ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
Подготовительные работы
В подготовительных выработках комплексная механи зация работ в забое осуществляется с помощью проходче ских комбайнов Ш БМ . ПК и других. Эти комбайны пол ностью механизируют непосредственно процесс проходки. А такие производственные процессы, как крепление и на стилка рельсового пути, продолжают оставаться немеха низированными.
Применение в подготовительных забоях породопогру зочных машин, многомолоткового бурения с манипулято ров и поддержек также дают возможность осуществлять комплексную механизацию работ, но в этом случае трудо емкость работ значительно большая по сравнению с ком байновой проходкой. Между тем использование этой тех ники и слаженная работа проходчиков обеспечивают в от дельных случаях высокие темпы проходки — по 500— 700 м в месяц и более. А бригада М. Станкевичуса в янва ре 1962 года на шахте «Красноиолье-Глубокое» треста «Кадиевуголь» прошла 1029 пог. м откаточного штрека.
До последнего времени проведение наклонных вырабо ток и особенно уборка породы оставались уделом тяже лого ручного труда. Теперь созданы ковшовые породопо грузочные машины «Проходчик» и ПМУ-2 (рис. П . кото рые полностью механизируют процесс уборки породы при проведении наклонных выработок по пласту с углом паде ния 25 градусов.
Для механизации горнопроходческих работ при прове дении наклонных стволов, капитальных уклонов и брем сбергов, проходимых сверху вниз с углом падения 25—50 градусов, сечением в свету 6,4— 12 м2, создан проходче ский комплекс КНС-1, механизирующий процессы обуривания забоя, погрузки взорванной горной массы и возве дения временной и постоянной крепи. Машина КНС-1
10
представляет собой тележку, на которой расположены пята со стрелой с гидроприводом для перемещения стре лы с грейфером в вертикальной и горизонтальной плоско стях; тяговая лебедка с электроприводом, обеспечиваю щая передвижение машины вдоль выработки; пульт уп-
Рис. 1. Породопогрузочная машина ПМУ-2
равления; насосная станция и электрооборудование. М а шина может грузить взорванную массу как в скип, так и на конвейер.
Для механизации нарезных работ при проведении вы работок в пологих пластах мощностью 0,8— 1,7 м приме няются нарезные комбайны КН-2 и КН-2Б. Комбайны проходят выработки шириной 2,6 м со скоростью 10 — 12 м в смену. Для механизации нарезных работ на круто падающих пластах спроектированы и изготовляются M a
li
шины М НГ и КНП , которые будут проходить выработку шириной 0,9 и 1,2 м снизу вверх со скоростью 30—35 м в смену.
Подземный транспорт
Подземный транспорт является одним из наиболее ме ханизированных участков работы. Однако, несмотря на высокий уровень механизации и возросшую техническую оснащенность, подземный транспорт остается весьма тру доемким процессом и на многих шахтах еще не обеспечи вает нормальной бесперебойной работы очистных и под готовительных забоев и зачастую сдерживает рост добычи угля.
Одной из основных причин недостаточной пропускной способности транспорта и высокой трудоемкости работ яв ляется наличие -прерывных процессов и недостаточная ос нащенность отдельных звеньев подземного транспорта ре зервными мощностями.
Дальнейшее развитие техники угледобычи, применение в очистных и подготовительных забоях высокопроизводи тельных машин и агрегатов, рост нагрузки лав. увеличе ние темпов -проведения подготовительных выработок предъявляют новые, значительно более высокие требова ния к подземному транспорту.
Основным направлением улучшения работы подземно го транспорта и увеличения его пропускной способности является внедрение высокопроизводительных, непрерыв ных видов транспорта — конвейерного и гидравлического.
Транспортировка угля и породы по основным горизон тальным выработкам полностью механизирована путем применения контактных или аккумуляторных электрово зов со сцепным весом 2— 14 т. Наиболее «узким местом» в
12
технологической цепочке транспорта является транспорт по наклонным выработкам (ступеням). В прямой зави симости от числа ступеней транспортировки находится трудоемкость работ, а также продолжительность простоев очистных и подготовительных забоев.
