Файл: Петухов С.М. Бурильщик.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 10

 

 

 

 

Марка компрессора

 

 

Показатели

ЗИФ-ВКС-5

ЗИФ-ВКС-55

ПКС-5

ВКС-6Д

ЗИФ-ВКС-6

КС-9

ДК-9

 

 

(51)

 

 

 

 

 

 

 

 

Производительность ■

5

5

5

5, 5

6

9

9

в м3/мин . . . .

Давление

сжатого

7

7

7

6

7

6

7

воздуха в кГ/см2 .

Тип компрессора . .

 

Поршневой,

простого действия

 

 

Потребляемая

мощ­

37

37

34

37

37

48

48

ность в кет . . .

Тип двигателя . . .

МАК-92/6

ЗИЛ-121

ЗИЛ-121 Д-54

ЯАЗ-204 КДМ-46

КДМ-46

Вид топлива . . .

Электро-

Бензин

 

Дизельное ТОПЛИВО

 

 

 

энергия

 

 

 

 

 

 

Количество

одно­

 

 

 

 

 

 

 

временно подсоеди­

6

5

6

6

6

6

6

няемых шлангов


гов применяют временные соединительные муфты с двусторонним ниппелем. Для посто­ янного сращивания используют двусторонние ниппели, зажимаемые поверх соединения спе­ циальными хомутами.

Влагу из воздуха удаляют при помощи во­ доотделителей, которые устанавливают на воз­ духопроводе. Влияние температуры устраня­ ют путем установки компенсаторов.

Кроме поршневых компрессоров существу­ ют ротационные турбокомпрессоры. Наи­ большее распространение на строительных ра­ ботах получили поршневые компрессоры.

В зависимости от расхода воздуха и раз­ мещения потребителей применяют стационар­ ные или передвижные компрессорные станции. Стационарные станции устанавливают на больших строительных объектах. В большин­ стве случаев на строительстве используют передвижные компрессоры, которые весьма удобны в эксплуатации, так как смонтированы на тележках или автомобилях вместе с двига­ телем и системой охлаждения. Техническая

характеристика

наиболее распространенных

передвижных

компрессоров приведена в

табл. 10.

 

VII.

ЭЛЕКТРОСВЕРЛА

ИУСЛОВИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

1.Устройство электросверла

Впородах мягких и средней крепости шпу­

ры бурят машинами вращательного

дейст­

вия — электросверлами. Электросверла

отли­

чаются высоким коэффициентом

полезного

действия и простотой конструкции,

кроме того,

59


они потребляют электрическую энергию, кото­ рая является более дешевой, чем пневматиче­ ская.

Электросверла по весу и способу установки подразделяют на ручные и колонковые.

Ручные электросверла по конструкции ма­ ло отличаются между собой, они отличаются в основном по мощности электродвигателя и скорости вращения шпинделя.

Ручное электросверло состоит из редукто­ ра, электродвигателя и выключателя, разме­ щенных в общем алюминиевом корпусе. Ре­ дуктор электросверла состоит из двух пар зуб­ чатых колес. При вращении ротора электро­ двигателя вращение через редуктор передает­ ся шпинделю электросверла. Шпиндель вра­ щается на двух шарикоподшипниках. На вал ротора насажен вентилятор, который, враща­ ясь вместе с ротором, охлаждает электродви­ гатель. Со стороны вентилятора и со стороны редуктора камера электродвигателя изолиро­ вана промежуточными крышками. Для вклю­ чения и выключения электросверла служит выключатель, расположенный в одной из ру­ чек корпуса. Электрический ток к выключате­ лю подводится по гибкому кабелю. Заземле­ ние сверла осуществляется через четвертую жилу кабеля, присоединенную одним концом к корпусу электросверла, а другим — к зазем­ ляющему контуру.

Техническая характеристика ручных элект­ росверл приведена в табл. 11.

Колонковые электросверла монтируют на колонках или манипуляторах. Они имеют зна­ чительный вес и более сложную конструкцию.

Для бурения скважин большого диаметра в мягких или мерзлых породах могут приме-

60

Т а б л и ц а 11

 

 

 

Марка электросверла

 

 

Показатели

ЭБР-6

ЭБР-1Э

ЭБР-19Д

ЭР-4

ЭР-5

ЭРА-

 

Основные размеры в мм:

 

 

 

 

 

 

длина ...........................................

381

387

391

325

370

400

ширина ......................................

316

316

316

316

316

316

высота .......................................

230

230

230

224

224

240

Вес в к г ..........................................

17

18

19

14,6

17,7

21,5

Мощность электродвигателя в кет

1

1

1

1

1

1

Скорость вращения в об/мин ■ ■

2760

2660

2660

2750

2750

2750

Напряжение в в ............................

127

127

127

127

127

127

Завод-изготовитель .......................

Коне топский

«Красный

Томский электромеха-

 

 

металлист»

 

ническии

 


пяться станки вращательного бурения типа ПБС-60, ПБС-110, БС-110/25 и др.

2. Буровой инструмент для бурения сверлами

Буровые штанги для сверл изготовляют из витой ромбической или полосовой стали ма­ рок У7 и У10.

