Файл: Мордашкин И.В. Асфальтобетонщик на устройстве асфальтобетонных и асфальтовых покрытий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
М О Р Д А Ш К И Н
моя нрофвссия
АСФАЛЬТОБЕТОНЩИК
НА УС Т Р О Й С Т В Е АСФ АЛЬТОБЕТОННЫ Х И АСФ АЛЬТОВЫ Х ПОКРЫ ТИЙ
ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ЛЕНИНГРАД — МОСКВА - 1966
УДК 693.78 |
З Я Й » . |
|
Ы
В брошюре рассказывается о профессии асфальтобетонщика. Даются сведения об асфальтобетонных, дегтебетонных и асфаль товых смесях, а также основных конструк циях оснований и материалах. Брошюра знакомит со способами укладки и уплотне ния смесей, применяемыми инструментами и механизмами. В ней излагаются вопросы техники безопасности, нормирования и оп латы труда асфальтобетонщиков.
Брошюра рассчитана на рабочих-асфаль- тобетонщиков, желающих повысить свою квалификацию.
Иван Владимирович Мордашкин
АСФАЛЬТОБЕТОНЩИК
НА УСТРОЙСТВЕ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ II АСФАЛЬТОВЫХ ПОКРЫТИЙ
Стройиздат, Ленинградское отделение Ленинград, пл. Островского, G
Редактор издательства |
А. |
М. Т и т о в |
||
Технический редактор |
Е. А. П у л ь к и |
на |
||
Корректор С. Л. Ч а р е к о в |
|
|||
Обложка художника Т. П. Г о р д е е в о й |
||||
Сдано в набор 20/1V 1966 г. |
Подписано к пе |
|||
чати 29/VI I960 г. |
М-13998 |
Формат бумаги |
||
7 0 x 9 0 ‘/аз № 2 Камского Бумкомоината |
Бум. |
|||
л. 1 Уел. иеч. л. 2.34 |
Учетно-издат л. 2,37 |
|||
Тираж 30 000 экз. |
Изд. № 1018 Л Заказ 814 |
Цена 9 коп.
Ленинградская типография № 4 Главполиграфпрома Комитета по печати при Совете Министров СССР. г. Пушкин
3-2-7
7-БЗ-13-66
1.ВЫБОР ПРОФЕССИИ
Вдвадцатые годы профессия слесаря, фре зеровщика, токаря, электромонтера, шофера была мечтой большинства юношей. Однако я выбрал себе другую профессию.
Однажды, проходя по Марсову полю, я увидел группу людей: одни подносили на ло патах слегка дымящуюся черную зернистую смесь и бережно укладывали на щебеночную поверхность существующей дорожки, другие разравнивали смесь граблями, разглаживали деревянными гладилками. Смесь была горя чая. Вслед за рабочими укладчиками двигался
двухбарабанный каток: уплотнял смесь. Я ви дел темно-серую, ровную, гладкую ленту, дли на которой очень быстро росла. Такое покры тие не шло ни в какое сравнение с «импера торским» булыжником. Я долго любовался слаженной работой дорожников.
С того дня я решил непременно стать уклад чиком асфальтовых смесей и уже весною сле дующего года был принят в бригаду асфальтобетонщиков. Это был дружный, работоспо собный коллектив, у них было легко учиться. Вначале я подносил и укладывал смесь, но вскоре взялся за грабли и гладилку. Так я стал асфальтобетонщиком.
3
Эта профессия является одной из ведущих на дорожном строительстве. Ей я посвятил почти тридцать лет жизни. И не напрасно!
С каждым годом асфальтовые и асфаль тобетонные покрытия приобретают все боль шее распространение на городских магистра лях, автомобильных дорогах общей сети, тури стских и курортных маршрутах. Руками "асфальтобетонщиков сделано невероятно-много.
Асфальтобетонные работы по .существу за вершают благоустройство внутриквартальных проездов, дорог, тротуаров, дорожек, площа док. И обычно радость новоселов возрастает, когда асфальтирование покрытий на квартале застройки закончено (рис.1).
Асфальтобетонщик на укладке таких покрытий — перспективная и высокооплачива емая профессия, требующая от рабочих боль шого умения.
II. ДОРОЖНЫЕ ОСНОВАНИЯ
ИПОДГОТОВКА ИХ ПОВЕРХНОСТИ
1.МАТЕРИАЛЫ
Асфальтобетонные и асфальтовые покры тия дорог, улиц, площадей и проездов созданы из минеральных и органических материалов. Такими материалами являются: щебень, гра вий, песок, минеральный порошок, цемент, из весть, битум, деготь и др. Материалы скелета занимают около 80% веса асфальтобетона и заготовляются в карьерах. Заполнители, до бавки и вяжущие получают промышленным
4
путем. Но такие, как асфальтобетонные и асфальтовые смеси, создаются в условиях строительного процессу (их приготовление, ук ладка и уплотнение), поэтому асфальтобетонщик должен знать все основные материалы, со ставляющие асфальтобетонные и асфальтовые смеси, их свойства, температурный режим и качество; должен уметь правильно их приме нять.
Ниже представлены краткие сведения о та ких материалах.
Ще б е н ь . Каменные частицы размером от 5 до 150 мм называют щебнем. Его получа ют главным образом путем дробления крупных кусков гранита, известняка, гравия, шлака, кирпича и т. д.
