Файл: Муравьев А.Ф. Техника безопасности при подготовке трассы к строительству трубопроводов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
тельных устройств, сооружают лежневые до роги (рис. 15) вдоль заболоченного участка. Планировку трассы ведут с применением средств малой механизации, а также болотными трак торами с навесным оборудованием. К управле нию болотными тракторами допускаются опыт-
Рис. 15. Деревянно-лежневая дорога.
1 — крепление тросом, |
бывшим в употреблении, 2 — настил |
из бревен 0 1 6 —18 см, |
з — отбойные бревна 0 1 6 см, 4 — про |
гоны 0 18—20 см. |
ные трактористы, предварительно ознакомлен ные с опасностями, которые могут встретиться при работе на болотистых участках.
Строительство лежневой дороги ведется ме тодом «от себя», т. е. настилают ее с построен ного участка.
Толщина бревен для этих целей должна быть не менее 20 см. Во избежание поломки бревен их укладывают заподлицо с поверхностью грун та. Бревна между собой скрепляют катанкой из металлической проволоки (диаметром 4—
38
5 мм) пли тросом, бывшим в употреблении, обматываемыми в виде хомутов. По бокам устроенной лежневки укладывают отбойные брусья, которые служат направляющими для транспорта и делают дорогу более устойчи вой и надежной в эксплуатации.
На болотах с плотным торфяным покровом целесообразно устраивать настил с колейным покрытием (рис. 16).
Рис. 16. Настил с колейным покрытием.
Устраивать лежневые дороги на заболочен ных участках необходимо под непосредствен ным наблюдением руководителей работ. В прак тике строительства магистральных трубопро водов происходили несчастные случаи при укладке лежневых дорог. Хорошо сооружен ная лежневая дорога в значительной степени облегчает остальные процессы по сооружению магистральных трубопроводов на болотистых участках и способствует созданию безопасных условий труда.
I
ІИ. МАШИНЫ И ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ РАСЧИСТКЕ И ПЛАНИРОВКЕ ТРАССЫ
Для расчистки и планировки полосы иод строительство магистрального трубопровода применяют строительные машины — бульдо зеры, кусторезы, корчеватели-собиратели, а так же механизмы для валки и раскряжовкн леса.
Эти машины имеют в качестве базы тракторы С-80, С-100 или Т-140, на которых монтируют соответствующее навесное оборудование (отвал, кусторез или корчеватель).
Тракторы применяют также как тягачи с раз личного рода прицепами для транспортировки оборудования, сваленных деревьев, кустар ников и т. п.
Помимо машин или механизмов, на расчи стке трассы применяют механизированный и ручной инструменты: бензиномоторные пилы, двуручные пилы и другой инструмент, служа щий для валки и раскряжовкн леса.
Машины
Бульдозер применяют для валки деревьев небольшого диаметра, кустарников, корчевки пней и планировки неровностей трассы.
Бульдозер состоит из: а) самоходной части (база трактора), б) отвала, который является
40
рабочим механизмом, в) толкающей рамы, г) оборудования для подъема и опускания рабо чего механизма. Техническая характеристика бульдозеров дана в приложении 2.
Кусторез предназначается для расчистки по лосы строительства трубопроводов от кустар ника и мелколесья. Применение кусторезов обеспечивает быструю расчистку отдельных участков трассы от зарослей кустарников и облегчает трудоемкие и тяжелые по подготовке трассы работы.
Рабочим механизмом кустореза является клинообразный отвал с горизонтально распо ложенными подрезающими ножами. Отвал кустореза крепится к раме трактора посред ством шарнирного соединения.
Для безопасности работ па отвале кустореза
устанавливается |
ограждение — решетка из |
сваренных труб |
диаметром два дюйма. |
На строительстве магистральных трубопро водов широкое применение получили кусторезы марки Д-174А (рйс. 17).
