Файл: Найдены тонны цветного металла сб. ст. об экономии цвет. металлов, 1961. - 77 с. - Текст непосредственный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

. . . ГЧ

і ЦВЕТНОГО МЕТАЛЛА

9

ЧИТ. ЗАД

ГПНТБ С С С Р

НАЙДЕНЫ ТОННЫ ЦВЕТНОГО МЕТАЛЛА

- J

Сборник статей об экономии цветных металлов

КАЛУЖСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

1 96 I

621.7МЗ

і

ГОС. П УБ Л И Ч Н А Я "

 

і

Н20

IНАУ Н-ТЕХНИЧЕ< *АЯ

I

Ка-ійЛИОТЕКА СССР__

ЕГ

/ V .

 

В подготовке брошюры принимало участие ЦБТИ Калужского совнархоза.

ВВЕДЕНИЕ

Удивительно широка и многогранна в наши дни творческая инициатива масс. Могучим по­ током разливается она по всей нашей не­ объятной стране. И в какой только уголок ни заглянешь, повсюду энергия и труд, воля и талант советских людей творят чудеса.

О большом и замечательном творчестве но вествует настоящая брошюра. На примере коллективов четырех ведущих машинострои­ тельных предприятий Калужского экономиче­ ского района авторы показывают, как горячо и вдохновенно откликнулись труженики нашей области на призыв партии об экономии цвет­ ных металлов.

Прошло немногим более полутора лет после письма ЦК КПСС от 14 декабря 1959 г. «Об экономном расходовании меди, никеля, олова, свинца и других цветных металлов в народ-*

3

*

ном хозяйство». Срок сравнительно неболь­ шой. А какой огромный размах принял поход за бережливості» и экономию цветных метал­ лов, какие ощутимые результаты он дал.

Больше того, поход далеко вышел за рамки поставленной цели. И это вполне закономерно 3 поисках путей экономии каждого грамма металла передовики и новаторы производства смело берутся за решение сложных техниче­ ских задач, разрабатывают новые оригиналь­ ные конструкции деталей и узлов машин, вно­ сят коренные поправки в технологические про­ цессы.

Но за большими проблемами никогда не следует забывать о малых, норой незаметных, кажущихся иногда второстепенными, делах. Казалось, мелочь — отходы. А когда на ма­ шиностроительном заводе в отделении цветно­ го литья организовали сбор отходов, то кол­ лектив этого участка стал ежемесячно возвра­ щать на переплавку около 400 кг ценных цвет­ ных металлов.

— Дорогу — резервам! Заслон потерям! Под таким девизом общественность всех пред­ приятий Калужского экономического района повела борьбу за экономию цветных металлов. И мы видим, как из месяца в месяц, из квар-

і


тала в квартал поднимается кривая экономии н сходят на нет потери.

Достаточно сказать, что в честь XXII съезда партии коллективы восьми наиболее крупных предприятий Калужского совнархоза сэконо­ мили в первом полугодии 1961 года свыше 30 тонн цветных металлов, стоимость которых в новых ценах составляет почти 150 тыс. рублей.

Сотни новаторов производства внесли свой вклад в эту огромную копилку семилетки. На­ зовем, однако, лишь одного из них — слесаря Калужского турбинного завода Николая Ни­ колаевича Левина.

Талантливый рабочий человек, настоящий самородок, Николай Левин разработал и осу­ ществил ряд предложений, которые только в первом полугодии дали возможность сберечь государству 1400 кг бронзы.

Много сделано, достигнуто, но резервы да­ леко еще не исчерпаны. Искать, дерзать, при­ водить в действие резервы экономии во имя успешного нашего продвижения к коммуниз­ му -- такова боевая задача дня.

/ / . МАЛАХОВА

ВКЛАД ТУРБОСТРОИТЕЛЕЙ

Сейчас по всей стране развернулось сорев­ нование за досрочное выполнение семилетнего плана развития народного хозяйства. Встре­ чая XXII съезд Коммунистической партии Со­ ветского Союза, коллективы промышленных предприятий страны рапортуют о новых трудо­ вых успехах, о перевыполнении плана первого полугодия, о создании новых высокопроизводи­ тельных машин, механизмов и приборов, о внедрении новой техники и передовой техноло­ гии в производство.