Щебень заготовляют специальными кам недробильными и камнекрошильными установ ками. Крупный щебень размером частиц 70—.150 мм и средний —40—70 мм получают в камнедробилках дроблением валунного, ко лотого или рваного камня диаметром фракций 0,15—0,5 м за один раз; мелкий щебень раз мером частиц 20—40 мм, 10—25 мм и 5— 10 мм получают дроблением щебня крупных и средних фракций за один или два раза, про пускаемых через камнекрошилку.
В асфальтобетоне применяют гранитный щебень, реже — известняковый и гравийный, причем только для нижнего слоя. Такой ще бень должен обладать достаточной морозо стойкостью и высокой прочностью на сжатие. Морозостойкость щебня определяют непос редственным замораживанием в лаборатор ных условиях.
6
Щебень должен иметь форму, близкую к кубу, быть чистым, содержать лещадки в ас фальтобетонных смесях верхнего слоя не бо лее 15% по весу и нижнего слоя не более 25%.
Гравийный щебень должен содержать дробленых частиц не менее 80% по весу.
Г р а в и й . Частицы размером от 5 до 40 мм в разной степени окатанности, получаемые от севом из природных гравийно-песчаных сме сей, называют гравием. Но в таком виде гра вий для асфальтобетона не пригоден. Он мо жет быть применен только при добавлении щебня из камня или гальки в количестве 25—30% по весу, но лишь в нижнем слое. Это объясняется тем, что вследствие окатанности частиц асфальтобетонные смеси подвижны и прочность покрытия снижается до 15%.
В практике строительства асфальтобетон ных покрытий гравий из прочных изверженных пород показал хорошие результаты в слое уси
ления (третий слой). |
минеральных ча |
П е с о к . Совокупность |
|
стиц размером от 0,14 до |
5 мм, добываемых |
разработкой горных, речных и морских место рождений, называют песком.
По крупности зерен пески делятся на гра велистые с содержанием частиц крупнее 2 мм и по весу более 25%; крупные — с содержа нием частиц крупнее 0,5 мм и по весу более 50%; средние — с содержанием частиц круп
нее 0,25 мм и по весу |
более 50%; |
мелкие — |
с содержанием частиц |
крупнее 0,1 |
мм и по |
весу более 75%.
В различных асфальтобетонных смесях пе сок занимает вес от 25 до 90%: в плотных
7
крупнозернистых смесях его содержится 35 40%, в среднезернистых — 40—45%, в мелко зернистых— 50%, в песчаных — 70—90%, в по ристых смесях соответственно: 25—30%, 30— 40%, 40-50% .
Для асфальтобетонных смесей применяют только крупные и средние пески. В зависимо сти от местных условий допускают использова ние мелкого песка, обогащенного добавлением крупного песка или высевок, с доведением его крупности, отвечающей требованиям ГОСТ.
В песке не должно |
содержаться |
частиц |
0,14 мм более 15% и |
пылевато-глинистых — |
|
более 3% по весу. |
п о р о шо к . |
Тонкоиз- |
М и н е р а л ь н ы й |
мельченные частицы размером менее 0,071 мм в количестве не менее 70% от веса образца по мола называют минеральным порошком. Его получают измельчением в шаровых мельницах доломитового или известнякового щебня.
Минеральный порошок обладает качества ми, улучшающими свойства битума и обеспечи вающими прочность сцепления, плотность и теплоустойчивость асфальтобетона. Этот поро шок представляет активный материал, кото рый в соединении с битумом создает активно вяжущее вещество, способное обволакивать песчаные и щебенистые зерна и в период уп лотнения смеси связывать их в монолит. Чем выше качество уплотнения смеси, тем действие асфальтовяжущего вещества эффективнее.
В практике строительства асфальтобетон ных покрытий зарекомендовали себя порошки: клинкерная мука, низкомарочные цементы,из вестняковая мука, помолы битуминозных из
8
вестняков, доменных шлаков, кукермит и по рошки природных месторождений — гажа, суглинки.
В плотных асфальтобетонах минеральный порошок содержится: в крупнозернистом — 5—18%, среднезернистом — 8—23%, мелко зернистом — 10—25% и песчаном — 10—30%. В пористом асфальтобетоне минеральный по рошок не применяют. Но в виде шлама на пес чаных и щебенистых зернах его может содер жаться до 8 %.
Би т у м . Органический вяжущий матери ал, получаемый из остатков продуктов пере гонки нефти или в результате термического разложения горючих сланцев, добываемый при нахождении его в чистом виде или извлекаемый из асфальтовых известняков, называют биту мом.
Битум обладает свойствами вязкости, пла стичности, прилипания, температуроустойчивости, прочности, стабильности. Такие свойства позволяют широко применять его в асфальто бетонных покрытиях. Но главнейшим из свойств является его вязкость. Вязкость биту ма определяет термопластичность асфальтобе тонных смесей и обусловливает технологич ность их приготовления, укладку, уплотнение и формирование покрытия.
Вязкость битума характеризует скорость деформации и степень сопротивления покрытия сдвигу от действия колеса автомобиля.
По строительным свойствам и консистен ции битумы разделяют на твердые, полутвер дые и жидкие.
Твердые нефтяные битумы при температуре
9