ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
емка угля ведется комбайнами, доставка угля в большин стве лав с помощью изгибающихся передвижных конвей еров или по листам, во всех подготовительных забоях ра ботают породопогрузочные машины, транспортировка уг-
Рис. 5. Центральный диспетчерский пункт на шахте № 2-бис треста «Краснодикуголь».
ля и породы по горизонтальным выработкам осуществля ется с помощью тяжелых электровозов, а по наклонным
— конвейерами; операции в околоствольном дворе и на поверхности механизированы и автоматизированы, стаци онарные установки автоматизированы или работают с ди станционным управлением, применены специальные виды связи и телесигнализации с центрального диспетчерского пункта (рис. 5).
35
В 1962 году намечено комплексно механизировать и автоматизировать еще дополнительно 12 шахт, в резуль тате чего технико-экономические показатели по ним зна чительно улучшатся.
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ КОМПЛЕКСНОЙ МЕХАНИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИИ
Комплексная механизация и автоматизация является одним из основных направлений дальнейшего поднятия технического уровня шахт.
Однако опыт показал, что на отдельных шахтах внед рение комплексной механизации и автоматизации не всег да приносит ожидаемый экономический эффект. Это объ ясняется тем, что на данном этапе развития горной тех ники еще нет достаточного количества средств механиза ции и автоматизации работ во всех горногеологических условиях. К тому же для комплексной механизации и ав томатизации зачастую отбирают шахты, нуждающиеся в реконструкции-
Государственным комитетом Совета Министров С С С Р по автоматизации и машиностроению разработаны поло жения и требования к комплексной механизации и авто матизации на угольных шахтах, основные из которых приводятся ниже.
Для комплексной механизации и автоматизации долж ны отбираться шахты из числа наиболее перспективных и с такими горногеологическими условиями, которые допус кают применение в очистных и подготовительных забоях средств комплексной механизации из числа существующих и подлежащих освоению до окончания установленного срока выполнения работ по комплексной механизации и автоматизации на этих шахтах.
Проекты комплексной механизации и автоматизации
36
угольных шахт должны предусматривать применение наи более прогрессивного оборудования, а также совершен ствование горного хозяйства, технологии и организации производства, ликвидации «узких мест» и значительного улучшения всех технико-экономических показателей.
На шахтах с пологими и наклонными пластами, где требуется навалка угля, в комплексно механизированных
очистных |
забоях очень важно механизировать |
выемку, |
навалку, |
доставку угля и передвижку конвейера без его |
|
разборки; |
применять • передвижную механизированную, |
|
индивидуальную металлическую или анкерную крепь или |
||
же производить очистные работы бег всякого |
крепления |
очистного забоя; оборудовать освещение от электрической сети светильниками переносными или встроенными в ма шины и механизмы и применять средства подавления угольной пыли.
В шахтах с крутым и наклонным падением, где не требуется навалки угля, комплексная механизация и ав томатизация должна быть осуществлена не менее чем в 50 процентах всех действующих очистных забоев.
При разработке тонких пластов осуществляется меха-
. низация выемки угля выемочными машинами, например, комбайнами, стругами, с применением механизированной или индивидуальной металлической крепи, а также дру гими способами, не требующими крепления (угольными пилами, длинными скважинами, пробуренными парал лельно очистному забою и др.).
В шахтах с гидравлическим способом добычи угля предусматривается применение дистанционного управле ния гидромониторами или механогидравлическими вые мочными машинами во всех очистных забоях. При креп ких и вязких углях, как исключение, допускается взрыво гидравлическая выемка.
37
В подготовительных забоях должны быть механизиро ваны погрузка и транспортирование угля и породы в ко личестве не менее 90 процентов всего объема проведения основных горизонтальных выработок и не менее 60 про центов общего объема проведения всех подготовительных выработок по шахте (гидрошахте), в которых требуется погрузка угля или породы.
На подземном транспорте должны быть механизирова ны перевозка грузов по откаточным и вентиляционным вы работкам; работы на приемно-отправительных площад ках, обменных пунктах, в околоствольных дворах; пере возка людей по наклонным и горизонтальным выработ кам; автоматизированы конвейерные линии; осуществле но диспетчерское управление работой подземного транс порта с применением соответствующих средств сигнали зации, связи и дистанционного управления стрелоч ными переводами; механизированы чистка вагонеток, пу тевые и другие вспомогательные работы.
На стационарных и полустационарных погрузочных пунктах под конвейерами или емкостями (бункерами, ска тами и гезенками) должны быть механизированы (без использования лебедок) операции по передвижению и не прерывной загрузке составов вагонеток; осуществлено дистанционное управление механизмами с автоматиче ским контролем установки загрузки вагонеток; оборудова ны пункты дистанционного управления поставочными кон вейерными линиями, а также телефонная связь с лавами.
На переносных погрузочных пунктах механизируются (без использования лебедок) операции по загрузке ваго неток и их передвижению.
При электровозной откатке предусматривается дис танционный перевод путевых стрелок в околоствольных дворах и на основных путях откаточных горизонтов; ав-
38
тематическая предупредительная сигнализация светофо рами, связь машинистов электровозов с диспетчером.
На конвейерных линиях в наклонных стволах, уклонах, бремсбергах, главных откаточных выработках, промежу
точных штреках и в лавах должны быть |
осуществлены |
дистанционно-автоматическое управление |
конвейерными |
линиями с одного пункта; автоматический |
контроль за |
работой конвейеров; автоматическая предупредительная и аварийная сигнализация.
