Файл: Мирошниченко Р.И. Обратные зажигания в ртутных выпрямителях и борьба с ними.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
tic
Рис. 11. Изменение температуры анодной головки при изменении нагрузки по графику тяговой подстанции (/ = 300 а < /н)
Температура анодной головки зависит также от тем пературы корпуса выпрямителя и температуры окружающей среды. На рис. 12 представлена экспериментально полу ченная зависимость температуры анодной головки ta от температуры корпуса tK для выпрямителей РМНВ 500 х 6. Кривая показывает наличие обратной зависимости, т. е. чем выше температура корпуса, тем ниже температура анодной головки при неизменной нагрузке на выпрями тель. Повышение температуры анодной головки при низких температурах корпуса объясняется увеличением при этих условиях анодного падения напряжения, а следовательно, и потерь энергии.
h ' C
Рис. 12. Зависимость температуры 'анодной головки ta от температуры корпуса iK для выпрямителя РМНВ 500 X 6 при нагрузке 600 а на 6 вентилей
Материал анода и состояние его поверхности. Наблю дения в лабораторных и производственных условиях за причинами, вызывающими обратные зажигания, показы вают, что наличие в аноде малейших примесей щелочно земельных металлов или других веществ, обладающих малой работой выхода электронов, резко повышает веро ятность обратных зажиганий. Это иллюстрируют кривые на рис. 7, на которых дана частота обратных зажиганий для различных марок графита в зависимости от темпера туры анода. Испытания, проводившиеся на подстанции Щербинка Московской ж. д., подтвердили, что качество графита, применяемого для РМНВ, также было различным, а вследствие этого изменялась и частота о. з. испытывае мых выпрямителей.
Однако снижение частоты о. з. требует не только соот ветствующего выбора материала анода, но и создания усло-
6 Зак. 1852 |
17 |
вий, при которых поверхность анода была бы свободна от каких-либо загрязнений. Касание при переборке анодов руками, покрытие в процессе эксплуатации поверхности анода пленками окислов (цвета побежалости), пленками от конденсации органических паров (желтый налет — остат ки плохого бензина, пары от резиновых уплотнений) и ко потью приводит к резкому возрастанию числа о. з. Обрат ные зажигания, обусловленные образованием таких пле нок на аноде, объясняются тем, что ионы, оседая на них, создают высокий положительный потенциал, вследствие чего пробивается изоляционный слой; появляется искорка, которая зажигает дугу о. з.
Для уменьшения числа о. з. стойкие пленки рекомен дуется при переборке соскабливать.
При низких давлениях исключительно большое зна чение имеет состояние поверхности анода. Шероховатость поверхности, наличие микроскопических острий, углов — все это вызывает местные перегревы, искажения поля и по вышение электронной эмиссии. Таким же образом влияет на
личие отдельных кристаллов |
графита, |
плохо связанных |
с остальной массой анода. |
Поэтому |
рекомендуется при |
переборке производить тщательную механическую об работку поверхности, сглаживая исешероховатости. Кроме того, для устранения этих дефектов весьма полезно после формовки проводить кенотронную тренировку, которая представляет собой обработку поверхности анодной го ловки бомбардировкой ионами тлеющего или несамостоя тельного разряда.
3. ОЕРАТНОЗАЖИ ТАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Рассмотренные выше факторы характеризуют причины, вследствие которых на .аноде возможно появление катод ного пятна. У выпрямителей определенной конструкции
эти причины |
зависят от внутреннего состояния вентиля |
и величины |
прямого тока, протекающего через вентиль |
в период, предшествующий о. з. |
|
Однако о. |
з. возникает только при условии, если между |
анодом и катодом будет напряжение, достаточнее для того, чтобы между ними произошел пробой. Как известно, ти пичным в кривых пробивных напряжений U = / (р0а) (кривая Пашена), характеризующих возникновение само стоятельного разряда, является наличие в них минимума,
18
разделяющего кривую на две ветви: левую, определяющую возникновение разряда при малых расстояниях между электродами а и малых давлениях р0, и правую —характе ризующую возникновение разряда при больших давлениях и больших расстояниях между электродами. На рис. 13 показана левая ветвь кривой Пашена, экспериментально полученная Гусевой Л. Г. [9] для паров ртути. Приведен
ная
Рис. 13. Зависимость величины про- |
Рис. |
14. Зависимость |
||
бивных напряжений от произведения |
напряжения |
обратного |
||
давления |
паров ртути р0 и расстоя |
зажигания |
от pLa |
|
ния |
между электродами а |
|
|
|
зажигания зависит от произведения |
рф. |
В ртутных вен |
||
тилях малые значения рф. достигаются |
главным образом |
уменьшением давления пара.
