Файл: Фигуровский Н.А. Химия обличает.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ниток и обладающих высокими гигиеническими ка­ чествами. Природным волокнам, тысячи лет слу­ жившим человеку, в ближайшее время придется потесниться, как потеснились, например, натураль­ ные каучуки перед синтетическими или раститель­ ные красители перед анилиновыми и кубовыми.

Смелые эксперименты, открывающие шаг за шагом тайны природы, такие грандиозные дости­ жения советской науки, как осуществление кос­ мических полетов, — все это наносит сокрушитель­ ный удар беспочвенным верованиям и суевериям, которые еще находят себе последователей.

В Советской стране развитие химии и других

естественных

наук теснейшим образом связано

с великими

социальными преобразованиями, с

подъемом культуры и благосостояния народа, с воспитанием нового человека коммунистического общества. Верующий стремится не замечать ог­ ромных перемен, которые происходят на его гла­ зах, и, отрицая власть человека над природой, по существу отгораживается от жизни, выбывает из рядов ее активных преобразователей. Значит, пер­ востепенное значение приобретает формирование научного мировоззрения у всех тружеников со­ ветского общества на основе марксизма-ленинизма. И химии здесь принадлежит немалая роль, ибо ее открытия не оставляют камня на камне от фан­ тастических вымыслов, на которых основаны рели­ гиозные верования.

ЕСТЬ ЛИ ПРЕДЕЛ ДОСТИЖЕНИЯМ НАУКИ?

Проповедуя нигилистическое отно­ шение к науке, или теорию «мирного со­ существования» науки и религии, цер­ ковники одновременно пытаются прини­ зить значение науки в современной жизни и развитии общества. В связи с этим нельзя не обратить внимание на появившуюся в последнее время новую «теорию предела» развития науки.

Недавно на английском и француз­ ском языках вышел из печати доклад ЮНЕСКО1 «Основные тенденции в развитии научных исследований». Офи­ циальная цель этого доклада — содей­ ствие международному научному со­ трудничеству по некоторым актуальным проблемам современного естествозна­ ния. В его вступительной части дается следующая характеристика состояния науки: «Научная деятельность со всеми ее экономическими и техническими по­ следствиями в настоящее время пере­ живает период особенно быстрого раз-

1 ЮНЕСКО — международная организация по вопросам просвещения, науки и культуры при ООН.

47


вития по сравнению с другими областями челове­ ческой деятельности, и можно определенно утверж­

дать, что в течение каждого

десятилетия она

удваивается».

 

Это подкрепляется некоторыми статистически­ ми данными. В передовых в научном отношении странах количество ученых, занятых только иссле­ дованиями, составляет от 1 до 2 человек на тыся­ чу населения, а общее число ученых во всем мире достигает в настоящее время примерно 2 милли­ онов человек 1. Данные о быстром развитии науки характеризуются и числом научных журналов, выпускаемых во всем мире. В 1800 году выходило около 100 научных журналов, в 1850 году— 1000, а в 1900 году — уже около 10 000. К 1950 году чи­ сло журналов, выпускаемых во всех странах, воз­ росло до 100 000. Следовательно, к 2 000 году надо ожидать миллиона журналов. Такому же закону «удвоения» в течение каждого десятилетия подчи­ няются и другие показатели роста науки.

Конечно, сами по себе эти данные далеко не полностью отражают ход научного прогресса. По­ мимо количественного роста, в науке происходят глубочайшие качественные изменения. Отдельные открытия по своей значимости оказываются на­

столько важными и эффективными, что перекры­ вают многолетние достижения десятков и сотен ученых. Такие открытия иногда делаются совер­

1 Число ученых в СССР в настоящее время составляет около 400 тысяч человек, то есть одну пятую часть общего количества ученых во всем мире.

48

шенно неожиданно и изменяют всю структуру на­ уки. Достаточно вспомнить, например, открытие атомной энергии и то влияние, которое оказало это открытие на современную науку и технику.

Кроме этого, в капиталистических странах на­ ука в значительной степени служит интересам ка­ питала и войны, ее развитие зачастую носит че­ ловеконенавистнический характер и совершенно не ■Связано с потребностями всего общества. Другое дело в странах социалистического лагеря. Здесь наука целиком поставлена на службу народу и на­ учные исследования рассматриваются как один из самых важных участков коммунистического стро­ ительства. В новой Программе КПСС записано: «Применение науки становится решающим фак­ тором могучего роста производительных сил об­ щества».

Быстрый прогресс науки вселяет панический страх в идеологов капитала и религии: новейшие открытия в корне подрывают религиозную идеоло­ гию — идейную опору капитализма и грозят кра­ хом капиталистического производства.

Неудивительно, что в последнее время часть ученых Запада выдвинули и широко пропаганди­ руют «теорию предела» развития науки. Согласно этой теории научный прогресс не может продол­ жаться беспредельно и через некоторое время раз­ витие науки должно прекратиться.

