Файл: Муравьев А.Ф. Техника безопасности при подготовке трассы к строительству трубопроводов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подрубать с двух или нескольких сторон, а также по окружности ствола опасно. Это может вызвать разворот дерева на пне; дерево может упасть в непредусмотренном направле­ нии и травмировать работающих.

Глубина подруба или подпила составляет у прямостоящих деревьев не менее одной трети диаметра. Деревья с неравномерно развитой кроной или наклоненными стволами и при работах в ветреную погоду подрубают не более чем на одну четверть диаметра.

Пропил дерева при валке должен быть гори­ зонтальным и ровным, без перекосов. Прекра­ щать пропил необходимо за 2 см до выхода на подруб. Если дерево начинает наклоняться, пропил следует прекращать раньше.

Перед падением спиленного дерева лесо­ рубы должны вынуть пилу и немедленно отойти на безопасное расстояние (4—5 м в сторону, обратную направлению падения дерева). Спи­ ленные деревья нельзя валить на соседние. Не следует оставлять зависшие, подрубленные или недопиленные деревья после окончания работ, а также на время обеденного перерыва или при переходе к другим деревьям, так как такое дерево может упасть.

Зависшее дерево снимают веревкой, длина которой должна быть не менее двойной высоты дерева.

При снятии зависшего дерева лебедкой, установленной на тракторе, длина троса дол­ жна быть не менее высоты дерева плюс необ­ ходимое безопасное расстояние для трактори­ ста (примерно 10 м).

Правилами запрещено валить лес при силь­ ном ветре, тумане, гололедице, в предрассвет­ ное время и с наступлением сумерок. Валить

2*

19


лес л горной местности следует, начиная от оснонания, к вершине, с повалом деревьев вершинами под гору. Выполнять другие работы на том же склоне не следует, так как при этом возможны смещения деревьев и валунов. Перед валкой леса склон необходимо предварительно очистить от неустойчивых валунов, упавших деревьев и других предметов, которые мо­ гут во время валки леса прийти в движение

ибыть причиной травматизма.

Взимнее время в горной местности при боль­ шом скоплении снега на склоне необходимо учитывать возможность обвалов снежных масс

ипредусматривать мероприятия по предохране­ нию работающих от этого явления. Во избе­ жание непредвиденных обвалов рекомендуется в опасных местах вызывать искусственные об­ валы обстрелом или взрывами.

Обрубка, сбор, сжигание сучьев и раскряжовка хлыстов

После валки деревьев производят обрубку, сбор и сжигание сучьев. Обрубают сучья на месте валки деревьев. Во время этого обруб­ щик находится со стороны, противоположной обрубаемому суку. Обрубают сучья от комля к вершине. Толстые сучья (диаметром от 8 см и более) спиливают моторной или лучковой пилой, этот способ ускоряет обрубку и менее опасен.

Расстояние между обрубщиками сучьев дол­ жно быть не менее 5 м, чтобы не нанести травму соседнему рабочему. Опасно сбивать сухие сучья обухом топора или другими тяжелыми предметами, так как при этом можно трав­ мировать рабочих отлетающими сучьями.

20

Во время обрубки (обрезки) сучьев не сле­ дует находиться на сваленном дереве, так как не исключена возможность его перемещения.

Нельзя обрубать или спиливать сучья у не­ надежно лежащего дерева (тем более те сучья, на которые оно опирается), не приняв мер предосторожности, предупреждающих осадку ствола. В таких случаях под деревья подкла­ дывают клетки или подводят специальные козлы.

Для сжигания сучьев необходимо подгота­ вливать специальные площадки, расчистив их от травы, листьев, мусора и мха. Во избежание возникновения лесного пожара следует по­ стоянно наблюдать за костром.

При переноске сучьев опасно держать топор за поясом или в руках, так как при малейшей неосторожности или падении рабочего не исклю­ чена возможность травмирования его. В прак­ тике трубопроводного строительства были слу­ чаи травматизма при подобных условиях.