В горных условиях для расчистки и подго товки трассы широкое применение нашли одно ковшовые экскаваторы марки Э-505 и Э-652. Эти экскаваторы являются универсальными землеройными машинами и применяются для устройства полок и рытья траншей, а также для укладки подъездных путей при строитель стве магистральных трубопроводов. Они имеют различные виды сменного оборудования: пря мую и обратную лопаты, драглайн и грейфер, а иногда рыхлители мерзлого грунта (рис. 18).
Перед сменой машинист, приступающий к ра боте, обязан посмотреть записи в журнале ра боты экскаватора, а машинист, сдающий экска ватор, информировать своего сменщика об
41
имеющихся отдельных неполадках в работе механизмов экскаватора.
В начале смены машинист экскаватора дол жен ознакомиться с характером предстоящей
работы и осмотреть экскаватор.
Наибольший эффект при осмотре экскава тора перед началом смены достигается в том
Рис. 17. Кусторез Д-174А.
случае, когда он производится по определен ной системе. Особенно внимательно следует проверять детали и узлы, от неисправности которых зависит безопасность работы (зубча тые передачи, канаты, тормоза).
Также должны быть проверены болтовые и шпоночные соединения, прочность крепления лебедки и рычаги управления, а также про верено положение каната на роликах, блоках и надежность закрепления его на барабане.
Необходимо опробовать вхолостую механиз мы экскаватора. При осмотре и ремонте экска-
42
Рис. 18. Схемы сменного рабочего оборудования экс каватора.
а — прямая лопата, б — обратная лопата, в — драглайн, г — кран, д — грейфер, е — струг, ж — копер, з — башенный кран, и — боковой (косой) драглайн, к — рыхлитель мерзлоты (ди зель-молот с клином), л — планировщик откосов, м — корче
ватель.
43
ватора следует предохранять его движущие части от самостоятельного перемещения под влиянием собственного веса. В этом случае необходимо, чтобы все пусковые приспособле ния были выключены или поставлены в ней тральное положение.
При обслуживании экскаватора и смене ра бочего оборудования необходимо соблюдать ряд мероприятий, которые гарантируют без опасность труда. Так, например, для смены ков ша в полевых условиях необходимо опустить стрелку вместе с рукоятью и ковшом на землю.
Эту операцию необходимо выполнять в сле дующей последовательности:
а) выдвинуть рукоять вперед и распасовать возвратный и напорный тросы и трос открыва ния днища,
б) разъединить втулочно-роликовую цепь и снять напорный барабан,
в) выложить под стрелой клетку из брусьев или шпал и опустить стрелу на клетку так, что бы она была горизонтальна, при этом надо не повредить обойму троса открывания днища, г) распасовать подъемный и стрело-подъем
ный тросы, д) заменить рукоять с прямой лопатой на
обратную.
Собирают рабочий механизм экскаватора в об ратной последовательности. Ответственным за монтаж и демонтаж рабочего механизма экс каватора является механик, который на месте обеспечивает безопасность работы.
Инструменты
При расчистке и подготовке полосы строитель ства для магистральных трубопроводов применя ется механизированный и ручной инструменты,
44
Самым распространенным механизированным инструментом для валки деревьев при рубке просек через лесные преграды являются бензо моторные пилы типа «Дружба» и «Кама». Эти пилы легки и удобны в обращении и доста точно высокопроизводительны; управляет пи лой один человек. Состоит она из двигателя,
Рис. 19. Бензомоторная пила «Дружба-60».
трансмиссии, рабочего механизма и рамы с ру коятками для удобства работы.
Рукоятки мотопилы «Дружба-60» (приложе ние 3) (рис. 19) смонтированы на раме таким образом, что при любом расположении рабочего механизма в работе (вертикальное или гори зонтальное) рукоятки управления остаются в по ложении, удобном для управления.
