Файл: Найдены тонны цветного металла сб. ст. об экономии цвет. металлов, 1961. - 77 с. - Текст непосредственный.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
. . . ГЧ
і ЦВЕТНОГО МЕТАЛЛА
9
ЧИТ. ЗАД
ГПНТБ С С С Р
НАЙДЕНЫ ТОННЫ ЦВЕТНОГО МЕТАЛЛА
- J
Сборник статей об экономии цветных металлов
КАЛУЖСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
1 96 I
621.7МЗ |
і |
ГОС. П УБ Л И Ч Н А Я " |
|
і |
|
Н20 |
IНАУ Н-ТЕХНИЧЕ< *АЯ |
|
I |
Ка-ійЛИОТЕКА СССР__ |
ЕГ |
/ V . |
|
№
В подготовке брошюры принимало участие ЦБТИ Калужского совнархоза.
ВВЕДЕНИЕ
Удивительно широка и многогранна в наши дни творческая инициатива масс. Могучим по током разливается она по всей нашей не объятной стране. И в какой только уголок ни заглянешь, повсюду энергия и труд, воля и талант советских людей творят чудеса.
О большом и замечательном творчестве но вествует настоящая брошюра. На примере коллективов четырех ведущих машинострои тельных предприятий Калужского экономиче ского района авторы показывают, как горячо и вдохновенно откликнулись труженики нашей области на призыв партии об экономии цвет ных металлов.
Прошло немногим более полутора лет после письма ЦК КПСС от 14 декабря 1959 г. «Об экономном расходовании меди, никеля, олова, свинца и других цветных металлов в народ-*
3
*
ном хозяйство». Срок сравнительно неболь шой. А какой огромный размах принял поход за бережливості» и экономию цветных метал лов, какие ощутимые результаты он дал.
Больше того, поход далеко вышел за рамки поставленной цели. И это вполне закономерно 3 поисках путей экономии каждого грамма металла передовики и новаторы производства смело берутся за решение сложных техниче ских задач, разрабатывают новые оригиналь ные конструкции деталей и узлов машин, вно сят коренные поправки в технологические про цессы.
Но за большими проблемами никогда не следует забывать о малых, норой незаметных, кажущихся иногда второстепенными, делах. Казалось, мелочь — отходы. А когда на ма шиностроительном заводе в отделении цветно го литья организовали сбор отходов, то кол лектив этого участка стал ежемесячно возвра щать на переплавку около 400 кг ценных цвет ных металлов.
— Дорогу — резервам! Заслон потерям! Под таким девизом общественность всех пред приятий Калужского экономического района повела борьбу за экономию цветных металлов. И мы видим, как из месяца в месяц, из квар-
і
тала в квартал поднимается кривая экономии н сходят на нет потери.
Достаточно сказать, что в честь XXII съезда партии коллективы восьми наиболее крупных предприятий Калужского совнархоза сэконо мили в первом полугодии 1961 года свыше 30 тонн цветных металлов, стоимость которых в новых ценах составляет почти 150 тыс. рублей.
Сотни новаторов производства внесли свой вклад в эту огромную копилку семилетки. На зовем, однако, лишь одного из них — слесаря Калужского турбинного завода Николая Ни колаевича Левина.
Талантливый рабочий человек, настоящий самородок, Николай Левин разработал и осу ществил ряд предложений, которые только в первом полугодии дали возможность сберечь государству 1400 кг бронзы.
Много сделано, достигнуто, но резервы да леко еще не исчерпаны. Искать, дерзать, при водить в действие резервы экономии во имя успешного нашего продвижения к коммуниз му -- такова боевая задача дня.
/ / . МАЛАХОВА
ВКЛАД ТУРБОСТРОИТЕЛЕЙ
Сейчас по всей стране развернулось сорев нование за досрочное выполнение семилетнего плана развития народного хозяйства. Встре чая XXII съезд Коммунистической партии Со ветского Союза, коллективы промышленных предприятий страны рапортуют о новых трудо вых успехах, о перевыполнении плана первого полугодия, о создании новых высокопроизводи тельных машин, механизмов и приборов, о внедрении новой техники и передовой техноло гии в производство.
