Файл: Винник И.Ш. Изучение научной организации труда в цехах Днепродзержинского коксохимического завода коммунистического труда им. Орджоникидзе [Текст] (методические советы).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
Приложение 7
СОВЕТЫ РУКОВОДИТЕЛЮ школы
ПО ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ
Проведение занятий требует тщательной подготовки руко
водителя, характер которой определяется структурой урока. Занятие должно состоять из следующих элементов:
—проверка знания предыдущего материала;
—изложение нового материала;
— проверка усвоения и закрепления нового материала;
— выдача домашнего задания.
Подготовка к уроку должна обеспечить ясное, четкое изло жение программного материала.
Готовясь к уроку, руководитель продумывает и записывает в поурочный план вопросы по проверке усвоения слушателями
предыдущего материала. Вопросы должны связывать матери ал пройденной темы с содержанием предстоящего урока. Это подготавливает слушателей к активному восприятию новых знаний.
Затем руководитель определяет объем и содержание фак тического материала, который следует рассмотреть с учетом требований программы и учебника.
Например, в процессе подготовки к изучению темы; «Зада чи и содержание научной организации труда. Значение НОТ в
создании материально-технической базы коммунизма» руково
дитель использует следующую литературу:
1.Постановление сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС.
2.Материалы и директивы XXlII съезда КПСС по пятилет нему плану развития народного хозяйства СССР на 1966— 1970 гг.
3.«Научная организация труда». Сборник под редакцией академика АН УССР А. Н. Щербаня. Киев, 1965.
Занятие рассчитано на 2 академических часа.
Материал этой темы является вводным в курс научной организации труда. Изучая его, слушатели должны уяснить
первостепенное значение НОТ, которое придавал ей В. И. Ле нин, определение понятия НОТ, историческое развитие ее в различные периоды социалистического строительства.
Затем слушатель должен ознакомиться с основными направлениями научной организации труда, ее влиянием на развитие науки и техники в стране, повышение производи тельности труда и рост объема промышленной продукции. Особое внимание слушателей должно быть обращено на все
31
возрастающее значение НОТ на данном этапе развития социа листической промышленности.
Далее преподавателю необходимо продумать наиболее эффективные методы проведения урока — изучения новой темы и закрепления содержания ее в памяти слушателей. C этой целью нужно изучить программу и контрольные вопросы по данной теме.
Заключительным моментом подготовки руководителя явля
ется подбор материала для домашнего задания.
По данной теме рекомендуется дать слушателям следую щие примерные задания:
—В. И. Ленин о НОТ.
—Что дает внедрение научной организации труда народ ному хозяйству СССР (по материалам XXIIl съезда КПСС).
—Экономический эффект внедрения НОТ на заводе (по
заводским материалам).
Готовясь к проведению занятия, руководитель должен
составить рабочий план урока (см. приложение 8) и кон спект нового материала (развернутый план изложения).
Приложение 8
РАБОЧИЙ ПЛАН УРОКА
по теме: «Задачи и содержание научной организации труда. Значение НОТ в создании материально-технической базы коммунизма»
Цель урока. Ознакомление слушателей с сущностью,
задачами и основными направлениями научной организации
труда, ее значением.
Организация группы для занятий — 3 минуты. Проверка усвоения слушателями материа
ла прошлого урока — 10 мин.
Вопросы для проверки усвоения материала предыдущей
темы:
1. В чем сущность хозяйственного расчета?
2.Какие меры приняты партией и правительством по укреплению хозяйственного расчета?
3.В чем различие хозяйственного расчета цеха и пред
приятия?
4.В чем заключаются хозрасчетные отношения Вашего
цеха с другими цехами предприятия?
5.Расскажите о системе приплат и скидок за качество продукции, получаемой в Вашем цехе.
6.Охарактеризуйте хозрасчет производственного участка
ибригады.
Изложение нового материала — 65 мин. План изложения нового материала:
Определение понятия научной организации труда, ее сущность и задачи. В. И. Ленин о НОТ. Развертывание массо вого движения за НОТ в 20-х годах. Движение за НОТ на Украине.
Основные направления научной организации труда.
Сокращение затрат труда на единицу выпускаемой продук
ции.
Понятие о разделении и кооперации труда. Организация рабочих мест. Условия труда в цехе и их дальнейшее улуч
шение.
Нормирование труда и его совершенствование. Дальней шая разработка систем морального и материального стиму лирования.
Разработка систем управления и оперативного руковод ства предприятием, цехом, участком.
Задачи НОТ в современных условиях. Связь между НОТ,
33
техническим прогрессом и рационализацией производства в
химических цехах.
Регламентация производственных процессов и работа по графику — результат научной организации труда и общей рационализации производства.
Закрепление нового материала — 10 мин. Вопросы для беседы со слушателями:
1. Что такое НОТ?
2.В каких направлениях должна идти работа по НОТ?
3.Расскажите об организации рабочих мест в цехе. Какие меры необходимо, по Вашему мнению, принять для дальней шего улучшения условий труда?
4.Каковы задачи НОТ на современном этапе развития социалистической промышленности?
5.В чем заключается связь между НОТ и техническим прогрессом?
Домашнее задание — 2 мин.
Рассмотреть на примере своего участка экономический эффект внедрения мероприятий по НОТ.
СОДЕРЖАНИЕ
I. |
Подготовительная работа по созданию школ |
научной |
органи |
Стр. |
|
4 |
|||||
|
зации труда |
|
|
||
II. |
Организация и проведение школ НОТ: |
|
|
7 |
|
|
— разработка учебной документации |
|
|
7 |
|
|
— подбор и подготовка руководителей школ |
|
|
8 |
|
|
— комплектование школ и организация их работы |
|
10 |
||
|
— итоговые занятия — технико-экономическиеконференции |
18 |
|||
III. |
Разработка мероприятий по НОТ на рабочих |
местах и |
консуль |
21 |
|
|
тации |
|
|
||
IV. Итоги работы школ НОТ |
|
|
23 |
||
|
Приложения: |
|
|
25 |
1. |
Памятка слушателям школы научной организации труда (НОТ). |
|
2. |
Сравнительный анализ работы бригады смолоперегонного цеха. |
|
3. |
Схема основных направлений разработки |
планов НОТ на |
рабочих местах.
4.Этапы разработки и внедрения планов НОТ.
5.Факторы, обеспечивающие благоприятные условия труда.
6.Как надо работать?
7.Советы руководителю школы по подготовке к уроку.
8.Рабочий план урока.
АВТОРЫ: Винник И. IlI., старший инженер ПТО.
Анзимиров Г. Г., начальник бюро НОТ.
ИЗУЧЕНИЕ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В ЦЕХАХ ДНЕПРОДЗЕРЖИНСКОГО КОКСОХИМИЧЕСКОГО
ЗАВОДА КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУДА им. ОРДЖОНИКИДЗЕ
Ответственный редактор Г. К. ПУКАС.
ET 07013. Подписано к печати 26.IX.1967 г. Бумага 60x901∕ 6∙ 2,25 печ. л.Ң-З вклейки. Заказ № 1037. Тираж 1000 экз.
Газетное издательство и типография, г. Днепропетровск, Ленинградская, 56.