Откатка бесконечным канатом по наклонным выработкам, как правило, должна заменяться более совершенны ми видами транспорта. В тех случаях, когда такая заме на экономически не целесообразна, лебедки откаток бес конечным канатом должны быть переведены на дистан ционное управление.
На наклонных выработках с канатной откаткой меха низируется передвижение вагонеток на приемно-отправи- тельных площадках, осуществляется дистанционное уп равление стрелочными переводами в уклоне или наклон ном стволе-
На шахтах с гидравлическим транспортом осуществля ется дистанционно-автоматическое управление углесосными станциями и автоматический контроль за работой сис темы напорного гидротранспорта.
В околоствольных дворах при скиповых подъемах должно быть осуществлено дистанционно-автоматическое управление подачей составов, разгрузкой вагонеток и за грузкой скипов, осуществлен автоматический контроль за работой механизмов, а при клетевых подъемах — меха низированы операции пообмену вагонеток в клетях с дис танционным управлением механизмами.
Вентиляционные двери в откаточных выработках должны быть автоматизированы.
39
На приемных площадках надшахтных зданий предус матривается механизация операций по обмену, откатке, разгрузке вагонеток с диспетчерским управлением ме ханизмами и дистанционным контролем за их работой.
Поточно-транспортные системы технологического ком плекса на поверхности угольных шахт должны быть пере ведены на централизованное дистанционно-автоматиче ское управление с дистанционным контролем за работой механизмов.
Должны быть механизированы операции по отбору и разделке проб угля.
При необходимости выборки видимой породы из уг ля, перед отправкой его потребителям, эти работы также должны быть механизированы.
Должно быть осуществлено дистанционное управле ние загрузочными и маневровыми устройствами при по грузке угля в железнодорожные вагоны, автоматический контроль уровня угля в бункерах, а также механизирова но обрушение угля при его зависании в бункерах.
На породных комплексах лебедки рельсовых террикоников и подвесных канатных дорогах предусматривается перевести на дистанционно-автоматическое управление, автоматизировать загрузку сосудов и механизировать пе редвижку ферм на террикониках.
На складах крепежных материалов механизируются работы по загрузке и штабелированию, по разделке леса, а также по транспортировке крепежных материалов в шахту. На складах оборудования и материалов пред усматривается механизировать погрузочно-разгрузочные и транспортные работы.
Скиповые подъемы должны быть переведены на авто матическое управление, а грузовые подъемы с опрокид
40
ными клетями — на дистанционно-автоматическое управ ление.
На гидрошахтах предусматривается осуществить дис танционное управление питателями и автоматическое уп равление углесосами и высоконапорными насосами гид роподъемов и пульпоперекачных станций.
Водоотливные установки также должны быть переве дены на автоматическое управление, а главные водоот ливные установки — на дистанционно-автоматическое управление.
Центральные подземные подстанции, при их располо жении совместно с водоотливными установками, главные и фланговые вентиляторные установки, калориферные установки должны быть .переведены на дистанционное управление с дистанционным контролем за их работой.
На шахтах, где осуществляется комплексная механи зация и автоматизация, предусматривается оборудовать центральные диспетчерские пункты, имеющие необходи мые средства служебной и аварийной связи и сигнализа ции и обеспечивающие дистанционное управление основ ными автоматизированными установками и дистанцион ный контроль за работой основных машин и механизмов; осуществить комплексное обеспыливание в подземных выработках и на поверхности; на шахтах третьей катего рии и оверхкатегорных по газу осуществить дистанцион ный автоматический контроль содержания метана в воз духе в главных вентиляционных выработках с исходящей струей, этажных вентиляционных штреках и в восстаю щих выработках при проведении их глухим забоем.
Только-при осуществлении вышеперечисленных работ шахту возможно считать комплексно механизированной и автоматизированной.
В Луганском экономическом районе в ближайшие го
41
ды будет осуществлена комплексная меха низания и ав томатизация на ряде шахт, таких как «КраснопольеТлубокое» треста «Кадиевуголь», № 6—7 треста «Кировуголь», № 12 «Михайловская» треста «Первомайскуголь» и др.
Осуществление комплексной механизации и автома тизации позволит значительно увеличить все технико-эко номические показатели работы шахт. Так, например, в результате комплексной механизации шахты № 12 «Ми хайловская» треста «Первомайскуголь» среднесуточная добыча угля в целом по шахте увеличится до 3 тыс. т вместо 1.280 т, производительность труда возрастет на 67 процентов, себестоимость топлива снизится на 65 про центов.
Комплексная механизация и автоматизация на шах тах области даст возможность максимально использо вать технику, применить прогрессивную технологию и ор ганизацию труда в очистных и подготовительных' забоях, на подземном транспорте и других звеньях технологиче ской цепи добычи угля.
СОДЕРЖАНИЕ |
|
Н о в ы е т е х н и ч е с к и е н а п р а в л е н и я .......................... |
3 |
М еохтаднеилзьанц и я и а в т о м а т и з а ц и я |
|
ы х п р о и з в о д с т в е н н ы х |
|
п р о ц е с с о в ............................................................................................... |
7 |
Очистные работы ............................................................................ |
? |
Подготовительные р а б о т ы ....................................................................... |
1(1 |
Подземный транспорт ............................................................................ |
13 |
Поверхностные работы ...................................................................... |
13 |
К о м п л е к с н а я м е х а н и з а ц и я и |
|
а в т о м а т и з а ц и я ................................................................................... |
13 |
Д а л ь н е й ш е е р а з в и т и е к о м п л е к с н о й |
36 |
м е х а н и з а ц и и и а в т о м а т и з а ц и и |
|