Файл: Винник И.Ш. Изучение научной организации труда в цехах Днепродзержинского коксохимического завода коммунистического труда им. Орджоникидзе [Текст] (методические советы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Радиофицировать все паровозы, чтобы обеспечить связь

смашинистами и сократить затраты времени на передачу им информации (машинист паровоза т. Щербина), и другие.

По вопросу о рациональной планировке рабочего места были внесены предложения:

Соединить пути смолоперегонного и цеха ректификации (помощник машиниста паровоза т. Блиндул).

Установить тупик между 6-ым и 7-ым путями, чтобы паровоз мог работать, не мешая экипировке. Это сокращает

затраты времени на экипировочном пункте (машинист паро­ воза т. Посунько) и другие.

Участники конференции обсудили и одобрили предложен­ ные мероприятия. Кроме заранее подготовленных товарищей, на конференции выступили еще 5 чел.

Они рассказали о своих приемах работы и высказали мнения относительно совершенствования организации рабоче­ го места.

При этом характерно, что в то время, как слушатели школы НОТ подготовили свои предложения по вопросам со­ вершенствования организации рабочего места, выступившие

участники конференции вносили свои предложения по другим

вопросам.

III. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО НОТ

НА РАБОЧИХ МЕСТАХ И КОНСУЛЬТАЦИИ

В течение времени, предусмотренного программой, слуша­ тели школ изучают состояние рабочих мест с точки зрения уже изученных элементов научной организации труда. Как прави­ ло, в результате этого изучения выявляются недостатки и слушатели предлагают мероприятия, внедрение которых обес­ печивает ликвидацию недостатков. К концу работы школы накапливаются мероприятия по совершенствованию производ­ ства, организации трудовых процессов и рабочего места,

обеспечению благоприятных условий труда, совершенствова­ нию организации труда по функциям обслуживания рабочих мест, совершенствованию нормирования и материального стимулирования труда.

Однако накопленных к концу обучения материалов еще недостаточно для выполнения выпускной работы. Необходимо произвести технические и экономические наблюдения, произ­ вести анализ работы участка за достаточно долгий период, рассчитать предполагаемую производительность и экономиче­

ский эффект мероприятий, дополнить перечень мероприятий по НОТ, в случаях необходимости — разработать маршрутную

карту и другое.

Поэтому в учебных планах школ научной организации труда предусматривается 16 часов для составления мероприя­ тий по НОТ. В течение этого времени руководитель школы

раздает группам слушателей соответствующие задания, кон­ сультирует их, принимает выполненные задания и поручает выделенной группе слушателей окончательное оформление материалов по НОТ.

Примером может служить разработка материалов по НОТ и консультации, проведенные руководителем школы НОТ кок­ сового цеха т. Майстренко А. Μ.

21


В процессе выполнения практических работ по каждой теме программы (в течение 16 часов) слушатели внесли 26 предложений по НОТ. Затраченные 16 часов послужили для привития слушателям первичных навыков в проведении на­ блюдений.

Поэтому т. Майстренко распределил между группами слу­ шателей задания по дополнительным наблюдениям техниче­ ского, организационного и экономического характера с целью

разработки мероприятий по НОТ.

Одной группе он поручил рассмотреть организацию трудо­ вых процессов на участке верха печей. В частности, рекомен­ довалось изучить:

как машинист загрузочного вагона координирует свою работу со смежными рабочими;

насколько рационально организованы трудовые опера­

ции отдельных исполнителей — люковых, бригадиров, дежур­ ного персонала;

возможности уплотнения рабочего дня;

— что можно внести для улучшения организации приема

исдачи смены;

возможности ликвидации «узких» мест и другие во­

просы.

Другая группа получила задание рассмотреть организацию рабочего места. Слушателям этой группы рекомендовалось обратить внимание на:

недостатки в существующем технологическом оборудо­

вании и приспособлениях и предложения по их устранению;

механизацию подачи заливки раствора в бак загрузоч­ ного вагона;

возможность оборудования кабины загрузочного вагона

удобной производственной мебелью;

— состояние связи, порядок получения информации, а

также предварительной и исполнительной команд и т. д. Таким же путем были распределены задания по остальным

элементам научной организации труда.

Одна из групп слушателей под руководством экономиста цеха т. Богини О. К- подсчитала экономический эффект каж­

дого предложения по НОТ.

В процессе выполнения заданий слушатели собрали обшир­ ный материал, который был использован для разработки плана НОТ.

IV. ИТОГИ РАБОТЫ ШКОЛ НОТ

В 1966 г. на заводе 189 слушателей закончили обучение в школах научной организации труда.

Главным результатом работы школ НОТ явилось то, что обученные рабочие получили элементарные знания в вопросах научной организации труда, приобрели навыки критического исследования организации труда на своих и смежных рабочих местах, научились сокращать затраты своего труда и на этой основе повышать его производительность, активнее стали участвовать в управлении производством, внося предложения по совершенствованию организации труда.

Таким образом, цели, поставленные при организации школ

НОТ, были достигнуты.

Но не менее важной была и практическая сторона дела: в

результате работы школ и использования мероприятий, пред­

ложенных в выпускных работах, были разработаны и внедре­ ны 9 планов НОТ, что позволило улучшить технико-экономи­

ческие показатели, принесло производству значительную

экономию и обеспечило рост производительности труда.

