ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
умозрительной философии древних культурных народов.
В V веке до н. э. древнегреческие философы Левкипп и Демокрит в ясной и доступной форме сформулировали первые атомистические пред
ставления. Согласно их учению, |
мир состоит из |
|
атомов и пустоты. Атомы — это |
неделимые (бук |
|
вально — не рассекаемые) |
мельчайшие частицы |
|
различной величины. Все |
тела |
могут распадать |
ся на атомы и вновь возникать из атомов или пе реходить друг в друга.
Античная атомистика по своему существу была атеистическим учением; она не оставляла места для «духа» как сущности материи, о чем говорит ся во всех религиозных кодексах. Атомистика сде лалась поэтому основой материалистического ми ропонимания, совершенно противоположного ре лигиозным учениям об одухотворенности живой и мертвой природы, о неизменности мира, раз и на всегда сотворенного божеством в определенном виде.
Учение древнегреческих философов об атомах и пустоте с момента своего возникновения под верглось нападкам со стороны представителей различных религиозных и идеалистических учений и вскоре сделалось запретным (вероятно, поэтому сочинения атомистов, на которые ссылаются мно гие древние авторы, не дошли до нас полностью). Но, несмотря на все гонения и преследования, передовая человеческая мысль в течение более двух тысяч лет постоянно возвращалась к древ негреческой материалистической философии.
10
Христианство с первых шагов своего существо вания объявило жестокую войну атомистике. В начале нашей эры оно представляло собой одну из многочисленных иеговистских сект и оформи лось в самостоятельную религию во II—III веках, включив в свои религиозные догматы элементы различных религиозных учений древности, в част ности учение древнегреческого философа-идеали- ста Платона и его последователей — реакционных философов Александрийской академии: гностиков и неоплатоников1. Именно из этих философских систем христианство восприняло в законченной форме учение о существовании «невидимого ми ра» — духов, ангелов, архангелов, бесов и прочих существ, учение о душе, об одухотворенности всех тел живой и мертвой природы.
Признание «невидимого мира» стало одной из основ христианской догматики и обосновывало древнеегипетские верования в «загробную жизнь», которые тоже восприняло христианство.
Едва ли есть необходимость подробно говорить о социальной сущности всех этих концепций. В ко
1 Г н о с т и к и — представители религиозно-философ ского течения первых веков христианства, ярые враги антич
ного |
материализма, утверждающие, что все «одухотворен |
|||||
ные» |
существа возникли путем «истечения» из |
божества. |
||||
Цель |
гностиков (буквально — дознавателей) познать |
сущ |
||||
ность |
божества. |
— |
представители реакционной |
ми |
||
Н е о п л а т о н и к и |
||||||
стической философии эпохи |
Александрийской |
академии |
||||
(II— IV вв.), для которых |
материя — |
низшее звено |
в иерар |
|||
хии вселенной, над ним возвышается |
«дух», а над «духом»— |
|||||
«первосущность». |
|
|
|
|
|
11
нечном счете они оправдывали существовавшие в то время рабовладельческие отношения и утешали рабов надеждами на счастливую загробную жизнь, конечно, при условии, если они будут вести на земле «праведную» жизнь, то есть беспрекословно подчиняться своим хозяевам-рабовладельцам.
В ожесточенной борьбе науки и религии атоми стика оказалась учением, которое нанесло первый удар религиозным домыслам и верованиям. Вто рым серьезнейшим ударом была гелиоцентриче ская система Коперника (XV в.). Представление об атомах как кирпичах мироздания, как первич ных частицах, составляющих все тела Вселенной, в корне противоречило учению о «невидимом ми ре». Простые и доступные для понимания пред ставления о делимости материи, основанные на повседневном опыте, естественно, воспринимались каждым здравомыслящим человеком и вселяли со мнение в справедливость религиозных догм,.
Вот почему уже ранние идеологи христианства видели в атомистике учение, подрывающее самые основы религиозных верований. В IV веке блажен ный Августин объявил атомное учение «языче ским» и несовместимым с догматами христианства, С тех пор в странах, где христианство стало го сударственной религией, атомистика надолго ис чезла из обихода официальной науки.
В первые столетия своего существования хри стианство вообще отвергало античную «языческую» философию, в том числе широко распространен ные сочинения Аристотеля — замечательного мы слителя, который был, по выражению Энгельса,
12
ландских протестантов. Но церковники уже не бы ли так могущественны, как раньше, и не имели возможности казнить «еретиков»-атомистов на кострах. Они продолжали борьбу другими мето дами и широко использовали свое влияние в науч ных кругах для того, чтобы направить развитие атомного учения по ложным путям или приспо собить его для религиозного порабощения верую щих.
