной смолой с вве­ денными добавками катализаторов. Сверху накладывают целлофан, излишки смолы и ос­ татки воздуха отжимают резиновыми валика­ ми, и после отвердения ^молы (около 24 ч) пластик готов к употреблению.

На предприятиях, имеющих прессовое хо зяйство, особенно на предприятиях, изготов­

83

ляющих отделочно-декоративную фанеру, с успехом можно выполнять монументально-де­ коративную живопись способом горячего прес­ сования. Схема производства художественно оформленных материалов почти ничем не от­ личается от производства отделочно-декора­ тивной фанеры.

Пакет набирают из четырех слоев шпона, чередующихся с отделочной пленкой, изготов­ ленной тем же способом и на том же обору­ довании, которые применяются для производ­ ства отделочно-декоративной фанеры. Послед­ ний слой шпона укладывают параллельно волокнам предыдущего слоя на нелицевой рубашке фанеры.

Художественное изображение наносится на бумагу более плотных сортов, которая затем пропитывается мочевино-меламино-формаль­ дегидной смолой и подсушивается на пропи­ точно-сушильном агрегате. Бумажная основа данного материала позволяет применять типо­ графский, фотографический или другие спосо­ бы размножения. Последнее позволяет во много раз снизить стоимость декоративных панно и сделать их доступными для массового применения в архитектурном оформлении. Схема сбора пакета показана на рис. 8.

Прессование ведут при удельном давлении не менее 25 кг,/см2. Температура плит пресса во время загрузки пакетов поддерживается в пределах 25—30°. Предельная температура нагрева плит пресса равна 135°. Выгрузка па­ кетов производится после охлаждения плит пресса до первоначальной температуры.

Краски в отвердевшей смоле становятся

84


яркими и глубокими по цвету, поверхность по­ лучается с зеркальным блеском, не боится во­ ды и мороза. Полученный материал легко поддается механической обработке — пиле­ нию, сверлению и строганию; его можно при­ вертывать шурупами или забивать гвоздями.

о

Рис. 8. Схема сборки пакета:

/ — б у м а га , и р о п м а н н а я см олой Ц Н И И Ф -М М П , с н а н е с е н ­ ны м н а н ее х у д о ж е с т в е н н ы м и з о б р а ж е н и е м ; 2, 4 — п р о д о л ь ­

ны й бел ы й ш пон

5,

7 — о тд е л о ч н а я

п л е н к а ; 6, 8 — п о п е ­

р еч н ы й бел ы й пт*,:*:

0

— п о л и р о в а н н а я

м е т а л л и ч е с к а я п л а с ­

 

 

ти н а

 

Соединяя отдельные листы, можно соби­ рать панно любых размеров, вести монтаж на месте установки, при необходимости монтируя их на деревянном или металлическом кар­ касе.

Таким образом, есть все основания утвер­ ждать, что производство панно и витражей вышеизложенными способами обойдется во много раз дешевле аналогичных работ из тра­ диционных материалов, а широкие изобрази­ тельные возможности их, индустриальный спо­ соб изготовления позволит применить мону­ ментально-декоративную живопись в совре­ менном массовом строительстве, во многих архитектурных решениях.

85

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

Б. М. Б у гл ай.

Технология отделки древесины. Гос-

лесбумивдат, 1962.

В. С. Л е б е д е в .

Технология клееных материалов

и плит. «Лесная промышленность», 1964. Справочник фанерщика, том. 2, ЦНИИФМ, М.—Л.,

Гослесбумиздат, 1959.

Сборник рационализаторских предложений, № 2, Цент­ ральное бюро технической информации бумажной и деревообрабатывающей промышленности, М., 1961.

Конструкционные клеи. Цикл лекций, перевод с англий­

ского Г. С. Кончевского

под редакцией профессора

Н. Н. Чулицкого, М —Л.,

Гослесбумиздат, 1959.


С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

 

 

Стр.

В в е д е н и е .................................................................................

 

3

Основные положения адгезии. Смолы, целлюлоза,

 

древесина .......................................................................

 

6

Понятие о адгезионной и когезионной связи

6

Термопластичные

и термореактивные смолы

13

Целлюлоза и древесина .........................................

17

Влияние основных параметров склеивания на

 

адгезионную прочность........................................

24

Технология производства декоративной фанеры .

32

Общие сведения о

декоративной фанере . .

32

Приготовление смолы для производства отде­

 

лочной п л е н к и

.........................................................

40

Производство отделочной пленки .....................

46

Краткие сведения об изготовлении текстур­

 

ной б у м а г и ..............................................................

 

49

Влияние качества шпона, применяемого для

 

производства декоративной фанеры . . .

56

Декоративная фанера и ее физико-механи­

 

ческие свойства........................................................

58

Сборка пакетов для прессования декоратив­

 

ной ф а н ер ы ..............................................................

 

61

Процесс прессования декоративной фанеры .

66

Полированные металлические пластины и их

 

влияние на качество отделочно-декоратив­

 

ной ф а н е р ы .............................................................

 

68

Правила технической эксплуатации полиро­

 

ванных металлических пластин .....................

73

Обрезка, сортировка и упаковка декоратив­

 

ной ф а н е р ы .............................................................

 

75

Процесс фанерования изделий отделочно-де­

 

коративной ф а н ер ой .............................................

76

Производство монументально-декоративной живо­

 

писи индустриальным сп о с о б о м ..............................

61


 

 

М и х а и л Л ео н о в и ч

П индж оян

 

ДЕКОРАТИВНАЯ

ФАНЕРА

 

Р е д а к т о р и з д а т е л ь с т в а И . Д . Л е б е д е в а

 

Т ехн и чески й р е д а к т о р Н .

И .

Б а у л и н а

 

 

К о р р ек то р Е . Н . С о к о л о в а

 

О б л о ж к а х у д о ж н и к а В. Д . П е т у х о в а

Т 03871

С дано

в производство

25/Х ІІ

1967

г.

П одписано к печа­

ти 20/ІІІ 1968 г.

Б ум ага

70X90732 для

м нож , ап п аратов.

Ф из. печ. л. 2,75.

У ел.

печ. л.

3,218. У ч.-изд . л.

2,96. Т и р аж 6000 экз.

 

И здат. №

182/67.

 

Ц ен а 15' коп .

З ак . 170.

 

 

Т е м ати ч еск и й

п л а н

1968 г. № 47

 

И з д а т е л ь с т в о « Л е с н а я п р о м ы ш л е н н о с т ь » .

 

 

М о ск ва , ц ен тр , у л . К и р о в а , 40а

 

 

Т и п о гр а ф и я и м .

А нохина

 

 

 

У п р а в л е н и я по

п еч ат и п р и С овете

 

 

М и н и стр о в

К а р е л ь с к о й

А С С Р

г. П е т р о з а в о д с к , у л . « П р а в д ы » , 4