Файл: Фигуровский Н.А. Химия обличает.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

умозрительной философии древних культурных народов.

В V веке до н. э. древнегреческие философы Левкипп и Демокрит в ясной и доступной форме сформулировали первые атомистические пред­

ставления. Согласно их учению,

мир состоит из

атомов и пустоты. Атомы — это

неделимые (бук­

вально — не рассекаемые)

мельчайшие частицы

различной величины. Все

тела

могут распадать­

ся на атомы и вновь возникать из атомов или пе­ реходить друг в друга.

Античная атомистика по своему существу была атеистическим учением; она не оставляла места для «духа» как сущности материи, о чем говорит­ ся во всех религиозных кодексах. Атомистика сде­ лалась поэтому основой материалистического ми­ ропонимания, совершенно противоположного ре­ лигиозным учениям об одухотворенности живой и мертвой природы, о неизменности мира, раз и на­ всегда сотворенного божеством в определенном виде.

Учение древнегреческих философов об атомах и пустоте с момента своего возникновения под­ верглось нападкам со стороны представителей различных религиозных и идеалистических учений и вскоре сделалось запретным (вероятно, поэтому сочинения атомистов, на которые ссылаются мно­ гие древние авторы, не дошли до нас полностью). Но, несмотря на все гонения и преследования, передовая человеческая мысль в течение более двух тысяч лет постоянно возвращалась к древ­ негреческой материалистической философии.

10

Христианство с первых шагов своего существо­ вания объявило жестокую войну атомистике. В начале нашей эры оно представляло собой одну из многочисленных иеговистских сект и оформи­ лось в самостоятельную религию во II—III веках, включив в свои религиозные догматы элементы различных религиозных учений древности, в част­ ности учение древнегреческого философа-идеали- ста Платона и его последователей — реакционных философов Александрийской академии: гностиков и неоплатоников1. Именно из этих философских систем христианство восприняло в законченной форме учение о существовании «невидимого ми­ ра» — духов, ангелов, архангелов, бесов и прочих существ, учение о душе, об одухотворенности всех тел живой и мертвой природы.

Признание «невидимого мира» стало одной из основ христианской догматики и обосновывало древнеегипетские верования в «загробную жизнь», которые тоже восприняло христианство.

Едва ли есть необходимость подробно говорить о социальной сущности всех этих концепций. В ко­

1 Г н о с т и к и — представители религиозно-философ­ ского течения первых веков христианства, ярые враги антич­

ного

материализма, утверждающие, что все «одухотворен­

ные»

существа возникли путем «истечения» из

божества.

Цель

гностиков (буквально — дознавателей) познать

сущ­

ность

божества.

представители реакционной

ми­

Н е о п л а т о н и к и

стической философии эпохи

Александрийской

академии

(II— IV вв.), для которых

материя —

низшее звено

в иерар­

хии вселенной, над ним возвышается

«дух», а над «духом»—

«первосущность».

 

 

 

 

 

11


нечном счете они оправдывали существовавшие в то время рабовладельческие отношения и утешали рабов надеждами на счастливую загробную жизнь, конечно, при условии, если они будут вести на земле «праведную» жизнь, то есть беспрекословно подчиняться своим хозяевам-рабовладельцам.

В ожесточенной борьбе науки и религии атоми­ стика оказалась учением, которое нанесло первый удар религиозным домыслам и верованиям. Вто­ рым серьезнейшим ударом была гелиоцентриче­ ская система Коперника (XV в.). Представление об атомах как кирпичах мироздания, как первич­ ных частицах, составляющих все тела Вселенной, в корне противоречило учению о «невидимом ми­ ре». Простые и доступные для понимания пред­ ставления о делимости материи, основанные на повседневном опыте, естественно, воспринимались каждым здравомыслящим человеком и вселяли со­ мнение в справедливость религиозных догм,.

Вот почему уже ранние идеологи христианства видели в атомистике учение, подрывающее самые основы религиозных верований. В IV веке блажен­ ный Августин объявил атомное учение «языче­ ским» и несовместимым с догматами христианства, С тех пор в странах, где христианство стало го­ сударственной религией, атомистика надолго ис­ чезла из обихода официальной науки.

В первые столетия своего существования хри­ стианство вообще отвергало античную «языческую» философию, в том числе широко распространен­ ные сочинения Аристотеля — замечательного мы­ слителя, который был, по выражению Энгельса,

12

ландских протестантов. Но церковники уже не бы­ ли так могущественны, как раньше, и не имели возможности казнить «еретиков»-атомистов на кострах. Они продолжали борьбу другими мето­ дами и широко использовали свое влияние в науч­ ных кругах для того, чтобы направить развитие атомного учения по ложным путям или приспо­ собить его для религиозного порабощения верую­ щих.

