ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
отверстий, в которых сношена или сорвана резьба, фрезерованию мест глубоких корро зий, вырезке заплат на пробоины и т .д.
Опыт учит, что в некоторых случаях целе сообразно отказаться от общепринятых прие мов подготовки детали к сварке, которые
Рис. 4. Канавка вдоль трещины, подготовленной под заварку.
обычно рекомендуются. Например, А. М. Са рычев не делает канавку в месте прохождения трещины, если стенка тоньше 5—7 мм. Концы трещины в алюминиевых деталях он не засверливает, так как при любом, даже много кратном нагреве детали перед и во время сварки длина трещины не увеличивается. Раз делку трещины делает не под углом, а полу круглую, что создает относительно большую площадь сцепления основного металла с при садочным (рис. 4).
Глубина и ширина разделки при раз ных толщинах стенок различны, но приблизи тельно лежат в пределах, приведенных в таб лице 1.
20
|
|
|
|
Т а б л и ц а 1 |
Толщина стенки |
Глубина разделки |
Ширина разделки |
||
(мм) |
|
(мм) |
|
(мм) |
До 7 |
Не |
разделывается |
Не |
разделывается |
7—10 |
Ѵг толщины стенки |
|
6 - 8 |
|
10 -15 |
7з толщины стенки |
|
8 - 1 0 |
|
Разделывать канавки можно вручную (при |
||||
помощи зубила |
или специально |
заточенного |
крейцмейселя), но лучше делдть это механиче ским путем, при помощи электрической или пневматической бормашинки с гибким валом. При механическом способе значительно уве личивается скорость разделки, повышается ка чество и предотвращаются возможные полом ки стенок.
В остальных случаях подготовку деталей под сварку Сарычев производит по общепри нятой технологии.
Единого рецепта, пригодного на все слу чаи, конечно, быть не может, поэтому сварщик должен соображать сам, как лучше подгото вить деталь к сварке.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СВАРКИ
Для получения высококачественного свар ного шва очень важно правильно выбрать ма териалы, необходимые для данного вида рабо ты,— электроды (или присадочные прутки) и флюсы.
При сварке алюминиевых деталей нужно брать присадочный пруток из такого же спла-
21
ва, из какого изготовлена сама деталь. Напри мер, сваривая алюминиевые головки блоков цилиндров, Сарычев пользуется полосками (6X7 мм), нарезанными из листового дюралю миния, или прутками диаметром 7—8 мм, от литыми в кокиль из выбракованных головок блоков ГАЗ-51 и М-20 (сплав АЛ-4).
Рис. 5. Изготовление железо-медного электрода:
1— жестяная полоска; |
2— медный пруток; 3— заделка |
прутка в |
жестяную оболочку. |
Для холодной электросварки чугуна А. М. Сарычев считает самыми подходящими электроды ОЗЧ-1 или самодельные железо медные электроды. Медь, содержащаяся в них, повышает пластические свойства наплавлен ного металла, а жестяная оболочка электрода или обмазка ОЗЧ-1, в которую входит около 80% железного порошка и мрамора, выпол няют роль раскислителя и легирующего эле мента. Кроме того, железо-медный сплав проч но соединяется с чугуном.
Железо-медный электрод изготовить про
22
сто. Из белой жести нарезаются полоски дли ной 250—280 мм и шириной И мм (при диа метре электродного стержня 3 мм). На одном конце полоски делают желобок, в него встав ляют конец медного прутка (рис. 5). После этого конец обжатого полоской прутка встав ляют в калиброванное конусное отверстие стального бруска и при помощи плоскогубцев протягивают электрод. Для улучшения электро проводности и создания более устойчивой дуги на электрод наносят меловую обмазку.
Электроды ОЗЧ-1 разработаны и изготов ляются опытно-сварочным заводом Централь ного научно-исследовательского института Ми нистерства путей сообщения (ЦНИИ МПС).
Для растворения поверхностной пленки окиси алюминия, удаления ее из шва и более прочного сплавления основного металла с при садочным применяют ф л ю с ы в виде порош ков и паст. В настоящее время пользуются не сколькими марками флюсов, состав которых дан в таблице 2.
Т а б л и ц а 2
|
Номер |
флюса |
|
Компоненты флюса (°/о) |
2 |
3 |
4 |
] |
Хлористый натрий . . . . |
30 |
35 |
30 |
33,4 |
Хлористый калий . . . . |
45 |
— |
45 |
|
Хлористый литий . . . . |
15 |
50 |
15 |
33.3 |
Фтористый натрий . . . |
7 |
5 |
10 |
33.3 |
Фтористый калий . . . . |
|
|||
Кислый сернокислый калий |
3 |
— |
— |
|
К р и о л и т ............................... |
— |
10 |
— |
|
|
|
|
|
23
Запас флюса, необходимый на день, надо приготовлять каждое утро, а не впрок. Гото вить его надо в стеклянной посуде — насыпать порошок и развести его водой до сметанооб разной густоты. Если случится перерыв в ра боте, посуду с флюсом надо плотно закрыть пробкой, иначе он частично кристаллизуется.
КАК СВАРИВАТЬ АЛЮМИНИЙ
Крупные алюминиевые отливки сложной конфигурации полезно перед сваркой подогре вать. Во-первых, эта операция уменьшает воз можности возникновения деформаций, почти неизбежных при сварке, во-вторых, подогрева ние детали сокращает расход ацетилена и кис лорода. Деталь нагревается в электрической печи до температуры 300—350°, на что тре буется примерно 15—20 минут.
