Файл: Винник И.Ш. Изучение научной организации труда в цехах Днепродзержинского коксохимического завода коммунистического труда им. Орджоникидзе [Текст] (методические советы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

обеспечивать тесную связь учебы с производством, большое значение имеет сравнительный анализ работы бригад цехов. В этих небольших сводках (см. приложение 2) заложена разнообразная технико-экономическая информация. Пользу­ ясь сравнительным анализом, руководитель школы может установить, как по сравнению с другими рабочими работают слушатели школы, на каких участках достигаются стабильные высокие показатели.

Этот анализ, взятый за несколько месяцев подряд, дает представление о стабильности тех или иных показателей и нацеливает внимание руководителя школы на «узкие» места участка. Сравнительный анализ дает богатый материал для составления практических заданий.

Например, руководитель школы НОТ смолоперегонного цеха т. Бокурака, изучив сравнительный анализ работы бригад за ноябрь в процессе подготовки к занятию по теме «Органи­ зация трудовых процессов», запланировал следующее:

«Познакомить слушателей с резкими колебаниями показа­

телей работы бригады за ноябрь. Обратить внимание на:

21 случай получения в нашей бригаде тяжелой фракции с содержанием нафталина более 13% по сравнению с 4 анало­ гичными случаями в бригаде т. Кубрака;

отсутствие в нашей бригаде в ноябре случаев выработки нафталина с температурой кристаллизации ниже 78,2oC и наличие в бригаде т. Лапина 2-х таких случаев.

Отсюда практическое задание слушателям — изучить при­

чины этих явлений, выявить, вызваны ли они недостатками в работе бригады, и если да, то дать предложения по их устра­ нению».

Комплектование школ и организация их работы

Школы НОТ комплектовались из числа рабочих ведущих профессий, мастеров-практиков и бригадиров, дежурных сле­ сарей и электриков.

Например, в коксовом цехе в число слушателей были вклю­ чены машинисты загрузочного вагона, люковые, бригадиры на операции выдачи кокса, дежурные слесари и электрики, ма­ стер-практик.

Для эксплуатационников и ремонтников были организова­

ны отдельные школы, учитывая специфику работы по каждой специальности.

Таким образом были укомлектованы школы НОТ в цехах—

углеподготовительном, коксовом, улавливания, ректификации,

смолоперегонном, железнодорожном и ремонтно-механиче­

10


ском. Всего на заводе было организовано 11 школ НОТ с охватом 189 чел.

Для обеспечения нормальной работы школ НОТ разрабо­ тан соответствующий график их занятий по 2 академических

часа:

Начало и конец

Начало и конец

работы бригады

работы школы

7.00—15.00

15.30—17.00

15.00—23.00

13.00—14.30

23.00— 7.00

После ночной смены школы не работают.

К началу работы школ каждый руководитель получил журнал учета посещаемости и выполнения учебной програм­ мы, учебный план и программу.

В ноябре 1965 года школы НОТ начали свою работу.

Каждая школа работала 2 раза в неделю по 2 академиче­

ских часа так, что с ноября по апрель весь учебный план был выполнен. Как показала практика, четырехчасовая нагрузка в неделю была для обучающихся и руководителей школы необ­ ременительной.

Приводится график работы школы коксового цеха, сопря­ женный с графиком работы смен (см. стр. 12).

Графики такой же структуры — с занятиями во второй и четвертый дни после смен с 7 до 15 часов и перед сменами с 15 до 23 часов—были приняты для всех школ.

Руководители школ тщательно готовились к занятиям. Составляя рабочий план, руководитель еще раз просматривал пройденный на предыдущем уроке материал и составлял вопросы для проверки усвоения его слушателями, подбирал

необходимую литературу, изучал материал новой темы и конспектировал его для изложения, отбирал контрольные вопросы из учебной программы, готовил практические зада­

ния.

Конспектирование материалов было облегчено для руково­ дителя подробно составленной учебной программой.

После тщательной подготовки руководители приступали к проведению занятий в школе.

В качестве примера приводится описание подготовки и проведения занятия в школе научной организации труда в коксовом цехе (газовая группа) по второй теме IIl раздела

программы: «Техническое нормирование как основной метод

рационализации производства на принципах НОТ». Руководитель школы — В. И. Ягоренко, мастер по регу­

лировке и обогреву коксовых печей, инженер.

11


EQ

СО О

-н CJ CC 3,

CO

сч

LQ

IC

сч

еч

LQ

еч

h-

сч

C-

 

со

 

сч

 

LO

сч

LQ

сч

 

 

сч

 

сч

12

В школе НОТ коксового цеха обучались 19 чел.: газовщи­

ки—5 чел., тоннелыцицы — 11 чел., сменные кабинщицы из бригады № 3 — 2 чел. и сменный газовщик из той же брига­

ды — 1 чел.

