ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ — ТАРА
ИЗ ПЛАСТМАССЫ
Потенциальные возможности примене ния в рыбной промышленности тары из пластмасс и других синтетических мате риалов чрезвычайно велики. Но и здесь, как во всяком новом деле, есть свои тех нические трудности. Материал для тары, предназначаемой для хранения и транс портировки рыбы и рыбных продуктов, должен сочетать в себе свойства абсолют ной нетоксичности по отношению к про дуктам хранения с достаточной механи ческой прочностью. Весьма важным каче ством его является также ударопрочность.
Из известных неметаллических мате риалов нетоксичностью обладает литьевая композиция ЛКФ-2, а также полистирол марки ПС-СУг, однако он довольно хру пок. Полиэтилен более технологичен, не боится ударов, но он пока еще не пригоден для длительного хранения рыбных про
дуктов.
Технология его изготовления несовер1 шенна.
Однако следует ожидать, что усовер шенствование промышленной технологии производства полиэтилена в дальнейшем
40
позволит применять его также и для этих целей.
Не отвечают пока всем требованиям и стеклопластиковые композиции, широко применяемые для крупногабаритных из делий.
Тем не менее, несмотря на перечислен ные трудности, пластмассы призваны стать в ближайшем будущем основным материалом для изготовления тары.
Можно назвать четыре технологиче ских процесса, приемлемых для изготов ления пластмассовой тары. Это — литье под давлением, прямое прессование, ва куум-формование и пневмоформование.
Какой из них окажется лучше в на ших условиях, в дальнейшем покажут эксперименты.
Эти эксперименты уже не за горами. Планом работы лаборатории на 1964—
1965 годы предусмотрено освоение опыт ного производства пластмассовой судо вой оборотной тары. Ориентировочные размеры ее — 720X480X170 мм.
Что касается тары больших разме ров — контейнеров, бочек и т. п., — то ее перевод на пластмассовое исполнение — дело несколько более дальней перспек тивы.
41
СТЕКЛОПЛАСТИКОВЫЕ КОМПОЗИЦИИ
ИЩУТ СВОЕ МЕСТО
Одним из важных направлений в ра боте по модернизации судов является применение в судоремонте стеклопла стиков.
Стеклопластики — это общее название композиций из стеклоткани, пропитан ной синтетическими смолами, например, фенолформальдегидной смолой Р-2, полиэфирмалеинатной смолой, эпоксидны ми смолами. Как известно, изделия из стеклопластиков отличаются высокой прочностью. Они не подвержены корро зии и не требуют поэтому окраски. Пре дел прочности отдельных видов стекло пластиков превышает 3500 кгісм2. Такие свойства позволяют применять стекло пластики даже для изготовления корпу сов мелких судов — катеров, яхт, шлю пок и т. д.
Опыты по применению стеклопласти ков проводились и в Мурманске. На Мур манской судоверфи, в частности, прове дена серия опытов по защите поверхно сти судовых гребных винтов от коррозии и эрозии путем оклеивания их стекло тканью на эпоксидных клеях.
42
В 1965 году в «Мурмансельдь» посту пят для испытаний в промысловых услот виях первые гребные винты для средних рыболовных траулеров с лопастями из стеклопластика. Их проектирование и изготовление производится при участии Мурманского отделения института «Гипрорыбфлот» и специалистов других ор ганизаций и предприятий.
Каковы же перспективы внедрения стеклопластиков на судоремонтных пред приятиях рыбной промышленности?
Из стеклопластиков в условиях судо ремонта целесообразно делать части воз духопроводов вентиляционных систем, корпуса и крылатки вентиляторов, ящи ки, поддоны, то есть главным образом те изделия, которые в настоящее время из готовляются из тонколистового проката. В процессе освоения технологии номен
клатура изделий, естественно, может быть значительно расширена.
Лаборатория новых материалов Мур манского отделения «Гипрорыбфлота» уже в 1964 году будет осваивать изготов ление изделий из стеклопластиков.
Есть и иное направление использова ния этих материалов. Существует аппа ратура для нанесения на металлические
43
поверхности тонкослойного стеклопла стикового покрытия. Этот процесс также может быть с успехом применен в судо ремонте для защиты от коррозии, напри мер, палубного оборудования и устройств. Коллектив лаборатории новых материа лов будет осваивать его в 1964— 1965 го дах.
МЕХАНИКА ВЫРУЧИТ ЭПОКСИДНЫЙ КЛЕЙ
С каждым годом все шире применяют ся в отечественном судостроении и судо ремонте конструкционные клеи. Наибо лее перспективны из них эпоксидные.
Что же это за клеи?
Готовятся они на основе эпоксидных смол с добавлением того или иного пла стификатора и отвердителя. Можно при
вести, например, такой |
состав конструк |
ционного эпоксидного |
клея: 100 весовых |
частей смолы ЭД-6, |
15 весовых частей |
дибутилфталата в качестве пластифика тора и 10— 15 весовых частей полиэтиленполиамина в качестве отвердителя. Клей такого состава является клеем хо лодного отвердевания (отвердевает при комнатной темпёратуре), поэтому, приго
44
товление композиции следует произво дить непосредственно перед примене нием. При использовании в качестве от вердителя малеинового ангидрида полу чается клеевая композиция, отвердеваю щая при подогреве до 100— ПО градусов.
При отвердении эпоксидные клеи пере ходят в неплавкое и нерастворимое со стояние. Они обладают высокой адгезией к металлам и многим неметаллическим материалам, высокой прочностью, малой усадкой при отвердении, водостойко стью и высокой химической стойкостью, в том числе по отношению к минераль ным маслам и нефтепродуктам.
