ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
Копейка рубль бережет
.В, П. ]МОГИЛА
ЧТО
ОТСЧИТЫВАЕТ
СПИДОМЕТР
J
КНИЖНОЕ |
( |
ИЗДАТЕЛЬСТВО’ |
|
-------- |
U j | ---- |
■-- - |
; |
гос. п у ь |
‘ПАЯ |
|
! НАУЧН-ГЕХ |
'■Кая |
||
; |
Еиьлиот^.. |
||
.'C i* |
|||
U U 0 |
|
? « .* > • |
|
|
|
i - |
л
Почему так названа эта книжка? Ведь каж дый, даже не имеющий отношения к автотранс порту, хорошо знает, что спидометр считает километры пробега машины.
Но автор — инженер-механик АТК № 3 Перм ского совнархоза В. П. Могила — на живых при мерах, взятых из практики работы автохозяй ства, убедительно доказывает, что спидометр считает не только километры, но и деньги. Как это происходит, вы узнаете, прочитав брошюру. Она адресуется в основном водителям. Но с пользой для дела смогут прочесть ее также и инженерно-технические работники автомобиль ного транспорта. Небесполезна она будет и авто любителям, владельцам личных машин.
Литературная запись И. Я. Г у б а й д у л и н а
ДВА ГЛАВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯ
Вам, наверное, не раз приходилось наблю дать такую картину. Идут друг за другом две автомашины, груженые, скажем, кирпичом. Впереди на дороге ухаб, хорошо знакомый обоим водителям. Один из них сбавил ско рость и осторожно объехал его, а другой, как бы специально нацелившись, лихо промчался точно по ухабу. Машину подбросило так, что кирпичи за борт полетели.
Вот и все происшествие. С машиной ниче го не случилось — ведь у нее имеются рессоры.
Обе машины прибыли на стройплощадку. Начинается разгрузка кирпича. И что же ви дят строители? На одной машине целехонькие кирпичи, а на другой — куча щебенки.
Нетрудно подсчитать нанесенный государ
ству ущерб, |
зная, что каждый кирпич стоит |
5 копеек. Да |
еще прибавьте „сюда стоимость |
пробега автомашины и какую-то часть днев ной зарплаты водителя. Словом, «копеечка» получится довольно солидная.
Но это еще не все.
Спустя два-три дня машину ставят на ре монт. В чем дело? Сломалась рессора. А це на ей 16 рублей, плюс стоимость ремонтных работ, простоя автомашины,
В |
3 |
Вот как дорого обходится народу небреж ное отношение водителя к своему делу.
А ведь только в Пермской области тысячи автомашин ежедневно выходят в рейс, чтобы обеспечивать народное хозяйство грузами. От доброкачественной и производительной рабо ты автотранспорта зависит успех промышлен ного и жилищного строительства. Достаточно сказать, что в настоящее время 75—80 про центов строительных материалов перевозится автомашинами и это составляет 12—15 про центов общей стоимости строительно-монтаж ных работ.
Еще более ответственная роль отводится автотранспорту в будущем. Только за семилет ку объем автомобильных перевозок возрастет почти в два раза. Недаром сейчас в нашей стране каждую минуту сходят с конвейера три новые грузовые автомашины.
С повышением роли автотранспорта в на родном хозяйстве возрастет требовательность к его кадрам и в первую очередь к водитель скому составу. Высокая дисциплина, творче ский подход к делу, бережное отношение к технике, мастерство вождения, экономия и бе режливость в большом и малом — вот какими качествами должен обладать каждый шофер. Нельзя допускать, чтобы за рулями машин оказывались лихачи, аварийщики, «шабашни ки» и прочие разгильдяи. Красный светофор водителям-бракоделам, зеленый — тем, кто своим честным трудом приближает час ком мунизма.— таким должен быть сегодня девиз работников автомобильного транспорта.
4
В автохозяйствах (АТ'К) основная работа водителей — перевозка различных грузов, чаще всего строительных материалов. Произво дительность автомобиля определяется количе ством перевезенных тонн груза за час, смену или год (т/час, т/смена, т/год), а также коли чеством выполненных тонна-километров — то же за единицу времени— (ткм/час, ткм/смена, ткм/год).
Но это лишь количественные показатели. А во что же обошлась автохозяйству пере возка, скажем, тонны груза на расстояние од ного километра? На этот вопрос отвечает эко номический показатель, называемый себестои мостью. Она определяется суммой затрат в рублях на каждый выполненный автомобилем тонна-километр. Себестоимость перевозок на ходится в тесной зависимости от производи тельности автомобиля. Чем выше производи тельность, тем ниже себестоимость. Об этом твердо должен знать каждый водитель.
Себестоимость автомобильных перевозок складывается из сумм постоянных и перемен ных расходов, затраченных на выполнение од ного тонна-километра. Для ее определения су ществует формула, которую водители должны знать, как говорится, назубок:
£__Рпер- -Г Рщ>ст. __ руб.
Пткм’
где: С — себестоимость; Рпер. — переменные расходы;
Рпост* — постоянные расходы;
П— выполненная работа в тонна-кило метрах.
