Файл: Муравьев А.Ф. Техника безопасности при подготовке трассы к строительству трубопроводов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
Рис. 10. Разработка полувыемок-полунасыпей (полок) экскаватором.
29
б) возможности выполнения земляных ра
бот |
только механизированным |
способом, |
|
в) |
возможности доставки секций труб к тран |
||
шее трубоукладчиком, |
|
||
г) |
расположения гусениц машин (экскава |
||
торов, |
бульдозеров, трубоукладчиков и др.) |
||
не ближе 0,5 м от бровки траншеи. |
|||
При |
значительном движении |
строительных |
машин через каждые 200—300 м вдоль полки
следует |
предусматривать разъезды |
шириной |
12—14 м |
и длиной 15—16 м. На |
косогорах |
с поперечными уклонами в грунтах до IV кате |
гории полки можно устраивать одноковшовым экскаватором с прямой лопатой и бульдо зером.
Грунты IV категории и выше предварительно рыхлят взрывом, а растительный слой с косо горов снимают обычно бульдозером.
На склонах с уклоном до 25° бульдозер мо жет работать с поперечным перемещением грун та (рис. 11), а при уклонах более 25° — с про дольным.
В силу того, что работа бульдозера с попе речным перемещением более рациональна, в ря де случаев целесообразно применять смешан ную схему, при которой бульдозер сначала ра ботает с поперечным перемещением, а затем с продольным.
На крутых косогорах целесообразна совмест ная работа бульдозера и экскаватора. В этом случае бульдозером разрабатывают полувы емку глубиной до 1,5—2 м, а дальнейшую раз работку ведут экскаватором.
Затем последующую и окончательную пла нировку выполняют бульдозером.
При перемещении грунта бульдозером отвал его не должен выходить за бровку откоса,
30
в противном случае возможно сползание буль дозера по откосу. Это особенно опасно при работе на свеженасыпанной полке — полу насыпи.
Рис. 11. Разработка полувыемок-полунасыней (полок) бульдозером на крупных склонах.
При работе на косогорах необходимо очи стить полосу трассы от предметов, которые неустойчиво лежат на поверхности склона и могут при работе скатиться вниз на рабочие места и тем самым быть причиной травмирова ния рабочих.
Машины на полке должны перемещаться таким образом, чтобы гусеницы ее не прибли-
31
жались к бровке откоса грунта на расстояние ближе 40—60 см.
На земляные работы в горной местности до пускаются лишь опытные машинисты, которые тщательно проинструктированы и обучены без опасным приемам работ.
2. Особенности планировки трассы в пустынных районах
Особенности климата в районах Средней Азии (рис. 12) вызывают необходимость оста новиться на вопросах охраны труда и техники безопасности. Климат в этих районах имеет
Рис. 12. Подвижные пески в пустыне Кызыл-Кум.
большую амплитуду колебаний температуры. Так, например, на строительстве трассы Бу хара — Урал (395—905 км) перепад темпера туры зимой составляет 63° С (от —37 до +26°);
летом 51° С |
(от +44° |
до —7°), весной 48° С |
(от +34° до |
—14°), |
осенью 58° С (от +31° |
до -27°). |
|
|
32
Длительность зимы составляет 2 мес. (ян варь, февраль), продолжительность весны так же 2 мес. (март, апрель), лето имеет продол жительность до 6 мес. (май — октябрь включи тельно) и осень составляет 2—3 мес. (октябрь, ноябрь и декабрь).
Такая неравномерность времен года в рай онах Средней Азии вызывает необходимость обратить серьезное внимание на организацию работ, распорядок рабочего дня, обеспечение рабочих спецодеждой и другие мероприятия по охране труда и технике безопасности.
В целях улучшения условий труда машини стов на строительных машинах следует отде лять рабочее место от машинного отделения асбестовым щитом, кабину с внутренней сто роны обшивать деревянной или картонной об шивкой, оставляя между ними воздушную прослойку в несколько сантиметров, наружную поверхность кабины необходимо окрашивать в белый цвет. Перевозить рабочих необходимо только на специально оборудованных автомо билях. При перевозке людей на грузовых авто мобилях также необходимо оборудовать тент.