Эта «теория предела» нашла свое отражение и в упоминавшемся выше докладе ЮНЕСКО. Отме­ чая, что наука в настоящее время развивается в восемь раз быстрее, чем любая другая область че­

49


ловеческой деятельности, авторы доклада пишут: «Безусловно, такое различие в темпах не может оставаться неизменным и развитие науки должно достигнуть своего рода насыщения, что, возможно, произойдет в течение жизни двух ближайших по­ колений... развитие некоторых областей науки уже начало замедляться».

Эта точка зрения находит отражение и в ряде последних американских научных изданий. В од­ ной из только что вышедших книг профессора Иэльского университета де Солла Прайс «Наука, начиная в Вавилона» с помощью геометрических построений доказывается, что уже через тридцать лет темп развития науки начнет замедлятьсяКстати, Прайс приводит сравнительные кривые, ха­ рактеризующие темпы развития наук по Европе в целом, в СССР и США, и констатирует, что совет­ ская наука примерно в 1950 году обогнала амери­ канскую и продолжает обгонять. Не здесь ли кроет­ ся еще одна причина боязни научного прогресса в капиталистическом мире?

Едва ли есть необходимость подробно обсуж­ дать эти совершенно антинаучные ■ домыслы, порожденные реакционной философией, полно­ стью сросшейся с религией. Любой здравомысля­ щий человек легко поймет, что «теория предела» развития науки исходит из того, что прекра­ тится всякий прогресс в жизни человечества и что уже в ближайшее время задачи, стоящие перед наукой, будут полностью решены, то есть науке попросту нечем будет заниматься. Ясно, что оба эти допущения нелепы.

50

Здесь уместно вспомнить слова В. И. Ле шна из его замечательной работы «Материализм и эм­

пириокритицизм»:

«Сущность

вещей, — писал

В. И. Ленин, — или

«субстанция»

тоже относи­

тельны; они выражают только углубление челове­ ческого познания объектов и если вчера это углуб­

ление

не

шло дальше

атома, сегодня — дальше

электрона

и эфира,

т о .диалектический материа­

лизм

настаивает на

временном, относительном,

приблизительном характере всех этих вех позна­ ния природы прогрессирующей наукой человека. Электрон так же неисчерпаем, как и атом».

Марксизм-ленинизм учит, что объекты науки неисчерпаемы, а прогресс науки 6eci ределен. Проникая в сокровенные тайны природы, наука становится все более и более важн ш■областью деятельности человеческого общества. В СССР, первым в мире строящем коммунизм, все чл ;ны общества так или иначе будут причастны к нау­ ке, к творческому развитию производства, к уп­ равлению кибернетическими машинами, автома­ тическими устройствами, к исследовательской ра­ боте в институтах и лабораториях.

** *

История развития химии — это прежде веете история борьбы с религиозными предрассудками и суевериями, с отсталостью и невежеством; Шаг за шагом отвоевывали химия и естествознание свои позиции, каждый раз подтверждающие пра­ вильность материалистического мировоззрения.

51



Оно опровергало измышления о сотворении мира, нашедшие свое отражение в библии и других ре­

лигиозных «священных» книгах, и

всякого рода

учения и теории, цеплявшиеся за

бога

и духов.

Но борьба еше не закончена.

чем

шире и

Чем дальше развивается наука,

глубже она познает окружающий мир, чем боль­ ше она вмешивается в «дела» природы и создает новые вещества и материалы, тем дальше уходит она от грубых и примитивных религиозных пред­ ставлений, тем больше становится и непримири­ мое противоречие с религией.

Материалистическое мировоззрение — это един­ ственно правильное и полное понимание мираОно опирается на прочный фундамент достижении пауки, и ему чужды всякие вымыслы и фантазии, на которых основываются религиозные верования.

Высшей ступенью материалистического миро­ понимания является диалектический материализм, изучающий объективные законы развития приро­ ды и общества. Законы материалистической диа­

лектики лежат в основе

великого учения

Марк­

са-Э нгельса— Ленина.

Основываясь

на этом

ученик, трудящиеся нашей страны свергли царизм и гнет капитала, осуществили величайшие соци­ альные и культурные преобразования. Под знаме­ нем марксизма-ленинизма советский народ успеш­ но создает ныне материальную базу коммунизма. Но одной из важнейших задач коммунистическое* строительства является воспитание нового чело­ века.

В своем докладе на XXII въезде К-МСС

52

Н. С. Хрущев говорил: «Интересы коммунистиче­ ского строительства требуют, чтобы вопросы ком­ мунистического воспитания стояли в центре внима­ ния и деятельности каждой партийной организации- и всей общественности».

В новой Программе КПСС особо подчеркивает­

ся важная составная часть

коммунистического

воспитания — преодоление

пережитков

капита­

лизма в сознании и поведении людей, в том числе и религиозных предрассудков. Решение этой зада­ чи тесно связано с хорошо поставленной пропа­ гандой достижений современной науки, и химии в частности, с углублением естественнонаучного об­ разования, с воспитанием «вкуса» к науке и ее достижениям, к этой живой, увлекательной и твор­ ческой области человеческой деятельности.