Файл: Львов И.В. Методика оптимального расчета танковых генераторов с помощью ЭЦВМ информационный выпуск.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
- 16 -
нератора. Число N просчитанных вариантов определится чи слом п варьируемых переменных, диапазоном поиска
x i m a x " x imin |
и шагои |
|
переменных |
|
||
|
|
*"» |
X- |
- X |
■ |
|
|
|
f j = [~l |
I |
max_______ t m t n |
|
|
|
|
t - 0 |
|
/1 X j |
|
|
С точки зрения уменьшения дискретности |
решения задачи, |
|||||
а следовательно, |
увеличения |
точности |
расчета |
значения ша |
||
гов поиска должны быть минимальными, |
однако |
при этом увели |
||||
чивается время |
расчета. |
|
|
|
|
|
Значения |
й х |
должны быть выбраны в разумных преде |
лах.
Логическая схема расчета. Логическая (функциональная) схема позволяет определить порядок работы ЭЦВМ по отысканию оптимального варианта. Она является основой составления ал горитма расчета.
Предлагаемая логическая схема оптимального расчета тан ковых генераторов представлена на рис. 5. Квадраты.схемы обоз начены номерами тех операторов полного алгоритма, которые обеспечивают действия, обозначенные в квадрате.
Расчет начинается с ввода исходной информации. Информа
ция должна включать: |
|
|
- |
номинальные данные генератора, расчетную скорость вра |
|
щения; |
данные, характеризующие |
температурные условия работы; |
- значения граничных условий типа (13) и (14), диапазон |
||
поиска |
варьируемых переменных |
в соответствии с зависимостями |
яшаги поиска;
-параметры, определяющие вариант конструктивной схемы
генератора и вариант обмоточных данных якоря; - параметры, характеризующие активные материалы генера
тора; - расчетные коэффициенты, принятые из опыта электромаши
ностроения.
Для удобства работа исходная информация разбивается на две группы:
-17 -
-группа данных, не зависящих от конструктивной схемы и мощности генератора, и группа данных, определяемая вариан том конструктивной схемы и мощноотью генератора.
Насчет начинается при заданных в соответствии с мощно стью генератора минимальных значениях варьируемых перемен ных. Если вариант не удовлетворяет граничным условиям, опе раторы 16, 23, 33, 36, 161, 319 переводят ЭЦВМ на просчет вариантов с увеличенным диаметром якоря. Увеличение диамет ра производится также пооле получения варианта, удовлетво ряющего всем требованиям расчета (операторы 362, 363). Это дает возможность исследовать варианты во всем диапазоне пои ска по диаметру якоря. При предельном диаметре якоря, ког да его скорость достигает граничного значения, оператор 14восстанавливает исходный диаметр якоря и переводит ЭЦВМ на поиск варианта с увеличенной плотностью тока в обмотке яко
ря + при ч и(х ; В/ ыа( = const . Завершив просчеты вариантов с различными диаметрами якоря во всем диапазоне
поиска по |
, ЭЦВМ по команде |
оператора П |
восстанавли |
|||
вает исходные |
и |
и начинает |
просчет |
вариантов с |
||
индукцией в зазоре 8$ +&В при |
й исх |
, По окончании пои |
||||
ска во всем диапазоне |
В^иелг 8gmex |
оператор |
9 восстанав |
|||
ливает В£исх, |
} янсх и |
и дает |
команду на поиск ва |
|||
риантов при различных зоа^енилх коэффициентов |
ы. |
полюс |
||||
ного перекрытия. По окончании поиска |
оператор |
7 останавли |
вает машину. При этом в»водятс« на печать расчетные данные, интересующие конструктора согласно заложенной программе.
В течение расчета операторы 853*357 контролируют темпе ратуру оомотки возбуждения и обмотка дополнительных полюсов, давая команды в целях подцержавяя граничных условий нагрева на увеличение или уменьшение плотности тока в обмотке допол нительных полюсов и тока возбуждения, при заданном макоимальяом токе возоуждении инератор 18—I удерживает установ ленное значение вне зависимости от температуры обмотки. При нагреве коллектора сверх допустимой температуры оператор
273 уменьшает ширину щетки, что приводит при |
заданной плот- |
• * ■- ) ’ /ЬЛИЧКАЯ |
|
> |
• - П Х Н Ш Е С К А Я |
Ь ЬсИигрКА
- 18 -
ности тока под щеткой к увеличению ее длины, а значит и к увеличению длины коллектора. Температура коллектора снижает ся.