Еще в 1540 году Ватикан основал монашеский орден иезуитов—воинствующих церковников, объя вивших беспощадную борьбу с «ересями» и «ере тиками». Иезуитам удалось почти на два столетия забрать в свои руки школы в католических стра нах и подчинить начальное и отчасти высшее обра зование интересам католицизма. Влияние иезуитов на науку в Европе было весьма значительным да же в начале XVLII столетия. Но не меньшее влия ние имели и другие христианские религиозныете чения, в особенности англиканская церковь. Изве стно, что даже такие крупные ученые, авторы ато мистических, или, как в то время говорили, кор пускулярных, теорий, как Р. Бойль и И. Ньютон, были весьма религиозными людьми и писали тео логические трактаты. Однако в научной области они, как правило, оставались на позициях стихий ного материализма и, несмотря на религиозные убеждения, своими исследованиями и открытиями подрывали позиции церкви. О такого рода ученых Энгельс писал в «Диалектике природы»: «С богом никто не обращается хуже, чем верующие в него естествоиспытатели».
15
В конце XVII и начале XVIII столетия естество испытатели имели в своем распоряжении слишком мало экспериментального материала, чтобы мож но было применить атомные учения для объясне ния различных физических и химических явлений, то есть внедрить атомистику в естествознание. По этому атомистические идеи, оторванные от естест веннонаучной почвы, подпали под влияние реакци онных схоластических учений, уцелевших еще от средних веков и настойчиво поддерживавшихся духовенством и отсталыми в идейном отношении учеными.
В результате еще в конце XVII века механи стические корпускулярные теории приобрели ме тафизическую окраску. Некоторые авторы стали объяснять, например, нагревание тел не тепловым движением корпускул, а наличием в нагретых те лах особой тепловой жидкости — «теплорода». По лучили широкое распространение теории, призна вавшие существование и особую роль в химиче ских процессах так называемых «невесомых флю идов» — особых тончайших материй, похожих по свойствам на газы, но не имеющих веса. К числу таких «невесомых флюидов» относили, помимо «теплорода», «материи» электричества, света, а затем и флогистон — особый «принцип» горючести тел.
С другой стороны, стремление примирить ато мистику с религией проявилось в учении о так на зываемых «монадах», развитом знаменитым мате матиком Г. В. Лейбницем и известным физикомфилософом Христианом Вольфом, учителем
16
М. В. Ломоносова. По представлениям этих уче ных, в основе всего существующего лежат особые частицы — «монады» (от греческого «монос» — «единичный»), которые являются средоточием ду ха, а материя представляет собой удачное и целе сообразное сочетание таких одухотворенных «мо над», раз и навсегда установленное божеством.
Отрыв атомистических учений от практических задач химии явился причиной распространения подобных идеалистических представлений о строе нии материи в отдельных странах и прежде всего в Германии.
Яркую страницу в историю развития атомистики вписал великий русский ученый М. В. Ломоносов. Его атомно-молекулярное учение по своей ясности и материалистической последовательности пред ставляет собой совершенно исключительное явле
ние в истории |
науки |
XVIII века. Ло |
моносов дал строгое |
изложение атомно-молеку |
лярного учения, изгнав из него мистические кон цепции об одухотворенности материи и другие реакционные домыслы и фантазии. Его заслуга состоит в том, что свою «корпускулярную филосо
фию», то есть комплекс |
теорий и |
взглядов, |
|
основанных на атомистике, он впервые |
положил |
||
в основу науки и практически применил ее |
для |
||
обоснования механической |
теории теплоты, |
явле |
ний растворения и прочее, дав тем самым важные
и объективные доказательства |
реальности суще |
|||
ствования атомов и молекул. |
|
|
||
Учение Ломоносова об атомах и молекулах |
(он |
|||
называл их «элементами» и |
|
«корпускулами») |
и |
|
;';/й.-:ИЧМ АИ I |
|
|
17 |
|
лУЧНТЕХНИЧЕСКАЯ | |
|
|
||
н С Н Ь Л И О Т Е ^ |
СССР |
ю |
|
|
т г |
} |
|
||
|
|
|
другие обобщения «корпускулярной философии» были встречены в штыки германскими монадистами и одновременно привлекли к себе пристальное внимание русского духовенства. Ломоносову при ходилось, таким образом, бороться на два фронта. Он был по существу одинок в этой борьбе, и лишь один Леонард Эйлер, знаменитый математик и естествоиспытатель, оказывал ему моральную под держку. Однако Ломоносов мужественно отстаи вал свои новаторские идеи и смело выступил в за щиту науки. В проекте положения об академиче ском университете он, в частности, писал: «Духо венству к учениям, правду физическую для пользы и просвещения показующим, не привязываться, а особливо не ругать наук в проповедях».