Среди них и коллектив Калужского турбин­ ного завода.

Турбинный завод — одно из ведущих пред­ приятий Калужского экономического района. Его продукция хорошо известна не только в нашей стране, ной далеко за ее пределами. В

с,

прошлом году, например, турбинный завод по­ ставил несколько турбин для Китайской На­ родной Республики.

За последние годы завод разработал и изго­ товил десятки типоразмеров турбин малой и средней мощности, отличающихся высокими технико-экономическими показателями. На их изготовление, кроме различных марок сталей и чугунов, расходуется большое количество цвет­ ных металлов: бронзы, латуни, меди, никеля, цинка, свинца, олова. Поэтому коллектив предприятия горячо откликнулся на письмо Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза от 14 декабря 1959 года об экономном расходовании цветных ме­ таллов в народном хозяйстве.

В борьбу за экономию включились все: кон­ структоры, технологи, металлурги, энергети­ ки, токари, слесари, сварщики и другие работ­ ники завода.

Турбинный завод на изготовление целого ряда деталей турбин расходует в год свыше 200 тонн латуни, 20 тонн бронзы, около 5 тонн баббита, много алюминия, меди и других цен­ ных цветных металлов.

Большое количество бронзы расходуется, на­ пример, при изготовлении деталей одного из

7


ответственных узлов турбин блока регули­ рования подачи пара в зависимости от нагруз­ ки. Специальное конструкторское бюро во главе с Н. М. Тараненко и занялось прежде всего этим узлом. Инженеры-конструкторы этого отдела развернули кропотливую работу по пересмотру чертежей на детали узлов ре гулирования, которые целиком изготавлива­ лись из бронзы АМЦ-9-2. Эта работа потребо­ вала многодневных расчетов, тщательного разбора новых конструкций и связанных с этим изменений технологических процессов.

Большую работу по экономии цветных ме­ таллов провели ведущий инженер отдела регу­ лирования В. И. Кургузников, инженеры-кон­ структоры О. И. Нужная, 3. И. Миллер и И. Д. Дубовицкая.

Поршни регулятора турбонасоса и сервомо­ тора выполнялись из бронзовых литых болва­ нок, вес которых в 3—4 раза превышал чисто­ вой вес детали. Бронзовые болванки из литей­ ного цеха передавались в кузнечный, где про­ ковывались для ликвидации литейного брака в виде газовых пузырей и усадочных раковин, а затем поковки передавались в (механический цех на обработку. При механической обработ­ ке отходы составляли 60—70% бронзы, кото­

8


рая далеко не полностью возвращалась на пе­ реплав. Изготовление бронзовых деталей бы­ ло трудоемким.

Конструктор О. И. Нужная разработала но­ вую конструкцию поршня регулятора турбона­ соса. Эта конструкция предусматривает изго товление поршня из стали с напрессовкой по наружному диаметру бронзового кольца. Если по старой конструкции поршень изготовлялся из бронзовой литой болванки весом 16,5 кг, то по новой технологии бронзовая заготовка от­ ливается в виде кольца и весит немногим бо­ лее 4 кг.

На чертеже № 1 показана новая конструк­ ция поршня регулятора турбонасоса, на черте­ же № 1-6 — старая конструкция. (Для срав­ нения бронза в старой и новой конструкциях поршня регулятора турбонасоса показана сплошной краской).

Произведенные подсчеты показали, что из­ менение конструкции поршня регулятора тур­ бонасоса позволит заводу экономить в год на каждой типотурбине до 40 кг дефицитной бронзы АМЦ-9-2.

Поршни сервомотора, регулирующие вели­ чину открытия и закрытия паровпускных кла­ панов, также были бронзовыми. Заготовки от­ ливались из бронзы в виде круглых болванок

9

а) S)

Черт. № 1. Поршень регулятора турбонасоса:

а—новая конструкция; б—старая конструкция

весом 24, 25 и 26 кг, которые также перед ме­ ханической обработкой проковывались. Чисто­ вой же вес готовых деталей равнялся 5, 6, 8 кг. (На заводе изготавливаются несколько типоразмеров сервомоторов). Таким образом, при механической обработке поковки до 70% бронзы шло в отходы.