Витую сталь выпускают следующих профи­ лей: ромбического размерами 30x16 и 35х Х18 мм, прямоугольного размерами 20x6, 25x6, 25x8 и 30x8 мм. Шаг витка изменяет­ ся от 60 до 160 мм. Наиболее распространена сталь ромбического сечения размером 35 X X 18 мм с шагом витка 120 мм. Длину буровых штанг выбирают в зависимости от глубины шпура. При^ большой глубине применяют комплект буров.

Штанги имеют с одного конца срезанную плоскую поверхность с цилиндрическим от­ верстием для вставки резца с замком, конец которого входит в отверстие, а с другого кон­

ца — хвостовик для

вставки в

патрон шпин­

деля сверла.

электросверл применяют

Для ручных

штанги с круглым хвостовиком,

имеющим на

конце секторной вырез, а для

колонковых —

с ромбическим хвостовиком.

 

Технология изготовления штанг для сверл: разметка и рубка буровой стали, изготовление хвостовика кузнечным способом, нормализа­ ция хвостовика и сверление отверстия под ци­ линдрический хвостовик резца, фрезеровка па­ за на токарном станке, сверление бокового крепежного отверстия на сверлильном станке по кондуктору, слесарная зачистка штанги и снятие фасок.

62

Хвостовики буровых штанг не закаливают, а подвергают нормализации, т. е. вторичному нагреву до температуры 760—780° С и затем охлаждению на воздухе.

Гнезда под плоские конусные хвостовики изготовляют кузнечным способом или при по­ мощи конусного пробойника по предваритель­ но просверленному цилиндрическому отвер­ стию.

Резцы для вращательного бурения шпуров имеют различную конструкцию. Их изготов­ ляют из быстрорежущей стали или из обыч­ ной углеродистой стали и армируют пластин­ ками из твердого сплава (обычно марки ВК-8).

Для заточки затупленных резцов применя­ ют специальные заточные станки, например ЗСР-2.

VIII. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СКОРОСТЬ, БУРЕНИЯ

Механическая скорость бурения перфора­ торами зависит от ряда факторов: свойства буримой породы, величины работы удара

ичисла ударов поршня, скорости вращения бура, глубины скважины, давления сжатого воздуха, усилия подачи, диаметра головки бу­ ра, режима промывки, сечения буровых штанг

идругих.

Сувеличением крепости буримых пород скорость бурения уменьшается. Однако сни­ жение скорости происходит не одинаково для различных типов перфораторов. Чем боль­ шую энергию удара имеет перфоратор, тем меньше абсолютное значение снижения ско­ рости.

63


При уменьшении диаметра шпура увеличи­ вается скорость бурения. Причем это увеличе­ ние происходит для крепких пород в степени 2,3, а для пород средней крепости — пропор­ ционально второй степени.

С увеличением глубины шпура скорость бурения уменьшается: для ручных перфорато­ ров на глубине 3,5 м она составляет полови­ ну скорости бурения первого метра. В связи с этим ручные перфораторы нецелесообразно применять для бурения шпуров глубиной более 4 м. При необходимости бурить на боль­ шую глубину нужно применять колонковые перфораторы.

Весьма большое значение для скорости бу­ рения имеет давление сжатого воздуха. С по­ вышением давления механическая скорость бурения резко возрастает. Нормальным дав­ лением для перфораторов является 5 кГ/см2. При снижении давления до 4 кГ/см2 скорость бурения в зависимости от крепости породы снижается на 25—30%. Соответствующим об­ разом возрастает скорость бурения при повы­ шении давления сжатого воздуха до б кГ/см2.

Большое значение имеет режим промывки. Своевременное удаление буровой мелочи из забоя шпура обеспечивает работу лезвия ко­ ронки в наиболее благоприятных условиях. При недостаточно эффективной промывке про­ исходит вторичное переизмельчение буровой мелочи, что снижает механическую скорость бурения.

Немаловажную роль играет также и осевое усилие, передаваемое на буровую коронку. Для каждого типа перфоратора в зависимости от диаметра шпура или скважины и крепости пород должно быть выбрано оптимальное осе­

64

вое усилие, которое обеспечит наибольшую скорость бурения.

Из большого количества факторов, влияю­ щих на скорость бурения, можно выделить та­ кие, действие которых бурильщик может регу­ лировать и тем самым влиять на скорость бу­ рения (например, давление сжатого воздуха, режим промывки, осевое усилие, глубина шпу­ ра и др.). Поэтому бурильщик должен знать характер влияния каждого из факторов, что дает возможность ему правильно выбрать ре­ жим и параметры бурения и добиться высокой скорости бурения шпуров или скважин.

IX. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

БУРИЛЬЩИКА

Результаты работы бурильщика в значи­ тельной мере зависят от его квалификации. Для повышения производительности бурения каждый бурильщик должен совершенствовать свое мастерство, применять опыт работы пере- довиков-бурилыциков.

Опыт работы дает основание наметить сле­ дующие пути повышения производительности бурения:

путем повышения механической скорости бурения;

путем увеличения времени, затрачиваемого на бурение, за счет лучшей организации труда и уменьшения простоев;

путем усовершенствования и рационализа­ ции рабочего процесса при бурении и выпол­ нении вспомогательных операций.

Механическая скорость бурения зависит прежде всего от правильности выбора типа

5— 535

65