Файл: Ухинов В.А. Пластмассы - материал для машиностроения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

фенопласты, аминопласты, стеклопластики, древесно-слоистые пластики и др.

Процесс горячего прессования слагается ив следующих операций:

1.Дозировка прессматериала.

2.Загрузка в нагретую прессформу.

3.Замыкание прессформы и выдержка под давлением.

4.Разъем прессформы и извлечение изде­

лий.

Прессование производится при определен­ ных давлениях и температуре.

Для каждой детали определяется время выдержки, зависящее от материала, конфигу­ рации и толщины стенки детали. Контроль температуры в процессе прессования является обязательным. Нарушение технологических параметров приводит к снижению механиче­

ских и электрических показателей и часто к дефектам внешнего вида.

Прессование изделий производится в пресс-

формах самых разнообразных

конструкций.

К оформляющим поверхностям

прессформ

предъявляются очень высокие требования по точности и чистоте обработки. Прессование осуществляется на прессах, из которых наибо­ лее распространены гидравлические (рис. 4) с верхним давлением и нижним выталкивани­ ем готовых изделий.

Отечественной промышленностью выпуска­ ются прессы мощностью от 25 до 2000 т.

Сварка пластмасс применяется, в основ ном, при изготовлении крупногабаритного обо­ рудования типа кожухов, емкостей, покрытий. Сварка может осуществляться тремя основ-

33

Рис. 4. Пресс гидравлический.

ными способами: горячим газом, нагретым инструментом и трением.

В общих чертах сварка пластмасс горячим газом напоминает, кислородноацеталеновую сварку металлов. Поток разогретого газа по­ дается в зону сварки, где происходит оплавле­ ние скошенных кромок и прутка из того же материала.

Подогрев газа в сварочных аппаратах мо­ жет осуществляться газом и электроэнергией. Температура струи газа на выходе бывает в пределах от 204 до 315° с подачей газа от 0,01 до 0,08 м3 в минуту. Давление газа колеблется от 0,35 до 1,05 атм. При сварке полиэтилена и других пластмасс, подверженных воздействию кислорода, в качестве газа-теплоносителя при­ меняется азот. Однако при сварке поливинил­ хлорида сжатый воздух обеспечивает более высокую прочность соединений.

Сварка нагретым инструментом листов и пленок происходит при контактировании сва­ риваемых поверхностей с нагретой металличе­ ской пластинкой. Как только соединяемые по­ верхности материала достаточно размягчатся, пластинка или материал удаляется и части его плотно сжимаются в требуемом положении и выдерживаются до тех пор, пока расплавив­ шийся материал не охладится и не образует прочное соединение.

Для создания местных высоких температур применяются электрические нагреватели в виде лент, нагретых пластин и паяльников.

■Сварка трением осуществляется за счет тепла, выделяющегося при трении двух пласт­ массовых поверхностей. Движение может

35


йыть колебательным и вращательным. Враща тельное движение является наиболее удобным. Обычной технологией, применяемой для свар­ ки трением, является вращение с соприкосно­ вением одной половины соединяемой детали с другой .половиной, которая стационарно за­ креплена. Поскольку термопласты являются очень плохими проводниками тепла, требуемая температура сварки достигается очень быстро.

ПРИМЕНЕНИЕ ПЛАСТМАСС НА ЗАВОДАХ ДОНЕЦКОГО СОВНАРХОЗА

Машиностроительные заводы Донецкого совнархоза широко применяют детали из пластических масс. Раньше заводы закупали эти детали в виде готовых изделий или .загото­ вок. из которых детали изготовлялись механи­ ческой обработкой. Такое положение нельзя было признать нормальным. За последние три года на заводах организованы участки по пе­ реработке пластических масс для нужд маши­ ностроения. О некоторых из них следует рас­ сказать подробнее.

Участок по изготовлению деталей из пла­ стических масс на Торецком машиностроитель­ ном заводе можно назвать одним из лучших в совнархозе. Здесь трудится небольшой, но ра­ ботоспособный коллектив, умело организовав­ ший работу участка.

Разработкой технологии и конструировани­ ем прессформ занято специальное отделение, укомплектованное конструкторами и техноло­ гами, в составе 7 человек.

Оборудован участок по изготовлению прессформ. На нем установлены три токарновинторезных, два фрезерных, сверлильный, поперечно-строгальный и круглошлифоваль ный станки. Имеется слесарно-сборочный уча сток прессформ. Всего здесь работает 17 чело век.

На участке по переработке пластмасс име­ ется три пресса, из них два гидравлических усилием по 100 т, один — усилием 1€0 т, ли­ тьевая машина ТП-63 и вспомогательное обо­ рудование.

Имеющееся на заводе оборудование позво­ ляет перерабатывать как термореактивные, так и термопластичные пластмассы и изготав­ ливать детали в широком диапазоне по весу и габаритам.

