ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
шую по диаметру головку. Разницу в диамет рах головок двух смежных по длине буров в комплекте называют шагом бура по диаметру. При бурении закаленными бурами шаг прини мается 2—3 мм, а при бурении армированны ми бурами 1—1,5 мм. Диаметр головки самого длинного бура должен быть на 2—3 мм больше применяемого патрона ВВ.
Разницу в длине двух смежных буров в комплекте называют шагом бура по длине; шаг по длине принимают в зависимости от крепости породы, а также от типа перфоратора и удобства работы. При бурении колонковы ми перфораторами шаг буров не должен быть больше величины хода податчика; при буре нии телескопными перфораторами — не более величины хода телескопной подачи.
Длину самого короткого бура (забурника) в комплекте при ручных перфораторах прини мают 300—600 мм, при колонковых и теле скопных — равной расстоянию от перфоратора до забоя при отодвинутой назад до отказа ма шине.
Для изготовления буров и штанг применя ют углеродистые и легированные стали. В со став легированных сталей помимо углерода входят кремний, никель, хром, молибден, ва надий и другие элементы, которые способству ют повышению ее прочности. Хорошо себя за рекомендовал прокат из стали марки 55С2 и 95ХМА. Лучшей для буров является сталь марки 28ХГНЗМ. В некоторых случаях еще на ходит применение углеродистая сталь марки У7 и У8.
Буровая сталь выпускается заводами в ви де прутков круглого или шестигранного сече ния. Для ручных и телескопных перфораторов
4—535 |
49 |
буры изготовляют из шестигранной стали диа метром 22 и 25 мм, для колонковых — из круг лой стали диаметром 32 мм.
2. Изготовление буров
Технологический процесс изготовления цельных буров, армированных твердыми спла вами, состоит из следующих последовательно выполняемых операций: заготовки буровой стали, высадки ц термической обработки хво стовика бура, высадки головки бура, отжига головки бура, разделки паза в головке бура под пластинку твердого сплава, шлифовки пла стинки, пайки пластинки твердого сплава в головке бура, обдирки головки бура и заточки пластинки твердого сплава.
Большинство операций по изготовлению буров выполняют на бурозаправочном стан ке. Переса, ковкой головки и хвостовика сталь нагревают в специальных нефтяных или элект рических печах до температуры 1050—1100° С. Для закалки буров применяют закалочные ванны с водой или маслом.
Пайку пластинок твердого сплава произво дят красной электролитической медью или ла тунью в пламенных или электрических печах. В последнее время широко применяют нагрев токами высокой частоты. После пайки произ водят обд'йрку и заточку пластинок твердого сплава. Готовые буры проверяют и комплек туют.
Изготовление буровых штанг отличается от изготовления цельных буров отсутствием опе раций по формовке головки бура и пайке пла стинки. Вместо этих операций обтачивают ко нус под съемную коронку.
Рубку, высадку, заправку и закалку хвосто
50
вика выполняют так же, как и при заправке обычных буров. Наружный конус под съемную коронку обтачивают на токарном станке, снаб женном конусной линейкой. Угол наклона об разующей конуса штанги должен соответство вать углу наклона образующей конуса съем ной коронки.
Основным элементом составных буров яв ляется резьбовое соединение. В последние го ды наибольшее распространение получило
Рис. 20. Резьбовое соединение «веревочно го» профиля
резьбовое соединение с «веревочным» профи лем (рис. 20). Этот вид резьбы дает возмож ность свинчивать и развинчивать штанги вруч ную без применения инструмента, что значи тельно сокращает время на вспомогательные операции при бурении.
Нарезку буровых штанг резьбой «веревоч ного» профиля производят на фрезерном стан ке. В последнее время применяют также на катку. После нарезки концы штанг подверга ют термической обработке для придания не обходимой твердости.
Для обеспечения высокого качества 'буров и создания необходимых условий для их изго-
4* 5!
