ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ КАПРОНОВОГО
ЛИТЬЯ В СУДОРЕМОНТЕ
Коллектив специализированного участ ка капронового литья Мурманской судо верфи с 1961 года освоил изготовление большого количества самых разнообраз ных деталей и изделий из вторичного кап рона. К концу 1963 года он освоил, в част ности, выпуск 84 деталей радио- и элек троарматуры — рукояток, втулок, саль ников, шайб; целого ряда деталей судо вых механизмов — втулок, масленок, ро ликов, деталей штуцерно-торцевых соеди нений для труб, колец уплотнительных, колец к насосам, двадцати так называе мых дельных вещей — кронштейнов, ру кояток, деталей вентиляционных жалюзи, крючков для одежды, а также ряда изде лий несудового назначения. Общее коли чество деталей, выпущенных на судовер фи в 1963 году из вторичного капрона, со ставило несколько десятков тысяч штук.
Значительное количество деталей из вторичного капрона производится также на специализированном участке Канда лакшского механического завода.
Правда, все эти изделия, как видно из перечня, являются легко нагруженными,
20
деталями малоответственного назначения
'и легко заменяемыми. Но иначе на первых порах и не могло быть. Для промышлен ного изготовления более ответственных судовых деталей нужна полная уверен ность, что деталь из капрона не подведет, не заставит рыбаков производить ремонт
вусловиях моря, не потребует замены. Выводов, сделанных только на основании лабораторных работ, здесь уже недоста
точно. Эти выводы обязательно должны быть проверены на практике.
В 1963 году по договоренности с управ лениями «Мурмансельди» и Мурманско го тралового флота Мурманское отделе ние «Гипрорыбфлота» приступило к на турным испытаниям на судахопытных вкладышей подшипников промысловых механизмов и устройств. Первым «под опытным» нашим судном стал средний траулер № 223. В плавмастерской «Резец», в содружестве с ее коллективом, сотрудники лаборатории перевели в июне 1963 года на капроновые вкладыши и втулки почти все промысловые механиз мы этого среднего траулера.
Большую помощь сотрудникам лабора тории и судоремонтникам оказал в этом старший механик СРТ-223 т. Мясищев.
21
Он оказался настоящим энтузиастом про |
|
|||||
грессивных материалов. |
|
|
||||
Это был |
первый опыт установки на ры |
|
||||
боловном судне такого большого количе |
|
|||||
ства деталей |
ответственного |
назначения |
|
|||
из вторичного капрона. |
|
|
||||
Какие же именно капроновые детали |
|
|||||
установлены на. СРТ-223? На валах тра |
|
|||||
ловой лебедки — капроновые вкладыши, |
|
|||||
а в ручьевых головках, редукторах и роле |
|
|||||
сетевыборочной машины, в турачке для |
|
|||||
выборки |
поводцов, |
дрифтерном шпиле |
|
|||
и |
роликах |
тралового вооружения — |
|
|||
неразрезные капроновые втулки. |
|
|||||
Поскольку судно после переоборудова |
|
|||||
ния эксплуатировалось все время на сель- |
^ |
|||||
дяном дрифтерном промысле, исчерпы |
|
|||||
вающих данных по работе лебедки и ро |
|
|||||
ликов получить не удалось. Эти механиз- |
|
|||||
мы проработали с |
пор под нагрузкой |
|
||||
только около 30 часов. Но их осмотр все |
|
|||||
же до некоторой степени подтвердил воз |
|
|||||
можность применЛЩя капрона в испыты |
|
|||||
ваемых узлах: нишких следов износа или |
|
|||||
подплавления ноЖх вкладышей и втулок |
|
|||||
при осмотре обнгШужено не было. |
|
|||||
|
Ревизия всех Жханизмов СРТ-223 со |
|
||||
вскрытием и обміром опытных узлов бы |
|
|||||
ла |
произведена п |
сентябре |
1963 года. |
|
22
Больше всего при этом сотрудников лабо ратории, понятно, интересовало состояние узлов механизмов и оборудования для дрифтерного промысла. Они-то поработа ли после переоборудования как следует. Результаты оказались хорошими. При ре визии установлена высокая работоспособ ность капрона, подтверждена возмож ность замены этим материалом бронзы и ба’ббита.
С тех по'р Уу'дно почти непрерывно на ходится на промысле. Радует, что ника ких претензий у экипажа к работе меха низмов во время последнего подхода суд на в порт (в феврале 1964 года) не было. Поэтому вскрытие и ремонт узлов не по требовались. Нет никаких тревожных со общений с СРТ-223 и сейчас, спустя не сколько месяцев.
Испытания капроновых втулок и вкладышей на СРТ-223 любопытны и дру гим. Случайные обстоятельства привели к тому, что в первом рейсе на среднем трау лере были ненормальные, плохие условия работы отдельных узлов, включающих капроновые детали. Это позволило уста новить, что капрон в некоторых отноше-
„ниях даже превосходит по своим качест вам бронзу и баббит.
23
Применение капрона в узлах трения механизмов, например, снижает уровень их шумности. Благодаря малому значе нию коэффициента трения капрон лучше переносит кратковременную работу в ус ловиях обедненной смазки,допускает при невысоких нагрузках смазку водой. Шей ки валов, работающие по капрону, хоро шо зашлифовываются в работе, их износ при этом меньше, чем при работе по брон зе, и они не корродируют. Капрон пре красно поддается шабрению, трудоем кости этой операции в несколько раз меньше, чем на бронзе. Таким образом, повторный ремонт узлов и механизмов, работающих с капроновыми деталями, будет обходиться, видимо, несравненно дешевле и протекать много быстрее, чем теперь.
