ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
коративного покрытия применяются по рошкообразный поливинилбутираль или полиэтилен. Для получения антифрикци онного слоя на металлическом (стальном) вкладыше подшипника используется по рошкообразный капрон. Способность кап рона к насыщению влагой делает его ме нее пригодным для защиты деталей от коррозии, чем поливинилбутираль. Как подтвердили специально поставленные в лаборатории опыты, металл под капро новой защитной пленкой хотя и весьма медленно, но корродирует под влиянием влаги, впитываемой капроном.
Общим для поливинилбутиралевых и капроновых покрытий является высокая прочность прилипания защитной пленки к металлу, иначе говоря, высокая адгезия. Величина адгезии (она измеряется усили ем, необходимым для отрыва 1 квадрат ного сантиметра пленки от металлической поверхности) составляет для обоих на званных материалов от 300 до 700 кгісм2.
Аппаратура для нанесения покрытий состоит из нагревательной печи с контро лируемым режимом нагрева и специаль ного контейнера. Контейнер представляет собой сосуд, разделенный слоем войлока на две части — нижнюю, служащую для
30
подачи в нее сжатого воздуха (лучше — азота), и верхнюю, куда засыпается нано симый порошок. Под воздействием тон чайших струй сжатого воздуха, прошед ших сквозь войлок, порошок приходит во взвешенное состояние. При этом обра зуется слой неустойчивого (так как он за висит от давления подаваемого воздуха) аэрозоля, мельчайшие частицы полимера интенсивно двигаются в различных на правлениях. Это и дало повод называть такое состояние порошка «псевдокипя щим» слоем.
Перед напылением металлическая по верхность, подлежащая покрытию, долж на быть тщательно очищена от ржавчины и обезжирена. Нагретая 'до температуры около 300 градусов (исследования пока зали, что именно при этой температуре адгезия имеет наивысшее значение), де таль вносится на 4—5 секунд в «псевдо кипящий» слой порошка. Вносится она один раз или несколько раз подряд, в за висимости от того, какой толщины слой необходимо получить. После этого деталь охлаждается на воздухе.
Процесс декоративного или антикорро зийного покрытия на этом и заканчивает ся. Если же таким способом напыливают
31
капроном вкладыш подшипника, то после охлаждения вкладыш должен быть расто чен, так как идеальной равномерности слоя покрытия 'по толщине достигнуть при напылении вихревым методом не удается.
Для предохранения поверхностей дета лей, не подлежащих напылению, могут быть рекомендованы меловая или графи товая обмазки либо защита их листовым асбестом. Когда же хотят придать защит ной декоративной пленке окраску, в поро шок поливинилбутираля добавляют ми неральные красители. Окись хрома ис пользуют для получения покрытия зеле ного цвета, двуокись титана — для прида ния покрытию светло-серого цвета. Алю миниевая пудра придает покрытию цвет серебрина.
Стойкость покрытия из поливинилбути раля по отношению к различного рода агрессивным средам и механическим воз действиям несравненно выше, чем у мас ляных красок. Это ценное качество за ставляет искать пути применения таких покрытий в первую очередь для деталей промысловых механизмов, а также рыбо обрабатывающих и транспортирующих механизмов судовых рыбных фабрик. На них, как известно, обычная краска дер-
жится недолго, оборудование быстро при обретает антисанитарный вид.
Это доставляет много хлопот промыс ловикам, удорожает себестоимость рыб ной продукции и ухудшает условия труда людей. Вот почему уже в 1963 году, когда коллектив лаборатории, по сути дела, только еще осваивал технологию нанесе ния покрытий и вел лабораторные иссле дования их сплошности, прочности и стой кости в различных средах, лабораторией было сделано покрытие поливинилбутиралем на значительном количестве судо вых деталей. Эти детали затем были уста
новлены на судах для |
испытаний |
в эксплуатационных условиях. |
Так, на |
БМРТ-259 установлены покрытые поливинилбутиралем детали филейной маши ны «Баадер-99», на РТ-200 — крышка масляного холодильника и фланец ди стиллятного насоса, на СРТ-223 — детали головок сетевыборочной машины и захва ты транспортера рыбопосольного агрега та, на РТ-260 — крылатка и корпус вен тилятора ЭРВ-3.
С тех пор прошло 8— 12 месяцев, но жалоб с этих судов на работоспособность покрытых поливинилбутиралем деталей не было.
3 Зак. 2808 |
33 |
В таком же исполнении и почти тогда же две крылатки вентилятора рыбомуч ных установок переданы для установки на суда судоремонтному заводу № 1 Мур манской судоверфи. К сожалению, дан ных о результатах их эксплуатации у нас еще нет. Значение же их испытаний труд но переоценить, так как обычно эти дета ли довольйо быстро выходят из строя и увеличение их межремонтного периода представляло бы значительный интерес для флота.
Лаборатория новых материалов, кроме того, подготовила и провела совместно с промышленностью натурные испытания подшипников, на рабочие поверхности которых нанесен вихревым методом тон кий капроновый антифрикционный слой. Такие подшипники испытывались на воз душном компрессоре того же среднего траулера № 223. Первые результаты ока зались весьма обнадеживающими. Подго товлены к испытаниям также пародинамо и центробежный циркуляционный насос. Испытания их будут начаты в ближайшее время.