Ведущий конструктор отдела регулирования конструкторского бюро завода В. И. Кургуз^ ников усовершенствовал конструкцию поршня сервомотора. Он предложил выполнять пор­ шень из стали с бронзовой «рубашкой», а крышку сервомотора — из чугуна вместо ста­ ли (для уменьшения коэффициента трения).

На чертеже № 2-а дана новая конструкция поршня сервомотора в сравнении со старой конструкцией (чертеж № 2-6). Сплошной крас­ кой на чертеже показана бронза. Изменение конструкции поршня сервомотора позволило заводу экономить в год от 41 до 95 кг бронзы на каждой типотурбине.

Втулки быстрозапорных захлопок переведе­ ны с бронзы на азотированную сталь, что так­ же экономит заводу от 2 до 17 кг бронзы на каждой типомашине. Частичная замена брон­ зы сталью проведена и при изменении кон­ струкций поршней быстрозапорных захлопок.

11


Конструктивные и технологические измене­ ния по изготовлению деталей блока регулиро­ вания турбин в 1959 году дали заводу эконо­ мию около двух тонн дефицитной бронзы.

Во втором году семилетки также был прове­ ден ряд работ, направленных на экономию цветных металлов.

Детали, заготовками для которых по старой технологии были отливки из цветных метал­ лов, переведены на прокат. Это дает значи­ тельную экономию цветных металлов, так как в литых заготовках предусматривались боль­ шие припуски на механическую обработку. Кроме того, при литье в землю много металла терялось в виде сплесков и угара в процессе плавки. Коэффициент использования литой за­ готовки очень низкий — 0,2—0,25, у проката он значительно выше — 0,4.

Значительные резервы экономии цветных металлов были вскрыты при переходе на бо­ лее прогрессивные формы литья — точное литье и литье с уменьшенными припусками. К точному литью относится литье по выплавляе­ мым моделям, а к литью с уменьшенными при­ пусками — литье под давлением и в корковые формы. Эти виды литья позволяют не только сократить расход цветного металла, так как

13

заготовка по форме приближается к оконча­ тельно изготовленной детали, но и повысить качество отливок, обеспечивая хорошее запол­ нение тонких сечений, чистую и гладкую по­ верхность отливки, ликвидируя брак по за­ сорам.

На турбинном заводе проводятся значитель­ ные работы по освоению цветного литья в кор­ ковые формы. Целый ряд деталей, в том числе и втулки различного назначения, пробки мас­ ляного фильтра и другие детали отливаются по новой технологии. Заготовка, отлитая в корковую форму, в 3 —5 раз меньше заготовки, отлитой в землю. Кроме этого, литье в корко­ вые формы позволяет снизить трудозатраты на изготовление деталей, так как снимается одна из трудоемких операций — проковка, ко­ торая производилась перед механической об­ работкой. Значительно сокращается механиче­ ская обработка — вместо 5—7 операций остается 1—2.

Снижение трудозатрат в связи с переходом на литье в корковую форму подробно показа­ но на примере отливки пробки масляного фильтра по рационализаторскому предложе­ нию тт. Абросимова и Филиппенко, о чем будет подробно рассказано ниже.

14

В литейном цехе завода налажен строгий учет выдачи цветных металлов. Цветные ме­ таллы хранятся в отдельной кладовой и выда­ ются только под расписку. Строго учитывают­ ся и отливки цветного металла, передаваемые в кузнечный и механический цеха.

Металлурги турбинного завода перевели две

полутонные сталеплавильные печи на кислый процесс производства стали. До этого на печах

литейного цеха применялся основной техноло­ гический процесс, который имел то преимуще­ ство перед кислым, что в процессе плавки из металла удалялись вредные примеси — фос­ фор и сера, но в больших количествах расхо­ довались такие дорогостоящие раскислители, как ферросилиций и алюминий, получение ко­ торых связано с целым рядом трудностей.

Преимущество кислого процесса перед ос­ новным в том, что скорость окисления углеро­ да в кислой печи вдвое медленнее, чем в ос­ новной.

При кислом процессе производства стали кремнезем кварцевого песка подины при высо­ кой температуре печи химически соединяется с основными металлическими окислами, образуя силикаты, которые в металле не растворяются. В результате этого к концу плавки стали

15