Среди них и коллектив Калужского турбин ного завода.
Турбинный завод — одно из ведущих пред приятий Калужского экономического района. Его продукция хорошо известна не только в нашей стране, ной далеко за ее пределами. В
с,
прошлом году, например, турбинный завод по ставил несколько турбин для Китайской На родной Республики.
За последние годы завод разработал и изго товил десятки типоразмеров турбин малой и средней мощности, отличающихся высокими технико-экономическими показателями. На их изготовление, кроме различных марок сталей и чугунов, расходуется большое количество цвет ных металлов: бронзы, латуни, меди, никеля, цинка, свинца, олова. Поэтому коллектив предприятия горячо откликнулся на письмо Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза от 14 декабря 1959 года об экономном расходовании цветных ме таллов в народном хозяйстве.
В борьбу за экономию включились все: кон структоры, технологи, металлурги, энергети ки, токари, слесари, сварщики и другие работ ники завода.
Турбинный завод на изготовление целого ряда деталей турбин расходует в год свыше 200 тонн латуни, 20 тонн бронзы, около 5 тонн баббита, много алюминия, меди и других цен ных цветных металлов.
Большое количество бронзы расходуется, на пример, при изготовлении деталей одного из
7
ответственных узлов турбин блока регули рования подачи пара в зависимости от нагруз ки. Специальное конструкторское бюро во главе с Н. М. Тараненко и занялось прежде всего этим узлом. Инженеры-конструкторы этого отдела развернули кропотливую работу по пересмотру чертежей на детали узлов ре гулирования, которые целиком изготавлива лись из бронзы АМЦ-9-2. Эта работа потребо вала многодневных расчетов, тщательного разбора новых конструкций и связанных с этим изменений технологических процессов.
Большую работу по экономии цветных ме таллов провели ведущий инженер отдела регу лирования В. И. Кургузников, инженеры-кон структоры О. И. Нужная, 3. И. Миллер и И. Д. Дубовицкая.
Поршни регулятора турбонасоса и сервомо тора выполнялись из бронзовых литых болва нок, вес которых в 3—4 раза превышал чисто вой вес детали. Бронзовые болванки из литей ного цеха передавались в кузнечный, где про ковывались для ликвидации литейного брака в виде газовых пузырей и усадочных раковин, а затем поковки передавались в (механический цех на обработку. При механической обработ ке отходы составляли 60—70% бронзы, кото
8
рая далеко не полностью возвращалась на пе реплав. Изготовление бронзовых деталей бы ло трудоемким.
Конструктор О. И. Нужная разработала но вую конструкцию поршня регулятора турбона соса. Эта конструкция предусматривает изго товление поршня из стали с напрессовкой по наружному диаметру бронзового кольца. Если по старой конструкции поршень изготовлялся из бронзовой литой болванки весом 16,5 кг, то по новой технологии бронзовая заготовка от ливается в виде кольца и весит немногим бо лее 4 кг.
На чертеже № 1-а показана новая конструк ция поршня регулятора турбонасоса, на черте же № 1-6 — старая конструкция. (Для срав нения бронза в старой и новой конструкциях поршня регулятора турбонасоса показана сплошной краской).
Произведенные подсчеты показали, что из менение конструкции поршня регулятора тур бонасоса позволит заводу экономить в год на каждой типотурбине до 40 кг дефицитной бронзы АМЦ-9-2.
Поршни сервомотора, регулирующие вели чину открытия и закрытия паровпускных кла панов, также были бронзовыми. Заготовки от ливались из бронзы в виде круглых болванок
9
а) S)
Черт. № 1. Поршень регулятора турбонасоса:
а—новая конструкция; б—старая конструкция
весом 24, 25 и 26 кг, которые также перед ме ханической обработкой проковывались. Чисто вой же вес готовых деталей равнялся 5, 6, 8 кг. (На заводе изготавливаются несколько типоразмеров сервомоторов). Таким образом, при механической обработке поковки до 70% бронзы шло в отходы.