Стремление Ломоносова органически связать атомно-молекулярное учение с химией нашло по следователей. Широкие химико-аналитические ис следования состава солей, кислот и других соеди нений, открытие и изучение многочисленных газо образных веществ, в том числе и элементарных, привели химию в конце XVIII и начале XIX столе тия к крупнейшим успехам. Теория флогистона, безраздельно господствовавшая в химии в течение ряда десятилетий, пала. Споры атомистов и сторон ников теории бесконечной делимости материи под напором вновь открытых фактов закончились по бедой атомистики. Были открыты два важных за кона, ставших с тех пор фундаментом дальнейше го развития химии, •— закон постоянства соста ва химических соединений и закон кратных отно шений.
18
С этого времени атомы и молекулы, если можно так выразиться, приобрели осязаемую реальность. На основе закона кратных отношений было введе но понятие атомного веса и установлены атомные веса известных в то время элементов, были пред ложены всем известные символы химических эле ментов, химические реакции стали выражать хими ческими уравнениями — результат весьма плодо творного сочетания закона сохранения вещества и атомно-молекулярной теории.
Казалось, что идейная борьба вокруг атомно молекулярных представлений окончена и что все дальнейшее развитие химии должно представлять собой триумфальное шествие атомистики. В дей ствительности же идейная борьба в явной и скры той форме разгорелась с новой силой. Противоре чия при объяснении новых фактов, вызванные отчасти живучестью реакционных традиций, отча сти стремлением некоторых отсталых ученых объ яснять новые открытия с идеалистических пози ций, приобрели острый характер.
В противовес последовательной атомистике, в самом начале XIX столетия в химию было введено чисто эмпирическое понятие «химического эквива лента» вместо понятия атомного веса. В то время оно лишь запутывало дело. Сам Дальтон, основа тель химической атомистики, выступил против пе редовых взглядов Гей-Люссака и Авогадро. Поя вилась теория Проута о «первичной материи», ко торая дала почву для новой вспышки споров меж ду сторонниками атомистики и учения о бесконеч ной делимости материи.
19
Однако главным пунктом идейной борьбы в хи мии в первой половине XIX века было учение о так называемой «жизненной силе», с помощью ко торого реакционная наука пыталась объяснить происхождение не только живых организмов, но и всех органических веществ. Учение о «жизненной силе» выражало идеалистический динамизм в хи мии на новом этапе ее развития и стало опорным пунктом религиозных учений о сотворении мира, в частности — одухотворенных живых существ и живой материи.
Атомистика вновь столкнулась со старыми схо ластическими концепциями «духа» как сущности материи. Поддерживая и пропагандируя эти кон цепции, реакционные ученые цеплялись за тради
ционное, уцелевшее от древних |
времен |
деление |
всех веществ на три «царства» |
природы: |
мине |
ральное, растительное и животное. Вещества ми нерального «царства», по их мнению, — это мерт вая природа. «Сложные атомы» минеральных ве ществ (мы называем их теперь молекулами) состо ят из простых атомов и могут быть получены ис кусственно. Другое дело органические вещества, вырабатываемые живыми организмами — расте ниями и животными лишь при участии «духа» или «жизненной силы». Считалось совершенно невоз можным получить искусственно в лаборатории та кие вещества, как сахар, спирты, эфиры, уксусную, лимонную и другие органические кислоты, различ ные растительные и животные соки.
В начале XIX века еще не существовало экспе риментальных данных, которые могли бы опровер
20
гнуть эту точку зрения. И огромный по численно сти класс органических соединений, таким обра зом, признавался недоступным для искусственного воспроизведения человеком.
В упорной борьбе в течение почти всего XIX столетия химия преодолела реакционное учение о «жизненной силе» и ее особой роли в образовании молекул органических веществ. Замечательные от крытия целой плеяды ученых, изучение ими спосо бов получения и взаимных переходов органиче ских веществ, в особенности труды Луи Пасте ра, А. М. Бутлерова и М. Бертло, шаг за шагом подрывали это учение — оплот идеалистической и религиозной идеологии в науке.
Но нельзя сказать, что витализм, то есть учение о «жизненной силе», в настоящее время уже снят с повестки дня. Церковники и реакционеры от нау ки продолжают утверждать, что, несмотря на ог ромные возможности химии, ей никогда не удастся преодолеть барьер между живым и неживым ве ществом, получить синтетический белок, точно вос производящий свойства живого белка — основы животных и растительных тканей.
Известно, что проблема получения искусствен ного белка является одной из центральных проб лем современного развития науки. Нет никакого сомнения, что уже в ближайшее время она будет успешно решена, ибо история науки дает нам мно жество примеров преодоления, казалось бы, не проходимых барьеров на пути познания тайн при роды и открытий, блестяще опровергающих реак ционные учения и религиозные догмы.
4 Зак. 1145 |
21 |