товления существуют бурозаправочные ма стерские.
Так как бурильщик непосредственно не связан с изготовлением буров, конструктивно го описания оборудования бурозаправочной мастерской здесь не приводится.
3. Правила эксплуатации бурового инструмента
Дефекты, имеющиеся на бурах и буровых штангах, являются основной причиной боль шинства поломок бурового инструмента. Поэ тому буровой инструмент при транспортиро
вании и при работе в забое необходимо тща тельно оберегать от ударов. Штанги рекомен дуется хранить на стеллажах. Чтобы обеспе чить равномерный износ штанг, следует ме нять последовательность их соединения в ставе. Это позволяет получить равномерный усталостный износ комплекта. Резьбу на кон цах штанг следует хорошо смазывать графит ной смазкой.
Очень важно своевременно затачивать бу ры или менять съемные коронки. Различают
52
следующие виды износа головки бура или ко ронки: фронтальный и по диаметру. Фронталь ный износ (рис. 21, а) проявляется в виде по степенно расширяющейся почти горизонталь ной поверхности лезвия с небольшим округле нием углов. Износ по диаметру при этом име ется, но он не так велик и пластинка пример но сохраняет после затупления свою первона чальную форму. При заточке такого бура обычно снимают только центральную часть твердого сплава (рис. 21,6 заштриховано). Износ по диаметру имеет место при бурении высокоабразивных пород, содержащих боль шое количество кварца, при бурении которых необходимо тщательно следить за износом го ловки бура или коронки и не допускать поте ри диаметра более чем на 1 мм.
Корпус коронки сильно изнашивается, ес ли шпур плохо очищается от буровой мелочи. В этом случае необходимо усилить промывку шпура. Своевременная и правильная заточка буров имеет большое влияние на срок службы бурового инструмента. При заточке нужно стремиться к минимальному расходу твердого сплава и не перетачивать пластинку бура, а также не создавать местных перегревов пла стинки, которые вызываются чрезмерной твер достью или мелкозернистостью шлифовально го круга и недостаточной подачей охлаждаю щей эмульсии.
Бур с долотчатой головкой считается за тупленным, когда пластинка твердого сплава имеет ширину площадки затупления 3 мм на расстоянии 5 мм от внешнего края. Износ из меряют шаблоном (рис. 22). Угол заточки бу ров должен составлять 110° и радиус лезвия бура R —80 мм. Заточку прекращают, когда
53
лезвие заточено по длине на % D, где и — диа метр (рис. 23). Излишняя заточка лезвия бу ра или коронки уменьшает срок их службы не менее чем в два раза.
Высота обратного конуса на коронке не должна превышать 8 мм. Оптимальная вели чина обратного ко нуса 5—6 мм. Для сохранения такой величины обратного
Рис. 22. Замер из |
Рис, 23. Правила за |
|
носа |
пластинки |
точки пластинки твер |
твердого сплава |
дого сплава |
конуса иногда приходится обтачивать головку бура по диаметру и в случае чрезмерного из носа снимать фронтальную часть головки.
Проделав указанные выше операции по за точке, заостренную часть лезвия вручную скругляют по радиусу, равному 1 мм.
Буры и коронки затачивают на заточном станке ЗС-1 или ВЗ-ЗО Витебского завода.
На станке ЗС-1 можно заточить до 200 ко ронок в смену диаметром до 56 мм. Вес стан ка 1200 кг. На станке ВЗ-ЗО при помощи при способлений, входящих в его комплект, зата чивают долотчатые и крестовые коронки.
Круги рекомендуется применять зернисто стью 60—80 и твердостью СМ1—СМ2 (сред немягкие). Крупнозернистые круги для заточ ки применять не следует, несмотря на то что они увеличивают число заточек на шлифо вальный круг.