Поставленные опыты позволяют пред положить, что покрытие уплотнительных поверхностей некоторых деталей тонким
34
слоем пластмассы может позволить в ря
де случаев отказаться от |
шабровки их, |
а иногда и от прокладок. |
|
Немного о применении газопламенного |
|
способа. Отдельные опыты |
по использо |
ванию этого способа нанесения тонко слойных пластмассовых покрытий на ме таллические поверхности проводились ла бораторией в 1963 году. В частности, кор пус вентилятора ЭРВ-3 на траулере «Ветлуга» был покрыт поливинилбути-
ралем именно |
газопламенным |
методом |
с применением |
специального |
аппарата |
УПН-4Л. Однако технология этого про цесса коллективом лаборатории еще не отработана, и освоение его в 1964 году будет продолжаться.
Практика показывает, что качество по крытия, нанесенного газопламенным ме тодом, всегда хуже, чем при вихревом ме тоде. Это объясняется большей интенсив ностью воздушной струи, вероятностью местного перегрева на отдельных участ ках покрытия и пережога слоя. Однако у него есть и свое преимущество. Вихре вой метод применим для напыления
лишь сравнительно |
небольших деталей, |
а размеры деталей, |
покрываемых газо |
пламенным методом, практически не
35
ограничены. Вот почему освоение газопла менного метода и следует считать целе сообразным.
СУДОВЫЕ ТРУБОПРОВОДЫ ДЕЛАЮТСЯ
ИЗ ПОЛИЭТИЛЕНА
В общем объеме ремонта промысловых судов большой удельный вес падает на ремонт судовых трубопроводов. По тру доемкости он достигает 30—35 процен тов. Более того, предусмотренный прави лами технической эксплуатации пятилет ний период между малыми капитальны ми (средними) ремонтами судна в ряде случаев оказывается слишком большим для многих стальных трубопроводов. Изза коррозионного износа их приходится ремонтировать значительно чаще — че рез два с половиной или три года. Это вы зывает дополнительные простои судов, приводит к потерям в вылове рыбы.
Защита судовых трубопроводов от кор розии, таким образом, является важной проблемой. К сожалению, существующий широко распространенный способ ее — цинкование — не обеспечивает необходи мой длительности антикоррозионной за щиты труб. Он увеличивает срок их служ-
36
бы на год или полтора. Кардинального решения этого вопроса позволит добиться только применение продукции Большой химии. Возможности же традиционных материалов, используемых для изготов ления труб и их защиты от коррозии, следует считать исчерпанными.
Отечественной промышленностью осво ено производство труб и фитингов к ним из термопластичного материала — полиэтилена. Этот материал нашел самое широкое применение как в нашей стране, так и за рубежом.
Химическая формула полиэтилена —
[СН2—СН2]П.
В зависимости от технологии его про изводства (условий полимеризации) по лучают полиэтилен высокого давления (низкой плотности) или же полиэтилен низкого давления (высокой плотности). Первый получается при давлениях 1500—2000 -атмосфер и температуре око ло 180 градусов, второй — при нормаль ном давлении и температуре 110— 140 гра дусов при содействии катализаторов (че тыреххлористый титан и триэтилалюминий).
Есть и другие методы производства полиэтилена.
37
О свойствах полиэтилена рассказывает следующая таблица:
Свойства полиэтилена |
Низкой |
Высокой |
|
плотности |
плотности |
||
|
|||
Удельный вес ( г / с м 3) |
0,920—0,930 |
0,940—0,970 |
|
Предел |
84— 175 |
200—450 |
|
прочности ( к г / с м ) |
|||
Удлинение (%) |
150—600 |
100—900 |
|
Температура |
|
|
|
плавления (°С) |
112— 120 |
125— 135 |
Молекулярный вес полиэтилена колеб лется в весьма широких пределах — от 50 000 до 150 000. Полиэтилен водостоек, обладает большой химической стойко стью и высокими диэлектрическими свой ствами. По данным одного из институ тов, трудоемкость обработки и монтажа полиэтиленовых труб приблизительно п 4 раза меньше, чем стальных. Недостат ком его как материала для судовых тру бопроводов является его малая стойкость по отношению к нефтепродуктам и мине ральным маслам.
Трубы, которые могут быть использо ваны для судовых трубопроводов, изго товляются из полиэтилена низкой плот
38
ности для условных давлений 2,5 кг/см2, 6 и 10 кгісм2 с условным проходом от 10 до
150миллиметров.
Внастоящее время действует ряд огра
ничений Регистра СССР в отношении при менения полиэтиленовых труб на судах. Эти ограничения вызваны существенно меньшей прочностью полиэтиленовых t труб по сравнению с металлическими. Тем не менее, полиэтиленовые трубы находят применение на судах — в сточной, фано вой системах, а также в системах холод ного водоснабжения. Для систем горячего водоснабжения могут быть рекомендова ны стальные трубы, футерованные поли этиленом высокого давления. Производ ство таких труб и фитингов к ним также освоено отечественной промышленностью.
Не исключено, что при условии даль нейшего улучшения качества полиэтилена полиэтиленовые трубы смогут найти при
менение и в судовых |
системах горячего |
водоснабжения. |
полиэтиленовых |
Опыт применения |
|
труб в судостроении и |
тем более в судо |
ремонте пока невелик. Но даже этот не большой опыт можно и нужно использо вать в судоремонте Мурманска. Он гово рит явно за применение полиэтилена.
39