Ведущий конструктор отдела регулирования конструкторского бюро завода В. И. Кургуз^ ников усовершенствовал конструкцию поршня сервомотора. Он предложил выполнять пор шень из стали с бронзовой «рубашкой», а крышку сервомотора — из чугуна вместо ста ли (для уменьшения коэффициента трения).
На чертеже № 2-а дана новая конструкция поршня сервомотора в сравнении со старой конструкцией (чертеж № 2-6). Сплошной крас кой на чертеже показана бронза. Изменение конструкции поршня сервомотора позволило заводу экономить в год от 41 до 95 кг бронзы на каждой типотурбине.
Втулки быстрозапорных захлопок переведе ны с бронзы на азотированную сталь, что так же экономит заводу от 2 до 17 кг бронзы на каждой типомашине. Частичная замена брон зы сталью проведена и при изменении кон струкций поршней быстрозапорных захлопок.
11
Конструктивные и технологические измене ния по изготовлению деталей блока регулиро вания турбин в 1959 году дали заводу эконо мию около двух тонн дефицитной бронзы.
Во втором году семилетки также был прове ден ряд работ, направленных на экономию цветных металлов.
Детали, заготовками для которых по старой технологии были отливки из цветных метал лов, переведены на прокат. Это дает значи тельную экономию цветных металлов, так как в литых заготовках предусматривались боль шие припуски на механическую обработку. Кроме того, при литье в землю много металла терялось в виде сплесков и угара в процессе плавки. Коэффициент использования литой за готовки очень низкий — 0,2—0,25, у проката он значительно выше — 0,4.
Значительные резервы экономии цветных металлов были вскрыты при переходе на бо лее прогрессивные формы литья — точное литье и литье с уменьшенными припусками. К точному литью относится литье по выплавляе мым моделям, а к литью с уменьшенными при пусками — литье под давлением и в корковые формы. Эти виды литья позволяют не только сократить расход цветного металла, так как
13
заготовка по форме приближается к оконча тельно изготовленной детали, но и повысить качество отливок, обеспечивая хорошее запол нение тонких сечений, чистую и гладкую по верхность отливки, ликвидируя брак по за сорам.
На турбинном заводе проводятся значитель ные работы по освоению цветного литья в кор ковые формы. Целый ряд деталей, в том числе и втулки различного назначения, пробки мас ляного фильтра и другие детали отливаются по новой технологии. Заготовка, отлитая в корковую форму, в 3 —5 раз меньше заготовки, отлитой в землю. Кроме этого, литье в корко вые формы позволяет снизить трудозатраты на изготовление деталей, так как снимается одна из трудоемких операций — проковка, ко торая производилась перед механической об работкой. Значительно сокращается механиче ская обработка — вместо 5—7 операций остается 1—2.
Снижение трудозатрат в связи с переходом на литье в корковую форму подробно показа но на примере отливки пробки масляного фильтра по рационализаторскому предложе нию тт. Абросимова и Филиппенко, о чем будет подробно рассказано ниже.
14
В литейном цехе завода налажен строгий учет выдачи цветных металлов. Цветные ме таллы хранятся в отдельной кладовой и выда ются только под расписку. Строго учитывают ся и отливки цветного металла, передаваемые в кузнечный и механический цеха.
Металлурги турбинного завода перевели две
полутонные сталеплавильные печи на кислый процесс производства стали. До этого на печах
литейного цеха применялся основной техноло гический процесс, который имел то преимуще ство перед кислым, что в процессе плавки из металла удалялись вредные примеси — фос фор и сера, но в больших количествах расхо довались такие дорогостоящие раскислители, как ферросилиций и алюминий, получение ко торых связано с целым рядом трудностей.
Преимущество кислого процесса перед ос новным в том, что скорость окисления углеро да в кислой печи вдвое медленнее, чем в ос новной.
При кислом процессе производства стали кремнезем кварцевого песка подины при высо кой температуре печи химически соединяется с основными металлическими окислами, образуя силикаты, которые в металле не растворяются. В результате этого к концу плавки стали
15