При сжигании сучьев следует находиться от костра с наветренной стороны, в противном случае рабочий может обжечься пламенем ко­ стра или от вспыхнувшей одежды.

Раскряжовка (поперечная разделка) хлыстов производится как бензомоторами, так и дву­ ручными пилами.

Раскряжовка хлыстов на штабелях, земля­ ных насыпях и в местах раскатки штабелей не разрешается. Перед раскряжовкой хлысты необходимо прочно уложить, а в необходимых случаях закрепить для предотвращения сме­

щения в поперечном направлении.

Кантуют

и поднимают на подкладки

хлысты и бревна

при помощи ваг, кондаков,

аншпугов и т. п.

Чтобы не упала отпиливаемая часть

хлыста,

21


необходимо ее предварительно укрепить путем подведения опор в виде клеток, козел и других упоров.

При подготовке и расчистке трассы в горной местности необходимо тщательно соблюдать технику безопасности при обрубке, сборе, сжи­ гании и раскряжовке хлыстов.

Для предотвращения скольжения хлыста вдоль склона при крутизне свыше 30° перед обрубкой сучьев хлысты, расположенные по склону, предварительно привязывают к выше­ стоящим здоровым пням и деревьям металли­ ческим тросом или цепью с клиньями на кон­ цах. Обрубывают сучья теми же приемами, что и в обычных условиях.

Раскряжовка хлыстов моторными пилами производится только с нагорной стороны скло­ на. При раскряжовке хлыстов, расположенных поперек склона, двуручными пилами необхо­ димо предварительно закреплять концы наме­ чаемых отрезков. Перед окончанием каждого реза рабочий, который находится с подгорной стороны хлыста, переходит на нагорную сто­ рону с тем, чтобы допиливание заканчивал один рабочий, находящийся с нагорной стороны. Этим предупреждается опасность ушиба ниж­ него рабочего скатывающимся отрезком хлыста.

Корчевка пней и деревьев

Корчуют пни и деревья различными спо­ собами. При этом правильная организация работ на участке не менее важна, чем рацио­ нальный выбор механизмов. Рельеф местности, густота леса и другие условия трассы сильно влияют на выбор безопасного и наиболее рацио­ нального способа производства работ.

22

Корчевка . пней и деревьев бульдозером (рис. 4) является одним из распространенных способов. Бульдозером корчуют пни или де­ ревья диаметром до 30 см. В процессе корчевки нож ствола бульдозера заглубляется на 15— 20 см в грунт и движением бульдозера вперед пень или дерево выдергивается. При корчевке более крупных пней или деревьев ствол буль­ дозера упирают в комель на высоте 20—25 см (рис. 5, а) от земли и движением вперед слегка наклоняют его. Затем отводят бульдозер назад и вторым заходом заглубляют ствол бульдо­ зера на 10—15 см (рис. 5, б) ниже уровня земли под корень пня или дерева и дальней­ шим движением вперед при одновременном подъеме ствола выкорчевывают пень или дерево вместе с корнями.

Пни диаметром более 30 см корчуют треле­ вочно-корчевальной лебедкой (рис. 6). Трактор с такой лебедкой заякоривают за крепкий пень или дерево металлическим канатом, на конце которого закрепляют крюк. Затем корчуемый пень обвивают канатом на высоте 15—20 см от земли и присоединяют непосредственно или через систему переносных блоков к лебедке. Корчевка производится натяжением каната ле­ бедкой. Этот способ более опасен, чем корчевка непосредственно бульдозером, так как со­ здается опасность в случае обрыва стального каната. Однако при корчевке крупных пней применение его становится необходимым. Спо­ соб этот менее производителен, и следова­ тельно, требует затраты большего количества

машино-смен.

Для корчевки отдельных пней может быть использован трубоукладчик, имеющий вместо крюка специальный захват.

23


Рис. 4. Сваливание бульдозером крупных деревьев.

1 — начальное положение ножа; 2 — подрезание корней.

Рис. 5. Удаление бульдозером крупных пней.

аначало работы (первый прием); б — подрезание корней (вто­

рой прием.).