При работе на бензомоторной пиле необхо димо соблюдать требования техники безопас ности. Моторист, работающий с мотопилой,
45
обязан знать ее конструкцию. До начала ра боты он должен проверить двигатель мото пилы на холостом ходу. При запуске двига теля нельзя наматывать трос на руку. На время эксплуатации мотопилы необходимо закрепить ее за определенным работником.
До начала работы двигатель следует прогреть, при этом число оборотов должно быть неболь шим. Развивать обороты двигателя без нагрузки на полном газу не рекомендуется, это приво дит к быстрому износу игольчатого подшип ника и заклиниванию коленчатого вала.
Необходимо следить за правильным натяги ванием пильной цепи. Не рекомендуется рабо тать затупившейся пильной цепью.
Эксплуатация пилы со снятыми с нее отдель ными деталями опасна, так как можно попасть рукой во вращающиеся части и этим вызвать серьезную травму. Во избежание поломки фрик ционной муфты (она часто выходит из строя) запрещается запускать двигатель при отсоеди ненном редукторе.
На строительстве магистральных трубопрово дов при расчистке полосы строительства были случаи травматизма из-за невыполнения ука занных требований техники безопасности.
Не рекомендуется работать мотопилой, за правленной чистым бензином без масла. Смесь топлива должна состоять из бензина марки А74 или А72 (ГОСТ 2084-56) с маслом АК-100 (ГОСТ 1862-60) в пропорции 15 : 1 по объему. При работе на смеси в других пропорциях или на других бензинах двигатель мотопилы может выйти из строя.
Бензомоторные Пилы при работе имеют не которую вибрацию, которая отрицательно ска зывается на организме работающих. На мото
46
пиле имеется антивибрационное устройство, которое снижает вибрацию рамы с рукоятками до допустимых норм.
Во избежание вибрационных перегрузок не обходимо:
а) пильный аппарат вводить в дерево плав но, без чрезмерного нажима на рукоятки рамы; при начале пилки первым должен коснуться дерева упорный сектор (у основания пильной шины), а затем уже пильная цепь, иначе воз можны опасные удары пилы о дерево.
Нарушение указанных требований создает опасные условия труда, которые могут вызвать повышенную вибрацию пилы, вредную для ор ганизма человека, а также снизить срок экс плуатации пилы,
б) не допускать упора ногами или другими частями тела в корпус двигателя; дополни тельное усилие можно прилагать коленом пра вой ноги на специальное устройство, сделанное
на раме пилы с правой стороны, |
дня, |
||
в) |
строго |
соблюдать режим рабочего |
|
т. е. |
через |
каждые 45 мин работы делать |
10- |
минутные перерывы, в течение всего рабочего дня соблюдать ритмичную работу.
Кроме механизированного инструмента по расчистке трассы, широко применяется ручной инструмент (топоры, пилы, кувалды, клинья, колуны и т. п.).
Ручной инструмент должен быть исправным. У топоров, колунов, кувалд и двуручных пил деревянные рукоятки должны быть без трещин и шероховатостей. Рукоятки должны быть удобны, изготовлены из сухого вязкого дерева (береза, бук, кизил) и хорошо зачищены. За клинивание топорищ и рукояток производят металлическими клиньями по всей ширине
47
насаженной части. На боковой поверхности ме таллических клиньев должны быть насечки, препятствующие обратному вылету их из рас клиненной части рукоятки.
При работе ручным инструментом также не обходимо соблюдать безопасные приемы работ. Так, например, при обрубке сучьев топором у сваленного дерева обрубщик должен нахо диться с противоположной стороны обрубае мого сука. Обрубать сучья рекомендуется от комля к вершине. При поперечной распиловке дерева на корню двуручной пилой ни в коем случае не допускается опирание ногами в ствол или корневую часть дерева (так как можно ушибить ноги) при выскальзывании пилы из пропила. На трубопроводном строительстве были случаи, когда небрежное обращение с руч
ным инструментом приводило к несчастным слу чаям.