Операторы 4-7 и 4-8 обеспечивают минимально допустимую по механическим соображениям толщину заплечика петушка коллек торной пластины и возможность надежного закрепления выводов обмотки якоря в петушках коллектора.
Оператор 127 ограничивает величину ивдукции в полюсе це лесообразным значением.
Оператор 135 ограничивает толщину станины по минимально му значению, допустимому из соображений обеспечения механиче ской прочности.
Операторы 174, 227, 228, регулируя высоту полюса, обе спечивают возможность размещения катушек полюсов и целесооб
разный, с точки зрения охлаждения, зазор |
мевду этими |
катуш |
||
ками . |
|
|
|
|
Оператор |
71—I контролирует отношение |
ширины |
вэк |
зоны |
коммутации к |
ширине 6по мездуполюсного |
окна, |
Это отноше |
ние |
увеличивается, кап правило, с увеличением |
коэффициента |
||||
с, |
полюсного перекрытия. В соответствии |
с |
рассматриваемой |
|||
логической схемой поиск начинается |
с малых значений коэффи |
|||||
циентов |
сх . |
Превышение допустимого значения |
величины £эк |
|||
товорит |
о том, |
что коэффициент ct |
|
|
Опо |
|
уже достиг своего предель |
||||||
ного |
значения |
и дальнейший поиск по |
& |
нецелесообразен. |
||
'Оператор |
71- I |
останавливает расчет. |
|
|
|
|
|
В заключение следует отметить, |
что изменение типа обмот |
||||
ки, |
числа основных и дополнительных |
полюсов, |
воздушного за |
зора, расчетной скорости вращения, мощности генератора, тем пературы окружающей среды и охлаждающего воздуха, а также конструктивных данных при сохранении конструктивной схемы 'генератора производится простой заменой исходных данных и
•не требует изменения логической схемы расчета.
Особенности составления алгоритма расчета. Составление ’алгоритма является наиболее трудоемкой и сложной частью ыгонплекса, обеспечивающего оптимальный расчет генератора на
- 19 -
ЭЦВМ. Не имея возможности в масштабах данной статьи рас смотреть алгоритм, остановимся на принципах его разработки. Алгоритм должен обеспечить четкость и однозначность указа ний по проведению процесса расчета от исходных данных к ре зультату, являющемуся решением задачи. Алгоритм, по сути де ла, является математической моделью рассчитываемого генера тора. В настоящей работе он составлялся в соответствии с рассмотренной логической схемой, на базе принятой в танковой генераторостроении методики электромагнитного расчета и ме тодик вентиляционного и теплового расчетов, принципы которых излагались выше. Однако алгоритм не может быть повторением обычных методик расчета. Он должен учитывать особенности ра счета на ЭЦВМ и требует трансформации многих расчетных фор мул и соотношений. Алгоритм должен быть составлен так, что бы в каждый последующий расчет входили данные, определенные предыдущими расчетами или исходной информацией. Во избежание ошибок программиста целесообразно расчетные формулы сопровож
дать указанием |
операторов, |
определяющих величины, входящие |
|||
в формулу. |
|
|
|
|
|
Например: |
оператор 22. |
Определение линейной нагрузки |
|||
, |
lAN |
I |
- |
on 20 |
D - on 12 |
A " 5Г DK |
N |
- |
on 21 |
|
Все графические зависимости или зависимости, полученные при обычном расчете построением или пересечением линий, должны быть выражены алгебраически. Как показал опыт, достаточную для практики точность дает метод линейно-куоочной аппрокси мации кривых.
Шаги поиска по заданной величине должны строго сочетать ся' с граничным диапазоном изменения переменных, являющихся функцией этой величины. В противном случае, при изменении ве личины на один шаг ее функция может выйти за граничные уоловия. Нет сомнения, что по мере накопления опыта расчетов на' ЭЦВМ алгоритм усовершенствуется и его составление перестанет* быть столь сложной и громоздкой задачей.