Большие возможности в ликвидации ступенчатости и снижении трудоемкости открываются при внедрении кон вейерного и скипового транспорта. Современные конвейе ры КРУ-350, КРУ-260, К Л Ц и другие обеспечивают бес перегрузочную транспортировку значительных объемов угля на большие расстояния и легко поддаются полному автоматическому управлению.
На шахте № 63 треста «Свердловуголь» во вспомога тельном стволе длиной 1100 м взамен малопроизводитель ной и трудоемкой откатки бесконечным канатом смонти ровано два ленточных конвейера, что позволило увели чить суточную добычу на 300 т, высвободить 56 вспомога тельных рабочих, занятых на подземном транспорте, и повысить производительность труда рабочих по добыче угля на 4 процента.
На шахте № 54 треста «Боковоантрацит» по вспомо гательному стволу (теперь он главный) вместо канатной
концевой откатки введен в работу ленточно-цѳпной |
кон |
|
вейер К Л Ц длиной 620 м, в результате чего |
добыча |
по |
шахте в сравнении с проектной увеличилась почти в |
де |
|
сять раз. |
|
|
Поверхностные работы |
поверхности |
|
Наиболее трудоемкими процессами на |
шахт является откатка вагонеток (откатчики, машинисты лебедок, терриконщики), обогащение и контроль каче ства угля (машинисты машин и механизмов сортировки,
13
выборщики породы), вентиляция и освещение (машини сты вентиляторов, рабочие шахтных ламповых).
Для механизации и автоматизации процессов на по верхности шахт проектно-конструкторскими и научно-ис следовательскими институтами и заводами создан ряд ма шин и аппаратов и ведется разработка новых механизмов
иаппаратуры.
Всвязи с тем, что машиностроительные заводы не вы пускали ранее средств механизации работ на поверхности, их изготовление было организовано на рудоремонтных за водах, а также на вновь организованных заводах «Углецрибор», «Электроаппаратный», «Гидрооборудование».
Создание собственной базы механизации позволило в короткий срок завершить комплексную механизацию ра бот на поверхности шахт и особенно таких процессов, как смена вагонеток в клетях, откатка и разгрузка угля и по роды и т. д.
На угольных шахтах применяются в основном пять технологических схем обмена вагонеток на поверхности:
Тупиковая с применением буферных отбойников; Круговая (кольцевая) с самокатным движением ваго
неток и принудительным обменом вагонеток в клетях; Откатка с поворотной платформой (рис. 2); Откатка с передаточными тележками (рис. 3); Откатка с катучими опрокидывателями (рис. 4).
Из этих схем первые три предусматривают принуди тельную смену вагонеток в клетях с помощью безфундаментных цепных толкателей нижнего действия в сочета нии с укороченными качающимися площадками или по садочными кулаками, которые приводятся в движение при помощи электрогидравлического привода; смену вагоне ток в опрокидывателях при помощи самокатных уклонов; создание достаточных уклонов пути для перемещения ва-
14
Рис. 2. Схема откатки с поворотной платформой: 1 — предохра нительные стволовые двери; 2 — посадочные кулаки; 3 — бесфун даментные толкатели; 4 — стопоры задерживающие; 5 — качаю щиеся площадки; 6 — путевые тормоза; 7 — компенсаторы высоты; 8 -и 9 — автоматизированные опрокидыватели; 10 — аівтоматизи-
рованныіі лесоподъшник; 11 — платформа поворота
гонеток; установку компенсаторов высоты для принуди тельного перемещения вагонеток; фиксацию вагонеток пе ред толкателем и компенсаторами высоты при помощи за держивающих стопоров; уменьшение скорости перед опро кидывателями, толкателями, лесоподъемниками при помо щи путевых тормозов; спуск, подъем леса и материалов при помощи автоматического лесоподъемника; установку
15
автоматических круговых опрокидывателей, включающих ся в работу при входе груженой вагонетки и автоматиче ски выключающихся по окончании разгрузки.
Рис. 3 Схема откатки с передаточными тележками: 1 — круго вой опрокидыватель; 2 — стопор задерживающий; 3 — передаточная тележка; 4 — качающаяся площадка; 5 — клеть; 6 — двери ство ловые; 7 — путевой тормоз; 8 — толкатель; 9 — лесоподъеміннк
Две другие схемы являются наиболее компактными, со значительно меньшим количеством механизмов, чем пре дыдущие три. Здесь отсутствуют самокатные уклоны, гру женая и порожняя вагонетка перемещаются принудитель но, то ли о помощью передаточных тележек, то ли катучим опрокидывателем.