Определить момент плавления металла на глаз, по цвету невозможно, так как от нагрева алюминий своего цвета не меняет, он даже в жидком состоянии остается серебристым. По этому, приступив к сварке детали и направив пламя на дефектное место, надо сразу начать «прощупывание» состояния металла стальным скребком, разрушая окисную пленку. По мере нагревания ее удаляют с поверхности металла. Присадочный пруток периодически вводят в
посуду с флюсом и переносят его к месту сварки.
Пламя горелки направляется центрированно, т. е. таким образом, чтобы при заварке трещины оно прогревало равномерно обе сто
24
роны от ее центра. Ядро пламени нужно дер жатъ на расстоянии 10—12 мм от кратера, а горелку — под углом 20—35° к свариваемому изделию. Такое положение горелки предохра няет металл детали от слишком быстрого плавления и способствует прогреванию впере ди лежащей зоны, как бы подготовляя ее к плавлению.
Мощность пламени горелки характеризует ся величинами, указанными в таблице 3, его надо регулировать в зависимости от толщины* свариваемого металла.
|
|
|
Т а б л и ц а 3 |
Толщина металла |
1,5 |
3—4 |
5—10 |
(мм) . . . . |
|||
Мощность пламе |
|
|
|
ни (расход аце |
150 —300 |
300—-500 |
500—900 |
тилена, л/час) |
|||
Номер наконечни |
1 |
2—3 |
3 —5 |
ка горелки . . |
В отличие от практики сварки стали приса дочный металл при сварке алюминия плавится пламенем, так как жар сварочной ванны в этом случае недостаточен. Как только не сколько капель присадочного металла будет расплавлено, их вмешивают трущим движе нием прутка в ванну до ее дна.
При сварке алюминия следует учитывать, что темп работы -(манипуляции горелкой, при садочным прутком, вспомогательным инстру ментом) должен быть намного быстрее, чем при сварке стали.
Закончив сварку, нужно удалить с поверх ности шва остатки шлака и флюса. Для этого место сварки промывают теплой водой и очи щают стальной щеткой.
25
«ХОЛОДНАЯ» СВАРКА ЧУГУННЫХ ОТЛИВОК
Преимущества так называемой холодной электросварки чугунных отливок по сравнению с газовой сваркой с предварительным подо гревом известны. Этим способом на нашем за воде сваривают такие крупные и сложные чу гунные отливки, как блоки цилиндров автомо бильных двигателей, картеры маховиков и т. п.
При ремонте и реставрации чугунных де талей сварщик всегда должен заботиться о том, чтобы деформирующие напряжения, не избежные при сварке, были минимальны. До биться желаемого результата помогают неко торые специальные приемы, в частности свар ка короткими участками и с перерывами, во время которых места сварки остывают до 50—60° (т. е. до температуры, которую терпит рука). В зависимости от конфигурации дета ли, толщины стенок и напряженности детали в месте сварки длина одновременно сваривае мого участка может быть различна. Пример ные отношения этих величин приведены в таб лице 4.
Толщина |
стенка оди- |
||
свариваемой |
|||
стенки (мм) |
|
наковой |
|
До 5 |
До |
12 |
(15) |
5 - 7 |
» |
20 |
(25) |
7—10 |
» |
30 |
(35) |
10-15 |
» |
40 |
(45) |
|
|
|
Т а б л и ц а 4 |
||
Длина шва (мм) |
|
||||
с |
стенка |
|
напряженная |
||
резкими |
|
стенка |
|||
|
|
|
|
||
До |
12 |
(15) |
До (10) |
|
|
» |
15 |
(20) |
» |
10 (10) |
(25) |
» |
25 |
(30) |
» |
15—20 |
|
» |
30 |
(40) |
» |
20—30 |
(35) |
П р и м е ч а н и е . В скобках указана длина второго слоя соединения.
26
Иногда для получения более прочного сое динения на первый шов накладывается второй (обычно электродом ОЗЧ-1). Однако на стен ках напряженных, тонких и с резкими перехо-
Рис. 6. Движение электрода при сварке способом капленаложения:
1—5— последовательность наложения |
отдельных капель; |
|
6— электрод; 7— капли |
электродного |
металла; 8— трещи |
на; |
9— канавка. |
|
дами толщин наложение второго слоя не рекомендуется во избежание перегрева и создания лишних напряжений.
Применение более тонкого электрода и то ка возможно меньшей силы также способст вует предохранению отливки от перегрева и уменьшает напряжения. Во всех случаях свар ки чугунных деталей Сарычев применяет элек троды диаметром не более 4 мм, а силу сва
27
рочного тока устанавливает минимальную, из расчета 27—30 ампер на 1 мм толщины элек трода.
Для получения доброкачественного шва и сохранения форм и размеров корпусных чу гунных деталей большое значение имеет пра вильное манипулирование электродом. Сары чев рекомендует делать вертикальное петле образно-поступательное прямолинейное дви жение электрода (рис. 6). При таком движе нии основной металл не успевает расплавить ся, а только нагревается достаточно для того, чтобы хорошо сплавиться с каплей электрода. И, наконец, еще одна рекомендация: произво дить сварку нужно в закрытом помещении, где нет сквозняков, чтобы предупредить резкое охлаждение детали.
НАЧИНАЙТЕ с «а з о в »
Освоение сварки деталей из чугуна и алю миния следует начинать с устранения наиболее легких повреждений. К таким относятся тре щины, проходящие на верхней плоскости алю миниевой головки блока.
В блоке цилиндров ГАЗ-51 легче всего под дается заварке трещина в стенке рубашки ох лаждения, проходящая вертикально по углу блока, а в блоке цилиндров двигателя ЗИЛ — трещина, проходящая параллельно окну ру башки охлаждения. С ликвидации этих пов реждений и следует начинать освоение завар ки алюминиевых и чугунных деталей.
Итак, головка блока полностью подготов
28