При расчистке занесенной трассы на большом протяжении с массовой корчевкой пней диа-

І’нс. (5. Схема корчевки

иней

тракторной

трелевоч­

 

но-корчевальной лебедкой.

 

а — корчевка

прямой тягой; б — корчевка при помощи блока;

в — корчевка

при помощи

двойного

полиспаста;

1 — корчуе­

мый пень; 2 — анкерный канат; з — тяговый канат; 4 — трак­ тор с лебедкой; 5 — анкерный пень; 6 — блок; 7 — вспомога­

тельный анкерный пень.

Рис. 7. Корчеватель-собиратель Д-201 Б.

метром до 45 см целесообразно применять кор­ чеватели-собиратели типа Д-201А и Д-201Б (рис. 7).

25

 

Планировка

трассы

Перед

тем как

непосредственно приступить

к рытью

траншей

полосу

строительства тща­

тельно очищают от всех посторонних предметов, которые могут явиться помехой для земляных, сварочных, изоляционных и других работ.

Планировка полосы строительства (рис. 8) особенно необходима перед рытьем траншеи роторными экскаваторами, так как траншея должна быть вырыта по заранее предусмотрен­ ному проектному профилю трубопровода.

Рис. 8. Работа бульдозера при планировке местности.

В равнинной местности планировка полосы строительства, как правило, не производится, а если и производится, то лишь для освобо­ ждения участка работ от предметов, препят­ ствующих передвижению машин и строитель­ ных механизмов.

Планировку и сглаживание рельефа можно выполнять бульдозерами, экскаваторами и дру­ гими землеройными машинами в зависимости от необходимого объема работ. Выбор того или иного оборудования зависит от преобла­ дающего рельефа трассы, ее протяженности, геологических условий. Планировку выпол­ няет организация, осуществляющая основные землеройные работы.

26


Непосредственно исполнители обязаны в каж­ дом отдельном случае принимать необходимые меры по обеспечению безопасных условий труда.

Так, например, машинист экскаватора или бульдозера до начала работы должен осмо­ треть свой участок, наметить наиболее без­ опасный метод ведения работ и проверить ис­ правность машины и лишь после этого при­ ступать к выполнению рабочих операций, строго соблюдая мероприятия по технике без­ опасности по работе непосредственно на пору­ ченной ему машине.

При одновременной работе нескольких ма­ шин (бульдозеров, экскаваторов и т. п.) на одном участке организация и наблюдение за согласованными действиями их осущест­ вляется непосредственным руководителем ра­ бот (мастером).

1. Особенности планировки трассы в горных условиях

Особое значение имеют подготовка и плани­ ровка трассы при прокладке трубопроводов в горных условиях. Большинство строитель­ ных машин на гусеничном ходу без какихлибо специальных мер безопасности могут ра­

ботать

на косогорах с

поперечным уклоном

до 7°

и продольным до

15°.

При большем уклоне местности нормальная работа машин нарушается, возникает опас­ ность опрокидывания их, нарушается смазка

отдельных

узлов, возможен сход с гусениц

и

т. п.

 

 

 

На косогорах с поперечным уклоном более 7°

для прокладки трубопровода устраивают

пол­

ки

(рис.

9), ширина которых

определяется

проектом.

Минимальная ширина

полки,

ис­

27

ходя из условий возможности прохода строи­ тельных машин, принимается 9 м. Необхо­ димая ширина полки может быть достигнута как полностью путем врезки в основную по­ роду, так и за счет использования срезанного грунта для образования насыпной части пол-

Рнс. 9, Подготовка трассы в горной местности.

к и — полунасыпи (рис. 10). В обоих случаях траншея для трубопровода располагается в ма­ териковом грунте, а присыпная часть при ус­ ловии надежной ее устойчивости используется лишь для прохода и стоянки машин.

При определении ширины полки учитывают возможность проезда по ней, кроме землерой­ ных и изоляционно-укладочных, также и транс­ портных машин. Минимальную ширину полки для укладки трубопровода назначают из ус­ ловий:

а) расположения траншей только в матери­ ковом грунте,

28