Для предупреждения перегрева двигателя машины необходимо систематически охлаждать его путем установки металлического бачка емкостью 50—60 л на кабине автомобиля (или другой машины), из которого по резиновому
шлангу вода подается на влагоемкую |
ткань, |
|
лежащую на капоте машины. |
Ткань, |
обду |
ваемая ветром, охлаждается |
и тем |
самым |
охлаждает и капот двигателя машины. На
шланге имеется кран, который |
расположен |
||
таким образом, что |
его легко может достать |
||
машинист, |
который |
регулирует |
подачу воды |
и следит |
за охлаждением капота двигателя. |
3 Заказ 783. |
33 |
Работа летом в дневное время вызывает пере грев организма, вследствие чего ухудшается самочувствие и снижается работоспособность человека. Для обеспечения нормальной работы возникает необходимость изменять распорядок рабочего дня. С этой целью необходимо начи нать работу с 5—6 ч утра и продолжать ее до 9—10 ч. Затем делать дневной перерыв до 17—18 ч дня и продолжать работу после пере рыва.
Во время перерыва рабочие должны прини мать пищу и отдыхать. Отдых рабочих необ ходимо организовать таким образом, чтобы они минимальное время находились под воздей ствием солнечных лучей.
В жилых вагончиках городков необходимо устанавливать специальные установки для кон диционирования воздуха.
Спецодежду работающих необходимо пред охранять от вредных влияний внешней среды. Для пошива спецодежды используют ткани прочные, легкие, мягкие, воздухопроницае мые, чтобы они не вызывали раздражения кожи. Спецодежда должна быть свободного покроя, не облегающая в талии. В строитель ных организациях необходимо организовать регулярную стирку спецодежды. Головные убо ры должны быть с широкими полями, закры вающими лицо и шею рабочего от солнечных лучей. Обувь должна быть свободной и доста точно легкой. Наиболее подходящей обувью могут быть парусиновые или кирзовые сапоги.
При работе в районах Средней Азии должна быть хорошо организована медицинская служ ба. Медицинские сестры и фельдшера должны находиться на строительстве трассы, трубопро вода, где возможны случаи перегрева орга
ниЗма человека, укусов ядовитых змей н пауко
образных насекомых.
Важно, чтобы при необходимости в срочном оказании медицинской помощи эти работники были на месте с набором необходимых меди каментов. Ответственность за четкую работу медицинских работников на трассе возлагается
Рис. 13. Профилировочно-планировочные работы бульдозером.
на начальников участков, в которых располо жены медпункты, а также на административных медицинских работников.
Профилировочно-планировочные работы (рис. 13) производятся на полосе шириной, задаваемой проектом, в зависимости от числа укладываемых одновременно труб и располо жения автодороги. Планировочные работы на участках барханных и грядоячеистых песков, как правило, выполняются бульдозерами с от валами, снабженными боковыми открылками.
3 * |
35 |
Если на планировочных работах заняты одно временно три и более бульдозера, то для без опасности за ними ведет наблюдение техниче ский персонал.
Необходимо отметить, что перед началом пла нировочных работ машинисты бульдозеров дол жны быть ознакомлены с проектом организа ции работ и проинструктированы по правилам техники безопасности в условиях пустынной местности. ,
3. Особенности планировки трассы на болотах
При строительстве магистральных трубопро водов встречаются заболоченные участки, ко торые в среднем составляют немалый процент от протяженности всей трассы (иногда до 20— 40%). Поэтому важное значение имеет правиль ный выбор способа перехода через заболочен ный участок. Самое благоприятное время года для работы на заболоченных участках в зим ние месяцы.
Переходы на болотах в большинстве случаев выполняются путем подземной укладки трубо провода в подготовленную в грунте траншею с применением железобетонных (реже чугун ных) утяжелителей.
Планировка трассы под переходы заключает ся в срезке кустарника или мелколесья кусто резом (рис. 14), если позволяет несущая спо собность грунта. Затем роют траншеи земле ройными машинами. Причем рытье траншей должно опережать укладку трубопровода не более чем на 2—3 дня. При длительном оста влении траншеи открытой может оказаться, что она будет «затянута» грунтом.
Для расчистки и планировки трассы на уча стках, где невозможно работать без вспомога-
3Ü
з г
|
|
|
|
|
|
г ...— Ѵ< \ Л ........ |
|
■С |
|
|
|
- е |
1““ |
|
КHw |
§ + А |
* Л |
* Л |
* П |
* |
|
||
U -------------------------------- |
|
|
|
|
г 9!t0 ---------------------------- |
||
|
|
|
|
|
|
Э |
Д А ' І ; , |
1 |
1 1 |
|
1 |
! |
1 |
Ч Ч |
|
+ 1* * * 1 J + * 1 * 1 * 1 |
|||||||
I I |
1 1 |
1 А |
1 |
Ч * |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в1 |
Рис. 14. Расчистка трассы от кустарника кусторезом (размеры в м).
1 — растущий кустарник, 2 — срезанный кустарник, з — ку сторез, 4 — места для укладки кустарника, 5 — места для ук ладки корней, в — корчеватель-собиратель, 7 — вычесанные
корни.
37