Еще в 1540 году Ватикан основал монашеский орден иезуитов—воинствующих церковников, объя­ вивших беспощадную борьбу с «ересями» и «ере­ тиками». Иезуитам удалось почти на два столетия забрать в свои руки школы в католических стра­ нах и подчинить начальное и отчасти высшее обра­ зование интересам католицизма. Влияние иезуитов на науку в Европе было весьма значительным да­ же в начале XVLII столетия. Но не меньшее влия­ ние имели и другие христианские религиозныете­ чения, в особенности англиканская церковь. Изве­ стно, что даже такие крупные ученые, авторы ато­ мистических, или, как в то время говорили, кор­ пускулярных, теорий, как Р. Бойль и И. Ньютон, были весьма религиозными людьми и писали тео­ логические трактаты. Однако в научной области они, как правило, оставались на позициях стихий­ ного материализма и, несмотря на религиозные убеждения, своими исследованиями и открытиями подрывали позиции церкви. О такого рода ученых Энгельс писал в «Диалектике природы»: «С богом никто не обращается хуже, чем верующие в него естествоиспытатели».

15


В конце XVII и начале XVIII столетия естество­ испытатели имели в своем распоряжении слишком мало экспериментального материала, чтобы мож­ но было применить атомные учения для объясне­ ния различных физических и химических явлений, то есть внедрить атомистику в естествознание. По­ этому атомистические идеи, оторванные от естест­ веннонаучной почвы, подпали под влияние реакци­ онных схоластических учений, уцелевших еще от средних веков и настойчиво поддерживавшихся духовенством и отсталыми в идейном отношении учеными.

В результате еще в конце XVII века механи­ стические корпускулярные теории приобрели ме­ тафизическую окраску. Некоторые авторы стали объяснять, например, нагревание тел не тепловым движением корпускул, а наличием в нагретых те­ лах особой тепловой жидкости — «теплорода». По­ лучили широкое распространение теории, призна­ вавшие существование и особую роль в химиче­ ских процессах так называемых «невесомых флю­ идов» — особых тончайших материй, похожих по свойствам на газы, но не имеющих веса. К числу таких «невесомых флюидов» относили, помимо «теплорода», «материи» электричества, света, а затем и флогистон — особый «принцип» горючести тел.

С другой стороны, стремление примирить ато­ мистику с религией проявилось в учении о так на­ зываемых «монадах», развитом знаменитым мате­ матиком Г. В. Лейбницем и известным физикомфилософом Христианом Вольфом, учителем

16

М. В. Ломоносова. По представлениям этих уче­ ных, в основе всего существующего лежат особые частицы — «монады» (от греческого «монос» — «единичный»), которые являются средоточием ду­ ха, а материя представляет собой удачное и целе­ сообразное сочетание таких одухотворенных «мо­ над», раз и навсегда установленное божеством.

Отрыв атомистических учений от практических задач химии явился причиной распространения подобных идеалистических представлений о строе­ нии материи в отдельных странах и прежде всего в Германии.

Яркую страницу в историю развития атомистики вписал великий русский ученый М. В. Ломоносов. Его атомно-молекулярное учение по своей ясности и материалистической последовательности пред­ ставляет собой совершенно исключительное явле­

ние в истории

науки

XVIII века. Ло­

моносов дал строгое

изложение атомно-молеку­

лярного учения, изгнав из него мистические кон­ цепции об одухотворенности материи и другие реакционные домыслы и фантазии. Его заслуга состоит в том, что свою «корпускулярную филосо­

фию», то есть комплекс

теорий и

взглядов,

основанных на атомистике, он впервые

положил

в основу науки и практически применил ее

для

обоснования механической

теории теплоты,

явле­

ний растворения и прочее, дав тем самым важные

и объективные доказательства

реальности суще­

ствования атомов и молекул.

 

 

Учение Ломоносова об атомах и молекулах

(он

называл их «элементами» и

 

«корпускулами»)

и

;';/й.-:ИЧМ АИ I

 

 

17

лУЧНТЕХНИЧЕСКАЯ |

 

 

н С Н Ь Л И О Т Е ^

СССР

ю

 

т г

}

 

 

 

 


другие обобщения «корпускулярной философии» были встречены в штыки германскими монадистами и одновременно привлекли к себе пристальное внимание русского духовенства. Ломоносову при­ ходилось, таким образом, бороться на два фронта. Он был по существу одинок в этой борьбе, и лишь один Леонард Эйлер, знаменитый математик и естествоиспытатель, оказывал ему моральную под­ держку. Однако Ломоносов мужественно отстаи­ вал свои новаторские идеи и смело выступил в за­ щиту науки. В проекте положения об академиче­ ском университете он, в частности, писал: «Духо­ венству к учениям, правду физическую для пользы и просвещения показующим, не привязываться, а особливо не ругать наук в проповедях».