Стойкость по отношению к минераль ным маслам и нефтепродуктам — отлич ное качество эпоксидных клеев. Оно поз волило работникам лаборатории новых материалов и Мурманской судоверфи по ставить ряд интересных опытов по при менению этих клеев для ремонта судо вых механизмов. В блоках главных дви гателей средних траулеров № 179 и 341, например, посажены на эпоксидный клей переходные кольца под гильзы. Эта ме ра была вызвана гдубокой коррозией по садочных мест в блоках. Другой метод ремонта был уже невозможен. Клей вы
45
ручил. Он дал возможность сохранить блок двигателя для дальнейшей эксплуа тации.
Лабораторией осуществлено еще не сколько не менее интересных опытов ре монта с применением эпоксидного клея. И что важно, в большинстве случаев ре
монт механизмов |
обычными |
способами |
||||
был уже невозможен. |
|
|
|
|||
Редкостные свойства эпоксидных клеев |
||||||
делают |
их |
буквально незаменимыми |
||||
средствами на любых |
судах, когда ма |
|||||
шинная |
команда |
производит |
ремонт |
|||
своими силами. С их |
помощью |
сравни |
||||
тельно |
просто |
могут |
быть |
выполнены |
||
в судовых условиях |
такие |
работы, как |
восстановление герметичности чугунных
корпусов |
механизмов, арматуры, труб. |
В 1964 |
году лабораторией новых мате |
риалов будет разработана документация на судовые аптечки. Основой их явятся компоненты клеевых композиций и раз личные виды стеклоткани. Аптечки бу дут снабжены инструкциями по исполь зованию, в которых будет учтен опыт ра бот, проведенных силами лаборатории и судоремонтных предприятий Мурманска, а также опыт применения эпоксидных клеев на судах морского флота.’
46
* |
* |
|
|
* |
|
Химия с каждым |
годом |
все смелее |
и настойчивее вторгается в |
судоремонт, |
отвоевывая для себя место у привычных для нас материалов — черных и цветных металлов, дерева. И речь идет не только о полимерах, обычных стеклопластиках, конструкционных клеях. Все более ши роко применяются в судоремонте новые синтетические изоляционные материа л ы — плиты штапельного стекловолок на, в частности ФС-7 и другие, декора тивные отделочные материалы — пави нол, текстовинит, полихлорвиниловый ли нолеум, новые сорта мастик и красок, выделяющихся стойкостью, негорюче стью и другими качествами, выгодно от личающими их от ранее применявшихся материалов.
Ясно, что теперь, после декабрьского Пленума ЦК КПСС, приток новых хими ческих материалов усилится. Можно на деяться, что в ближайшие годы химия даст промышленности материалы, обла дающие еще более замечательными свой ствами. В связи с этим перед работника ми проектных учреждений, специалиста
47
ми судоремонтных предприятий и про мысловых флотов Северного бассейна встают ответственные задачи. Надо по ставить дело так, чтобы новые, более эко номичные материалы быстро испытыва лись и находили дорогу в цехи предприя тий, на промысловые суда. А общую за дачу по применению пластических масс и синтетических материалов в судоре монте, судостроении и судовом машино строении можно сформулировать так: надо сделать наши суда, их механизмы, системы и устройства настолько стойки ми к механическому износу и коррозии, чтобы их ремонт был ограничен в основ ном исправлением эксплуатационных поломок и профилактикой с выполне нием минимального количества приго ночных работ.
Последовательное решение этих задач позволит рыбакам Севера и всего Союза с каждым годом улучшать использова ние промыслового флота, увеличивать добычу рыбы, вносить все более весомый вклад в создание материально-техниче ской базы коммунизма.
ЧТО ЧИТАТЬ О ХИМИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛАХ И ВНЕДРЕНИИ ИХ В ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
В. П. Митрович. |
Исследование |
трения |
полиами |
||||||
|
|
|
дов по |
стали. |
Издательство |
||||
|
|
|
Министерства высшего и сред |
||||||
|
|
|
него |
образования |
РСФСР, |
||||
|
|
|
1961. |
|
|
|
|
|
|
А. |
Ф. |
Николаев. |
Новые типы синтетических смол |
||||||
|
|
|
и пластмасс на их основе. Из- |
||||||
|
|
|
дательство ЛДНТП, J9 6 1 . |
|
|||||
В. |
Я. |
Каменецкий. Изготовление деталей машин и |
|||||||
|
|
|
приборов из капрона. Машгиз, |
||||||
|
|
|
1961. |
|
|
|
|
|
|
И. П. Земляков. |
Капрон — материал для дета |
||||||||
|
|
|
лей машин. |
Гостехиздат, |
1961. |
||||
Г. А. Бобровников. Применение |
синтетических |
ма- |
|||||||
|
|
|
териалов при ремонте и модер |
||||||
|
|
|
низации. машин. Машгиз, 1963. |
||||||
В. М. Левин, |
Применение |
пластмасс |
и |
эко |
|||||
А. Н. Левин. |
номия материалов в промыш |
||||||||
|
|
|
ленности. Издательство эконо |
||||||
|
|
|
мической |
литературы, |
1962. |
||||
Н. И. Лафкин. |
Конструирование |
пресс-форм |
|||||||
|
|
|
для изделий |
из пластических |
|||||
|
|
|
маос. Машгиз, 1961. |
|
|
||||
Н. И. Суслов. |
Замена металла пластмассами. |
||||||||
|
|
|
Машгиз, |
1962. |
|
|
|
||
Ю. А. Воробьев. |
Точность |
деталей, |
получаемых |
||||||
|
|
|
литьем и |
|
прессованием |
из |
|||
|
|
|
цветных |
сплавов |
и |
пласт |
|||
|
|
|
масс. |
Машгиз, 1963. |
|
|