Как развивается разряд при нормальном и пониженном напряжении, наглядно показывает рис. 14, где представ лены экспериментальные результаты, полученные Клем перером и Маршаллом [1] в образце вентиля, анод кото рого выполнен из графита, а катод —ртутный. Крестиками на рис. 14 отмечены случаи возникновения непосредственно дугового разряда, кружочками — случаи возникновения тлеющего разряда, а кружочками с расположенными ря дом крестиками — случаи возникновения тлеющего раз ряда с переходом в дуговой. Общая кривая приближается к приведенной на рис. 13 кривой пробивного напряжения (кроме нижней резко спадающей ступеньки).
Учитывая это обстоятельство, в начале развития выпрямителестроения считали, что обратнозажигающее воз действие, характеризующее условия, при которых наиболее
3* 19
возможно возникновение |
о. |
з., определяется амплитудой |
|
Ннб обратного напряжения |
(см. рис. 1). Однако позднее |
||
было обнаружено, что о. |
з. |
возникают |
главным образом |
в начале непроводящего |
периода, т. е. |
в момент, когда |
обратный ток имеет наибольшее значение, а обратное напряжение изменяется скачком. Этим была установлена связь обратнозажигающего воздействия с процессом ком мутации.
Последние исследования подтвердили, что обратнозажигающее’ воздействие В 0при определенной температу ре корпуса выпрямителя определяется произведением
скачка |
напряжения UCK на скорость изменения анодного |
||
тока |
dia |
в момент погасания анода: |
|
|
- |
idi а в 0 = и СК . dt
Величина В0Для вентилей определенного типа в зна чительной степени зависит от схемы их соединения.
Рис. 15. Схемы ртутновыпрямительных агрегатов, выпускаемых различными фирмами:
а —каскадная схема (фирма Броун-Бовери, мощность 4 950 кет)-, б —двой ная мостовая схема (фирма Жемон, мощность 8 000 кет)
На тяговых подстанциях электрифицированных желез ных дорог, работающих при напряжении 3,3 кв, применя ются различные схемы включения выпрямительных агре гатов. За рубежом широко применяются схемы включения: каскадная, мостовая и с разделяющей катушкой (рис. 15). На тяговых подстанциях Советского Союза до последнего времени применялась схема включения выпрямительных агрегатов звезда — две обратные звезды с разделяющей
20
катушкой (схема 1, рис. 2). В последние годы начали приме-. нять схемы — мостовую (схема 2, рис. 16) и с разделяющей катушкой и последовательно включенными в каждую из фаз двумя вентилями (схема 3, рис. 17).
Сравнение этих трех схем по вероятности появления в них о. з., т-. е. по обратиозажигающему воздействию, показывает следующее. При одинаковом выпрямленном токе и ек трансформаторов угол коммутации у в схемах 1 и 2 одинаков, так как в схеме 2 коммутирующий ток в два раза больше, а коммутирующее напряжение в два раза и реактивное сопротивление на вторичной стороне в четыре раза меньше, чем соответствующие величины в схеме 1.
Рис. 16. Мостовая схема соеди- |
Рис. 17. Схема звезда — две |
нения ртутновыпрямительного |
обратные звезды е разделяю- |
агрегата |
щей катушкой с последователь |
|
ным соединением вентилей |
Поэтому в схеме 2 скачок о. з. в два раза меньше, а скорость изменения анодного тока в момент погасания вентиля в два раза больше,' чем в схеме 1. Следовательно, ориенти ровочно можно считать, что В0 для обеих схем одинаково.