Долотчатые коронки и головки затачива ют на плоском круге прямого профиля типа ПП. Для крестовых коронок применяют ка мень, заточенный алмазом под углом 126°. Во время заточки должна интенсивно подаваться охлаждающая эмульсия. При заточке кресто вые коронки необходимо наклонить к кругу под углом 30°. При таком положении коронки угол заточки ее лезвия составит 110°.
Профиль заточного круга периодически восстанавливают при помощи алмазных рез цов. Чем чаще профилируется круг, тем точ нее затачиваются коронки.
VI. ПРОИЗВОДСТВО И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СЖАТОГО ВОЗДУХА
Пневматические |
бурильные машины |
при |
водятся в действие при помощи сжатого |
(дав |
|
ление 7—8 кГ/см2) |
воздуха, который |
полу |
чается в специальных машинах, называемых компрессорами. При прохождении по воздухо проводам до бурильных машин давление сжа того воздуха снижается до 4—5 кГ/см2, а иногда и более.
Компрессорная установка состоит из комп рессора, всасывающего трубопровода с фильт ром, нагнетательного трубопровода с воздухо сборником, оборудования для охлаждения, привода, пусковой и защитной аппаратуры.
55
Принцип действия компрессора заключает ся в следующем (рис. 24, а): в цилиндре 1 по мещается поршень 2, которому сообщается возвратно-поступательное движение. При дви жении поршня слева направо происходит за сасывание воздуха через всасывающий клапан 3, а при обратном движении поршня засосан-
Рис. 24. Принцип работы компрессора
а — одноступенчатого; б — двухступенчатого
ный воздух сжимается до тех пор, пока дав ление его в цилиндре не достигнет заданной величины, после чего сжатый воздух из ци линдра через нагнетательный клапан 4 вытал кивается в воздухосборник 5, из которого че рез кран 6 он может быть направлен в возду хопроводную магистраль 7.
Если в компрессоре сжатие происходит в один прием*' до конечного давления, такой компрессор называется одноступенчатым.
Двухступенчатый компрессор (рис. 24, б) состоит из цилиндра низкого давления 1 и ци линдра высокого давления 6. Воздух из ат мосферы через всасывающий клапан 3 заса сывается в цилиндр 1, после чего при обратном ходе поршня 2 сжимается и через нагнета тельный клапан 4 выталкивается в холодиль ник 5, в котором охлаждается до первоначаль
56
ной температуры. Из холодильника 5 при дви жении поршня 7 первоначально сжатый воз дух через всасывающий клапан 8 засасывается в цилиндр 6. При обратном ходе поршня 7 воз дух в цилиндре 6 сжимается до конечного дав ления и через нагнетательный клапан 9 вытал кивается в воздухосборник 10, откуда через кран 11 он может быть направлен в воздухо
проводную магистраль 12. |
сжатый |
воз |
Из поршневого компрессора |
||
дух поступает не непрерывно, |
а отдельными |
|
порциями — толчками. Для того чтобы |
эти |
толчки не передавались работающим буриль ным машинам, у компрессоров устанавливают специальный резервуар — воздухосборник, ко торый является регулятором, поддерживаю щим более или менее постоянное давление воздуха в сети. В воздухосборнике, кроме то го, сжатый воздух очищается от влаги и мас ла. К воздухосборнику присоединена возду хопроводная сеть, по которой сжатый воздух поступает к потребителям.
Для воздухопроводов применяют стальные бесшовные трубы с наварными кольцами и подвижными фланцами. Диаметр труб в за висимости от расхода воздуха составляет 50— 150 мм. Для распределения сжатого воздуха между машинами трубы снабжены специаль ными воздухораспределительными устройства ми (патрубками). Потребителей воздуха под ключают к воздухораспределительным пат рубкам при помощи резиновых шлангов диа метром 13, 16, 19, 25 и 32 мм. Длина шлангов 10—25 м. К бурильной машине воздушный резиновый шланг подсоединяют при помощи накидной гайки с конусным или плоским нип пелем с прокладкой. Для сращивания шлан-
57