Файл: Клименко В.П. Комплексная механизация на шахте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

емка угля ведется комбайнами, доставка угля в большин­ стве лав с помощью изгибающихся передвижных конвей­ еров или по листам, во всех подготовительных забоях ра­ ботают породопогрузочные машины, транспортировка уг-

Рис. 5. Центральный диспетчерский пункт на шахте № 2-бис треста «Краснодикуголь».

ля и породы по горизонтальным выработкам осуществля­ ется с помощью тяжелых электровозов, а по наклонным

— конвейерами; операции в околоствольном дворе и на поверхности механизированы и автоматизированы, стаци­ онарные установки автоматизированы или работают с ди­ станционным управлением, применены специальные виды связи и телесигнализации с центрального диспетчерского пункта (рис. 5).

35

В 1962 году намечено комплексно механизировать и автоматизировать еще дополнительно 12 шахт, в резуль­ тате чего технико-экономические показатели по ним зна­ чительно улучшатся.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ КОМПЛЕКСНОЙ МЕХАНИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИИ

Комплексная механизация и автоматизация является одним из основных направлений дальнейшего поднятия технического уровня шахт.

Однако опыт показал, что на отдельных шахтах внед­ рение комплексной механизации и автоматизации не всег­ да приносит ожидаемый экономический эффект. Это объ­ ясняется тем, что на данном этапе развития горной тех­ ники еще нет достаточного количества средств механиза­ ции и автоматизации работ во всех горногеологических условиях. К тому же для комплексной механизации и ав­ томатизации зачастую отбирают шахты, нуждающиеся в реконструкции-

Государственным комитетом Совета Министров С С С Р по автоматизации и машиностроению разработаны поло­ жения и требования к комплексной механизации и авто­ матизации на угольных шахтах, основные из которых приводятся ниже.

Для комплексной механизации и автоматизации долж­ ны отбираться шахты из числа наиболее перспективных и с такими горногеологическими условиями, которые допус­ кают применение в очистных и подготовительных забоях средств комплексной механизации из числа существующих и подлежащих освоению до окончания установленного срока выполнения работ по комплексной механизации и автоматизации на этих шахтах.

Проекты комплексной механизации и автоматизации

36

угольных шахт должны предусматривать применение наи­ более прогрессивного оборудования, а также совершен­ ствование горного хозяйства, технологии и организации производства, ликвидации «узких мест» и значительного улучшения всех технико-экономических показателей.

На шахтах с пологими и наклонными пластами, где требуется навалка угля, в комплексно механизированных

очистных

забоях очень важно механизировать

выемку,

навалку,

доставку угля и передвижку конвейера без его

разборки;

применять • передвижную механизированную,

индивидуальную металлическую или анкерную крепь или

же производить очистные работы бег всякого

крепления

очистного забоя; оборудовать освещение от электрической сети светильниками переносными или встроенными в ма­ шины и механизмы и применять средства подавления угольной пыли.

В шахтах с крутым и наклонным падением, где не требуется навалки угля, комплексная механизация и ав­ томатизация должна быть осуществлена не менее чем в 50 процентах всех действующих очистных забоев.

При разработке тонких пластов осуществляется меха-

. низация выемки угля выемочными машинами, например, комбайнами, стругами, с применением механизированной или индивидуальной металлической крепи, а также дру­ гими способами, не требующими крепления (угольными пилами, длинными скважинами, пробуренными парал­ лельно очистному забою и др.).

В шахтах с гидравлическим способом добычи угля предусматривается применение дистанционного управле­ ния гидромониторами или механогидравлическими вые­ мочными машинами во всех очистных забоях. При креп­ ких и вязких углях, как исключение, допускается взрыво­ гидравлическая выемка.

37


В подготовительных забоях должны быть механизиро­ ваны погрузка и транспортирование угля и породы в ко­ личестве не менее 90 процентов всего объема проведения основных горизонтальных выработок и не менее 60 про­ центов общего объема проведения всех подготовительных выработок по шахте (гидрошахте), в которых требуется погрузка угля или породы.

На подземном транспорте должны быть механизирова­ ны перевозка грузов по откаточным и вентиляционным вы­ работкам; работы на приемно-отправительных площад­ ках, обменных пунктах, в околоствольных дворах; пере­ возка людей по наклонным и горизонтальным выработ­ кам; автоматизированы конвейерные линии; осуществле­ но диспетчерское управление работой подземного транс­ порта с применением соответствующих средств сигнали­ зации, связи и дистанционного управления стрелоч­ ными переводами; механизированы чистка вагонеток, пу­ тевые и другие вспомогательные работы.

На стационарных и полустационарных погрузочных пунктах под конвейерами или емкостями (бункерами, ска­ тами и гезенками) должны быть механизированы (без использования лебедок) операции по передвижению и не­ прерывной загрузке составов вагонеток; осуществлено дистанционное управление механизмами с автоматиче­ ским контролем установки загрузки вагонеток; оборудова­ ны пункты дистанционного управления поставочными кон­ вейерными линиями, а также телефонная связь с лавами.

На переносных погрузочных пунктах механизируются (без использования лебедок) операции по загрузке ваго­ неток и их передвижению.

При электровозной откатке предусматривается дис­ танционный перевод путевых стрелок в околоствольных дворах и на основных путях откаточных горизонтов; ав-

38

тематическая предупредительная сигнализация светофо­ рами, связь машинистов электровозов с диспетчером.

На конвейерных линиях в наклонных стволах, уклонах, бремсбергах, главных откаточных выработках, промежу­

точных штреках и в лавах должны быть

осуществлены

дистанционно-автоматическое управление

конвейерными

линиями с одного пункта; автоматический

контроль за

работой конвейеров; автоматическая предупредительная и аварийная сигнализация.