В схеме 3 для тех же |
условий |
теоретически В0 дол |
||||||||
жно быть в два |
раза меньше, так |
как |
при |
7/ск той |
же |
|||||
величины, как в схеме 2, |
будет таким же, |
как |
в |
схе |
||||||
ме 1 |
(т. е. в два |
раза меньше, |
чем |
в |
схеме |
2). |
Однако |
|||
для |
этой схемы характерно то, |
что о. |
з. может |
возник |
||||||
нуть |
только при |
появлении катодного пятна |
одновремек- |
|||||||
,но на анодах двух |
последовательно включенных |
венти |
||||||||
лей, |
но вероятность |
этого |
очень |
мала. |
|
|
|
|
21
При испытаний последней схемы осциллографирова* нием установлено, что обратное напряжение между по следовательно включенными вентилями распределяется не равномерно. Вследствие шунтирования вентилей катодной группы сопротивлением столба охлаждающей воды на пряжение, приходящееся на эти вентили, составляет только 13% полного обратного напряжения, что создает для анодной группы по обратнозажигающему воздействию условия, мало отличающиеся от условий работы вентилей по обычной схеме 1, особенно если учесть, что токи, допу скаемые на выпрямители, включенные по этой схеме, в не сколько раз больше токов, допускаемых на выпрями тели, включенные по схеме 1. Как же отражается не равномерность распределения напряжения на вероят ности о. з.?
Исследование вероятности о. з. при различном соотно шении напряжений, приходящихся на последовательно включенные вентили, показало, что случай неравномерного распределения напряжения между вентилями является неблагоприятным в отношении вероятности о. з. и к нему, следовательно, не нужно стремиться.
Однако, учитывая то, что опыт эксплуатации показал весьма малую частоту о. з. в схеме 3, допустимо оставить неравномерное распределение напряжения между после довательно включенными вентилями, так как это позво ляет значительно облегчить изоляцию вентилей с разно потенциальными катодами от системы откачки.
Основным преимуществом схемы 2 является создание более затрудненных условий для превращения о. з. в ава рийный режим для преобразовательного агрегата по срав нению со схемой 1. В схеме 1 о. з. приводит к короткому замыканию между фазами трансформатора и шинами по стоянного тока; создает условия для подпитки места корот кого замыкания со стороны работающих анодов этого и других параллельно включенных агрегатов. В схеме 2 о. з. на одном из анодов приводит лишь к несимметричному короткому замыканию питающего трансформатора и только при о. з. на двух анодах, принадлежащих анодной и ка тодной группам, в один и тот же период может привести к короткому замыканию шин постоянного тока.
Отсутствие подпитки «больного» вентиля от параллельно работающих выпрямителей в схеме 2 и очень малая вероят-
22
ноеть появления о. з. в схеме 3 дает возможность зна чительно облегчить требования к быстродействующим выключателям и широко применять сетсчную защиту.
Для неуправляемых выпрямителей установлено [8] очень простое соотношение между мощностью выпрямите лей Рd и обрайнозажигающим воздействием В0 ■
Во. = 666 РU
Для управляемых выпрямителей эта величина зависит от угла регулирования.
4. АНАЛИЗ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ДАННЫХ ПО РАБОТЕ ВЫПРЯМИТЕЛЕЙ
Учитывая то, что появление отдельных причин, приво дящих к обратным зажиганиям, не носит регулярного характера, а также неоднократны случаи, когда о. з. являются следствием совокупности ряда причин, принято оценивать надежность работы выпрямителей по количе ству о. з. за определенный период работы выпрямителя, т. е. по частоте о. з.
ВСША принято требовать, чтобы каждый анод в тече ние года давал не больше одного о. з., в Европе принята норма — одно о. з. на 18 анодов в год. В СССР норма по обратным зажиганиям пока не установлена.
Надежность работы выпрямителей в значительной сте пени определяется их конструкцией. В период до 1948 г. на тяговых подстанциях электрифицированных железных дорог эксплуатировались преимущественно многоанодные выпрямители.
Впроцессе их эксплуатации был отмечен ряд случаер, когда о. з. совпадали с отключением быстродействующих выключателей фидеров, с оперативными переключениями (включение в параллельную работу, отключение с парал лельной работы выпрямителя), с толчками нагрузки или колебаниями напряжения, со срабатыванием роговых раз
рядников.
По данным анализа причин о. з. за годы эксплуатации многоанодных выпрямителей большой процент (около 30%) составляют о. з. по невыясненным причинам. Значительное количество о. з. совпадало с резкими изменениями нагру зок: для выпрямителей на 3 300 в имело место 25,2% о. з. при отключении быстродействующих выключателей
23