К постоянным расходам относятся еже дневные затраты средств на содержание авто хозяйства. Сюда входят: заработная плата ра бочих, инженерно-технических работников и служащих; расходы на содержание зданий, технического оборудования и прочие хозяй ственные расходы.
Может ли водитель оказывать непосред ственное влияние на постоянные расходы? Нет, не может. Однако коллектив в целом пу тем бережного отношения к оборудованию, зданиям, экономии электроэнергии и материа лов может и должен снижать постоянные рас ходы.
Переменные расходы складываются из за трат на топливо, смазочные и эксплуатацион ные материалы, износ и ремонт автомобильных шин, а также на техническое обслуживание и текущий ремонт машин. Сюда же входят и отчисления на капитальный ремонт автомоби лей. Переменные расходы определяются сум мой фактических затрат на один километр пробега. Чем больше километров прошла ма шина, тем больше она требует на себя расхо дов, так как с увеличением пробега повышает ся износ ее деталей, узлов и агрегатов, шин, затрачивается больше топлива и масел.
И выходит, что спидометр отсчитывает не только километры, но и копейки и рубли. А деньги, как известно, любят счет. И если каждый водитель (а в стране их миллионы) наездит впустую хотя бы несколько километ ров в смену, можно представить, какой ущерб будет нанесен государству!
6
Как было сказано, увеличение пробега ав томобиля влечет за собой рост переменных расходов. Могут спросить: что же тогда — меньше надо ездить? выполнил запланирован ный пробег и ставь машину на «отдых»? Ра зумеется, это неверно. Производительный сверхплановый пробег всегда окупит себя, и некоторое увеличение переменных расходов будет полностью компенсировано.
Шофер, если он постоянно снижает затра ты на километр пробега, достигает такого ре зультата, когда увеличение планового пробега автомобиля не вызывает возрастания перемен ных расходов. В этом и состоит главная, если так можно выразиться, экономическая задача каждого водителя.
Если вы хотя бы два-три дня в месяц про работаете на сэкономленном топливе, добье тесь увеличения срока службы важнейших де талей и шин автомобиля, у вас намного дешев ле станет километр пробега, то есть значитель но снизятся переменные расходы. А это в свою очередь приведет к сокращению общей себе стоимости перевозок.
Но дешевле всего тот километр, который пройден с наибольшей загрузкой (только не с перегрузкой!). Значит, борясь за снижение пе ременных расходов, водитель должен всячески наращивать производительность своего авто мобиля, то есть вырабатывать как можно больше гонна-километров в течение каждой смены.
Итак, перед нами открылись два пути, ве дущие к одной цели — к снижению себестои
i
мости автомобильных перевозок. Первый — повышение производительности, второй — сни жение переменных расходов. Слияние этих двух путей и ведет к комплексной экономии средств на автомобильном транспорте.
Именно таким путем достигли замечатель
ных успехов сотни передовых шоферов нашего совнархоза.
Вот они, эти люди.
Экипаж коммунистического труда в составе водителей Г. И. Соломатова и А. М. Осколко- (АТК № 3), работающий “на самосвале ЗИЛ-585И, довел межремонтный пробег свое го автомобиля до 230 тысяч километров, про бег шин до 62 тысяч километров, добившись
при этом производительности машины 145 про центов.
Водители Н. И. Машанов и С. К. Майер из АТК № 6 на новом автомобиле ЗИЛ-585И на ездили без смены шин 69 тысяч километров при производительности в 140 процентов. Им тоже присвоено звание экипажа коммунисти ческого труда.
Экипаж водителей М. А, Маслакова и В. М. Гривы (АТК № 5) пробег шин автомо биля УРАЛ-ЗИС-355М 'довел до 75 тысяч
километров, при производительности 132 про цента.
Рекордными можно назвать результаты, достигнутые ударником коммунистического труда А. И. Лузиным из АТК № 3. На автома шине ЗИЛ-385И с самосвальным прицепом АСП-4 он наездил без ремонта 250 тысяч ки лометров, из них 70 тысяч без смены шин.
8
А средняя производительность автопоезда со ставила 167 процентов.
Экипажи и отдельные водители, достигшие таких показателей, насчитываются десятками
вкаждом автохозяйстве.
Ксожалению, мы не можем сказать точно, сколько государственных средств сберег каж дый из них в результате достигнутых показа телей. Объясняется это тем прискорбным фак том, что в наших автохозяйствах еще не на учились считать деньги, анализировать эконо
мику своего производства и определять, на чем сегодня выиграли, на чем проиграли и как нужно построить работу завтра? А причина очень простая: почти не внедряется хозяй ственный расчет в подразделениях АТК — на чиная с автоколонны и кончая отдельными экипажами. Будет хозрасчет — будут экономи ческий анализ и строгий учет, без которых в борьбе за комплексную экономию средств можно оказаться, как в темном лесу.
А теперь рассмотрим более конкретные пу ти и источники комплексной экономии средств в процессе эксплуатации грузовых, самосваль ных и специальных автомобилей.
ПРЕЖДЕ ВСЕГО-ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ
Водитель пришел на работу, получил путе вой лист. С этого момента начинаются те 420 минут, за которые он должен перевезти как можно больше грузов и сделать наиболь шее количество тонна-километров при наи-
9 В. П. Могила |
9 |