Среди деталей, изготовляемых на заводе из пластмасс, можно назвать в частности такие: изолятор аккумуляторного ящика к электро­ возу, лабиринтное кольцо к ролику транспор­ тера, пробка М16 к скату вагонетки, фланцы к породопогрузочной машине ЭПМ-1 и многие другие.

Всего в 1961 г. на Торецком машинострои тельном заводе из пластмасс было изготов­ лено 650 тыс. деталей 59 наименований

(рис. 5).

Для изготовления деталей на заводе ис пользуется главным образом капрон, пресс-

порошки марок К-15-2, К-78-51, К-18-36,

К-21-22, аминопласт, волокнит и др.

Специализированный участок по перера­ ботке пластических масс оборудован также на

37


Рис. 5. Изделия Торецкого машиностроительного завода из пресспорошков, капрона и волокнита.

Ново-Краматорском машиностроительном за­ воде. На участке имеется 250-граммовая литьевая машина. На ней изготовляются ла­ биринтные кольца из капрона для транспор­ терных роликов.

Узким местом в работе участка следует считать отсутствие необходимого оборудова­ ния для изготовления прессформ, чем и объяс­ няется значительно меньший ассортимент из­ делий.

Участок непрерывно расширяется. В бли­ жайшее время здесь начнется изготовление де­ талей из фторопласта-4 прессовым способом. Для этого на участке будет установлена мельница для рыхления порошка фторопла­ ста и печь для спекания отпрессованных из­ делий.

На Ждановском машиностроительном за­

38

воде участок по переработке пластических масс был оснащен только 'прессами, в связи с чем его продукция до конца 1961 г. была огра­ ничена изделиями из пресс-порошков, предназ­ наченными для медицинской аппаратуры. Это — маховички, турбинки. насадки, ниппели, тройники и прочие.

Риг. 6. Изделия из капрона, изготовляемые Горлов­ ским авторемонтным заводом.

В.конце 1961 г. на участке установлена литьевая машина ЛМ-50, которая позволит расширить ассортимент деталей из капрона типа различных антифрикционных втулок и вкладышей. Это позволит заводу в течение года сэкономить около 8 тцветных метал­ лов.

Хорошо организован выпуск разных изде­ лий из пластмасс на Горловском авторемонт­ ном заводе. Ассортимент выпускаемых здесь

39


Рис. 7 . Тормозные накладки для автомобилей, изго­ товляемые на Горловская авторемонтном заводе.

10

деталей -из капрона для автомобилей различ­ ных марок приближается к 50 наименованиям, (рис. 6 и 7). Среди них: тормозные накладки для автомобилей ГАЗ-51 и ЗИЛ-150, втулки, кнопки, рукоятки, фиксаторы, защелки, ма­ сленки, панели и др. Замена металлических деталей пластмассовыми дает значительную экономию. Так, например, облицовка панели приборов двигателя машины М-20 из металла стоит 3,6 руб., а эта же облицовка из капрона обходится всего в 44 коп. Корпус ножного пе­ реключателя, изготовленный из пластмассы, стоит 6 коп., а из металла — 43 коп.

По минимальным подсчетам, применение отходов капрона для изготовления автомо­ бильных деталей на Горловском авторемонт­ ном заводе дает экономию 4,5 тыс. руб.

вгод.

Внедалеком будущем завод сможет выпу­ скать такое количество пластмассовых дета­ лей, которое обеспечит нужды всех автохо­ зяйств совнархоза.

Созданием участков по переработке пласт­ масс положено хорошее начало, открывающее большие возможности широкого внедрения пластмасс.

В настоящее время управлением машино­ строительной промышленности Донецкого сов­ нархоза и Украинским институтом пластиче­ ских масс разрабатываются мероприятия по созданию на Ждановском машиностроитель­ ном заводе специализированного цеха для пе­ реработки пластмасс.

41

Широкое применение пластических масс поможет машиностроителям Донбасса успеш­ но справиться с грандиозными задачами, вы­ текающими из решений исторического XXII съезда КПСС.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

 

Что такое пластмассы. . . . .

3

Какие пластмассы применяются в машино­

строении ..........................................................

. . .

!2

Способы переработки пластмасс

29

Применение пластмасс на заводах Донецкого

с о в н а р х о з а .................................................

 

36


Владимир Александрович Ухинов, Владимир Георгиевич Самсонов

ПЛАСТМАССЫ — МАТЕРИАЛ ДЛЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Редактор Т. Б. К а г а н Художественный редактор В. Г. К а л и м а н о в Технический редактор А. В. С а м о л е т о в а

Корректор Е. А. П о г р е б и ж с к а я

БП 00421. Сдано в набор 19.111-62 г. Подписано к печати 25.V.62 г. Формат бумаги 70х90Уз2Бум. л. 0,687. Печ. л. 1,603.

Уч.-иэд. л. 1,58. Заказ № 55. Тираж 1700 экз. Цена 5 коп.

г. Донецк, областная книжная типография, Пастуховская, 26.

 

3

Цена 5 коп.

6 г ч9 з