Проведение (усовершенствования комплексов обмена вагонеток на поверхности дало возможность высвободить значительное количество рабочих, а труд оставшихся све сти к управлению машинами и механизмами с помощью кнопок.
Важным фактором в деле снижения трудоемкости на
16
подъемных установках и откатки на поверхности шахт яв ляется переоборудование клетевых подъемных установок на скиповые, увеличение объема вагонеток, повышение скорости, подъема путем замены редукторов или двигате лей подъемных машин и замены скипов малого тоннажа на скипы большого тоннажа, увеличения мощности подъ емной установки, переоборудование бесконечных и конце вых откаток на конвейерные и скиповые подъемы, а так же высвобождение клетевых подъемов от выдачи породы за счет установки гидротранспортных и гидроподъемных установок.
На шахтах Луганского экономического района прово дятся значительные работы по увеличению пропускной способности действующих подъемных установок. Так, на шахте «Западная» треста «Краснодонуголь» в главном стволе № 1 одноэтажная опрокидная клеть на одну ваго нетку емкостью 1,4 т была переоборудована на скиповой подъем. Емкость скипа 3 т. Это позволило увеличить сред несуточную добычу на 8 'процентов.
На шахте им. Ильича треста «Кадиевуголь» клетевой подъем был заменен скиповым, однотонные вагонетки бы ли заменены полуторатонными. Это позволило увеличить производительность подъема, в результате чего повыси лась среднемесячная производительность шахты по добы че угля на 25 процентов.
На шахте им. Ленина треста «Ленинуголь» производи тельность подъема была увеличена за счет замены двух барабанной подъемной машины с барабанами диаметром 3 м на подъемную машину с барабанами диаметром 4 м и однотонных вагонеток полуторатонными. Это позволило увеличить производительность подъема с 70 до 112 т/час. то есть на 44 процента.
Луганский завод горного машиностроения им. Пархо
менко освоил изготовление загрузочных аппаратов АЗВ-1 для гидроподъема породы по стволу и гидротранспорта ее на поверхности до породного отвала. Предварительные технико-экономические подсчеты показывают, что годовая экономия по эксплуатацион ным расходам на одну уста- 6 новку по сравнению со ски повым подъемом достигает
около 1,5 тыс. руб.
|
7 |
Большое |
|
распространение |
|||||||
|
|
на шахтах |
Луганского |
эко |
|||||||
|
|
номического |
района |
получи |
|||||||
|
|
ли |
удлиненные |
разгрузоч |
|||||||
|
|
ные |
фермы |
|
террикоников, |
||||||
|
ö которые с помощью П-образ-. |
||||||||||
|
5 |
ных опор и канатов |
выдви- |
||||||||
|
" |
г а ются на |
длину |
до 15 |
|
м. |
|||||
|
|
Это |
обеспечивает |
работу |
|||||||
|
|
террикопика |
без |
переноски |
|||||||
|
|
головки в течение длительно |
|||||||||
Рис. 4. |
Схема откатки с ка- |
го срока (до одного года) |
и |
||||||||
исключает |
необходимость |
в |
|||||||||
тучими |
опрокидывателями: 1— |
||||||||||
лебедка приводная 2 — клеть; |
терриконщиках, |
основной |
|||||||||
3—двери стволовые; 4 — ка- |
обязанностью |
которых явля |
|||||||||
тучий опрокидыватель; 5 — ле- |
ется |
разравнивание |
породы |
||||||||
еоподъемник; 6 — бункер гряз |
на |
головке |
|
террикопика. |
|||||||
ного угля; 7 — цепной толка |
Применение |
в ы д в и ж н ы х |
|||||||||
тель; 8 — бункер чистого уг |
|||||||||||
ля; 9 — бункер породы |
ферм с П-образными опора |
||||||||||
|
|
ми позволяет получить эко |
|||||||||
номию от 3 до 6 тыс. руб. в год па каждом |
терриконике |
||||||||||
только |
на передвижение головок, |
автоматизировать |
ле |
бедку тѳріриконика, ликвидировать профессию тѳрриконщиков и высвободить машинистов лебедки.