Эти выводы и позволили поставить во прос о проведении более широких’ испы таний капрона в узлах трения. Предложе ние было встречено одобрительно. И вот в конце 1963 года иа Мурманской судо верфи судоремонтндки и работники лабо ратории занялись переоборудованием промысловых механизмов на РТ-265, где
старшим механиком т. Винник. На капро- * новые подшипники была переведена тра
24
ловая лебедка судна. Капроновые втулки были установлены также в центральном, бортовых и подвесных роликах правого борта.
В начале января это судно вышло на промысел. А в конце марта, успешно со вершив два рейса, оно встало на котло чистку. Проведенная во время котлочист ки ревизия опытных узлов лебедки под твердила их вполне удовлетворительную работу.
В третий рейс РТ-265 ушел без какоголибо ремонта узлов траловой лебедки.
При общей оценке первых результатов этого эксперимента следует учесть, что траловая лебедка — это механизм, рабо тающий на 'промысловом судне в услови ях наибольших нагрузок. Его валы и под шипники испытывают рывки и удары, а условия смазки при этом не всегда нор мальны. Поэтому первые результаты ис пытаний капроновых подшипников на СРТ-223 и РТ-265 обнадеживают, хотя и не позволяют еще сделать окончательных выводов. Можно предположить, что и для других механизмов величина опорных по верхностей подшипников, а следователь но, и их длина в капроновом исполнении может быть сохранена такой же, как для
25
бронзы, поскольку именно это соотноше ние было выдержано в обеих траловых лебедках — на РТ-265и СРТ-223. Эти два корабля — не единственные, где установ лены опытные капроновые детали в узлах трения. На СРТ-150 и СРТ-346 отдельные подшипниковые узлы также выполнены из капрона. Опыт их эксплуатации помо гает лучше проверить работоспособность этого материала.
Полученный к апрелю 1964 года опыт эксплуатации капроновых подшипников позволил промышленности совместно с «Гипрорыбфлотом» принять решение по вторить эксперимент, но уже в более ши роких масштабах — на трех траулерах и пяти средних траулерах, направляемых на траловый промысел. Во время этого эксперимента будет проверяться работо способность подшипников, изготовленных из отходов капрона, не бывших в употреб лении. (отходы, полученные с фабрики орудий лова), бывших в употреблении, а также отлитых с добавлением пяти—де сяти процентов графита.
Таким образом, если учесть количество привлекаемых к эксперименту судов, можно сказать, что в 1964 году в Север ном бассейне начинается внедрение кап
26
рона в качестве подшипникового материа ла для промысловых механизмов. Следу
ет ожидать, |
что в 1965 году этот |
опыт |
||
начнет распространяться |
как на |
дру |
||
гие |
классы |
кораблей — рефрижератор |
||
ные |
средние |
траулеры, |
большие |
моро |
зильные траулеры мурманских флотов, — так и на суда других бассейнов. Не ис ключено, что начало этому будет положе но еще в 1964 году.
Здесь уместно остановиться на вопро сах, которые необходимо учитывать в свя зи с предстоящим серийным изготовлени ем подшипников из капрона.
1. Пресс-формы для их изготовления янляются довольно трудоемкими и доро гими изделиями. Поэтому, очевидно, невыгодно и нецелесообразно для каждо го судна изготавливать их специальный комплект, применительно к индивидуаль ным размерам шеек валов. Эти размеры необходимо в максимальной степени уни фицировать с тем, чтобы один комплект пресс-форм мог быть использован для от ливки вкладышей наибольшего количест ва лебедок.
2. Первые опытные вкладыши, приме ненные на СРТ-223 и РТ-265, имели, естественно, некоторые конструктивные
недостатки. Сейчас следует попытаться эти недостатки исключить (ликвидиро вать в разрезных вкладышах шпоночные приливы, сократить их число во втулках ваерных барабанов и т. д.).
3. Необходимо отработать для капроно вых деталей систему допусков и способов измерений, которые, очевидно, должны отличаться от существующих систем и способов, разработанных для металлов.
4. Необходимо разработать технические условия на сырье и изготовление литых капроновых деталей ответственного на значения, которые позволят осуществлять пооперационный контроль и отбраковку готовой продукции по всем необходимым признакам.
Лишь при соблюдении этих условий из готовление деталей из капрона может быть рекомендовано не только судоремон ту, но и .судовому машиностроению для изготовления новых механизмов.
Перспективным является также приме нение капрона в качестве антифрикцион ного материала в узлах трения главных машин, валопровода, руля, вспомогатель ных механизмов и механизмов общесудо вых устройств, конструкция которых регламентирована правилами Регистра
28
СССР. Представляется целесообразным параллельно с подготовкой специального стенда, который позволит испытывать на турные подшипники под любыми нагруз ками непрерывно в течение нескольких недель, производить испытания их на промысловых судах, причем в первую очередь — на дублированных механиз мах.
ПОЛИМЕРЫ ЗАЩИЩАЮТ МЕТАЛЛ
Сейчас известны три метода нанесения покрытий металлических изделий порош кообразными пластмассами: вихревой, струйный и газопламенный. Наиболее яс ны перспективы применения для нужд рыбной промышленности первого и треть его из них. Освоением этих двух методов в настоящее время как раз и занята лабо ратория новых материалов Мурманского отделения «Гипрорыбфлота». Но работа только что начинается, и коллектив лабо ратории приобрел некоторый опыт пока лишь по использованию вихревого ме тода.
Материал для нанесения должен выби раться в зависимости от назначения по крытия. Для получения защитного и де
29