После полного внедрения плана НОТ в коксовом цехе

будет достигнут годовой экономический эффект в сумме

148,5 тыс. руб. При этом улучшатся условия труда на верху пе­ чей, высвободится часть рабочих, работающих с наибольшими затратами ручного труда, — люковых.

Даже частичное внедрение плана НОТ способствовало улучшению работы цеха. Если сопоставить периоды до нача­ ла и после окончания работы школ, нетрудно заметить улучше­ ние некоторых важных показателей:

Наименование показателей

Единица

I

Октябрь

¡

Конец

измерения

I

1965 г.

і

1966 г.

Расход угля на 1 т кокса

кокса

 

1,705

 

1,678

Выход металлургического

 

94,4

 

94,45

к валовому

%

 

 

Себестоимость кокса

руб,—коп.

 

18—10

 

17—82

23


В углеподготовительном цехе реализация плана НОТ дала экономию в сумме 66,2 тыс. руб. Одно из предложений в разде­ ле «Организация трудовых процессов» является новшеством,

примененным впервые в коксохимии. Внедрение

его снизило

потери угля с породой и этим

 

способствовало

увеличению

выхода шихты из угля. Условия труда на участке

улучшены.

Сопоставление показателей, полученных

цехом

в октябре

1965 г. и в конце 1966 г., подтверждает

эффективность плана

НОТ:

 

 

 

 

 

Наименование показателей

I

Единица

!

Октябрь

Конец

і

измерения I

1965 г.

1966 г.

 

Выход шихты

 

%

 

75,5

80,5

Потери угля с породой

 

%

 

1,09

0,60

Вес классификационного обору­

 

T

 

266,7

68,7

дования

 

 

Зола шихты

 

%

 

7,55

7,21

Себестоимость тонны шихты

 

руб.—коп.

 

15—21

14—47

Большую экономию дает внедрение планов НОТ в цехах улавливания, ректификации, смолоперегонном. В железнодо­ рожном цехе реализация плана НОТ обеспечила повышение производительности труда на участке расфасовки и погрузки нафталина на 40%.

В целом по заводу внедрение планов НОТ также обеспечи­ ло определенный экономический эффект. Затраты на внедре­ ние их составили 173,9 тыс. руб., а экономия за вычетом за­ трат — 88,4 тыс. руб., производительность труда повысилась на 0,15%.

Опыт организации и проведения школ научной организации труда на заводе подтвердил эффективность этой формы обуче­

ния трудящихся. Вместе с тем, он показал необходимость

дальнейшего расширения сети школ НОТ и более глубокого изучения основ НОТ в первую очередь руководителями школ.

В 1966—1967 учебном году на заводе созданы и работают 9 новых школ НОТ с охватом 203 трудящихся.


Приложение 1

УССР

МИНИСТЕРСТВО ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ УКРГЛАВКОКС

ДНЕПРОДЗЕРЖИНСКИЙ КОКСОХИМИЧЕСКИЙ ЗАВОД КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУДА

ПАМЯТКА

СЛУШАТЕЛЯМ ШКОЛЫ

НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА (НОТ)

ДНЕПРОДЗЕРЖИНСК

1 9 β в

«Новая техника и сокращение рабочего дня требуют пе­ рехода к более высокой ступени организации труда».

(Из Программы КПСС).

«...необходимо настойчиво проводить курс на комплек­ сную механизацию производственных процессов, после­ довательное сокращение удельного веса ручного труда — более рациональное использование рабочей силы, широ­ кое внедрение научной организации труда».

(Из Резолюции XXIiI съезда КПСС по отчетно­ му докладу ЦК КПСС).

«...обеспечить на деле широкое внедрение в народное хозяйство новейших достижений отечественной и зару­ бежной науки и техники, научной организации труда, улучшение качества продукции, укрепление государст­ венной и производственной дисциплины, повышение от ветственности каждого работника за порученное ему дело».

(Из Постановления сентябрьского (1965 г.) Пле­ нума ЦК КПСС).

УВАЖАЕМЫЙ ТОВАРИЩ!

Весь советский народ под руководством партии и прави­

тельства напряженно трудится над созданием материальнотехнической базы коммунизма. Эта важнейшая общенародная задача требует дальнейшего роста производительности труда.

Основным фактором повышения производительности труда является научная организация труда (НОТ).

Что такое научная организация труда?

Это рациональная система организации труда, разработан­ ная на основе широких исследований и обоснованная четкими технико-экономическими расчетами.

НОТ предусматривает внедрение на рабочих местах новых достижений науки и техники, более совершенных технологиче­ ских процессов, использование эффективных способов и прие­ мов работы.

НОТ обеспечивает планомерное и высокоэффективное использование оборудования и производственных площадей,

создание наиболее благоприятных условий для рациональ­ ного использования рабочего времени, широкое внедрение передового опыта, всестороннее развитие социалистического соревнования.

Для того, чтобы ввести научную организацию труда, надо сначала изучить на рабочем месте:

- как используется рабочее время, по какой причине бы­

вают простои, что мешает полностью отдать производству

положенные часы и минуты;

— правильно ли организован технологический процесс;

26