Файл: Винник И.Ш. Изучение научной организации труда в цехах Днепродзержинского коксохимического завода коммунистического труда им. Орджоникидзе [Текст] (методические советы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение 7

СОВЕТЫ РУКОВОДИТЕЛЮ школы

ПО ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ

Проведение занятий требует тщательной подготовки руко­

водителя, характер которой определяется структурой урока. Занятие должно состоять из следующих элементов:

проверка знания предыдущего материала;

изложение нового материала;

— проверка усвоения и закрепления нового материала;

— выдача домашнего задания.

Подготовка к уроку должна обеспечить ясное, четкое изло­ жение программного материала.

Готовясь к уроку, руководитель продумывает и записывает в поурочный план вопросы по проверке усвоения слушателями

предыдущего материала. Вопросы должны связывать матери­ ал пройденной темы с содержанием предстоящего урока. Это подготавливает слушателей к активному восприятию новых знаний.

Затем руководитель определяет объем и содержание фак­ тического материала, который следует рассмотреть с учетом требований программы и учебника.

Например, в процессе подготовки к изучению темы; «Зада­ чи и содержание научной организации труда. Значение НОТ в

создании материально-технической базы коммунизма» руково­

дитель использует следующую литературу:

1.Постановление сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС.

2.Материалы и директивы XXlII съезда КПСС по пятилет­ нему плану развития народного хозяйства СССР на 1966— 1970 гг.

3.«Научная организация труда». Сборник под редакцией академика АН УССР А. Н. Щербаня. Киев, 1965.

Занятие рассчитано на 2 академических часа.

Материал этой темы является вводным в курс научной организации труда. Изучая его, слушатели должны уяснить

первостепенное значение НОТ, которое придавал ей В. И. Ле­ нин, определение понятия НОТ, историческое развитие ее в различные периоды социалистического строительства.

Затем слушатель должен ознакомиться с основными направлениями научной организации труда, ее влиянием на развитие науки и техники в стране, повышение производи­ тельности труда и рост объема промышленной продукции. Особое внимание слушателей должно быть обращено на все

31


возрастающее значение НОТ на данном этапе развития социа­ листической промышленности.

Далее преподавателю необходимо продумать наиболее эффективные методы проведения урока — изучения новой темы и закрепления содержания ее в памяти слушателей. C этой целью нужно изучить программу и контрольные вопросы по данной теме.

Заключительным моментом подготовки руководителя явля­

ется подбор материала для домашнего задания.

По данной теме рекомендуется дать слушателям следую­ щие примерные задания:

В. И. Ленин о НОТ.

Что дает внедрение научной организации труда народ­ ному хозяйству СССР (по материалам XXIIl съезда КПСС).

Экономический эффект внедрения НОТ на заводе (по

заводским материалам).

Готовясь к проведению занятия, руководитель должен

составить рабочий план урока (см. приложение 8) и кон­ спект нового материала (развернутый план изложения).

Приложение 8

РАБОЧИЙ ПЛАН УРОКА

по теме: «Задачи и содержание научной организации труда. Значение НОТ в создании материально-технической базы коммунизма»

Цель урока. Ознакомление слушателей с сущностью,

задачами и основными направлениями научной организации

труда, ее значением.

Организация группы для занятий — 3 минуты. Проверка усвоения слушателями материа­

ла прошлого урока — 10 мин.

Вопросы для проверки усвоения материала предыдущей

темы:

1. В чем сущность хозяйственного расчета?

2.Какие меры приняты партией и правительством по укреплению хозяйственного расчета?

3.В чем различие хозяйственного расчета цеха и пред­

приятия?

4.В чем заключаются хозрасчетные отношения Вашего

цеха с другими цехами предприятия?

5.Расскажите о системе приплат и скидок за качество продукции, получаемой в Вашем цехе.

6.Охарактеризуйте хозрасчет производственного участка

ибригады.

Изложение нового материала — 65 мин. План изложения нового материала:

Определение понятия научной организации труда, ее сущность и задачи. В. И. Ленин о НОТ. Развертывание массо­ вого движения за НОТ в 20-х годах. Движение за НОТ на Украине.

Основные направления научной организации труда.

Сокращение затрат труда на единицу выпускаемой продук­

ции.

Понятие о разделении и кооперации труда. Организация рабочих мест. Условия труда в цехе и их дальнейшее улуч­

шение.

Нормирование труда и его совершенствование. Дальней­ шая разработка систем морального и материального стиму­ лирования.

Разработка систем управления и оперативного руковод­ ства предприятием, цехом, участком.

Задачи НОТ в современных условиях. Связь между НОТ,

33


техническим прогрессом и рационализацией производства в

химических цехах.

Регламентация производственных процессов и работа по графику — результат научной организации труда и общей рационализации производства.

Закрепление нового материала — 10 мин. Вопросы для беседы со слушателями:

1. Что такое НОТ?

2.В каких направлениях должна идти работа по НОТ?

3.Расскажите об организации рабочих мест в цехе. Какие меры необходимо, по Вашему мнению, принять для дальней­ шего улучшения условий труда?

4.Каковы задачи НОТ на современном этапе развития социалистической промышленности?

5.В чем заключается связь между НОТ и техническим прогрессом?

Домашнее задание — 2 мин.

Рассмотреть на примере своего участка экономический эффект внедрения мероприятий по НОТ.

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Подготовительная работа по созданию школ

научной

органи­

Стр.

4

 

зации труда

 

 

II.

Организация и проведение школ НОТ:

 

 

7

 

— разработка учебной документации

 

 

7

 

— подбор и подготовка руководителей школ

 

 

8

 

— комплектование школ и организация их работы

 

10

 

— итоговые занятия — технико-экономическиеконференции

18

III.

Разработка мероприятий по НОТ на рабочих

местах и

консуль­

21

 

тации

 

 

IV. Итоги работы школ НОТ

 

 

23

 

Приложения:

 

 

25

1.

Памятка слушателям школы научной организации труда (НОТ).

2.

Сравнительный анализ работы бригады смолоперегонного цеха.

3.

Схема основных направлений разработки

планов НОТ на

рабочих местах.

4.Этапы разработки и внедрения планов НОТ.

5.Факторы, обеспечивающие благоприятные условия труда.

6.Как надо работать?

7.Советы руководителю школы по подготовке к уроку.

8.Рабочий план урока.

АВТОРЫ: Винник И. IlI., старший инженер ПТО.

Анзимиров Г. Г., начальник бюро НОТ.


ИЗУЧЕНИЕ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В ЦЕХАХ ДНЕПРОДЗЕРЖИНСКОГО КОКСОХИМИЧЕСКОГО

ЗАВОДА КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУДА им. ОРДЖОНИКИДЗЕ

Ответственный редактор Г. К. ПУКАС.

ET 07013. Подписано к печати 26.IX.1967 г. Бумага 60x901∕ 6∙ 2,25 печ. л.Ң-З вклейки. Заказ № 1037. Тираж 1000 экз.

Газетное издательство и типография, г. Днепропетровск, Ленинградская, 56.