Откатка бесконечным канатом по наклонным выработкам, как правило, должна заменяться более совершенны­ ми видами транспорта. В тех случаях, когда такая заме­ на экономически не целесообразна, лебедки откаток бес­ конечным канатом должны быть переведены на дистан­ ционное управление.

На наклонных выработках с канатной откаткой меха­ низируется передвижение вагонеток на приемно-отправи- тельных площадках, осуществляется дистанционное уп­ равление стрелочными переводами в уклоне или наклон­ ном стволе-

На шахтах с гидравлическим транспортом осуществля­ ется дистанционно-автоматическое управление углесосными станциями и автоматический контроль за работой сис­ темы напорного гидротранспорта.

В околоствольных дворах при скиповых подъемах должно быть осуществлено дистанционно-автоматическое управление подачей составов, разгрузкой вагонеток и за­ грузкой скипов, осуществлен автоматический контроль за работой механизмов, а при клетевых подъемах — меха­ низированы операции пообмену вагонеток в клетях с дис­ танционным управлением механизмами.

Вентиляционные двери в откаточных выработках должны быть автоматизированы.

39



На приемных площадках надшахтных зданий предус­ матривается механизация операций по обмену, откатке, разгрузке вагонеток с диспетчерским управлением ме­ ханизмами и дистанционным контролем за их работой.

Поточно-транспортные системы технологического ком­ плекса на поверхности угольных шахт должны быть пере­ ведены на централизованное дистанционно-автоматиче­ ское управление с дистанционным контролем за работой механизмов.

Должны быть механизированы операции по отбору и разделке проб угля.

При необходимости выборки видимой породы из уг­ ля, перед отправкой его потребителям, эти работы также должны быть механизированы.

Должно быть осуществлено дистанционное управле­ ние загрузочными и маневровыми устройствами при по­ грузке угля в железнодорожные вагоны, автоматический контроль уровня угля в бункерах, а также механизирова­ но обрушение угля при его зависании в бункерах.

На породных комплексах лебедки рельсовых террикоников и подвесных канатных дорогах предусматривается перевести на дистанционно-автоматическое управление, автоматизировать загрузку сосудов и механизировать пе­ редвижку ферм на террикониках.

На складах крепежных материалов механизируются работы по загрузке и штабелированию, по разделке леса, а также по транспортировке крепежных материалов в шахту. На складах оборудования и материалов пред­ усматривается механизировать погрузочно-разгрузочные и транспортные работы.

Скиповые подъемы должны быть переведены на авто­ матическое управление, а грузовые подъемы с опрокид­

40

ными клетями — на дистанционно-автоматическое управ­ ление.

На гидрошахтах предусматривается осуществить дис­ танционное управление питателями и автоматическое уп­ равление углесосами и высоконапорными насосами гид­ роподъемов и пульпоперекачных станций.

Водоотливные установки также должны быть переве­ дены на автоматическое управление, а главные водоот­ ливные установки — на дистанционно-автоматическое управление.

Центральные подземные подстанции, при их располо­ жении совместно с водоотливными установками, главные и фланговые вентиляторные установки, калориферные установки должны быть .переведены на дистанционное управление с дистанционным контролем за их работой.

На шахтах, где осуществляется комплексная механи­ зация и автоматизация, предусматривается оборудовать центральные диспетчерские пункты, имеющие необходи­ мые средства служебной и аварийной связи и сигнализа­ ции и обеспечивающие дистанционное управление основ­ ными автоматизированными установками и дистанцион­ ный контроль за работой основных машин и механизмов; осуществить комплексное обеспыливание в подземных выработках и на поверхности; на шахтах третьей катего­ рии и оверхкатегорных по газу осуществить дистанцион­ ный автоматический контроль содержания метана в воз­ духе в главных вентиляционных выработках с исходящей струей, этажных вентиляционных штреках и в восстаю­ щих выработках при проведении их глухим забоем.

Только-при осуществлении вышеперечисленных работ шахту возможно считать комплексно механизированной и автоматизированной.

В Луганском экономическом районе в ближайшие го­

41


ды будет осуществлена комплексная меха низания и ав­ томатизация на ряде шахт, таких как «КраснопольеТлубокое» треста «Кадиевуголь», № 6—7 треста «Кировуголь», № 12 «Михайловская» треста «Первомайскуголь» и др.

Осуществление комплексной механизации и автома­ тизации позволит значительно увеличить все технико-эко­ номические показатели работы шахт. Так, например, в результате комплексной механизации шахты № 12 «Ми­ хайловская» треста «Первомайскуголь» среднесуточная добыча угля в целом по шахте увеличится до 3 тыс. т вместо 1.280 т, производительность труда возрастет на 67 процентов, себестоимость топлива снизится на 65 про­ центов.

Комплексная механизация и автоматизация на шах­ тах области даст возможность максимально использо­ вать технику, применить прогрессивную технологию и ор­ ганизацию труда в очистных и подготовительных' забоях, на подземном транспорте и других звеньях технологиче­ ской цепи добычи угля.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Н о в ы е т е х н и ч е с к и е н а п р а в л е н и я ..........................

3

М еохтаднеилзьанц и я и а в т о м а т и з а ц и я

 

ы х п р о и з в о д с т в е н н ы х

 

п р о ц е с с о в ...............................................................................................

7

Очистные работы ............................................................................

?

Подготовительные р а б о т ы .......................................................................

1(1

Подземный транспорт ............................................................................

13

Поверхностные работы ......................................................................

13

К о м п л е к с н а я м е х а н и з а ц и я и

 

а в т о м а т и з а ц и я ...................................................................................

13

Д а л ь н е й ш е е р а з в и т и е к о м п л е к с н о й

36

м е х а н и з а ц и и и а в т о м а т и з а ц и и