Настоящее описание относится к первому занятию по дан­ ной теме.

За день до занятия т. Ягоренко подобрал рекомендованную литературу, ознакомился с темой утвержденной программы и

наметил для себя такой рабочий план проведения урока:

1. Проверка выполнения практических заданий — 15 мин.

2.

Изложение нового материала

 

— 50

мин.

3.

Проверка усвоения и закрепление

нового

мин.

4.

материала

 

— 15

Выдача практических заданий

 

— 10

мин.

После проработки материала т. Ягоренко составил с уче­

том учебной программы следующий план

изложения:

— Программа КПСС и директивы XXIII съезда партии о за­

дачах роста производительности труда

в

промышленности

СССР; задачи данного предприятия цеха в текущем пяти­ летии.

— Понятие о нормировании труда. Основные задачи норми­

рования труда с точки зрения научной организации труда.

Нормы времени, выработки и обслуживания; способы их установления. Методы нормирования труда, их критический разбор. Система норм, применяемых в коксохимической про­ мышленности, в коксовом цехе предприятия.

Установление нормированных заданий для рабочих-пов­ ременщиков, ИТР и служащих.

Далее тов. Ягоренко разработал конспект беседы.

В качестве пособий т. Ягоренко подготовил пять хрономет­

ражных карт на одну и ту же работу для того, чтобы пока­ зать элементарные приемы обработки хронометражных рядов.

Кроме того, были подготовлены данные о том, как выпол­ няется в течение трех последних месяцев сменное задание,

установленное в качестве нормы для основных рабочих-повре­

менщиков коксового цеха.

Проведение урока. Отметив явку слушателей в журнале учета посещаемости, т. Ягоренко спросил тоннельщицу Гнидину Т. А. о выполнении ее группой задания по изуче­ нию рабочего места (тоннели коксовых батарей) с точки зре­ ния улучшения условий труда.

Т. Глидина приготовила письменный отчет о выполнении

задания. Для проведения наблюдений группе не пришлось выделять специальное время. Наблюдая за состоянием газо­ подводящей арматуры тоннеля, участники группы одновре­

менно замечали непорядки, устранение которых обеспечит

тз


улучшение условий труда. В результате недельных наблюде­ ний группа предложила следующие мероприятия:

1.По образцу II очереди коксовых печей выложить тон­ нель метлахской плиткой, а стены—белым кафелем, чтобы удобнее было следить за чистотой вольверов и герметичностью соединений, т. к. на белом фоне лучше видны загрязненные

места, кроме того, отражение света от белых стен помогает

лучше видеть состояние зеркал вольверов.

2.C коксовой стороны в летнее время разбирать кладку, закрывающую окна тоннеля; это снизит температуру воздуха

втоннеле, приблизив ее к установленному нормативу — 250C.

3.Окрасить вольверы и оборудование тоннеля в благо­

приятные для зрения и соблюдения чистоты цвета: вольверы—

вбелый цвет, колонны — стальной, газопровод — желтый, водопровод — зеленый, паропровод — красный.

4.Вместо армировочных стекол в оконные переплеты тон­ неля надо вставить прозрачные закаленные стекла (типа авто­ стекол), это увеличит дневное освещение в тоннеле.

■5. Оконные переплеты в тоннеле необходимо сделать вы­ движными для удобства открывания их в летнее время.

Тов. Ягоренко одобрил предложения тоннелыциц и принял письменный отчет от т. Гнидиной, заявив, что эти материалы будут использованы вместе с другими при рассмотрении

мероприятий по НОТ.

Затем были опрошены другие слушатели, которым на прошлом занятии были даны практические задания — газов­

щики тт. Снитько, Бодрикова, Калиниченко и Козаченко, смо­ логон т. Погребной, кабинщица т. Черненко, — и получены от них отчеты о выполненных заданиях. Все слушатели внесли

свои предложения, которые оказались пригодными для реали­

зации на производстве.

Некоторые из них, например, предложение т. Козаченко— поставить автоматические выбросные свечи на газосборнике для улучшения условий труда, предупреждения аварий и обес­ печения безопасности труда — т. Ягоренко записал в меро­

приятия по НОТ и возвратил для оформления их как рациона­ лизаторских предложений.

Окончив проверку выполнения заданий, т. Ягоренко при­ ступил к изложению нового материала. При этом он подчер­ кивал новое в вопросах нормирования, стремился увязывать излагаемые вопросы с практикой цеха.

Так, касаясь труда повременщиков, т. Ягоренко указал на то, что роль нормы у повременщиков выполняет сменное зада­ ние — выдать кокс из 116 печей. Нарушение этого графика ведет к недовыполнению плана. Для работников газовой группы установлено задание — обеспечить коэффициент рав­