Стремление Ломоносова органически связать атомно-молекулярное учение с химией нашло по­ следователей. Широкие химико-аналитические ис­ следования состава солей, кислот и других соеди­ нений, открытие и изучение многочисленных газо­ образных веществ, в том числе и элементарных, привели химию в конце XVIII и начале XIX столе­ тия к крупнейшим успехам. Теория флогистона, безраздельно господствовавшая в химии в течение ряда десятилетий, пала. Споры атомистов и сторон­ ников теории бесконечной делимости материи под напором вновь открытых фактов закончились по­ бедой атомистики. Были открыты два важных за­ кона, ставших с тех пор фундаментом дальнейше­ го развития химии, •— закон постоянства соста­ ва химических соединений и закон кратных отно­ шений.

18

С этого времени атомы и молекулы, если можно так выразиться, приобрели осязаемую реальность. На основе закона кратных отношений было введе­ но понятие атомного веса и установлены атомные веса известных в то время элементов, были пред­ ложены всем известные символы химических эле­ ментов, химические реакции стали выражать хими­ ческими уравнениями — результат весьма плодо­ творного сочетания закона сохранения вещества и атомно-молекулярной теории.

Казалось, что идейная борьба вокруг атомно­ молекулярных представлений окончена и что все дальнейшее развитие химии должно представлять собой триумфальное шествие атомистики. В дей­ ствительности же идейная борьба в явной и скры­ той форме разгорелась с новой силой. Противоре­ чия при объяснении новых фактов, вызванные отчасти живучестью реакционных традиций, отча­ сти стремлением некоторых отсталых ученых объ­ яснять новые открытия с идеалистических пози­ ций, приобрели острый характер.

В противовес последовательной атомистике, в самом начале XIX столетия в химию было введено чисто эмпирическое понятие «химического эквива­ лента» вместо понятия атомного веса. В то время оно лишь запутывало дело. Сам Дальтон, основа­ тель химической атомистики, выступил против пе­ редовых взглядов Гей-Люссака и Авогадро. Поя­ вилась теория Проута о «первичной материи», ко­ торая дала почву для новой вспышки споров меж­ ду сторонниками атомистики и учения о бесконеч­ ной делимости материи.

19


Однако главным пунктом идейной борьбы в хи­ мии в первой половине XIX века было учение о так называемой «жизненной силе», с помощью ко­ торого реакционная наука пыталась объяснить происхождение не только живых организмов, но и всех органических веществ. Учение о «жизненной силе» выражало идеалистический динамизм в хи­ мии на новом этапе ее развития и стало опорным пунктом религиозных учений о сотворении мира, в частности — одухотворенных живых существ и живой материи.

Атомистика вновь столкнулась со старыми схо­ ластическими концепциями «духа» как сущности материи. Поддерживая и пропагандируя эти кон­ цепции, реакционные ученые цеплялись за тради­

ционное, уцелевшее от древних

времен

деление

всех веществ на три «царства»

природы:

мине­

ральное, растительное и животное. Вещества ми­ нерального «царства», по их мнению, — это мерт­ вая природа. «Сложные атомы» минеральных ве­ ществ (мы называем их теперь молекулами) состо­ ят из простых атомов и могут быть получены ис­ кусственно. Другое дело органические вещества, вырабатываемые живыми организмами — расте­ ниями и животными лишь при участии «духа» или «жизненной силы». Считалось совершенно невоз­ можным получить искусственно в лаборатории та­ кие вещества, как сахар, спирты, эфиры, уксусную, лимонную и другие органические кислоты, различ­ ные растительные и животные соки.

В начале XIX века еще не существовало экспе­ риментальных данных, которые могли бы опровер­

20

гнуть эту точку зрения. И огромный по численно­ сти класс органических соединений, таким обра­ зом, признавался недоступным для искусственного воспроизведения человеком.

В упорной борьбе в течение почти всего XIX столетия химия преодолела реакционное учение о «жизненной силе» и ее особой роли в образовании молекул органических веществ. Замечательные от­ крытия целой плеяды ученых, изучение ими спосо­ бов получения и взаимных переходов органиче­ ских веществ, в особенности труды Луи Пасте­ ра, А. М. Бутлерова и М. Бертло, шаг за шагом подрывали это учение — оплот идеалистической и религиозной идеологии в науке.

Но нельзя сказать, что витализм, то есть учение о «жизненной силе», в настоящее время уже снят с повестки дня. Церковники и реакционеры от нау­ ки продолжают утверждать, что, несмотря на ог­ ромные возможности химии, ей никогда не удастся преодолеть барьер между живым и неживым ве­ ществом, получить синтетический белок, точно вос­ производящий свойства живого белка — основы животных и растительных тканей.

Известно, что проблема получения искусствен­ ного белка является одной из центральных проб­ лем современного развития науки. Нет никакого сомнения, что уже в ближайшее время она будет успешно решена, ибо история науки дает нам мно­ жество примеров преодоления, казалось бы, не­ проходимых барьеров на пути познания тайн при­ роды и открытий, блестяще опровергающих реак­ ционные учения и религиозные догмы.

4 Зак. 1145

21